Проект на тему : «Адаптация детей младшего возраста к условиям детского сада»
методическая разработка (младшая группа)
Методическое пособие «Адаптационно-дидактическая ростовая кукла «Наш друг - Умка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie_adaptatsionno-didakticheskaya_rostovaya_kukla_nash_drug_-_umka.docx | 38.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта: «Адаптация детей младшего возраста к условиям детского сада»
Автор проекта: Султанова Алтын Толегеновна – воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Пчелка»»
Вид проекта: практико-ориентированный; групповой; краткосрочный.
Место реализации проекта: группа младшего возраста МБДОУ Детский сад «Пчелка»»
Участники проекта: воспитатели, дети и родители группы.
Сроки реализации проекта: август – октябрь 2023 года.
Актуальность проблемы.
Поступая в детский сад, дети сталкиваются с проблемой социальной и психологической адаптации в новой обстановке и в новом коллективе. В течение ограниченного периода (из того берется сроки проекта), ребенок должен полностью изменить свой привычный ритм жизни, круг общения, взаимоотношения со взрослыми, научиться жить в детском коллективе.
В сентябре 2023 года я впервые начала работу с детьми младшего возраста. Проанализировав методическую литературу, опыт предлагаемый моими коллегами, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, поступивших в мою группу, мною создана методическое пособие «Адаптационно-дидактическая ростовая кукла «Наш друг - Умка». К данному пособию была систематизирована и оформлена картотека игр для снятия эмоционального и мышечного напряжения («Доброе утро», «В нашей группе», «Как летит листочек»), аудиотека музыкальных произведений. Я подобрала и внедрила здоровьесберегающие педагогические технологии к данному пособию, такие как: технология сохранения и стимулирования здоровья (гимнастика пальчиковая, гимнастика пробуждения, тактильная дорожка, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная), технология обучения здоровому образу жизни (игры - упражнения, самомассаж, точечный массаж).
Вы меня спросите: «А почему именно мишка, а не зайцы, коты или что-нибудь другое?». При беседе с родителями я выявила, что у многих дома есть любимая игрушка плюшевый медведь. … Плюшевый мишка — один из самых популярных и культовых в XX веке и начале XXI века видов мягких игрушек. Наверное, такая игрушка была очень нужна человечеству, раз она почти одновременно была придумана и в Америке, и в Европе. Но и в России медведь всегда был и остается самым популярным среди детских игрушек. Наверное, потому, что мишка ассоциируется с чем-то добрым, теплым. Он учит ребенка состраданию, дарит ему любовь и чувство защищенности. Наверно поэтому, в обнимку с ним дети засыпают – прикосновения к мягкой шерстке хорошо успокаивают возбудимую нервную систему малыша. Чаще всего именно эта игрушка становится первым неодушевленным объектом, с которым у маленького человечка
С точки зрения педагогики мягкие игрушки влияют на развитие детей положительно. Психологи ценят эту игрушку за благотворное влияние, пробуждающее в детях любовь к живой природе и воспитывающее человечность. Но ведь и взрослые люди неравнодушны к плюшевым медвежатам, часто берегут своего задушевного друга всю жизнь, не мыслят расстаться с ним. В игрушке, прототипом которой стал один из самых грозных хищников планеты, нет ни грамма агрессивности. Свои страхи, страдания, неуверенность мы поверяем ему, потому что, может, медведь с опилками в голове и не даст умный совет, но зато прекрасно сумеет выслушать. Медвежонок создает вокруг себя атмосферу психологического комфорта и уюта. Неудивительно, что трогательную игрушку хочется дарить самым близким и любимым людям.
Вот уже более ста лет различные специалисты безуспешно пытаются объяснить феномен плюшевого медвежонка. В дискуссиях об этом феномене один известный английский писатель сказал, что плюшевый медвежонок для взрослых символ счастливых дней детства, памятью о молодых, веселых и здоровых родителях.
Развивающей игрушкой мягкого медвежонка не назовешь: он не совершенствует координацию ребенка, его логику, мелкую моторику или память. Чтобы дети чувствовали тепло дома, я остановилась на этой игрушке, для того чтобы медведь осуществлял развивающие функции я его преобразила, обшила и превратила гостем нашей группы.
Действие данного пособия на детей таково, что, при умелом обращении, с помощью него можно избавить ребенка от страхов, чувства одиночества и ненужности, можно повысить самооценку и уровень самостоятельности малыша.
Цель проекта: Систематизация работы по созданию благоприятных условий социальной адаптации детей в условиях дошкольного учреждения.
Задачи проекта:
Для детей:
Обеспечить чувство комфорта, уюта, защищенности.
Способствовать формированию эмоционально положительного климата в группе.
Способствовать формированию навыков здорового образа жизни, внимательного рассматривания игрушки, обогащению словарного запаса, развитию навыков фразовой и связной речи.
Для педагога:
Повысить свой профессиональный уровень, найти эффективные формы и методы работы с детьми в период адаптации.
Для родителей:
Повысить педагогическую компетентность в вопросах адаптации детей младшего возраста к условиям детского сада.
Гипотеза: Если использовать системный подход в организации адаптации, в основе которого лежит комплекс мер направленных на создание оптимальных условий для детей раннего возраста, то это позволит детям
Ожидаемые результаты:
Дети:
• Легко войдут в новую для них среду и приспособятся к ее условиям с позитивными результатами;
• Сформируются умения общения со взрослыми и сверстниками.
Родители:
• Сложится эмоционально-положительное отношение к детскому саду;
• Стремление родителей к сотрудничеству.
Воспитатели:
• Установится тесное взаимодействие в решении проблем адаптации;
• Повысится уровень компетентности воспитателей в организации адаптационного периода. Будут найдены эффективные формы и методы работы с детьми в период адаптации.
Программа проекта:
- Организационно-подготовительный – август;
- Основной – сентябрь;
- Заключительный – октябрь.
Организационно-подготовительный этап:
- Формулирование воспитателем проблемы, цели, определение продукта проекта, содержание проекта, прогнозирование результата.
- Изучение методической литературы;
- Подбор диагностического материала, анкет для родителей;
- Составление диагностического инструментария;
- Составление планов работы с детьми, родителями;
- Оформление и обновление предметно-развивающей среды;
- Составление и подбор информационного материала для родителей;
- Исследование социальных навыков детей;
- Выявление особенностей семейного воспитания;
- Прогноз вероятной степени адаптации детей.
Основной:
План реализации проекта
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей | Работа с родителями |
Первый этап-подготовительный | 1.Изучение литературы по адаптации ребенка в ДОУ. 2.Определение темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозирование результата. 3.Подбор игрушки на период адаптации. | 1.Анкетирование родителей. 2.Беседа - консультация с родителями на тему: “Как я играю дома”. | |
Второй этап - основной | 1.« Зайчик» -внесение игрушки. 2.Рассматривание зайчика. 3.Обследование зайки. 4.Подвижные игры «Зайка серенький сидит и ушами шевелит», «Зайка серый умывается, видно в гости собирается...» 5.Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто “Зайка”. | 1.Рассматривание зайчика. 2.Обследование зайки. 3.Подвижная игра «Зайка серенький сидит и ушами шевелит», «Зайка серый умывается, видно в гости собирается...» 4.Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто “Зайка”. 5. Лепка «Морковка для Зайки». | Консультация |
Третий этап - заключительный | 1.Анализ адаптации детей к условиям детского сада. 2. Сравнительный анализ течения адаптации. | 1.Занятие - развлечение «В гостях у Зайки». | 1. Анкетирование родителей на тему “Любимая игрушка моего ребёнка”. 2.Родительское собрание на тему ««Начало учебного года. Давайте познакомимся» 3.Консультация для родителей на тему: «Адаптация ребенка к детскому саду» |
Принципы работы:
- Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации, дополнительные выходные дни);
- Учёт индивидуальных особенностей ребенка.
- Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциями, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).
Работа с детьми:
Мероприятие | Дата | Результат |
Знакомство и наблюдение | Июнь | |
Диагностирование детей, прогнозирование результатов | Июнь | |
Учет домашних привычек, интересов | Август -сентябрь | |
Индивидуальный подход к ребенку | Август -сентябрь | |
Игры-занятия | Август -сентябрь | |
Формирование детского коллектива, эмоционально-положительного контакта с взрослыми | Август -сентябрь | |
Игры-упражнения | Август -сентябрь | |
Игры-инсценировки | Август -сентябрь | |
Использование фольклора | Август -сентябрь | |
Сюрпризные моменты | Август -сентябрь | |
Продуктивная деятельность | Август -сентябрь | |
Элементы закаливающих мероприятий | Август -сентябрь | |
Сохранение и укрепление здоровья детей | Август -сентябрь | |
Оптимальный двигательный режим | Август -сентябрь | |
Работа с родителями | Август -сентябрь |
Рекомендации «Адаптационный период в детском саду»
Мероприятие | Дата | Результат |
Эмоционально-положительное отношение к адаптационному периоду Выпуск буклета «Вместе легче нам шагать». | Июнь | |
Беседа «Знакомство родителей с условиями жизни детей в детском саду». | ||
Родительское собрание «Возрастные особенности детей 3 года жизни. Основные задачи воспитания». | ||
Повышение педагогической компетенции родителей: | Август | |
Беседа «Гигиенические требования к одежде ребенка». | ||
Беседа «Питание – залог здоровья». | ||
Выпуск информационного листа «Наше здоровье в наших руках» | ||
Консультация «Капризы и их предупреждение» | ||
Рекомендации «Влияние игры на психическое и личностное развитие ребенка». | ||
Папка-передвижка «Прививаем культурно-гигиенические навыки с раннего детства» | ||
Повышение педагогической компетенции родителей: | Сентябрь | |
Консультация «Воспитание у детей раннего возраста самостоятельности и самообслуживания». | ||
Рекомендации «Пальчиковая гимнастика» | ||
Оформление газеты «Как мы живем в детском саду» | ||
Мини-выставка детских работ Сентябрь |
- Заключительный:
Мероприятие | Дата | Результат |
Наблюдение | Сентябрь | |
Диагностирование детей | ||
Анализ степени адаптированности каждого ребенка (по адаптационным листам) | ||
Анкетирование родителей | ||
Изучение эффективности деятельности | ||
Анализ полученных результатов | ||
Подведение итогов работы | ||
Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми | ||
Выявление недостатков | ||
Корректировка планов работы с детьми и родителями | ||
Устранение недостатков |
Форма предоставления результатов
• Презентация проекта
• Методические разработки
Основные направления реализации проекта по образовательным областям:
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Совместная деятельность педагога с детьми.
1. Беседа «В гости к нам пришел Мишутка, косолапый , на минутку. Презентация мишки.»
Цель. Познакомить детей с мишкой. Формировать первые представления об их жизни в лесу. Учить детей отвечать на вопросы воспитателя. Активизировать словарь. Развивать у детей доброе отношение и любовь к животным.
2. Непосредственно образовательная деятельность (интеграция областей Чтение, Художественное творчество (рисование ладошками). Стихотворение А.Барто «Мишка косолапый». Елочки в Мишкином лесу.
Цель. Познакомить с содержанием стихотворения А.Барто «Мишка косолапый», развивать память; закреплять умение прикладывать ладошки к тому месту по указанию педагога, закреплять ранее приобретенные навыки; различать зеленый цвет, любоваться готовым изделием.
3. Непосредственно образовательная деятельность (интеграция областей Коммуникация и Художественное творчество) «На лесной опушке».
Цели. Уточнить приметы зимы. Развивать речь детей. Узнавать и называть фрукты на картинках. Сохранять равновесие при ходьбе по ограниченной поверхности. Развивать умение прыгать на 2-х ногах.Создать радостное настроение у детей.
4. Непосредственно образовательная деятельность по сенсорному развитию «Поможем Мишке».
Цели: учить детей чередовать предметы по величине и по форме, накапливать цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с предметами, формировать эмоциональное отношение к занятию, воспитывать добрые чувства
5. Непосредственно образовательная деятельность «Спрячь мишку. Большой и маленький мишки».
Цели. Побуждать детей к конструированию, учить строить из различных фигур стену, ставить один кубик (брусок или кирпичик) на другой; учить различать предметы по величине; упражнять детей в ходьбе в вперевалочку.
7.Утренняя гимнастика. Игра-зарядка «Мишкина зарядка»
Цель. Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста. Доставить детям радость.
8.Чтение. Знакомство с произведениями о медвежонке.
Цель. Воспитывать любовь и формировать доброе чуткое отношение к животным (мишке) через чтение детской литературы. Развивать умение находить иллюстрации с изображением животного
11. Пальчиковые игры: «Медвежонок»
Цель. Развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма.
13. Подвижные игры: «По тропинке, по дорожке», «Зайцы и волк», «Солнечный зайчик», «Зайка беленький сидит»,«Медведь и добрые зайчата», «Солнечные зайчики», «Аккуратные зайчата».
Цель. Учить выполнять имитационные движения, подражать движениям животных.
15. Дидактические игры: «Помоги мишке», «Угости мишку», «Мы – помощники», «Найди такую же картинку», «Парные картинки».
Цель. Закреплять правила игры и учить выполнять действия соответственно игровому правилу.
Самостоятельная деятельность детей.
1. Игровая ситуация «Встреча гостей».
Цель. Игра учит взаимоотношению в семье.
2. Игра парные картинки «Картинка для Мишутки».
Воспитатель стихотворением приглашает детей найти половинки картинок:
В детском саду у меня радость одна: коробка с картинками, стол да стул у окна.
Я из картинки выкладываю, то цветок, то снежинку угадываю…
(Э. Котляр)
Далее предлагает детям собрать картинку в подарок для Мишутки.
3. Рассматривание иллюстраций и картинок с изображением мишек.
4. Сюжетная игра «Медвежата в гостях у ребят».
Дети сервируют стол – стелют скатерть, раскладывают салфетки, расставляют игрушечную чайную посуду.
5. Игра «Подари подарок» (Дети читают стихотворения, поют песни для медвежат).
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Художественное - эстетическое развитие
- Лепка на тему «Муравей» (см. приложение № 1).
- Коллективная работа аппликация с использованием смешенной техники «Муравейник» (см.приложение № 2).
Чтение художественной литературы
физическое развитие
-
Безопасность
Сотрудничество с семьёй:
Продукты проектной деятельности:
Результаты реализации проекта:
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую)
Адаптация прошла успешно.
Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог - родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта.
Литература
Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ И.Е. Аверина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 144 с.
Белкина Л. В. Адаптация детей к условиям ДОУ. 2006г.
Воспитание детей в игре. /под ред. Менджерицкой Д. В. – М. : Просвещение, 1979г. Давыдова О. И., Майер А. А «Адаптационные группы в ДОУ Методическое пособие» М, 2005
Дидактические игры и занятия с детьми младшего возраста / под ред. Новосёловой С. Л. – М. : Просвещение, 1985г
Интернет-ресурсы: Картинки http://go.mail.ru/search?mailru
Книга для чтения в детском саду и дома: 3-4 года: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Составитель В.В. Гербова и др. – М.: Оникс, 2011 – 272 с. Комплексные занятия по программе «От рожлдения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Вторая младшая группа / авт сост. О.П. Власенко [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2011. – 292 с.
Косаковская Е. А. «Игрушка в жизни ребенка».2005г.
Лаптева Г.В. Развивающие прогулки для детей 3-4 лет. Весна. Лето. СПб.: Речь, 2011.
Теплюк С.Н. занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошк. Учреждений. – М.: Гаманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 160 с.
Халезова Н. Б. «Лепка в детском саду» М., 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по теме: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
Содержание1.Понятие об адаптации2. Основные особенности нормально текущего периода адаптации3. Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада3.1.Фазы адаптационного периода3.2.Факторы, от к...
Проект по адаптации детей младшего возраста к условиям детского сада "В детский сад хожу без слез"
• создание психологически комфортной, рассчитанной на дифференцированный поход к ребенку, среды;• обогащение предметной среды активизирующим игровым и дидактическим материалом;• организация и пр...
ДОКЛАД на тему : «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только родителям обычно видна лишь надводная часть айсберга ...
Адаптация детей младшего возраста к условиям детского сада.
Как помочь ребенку быстрее адаптироваться к условиям детского сада. Материал будет полезен и педагогам и родителям....
Адаптация детей младшего возраста в условиях детского сада
Хочу поделиться опытом, как проходит адоптация детей младшего возраста в условиях нашего детского сада"Сказка"....
Проект "Адаптация детей младшего возраста к условиям детского сада. "Здравствуй, детский сад!""
С поступлением ребенка раннего возраста в детский сад в его жизни происходит множество изменений: строгий, распланированный режим дня, отсутствие родителей в течение дня несколько часов, новые требова...
Доклад выступление на педсовете. Тема:Тема: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
Каждый возраст в жизни ребёнка ставит перед собой свои задачи. Приходит время, когда малышу становится тесно в стенах родного дома, для расширения своего опыта и навыков коммуникации ему нео...