Семинар практикум для родителей младшей группы
консультация (младшая группа)

Акопян Седа Шаваршовна

ГБОУ Школа № 1352 

 

 

 

 

 

 

Семинар практикум для родителей   младшей группы №3

 

На тему: «Влияние пальчиковых игр на развитие  речи  ребенка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Акопян С. Ш.

 

 

 

 

Москва  2021г

 

Цель семинара:

 

Сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в психофизическом развитии  детей .
 

Задачи:

  • Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;
  • Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника;

 

  • Предоставить родителям практические рекомендации по использованиюигр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.
  • Научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_palchikovyh_igr_na_razvitie_rechi_rebenka.docx496.82 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 1352  

Семинар практикум для родителей  средней группы №4

На тему: «Влияние пальчиковых игр на развитие  речи  ребенка»

Воспитатель: Акопян С. Ш.

Москва  2021г

Цель семинара:

Сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в психофизическом развитии  детей .

Задачи:

  • Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;
  • Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника;

  • Предоставить родителям практические рекомендации по использованиюигр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.
  • Научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.

«Ум ребенка находится на кончиках пальцев»(В. А. Сухомлинский)

«Рука-это своего рода внешний мозг»(Э. Кант)

«Рука -это инструмент всех инструментов»(Аристотель)».

Не секрет, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думаете, почему? Да потому, что с детьми всё меньше и меньше говорят родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц. Это книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта. Все это, несомненно, прогресс, но детские пальчики недополучают элементарную техническую «подпитку»,  что, в свою очередь, оставляет пассивными клетки головного мозга.

А в итоге, ребенок не говорит или говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь 2-3 слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются!

Проблема эта актуальна и для нашей группы. Сегодня мы решили для Вас  провести семинар – практикум, который называется «Влияние пальчиковых игр на развитие  речи  ребенка».

Человечек, которого вы видите на этом рисунке, не какой-нибудь вор или карикатура на известного политика. Нет. Этого человечка придумал канадский ученый Пенфилд, который таким наглядным образом изобразил мозг человека. Пропорции этого человечка соответствуют представлению нашего тела в коре головного мозга. Около трети занимает кисть руки, еще треть — губы, язык, гортань, т.е. речевой аппарат, остальное тело непропорционально мало.

И этот чудак с большим ртом и огромными загребущими руками – это мы в истинном свете головного мозга. Это так называемый гомункулус ( человек) Пенфильда.  Проекция всех частей тела в  коре головного мозга выглядит так:

заикание.NET: Человечек Пенфилда

В нем проекции всех частей тела в двигательной области мозга показаны в образной форме.

Практически наблюдения физиологов установили, что центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу. Стимуляция центра, отвечающего за движение пальцев, приводит к активации процессов в речевом центре. Т.о., если мы хотим, чтобы ребёнок хорошо говорил, нужно развивать его ручки!

Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры — это упражнения пальчиковой гимнастики. Какое действие оказывает пальчиковая гимнастика:

На Руси испокон веков были распространены пальчиковые игры , такие как, «сорока-ворона», «ладушки-ладушки», «коза-дереза» и много, много других. В народе широко распространены поговорки, отмечающие тесную связь между активностью кисти и психическим состоянием: «все из рук валится», «руки опускаются», «руки не доходят», «из рук вон (плохо)», «легкая рука», «с легкой руки», «правая рука (кого, чья)», и т. д.

Большинство из нас, употребляя в быту подобные поговорки и игры, редко задумывается над тем, насколько глубокий смысл в них заложен.

Например , согласно  с «тайными» учениями востока , если замкнуть средний и большой палец на обеих руках, то выравнивается энергетический потенциал человека, т.к. наступает равновесие между входящим и исходящим потоком энергии.

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать деятельность внутренних органов, а также развивать весь организм в целом.

•        Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность ребенка, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Ведь играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело.

•        Пальчиковая гимнастика учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! И нам, родителям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.

•        Когда малыш говорит и стихами сопровождает упражнения из пальчиковой гимнастики — это делает его речь более четкой, ритмичной, яркой. Кроме этого, таким образом, он может усилить контроль за своими движениями.

•        В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот  вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша.

•        А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые рассказы. Сначала пример покажет мама или папа, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».

•        После всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма.

Упражнения-игры без предметов универсальны, потому что ни к чему не привязаны и могут выполнятся в любом месте- на улице , дома , в очереди.

Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают.

Как же разучивать такие игры?

1. Взрослый сначала показывает игру ребенку сам.

2. Взрослый и ребенок проделывают движения одновременно, взрослый при этом проговаривает текст.

3. Ребенок производит движения с поддержкой взрослого, который проговаривает текст.

4. Ребенок производит движения и рассказывает текст, а взрослый поддерживает и в нужный момент помогает.

Умелыми пальчики становятся не сразу. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком:

-Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, объяснить незнакомые слова, применяя картинки или игрушки, при этом отрабатывая необходимые жесты, движения. Это позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения.

-Все упражнения необходимо выполнять ежедневно.

-Указания должны быть спокойными, четкими.

-Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

-Текст разучивайте наизусть постепенно, соотнося слова с движением.

-Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию.

-Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.

-Никогда не принуждайте. Следите, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми порциями, но с оптимальной нагрузкой.

-Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

-Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые) .

Предлагаю вам попробовать поиграть с детьми.

Начинаем с разминки:

1.        Покатаем шестигранный карандаш между ладошками: «Карандаш в руке катаю,

  Между пальцами верчу.

  Непременно каждый пальчик

  Быть послушным научу».

Теперь родители помассируют ручки детям:

2.        «Мышка мыла мышам лапку –

  Каждый пальчик по порядку.

  Вот намылила большой,

  Сполоснув потом водой.

  Не забыла и указку –

  Смыв с нее и грязь, и краску.

  Средний мылила усердно –

  Самый грязный был, наверно.

Безымянный терла пастой –

  Кожа сразу стала красной.

  А мизинчик быстро мыла –

  Очень он боялся мыла…

Теперь можно перейти и к самим упражнениям. Все пальчиковые упражнения можно разделить на 3 группы:

1.- упражнения для кистей рук на сжимание и разжимание пальцев:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик только ел.

Оттого и потолстел.

2.- упражнения для пальцев статические, т.е. простое изображение предмета:

Стул.

Ножки, спинка и сиденье –

Вот вам стул на удивленье.

(Ладонь левой руки располагается вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе).

Флажок.

Я флажок в руке держу

И ребятам им машу.

(4 пальца – вместе, а большой палец опущен вниз).

Цепочка.

Пальчики перебираем

И цепочку получаем.

(Большой и указательный пальцы левой руки в кольце.Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой – средний и т.д.)

Зайка.

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат.

(Пальчики в кулачок.Выставить вверх указательный и средний пальцы и шевелить ими.)

Гусь.

Гусь стоит и все гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет.

(Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу).

3.- упражнения для пальцев динамические (инсценировка небольших стишков):

Солим капусту.

Мы капусту рубим, рубим,    (ребром ладони рубим)

Мы морковку трем, трем,    (кулачки трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим,   (солим щепоткой)

Мы капусту мнем, мнем.      (пальчики сжимаем и разжимаем).

Стираем платочки.

Мы платочки постираем,

Крепко, крепко их потрем.   (трем кулачок об кулачок)

А потом повыжимаем,

Мы платочки отожмем.    (движение «выжимаем белье»)

А теперь мы все платочки

Так встряхнем, так встряхнем.   (встряхиваем кисти рук)

А теперь платки погладим,

Мы погладим утюгом.   (кулачком правой руки гладим ладонь левой)

А теперь платочки сложим   (хлопки ладошками)

И все дружно в шкаф положим.   (руки на коленки)

Полезные игры для развития мелкой моторики рук:

- «пальчиковый театр»;

- выкладывание узоров из мелких камешков, круп;

- вязание, шитье, вышивание;

- завязывание и развязывание узелков;

- застегивание и расстегивание пуговиц различ­ной величины;

- комканье и сжимание пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти руки);

- лепка из глины или пластилина;

- нанизывание бус, бисера, пуговиц;

- нанизывание колец различной величины на стержень;

- перематывание цветных клубочков ниток;

- складывание из кубиков домиков, машинок и т. п.;

- собирание мозаики по возрастающей сложности;

- рисование с трафаретами ( для внутренней обводки, так как ребенку легче обводить внутри, чем снаружи);

- узнавание предметов на ощупь.

Самомассаж кистей рукявляется к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов. При этом в процессе самомассажа укрепляются мышцы, суставы и связки не только массируемой, но и массирующей кисти.

Очень полезно предоставлять ребенку возможность проводить самомассаж в « сухом бассейне» (гречка, фасоль, горох).

Одновременно сжимайте и разжимайте пальцы рук и говорите вместе с ребенком:

« В миску насыпали горох

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили»

Массировать пальчики можно зубной щеткой. Помассируйте пальцы рук ребенка, начиная с большого и до мизинца. Растирайте сначала подушечку пальца, затем медленно опускайтесь к его основанию.

« Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорее,

Пальчики - удальчики ».

Массировать поверхности ладоней можно мячиками-ежиками:

« Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет.

Взад- вперед его качу.

Вправо – влево, как хочу.

Сверху - левой, снизу — правой

Я его катаю, браво! »

Благодарю  вас за внимание, надеюсь , что Вы узнали много интересного, а самое главное, что у Вас появилось желание поиграть с детьми в игры, которые помогут эффективному развитию речи.

Обучая своего ребенка, Вы оздоровите своего малыша, разовьете его творческую фантазию, выдумку, ускорите развитие речи, а главное- заслужите еще большую его любовь и доверие. И когда-нибудь ваша дочь или сын, обучая игре своих детей, с благодарностью вспомнит Вас. Доброе зернышко, прорастая, укореняется  и  приносит хорошие плоды!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-практикум для воспитателей групп раннего развития "Ум ребенка на кончиках его пальцев"

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в процессе конструирования"...

семинар-практикум для педагогов группы раннего возраста - культурно-гигиенические навыки

Семинар- практикум для педагогов по теме:«Задачи и формы работы с детьми раннего возраста по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания»...

Семинар-практикум в логопедической группе по программе ФГОС

Внедрение программы ФГОС в этом году непосредственно коснулся всех детских садов. 12 декабря 2014 года в детском саду "Теремок" г. Азнакаево состоялся очередной семинар- практикум для логопедов и восп...

Методическая разработка «Система работы с детьми раннего возраста по формированию сенсорных эталонов». Семинар-практикум для воспитателей групп раннего возраста

Мастер класс по теме: «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей в ясельной группе с использованием фольклора».Используемые технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, педагогич...

Семинар – практикум для родителей группы раннего возраста «Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста»

Данный методический материал предполагает повышение психолого – педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам речевого развития детей раннего возраста. Знакомит  родителей с инн...