Проект на тему : «Адаптация детей младшего возраста к условиям детского сада»
методическая разработка (младшая группа)

Султанова Алтын Толегеновна

Методическое пособие «Адаптационно-дидактическая ростовая кукла «Наш друг - Умка».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема проекта: «Адаптация детей младшего возраста к условиям детского сада»

Автор проекта: Султанова Алтын Толегеновна – воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Пчелка»»

Вид проекта: практико-ориентированный; групповой; краткосрочный.

Место реализации проекта: группа младшего возраста  МБДОУ Детский сад «Пчелка»»

Участники проекта: воспитатели, дети и родители группы.

Сроки реализации проекта: август – октябрь 2023 года.
Актуальность проблемы.
Поступая в детский сад, дети сталкиваются с проблемой социальной и психологической адаптации в новой обстановке и в новом коллективе. В течение ограниченного периода (из того берется сроки проекта), ребенок должен полностью изменить свой привычный ритм жизни, круг общения, взаимоотношения со взрослыми, научиться жить в детском коллективе.

      В сентябре 2023 года я впервые начала работу с детьми  младшего возраста. Проанализировав методическую литературу, опыт предлагаемый моими коллегами, учитывая возрастные и  индивидуальные особенности детей, поступивших в мою группу, мною  создана  методическое пособие «Адаптационно-дидактическая ростовая кукла «Наш друг - Умка». К данному пособию была систематизирована и оформлена картотека игр для снятия эмоционального   и мышечного напряжения («Доброе утро», «В нашей группе», «Как летит листочек»), аудиотека музыкальных произведений.  Я подобрала и внедрила здоровьесберегающие педагогические технологии к данному пособию, такие как: технология сохранения и стимулирования здоровья (гимнастика пальчиковая, гимнастика пробуждения, тактильная дорожка, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная),  технология обучения здоровому образу жизни (игры - упражнения, самомассаж, точечный массаж).

Вы меня спросите: «А почему именно мишка, а не зайцы, коты или что-нибудь другое?». При беседе с родителями я выявила, что у многих дома есть любимая игрушка плюшевый медведь. … Плюшевый мишка — один из самых популярных и культовых в XX веке и начале XXI века видов мягких игрушек. Наверное, такая игрушка была очень нужна человечеству, раз она почти одновременно была придумана и в Америке, и в Европе. Но и в России медведь всегда был и остается самым популярным среди детских игрушек. Наверное, потому, что мишка ассоциируется с чем-то добрым, теплым. Он  учит ребенка состраданию, дарит ему любовь и чувство защищенности. Наверно поэтому, в обнимку с ним дети засыпают  – прикосновения к мягкой шерстке хорошо успокаивают возбудимую нервную систему малыша. Чаще всего именно эта игрушка становится первым неодушевленным объектом, с которым у маленького человечка

С точки зрения педагогики мягкие игрушки влияют на развитие детей положительно. Психологи ценят эту игрушку за благотворное влияние, пробуждающее в детях любовь к живой природе и воспитывающее человечность. Но ведь и взрослые люди неравнодушны к плюшевым медвежатам, часто берегут своего задушевного друга всю жизнь, не мыслят расстаться с ним. В игрушке, прототипом которой стал один из самых грозных хищников планеты, нет ни грамма агрессивности. Свои страхи, страдания, неуверенность мы поверяем ему, потому что, может, медведь с опилками в голове и не даст умный совет, но зато прекрасно сумеет выслушать. Медвежонок создает вокруг себя атмосферу психологического комфорта и уюта. Неудивительно, что трогательную игрушку хочется дарить самым близким и любимым людям.
    Вот уже более ста лет различные специалисты безуспешно пытаются объяснить феномен плюшевого медвежонка. В дискуссиях об этом феномене один известный английский писатель сказал, что плюшевый медвежонок для взрослых символ счастливых дней детства, памятью о молодых, веселых и здоровых родителях.
    Развивающей игрушкой мягкого медвежонка не назовешь: он не совершенствует координацию ребенка, его логику, мелкую моторику или память.
Чтобы дети чувствовали тепло дома, я остановилась на этой игрушке, для того чтобы медведь осуществлял развивающие функции я его преобразила, обшила  и превратила гостем нашей группы.
Действие данного пособия на детей таково, что, при умелом обращении, с  помощью  него можно избавить ребенка от страхов, чувства одиночества и ненужности, можно повысить самооценку и уровень самостоятельности малыша.
Цель проекта: Систематизация работы по созданию благоприятных условий социальной адаптации детей в условиях дошкольного учреждения.

Задачи проекта:

  Для детей:

Обеспечить чувство     комфорта, уюта, защищенности.

Способствовать формированию эмоционально положительного климата в группе.      

Способствовать формированию навыков здорового образа жизни, внимательного рассматривания игрушки, обогащению словарного запаса, развитию навыков фразовой и связной речи.

 Для педагога:

Повысить свой профессиональный уровень, найти эффективные формы и методы работы с детьми в период адаптации.

 Для родителей:

Повысить педагогическую компетентность в вопросах адаптации детей младшего возраста к условиям детского сада.

Гипотеза:  Если использовать системный подход в организации адаптации, в основе которого лежит комплекс мер направленных на создание оптимальных условий для детей раннего возраста, то это позволит детям

 Ожидаемые результаты:

Дети:

• Легко войдут в новую для них среду и приспособятся к ее условиям с позитивными результатами;

• Сформируются умения общения со взрослыми и сверстниками.

Родители:

• Сложится эмоционально-положительное отношение к детскому саду;

• Стремление родителей к сотрудничеству.

Воспитатели:

• Установится тесное взаимодействие в решении проблем адаптации;

• Повысится уровень компетентности воспитателей в организации адаптационного периода. Будут найдены эффективные формы и методы работы с детьми в период адаптации.

Программа проекта:

  1.  Организационно-подготовительный – август;
  2.  Основной – сентябрь;
  3.  Заключительный – октябрь.

Организационно-подготовительный этап:

  • Формулирование воспитателем проблемы, цели, определение продукта проекта, содержание проекта, прогнозирование результата.
  • Изучение методической литературы;
  • Подбор диагностического материала, анкет для родителей;
  • Составление диагностического инструментария;
  • Составление планов работы с детьми, родителями;
  • Оформление и обновление предметно-развивающей среды;
  • Составление и подбор информационного материала для родителей;
  • Исследование социальных навыков детей;
  • Выявление особенностей семейного воспитания;
  • Прогноз вероятной степени адаптации детей.

 Основной:
План реализации проекта

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

Работа с родителями

Первый этап-подготовительный

1.Изучение литературы по адаптации ребенка в ДОУ.

 2.Определение темы, цели и  задач,

содержания проекта, прогнозирование результата.

3.Подбор игрушки на период адаптации.

1.Анкетирование родителей.

2.Беседа - консультация с родителями на тему: “Как я играю дома”.

Второй этап - основной

1.« Зайчик» -внесение игрушки.      2.Рассматривание зайчика.

3.Обследование зайки.

4.Подвижные игры «Зайка серенький     сидит и ушами шевелит», «Зайка серый умывается, видно в гости собирается...»

 5.Чтение и обыгрывание стихотворения   А. Барто “Зайка”.

1.Рассматривание зайчика.

2.Обследование зайки.

3.Подвижная игра «Зайка серенький     сидит и ушами шевелит», «Зайка серый умывается, видно в гости собирается...»

4.Чтение и обыгрывание стихотворения   А. Барто “Зайка”.

5. Лепка «Морковка для Зайки».

Консультация

Третий этап - заключительный

1.Анализ адаптации детей к условиям детского сада.

2. Сравнительный анализ течения адаптации.

1.Занятие - развлечение «В гостях у Зайки».  

1. Анкетирование родителей на тему “Любимая игрушка моего   ребёнка”.

2.Родительское собрание на тему ««Начало учебного годаДавайте познакомимся»

 3.Консультация для родителей на тему: «Адаптация ребенка к детскому саду»

Принципы работы:

  • Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации, дополнительные выходные дни);
  • Учёт индивидуальных особенностей ребенка.
  • Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциями, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).

Работа с детьми:

Мероприятие

Дата

Результат

Знакомство и наблюдение

Июнь

Диагностирование детей, прогнозирование результатов

Июнь

Учет домашних привычек, интересов

Август -сентябрь

Индивидуальный подход к ребенку

Август -сентябрь

Игры-занятия

Август -сентябрь

Формирование детского коллектива, эмоционально-положительного контакта с взрослыми

Август -сентябрь

Игры-упражнения

Август -сентябрь

Игры-инсценировки

Август -сентябрь

Использование фольклора

Август -сентябрь

Сюрпризные моменты

Август -сентябрь

Продуктивная деятельность

Август -сентябрь

Элементы закаливающих мероприятий

Август -сентябрь

Сохранение и укрепление здоровья детей

Август -сентябрь

Оптимальный двигательный режим

Август -сентябрь

Работа с родителями

Август -сентябрь

Рекомендации «Адаптационный период в детском саду»

Мероприятие

Дата

Результат

Эмоционально-положительное отношение к адаптационному периоду

Выпуск буклета «Вместе легче нам шагать».

Июнь

Беседа «Знакомство родителей с условиями жизни детей в детском саду».

Родительское собрание «Возрастные особенности детей 3 года жизни. Основные задачи воспитания».

Повышение педагогической компетенции родителей:

Август

Беседа «Гигиенические требования к одежде ребенка».

Беседа «Питание – залог здоровья».

Выпуск информационного листа «Наше здоровье в наших руках»

Консультация «Капризы и их предупреждение»

Рекомендации «Влияние игры на психическое и личностное развитие ребенка».

Папка-передвижка «Прививаем культурно-гигиенические навыки с раннего детства»

Повышение педагогической компетенции родителей:

Сентябрь

Консультация «Воспитание у детей раннего возраста самостоятельности и самообслуживания».

Рекомендации «Пальчиковая гимнастика»

Оформление газеты «Как мы живем в детском саду»

Мини-выставка детских работ Сентябрь

  1.  Заключительный:

Мероприятие

Дата

Результат

Наблюдение

Сентябрь

Диагностирование детей

Анализ степени адаптированности каждого ребенка (по адаптационным листам)

Анкетирование родителей

Изучение эффективности деятельности

Анализ полученных результатов

Подведение итогов работы

Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми

Выявление недостатков

Корректировка планов работы с детьми и родителями

Устранение недостатков

Форма предоставления результатов

• Презентация проекта

• Методические разработки

Основные направления реализации проекта по образовательным областям:

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Совместная деятельность педагога с детьми.

1. Беседа «В гости к нам пришел Мишутка, косолапый , на минутку. Презентация мишки.»

Цель. Познакомить детей с мишкой. Формировать первые представления об их жизни в лесу. Учить детей отвечать на вопросы воспитателя. Активизировать словарь. Развивать у детей доброе отношение и любовь к животным.

2. Непосредственно образовательная деятельность (интеграция областей Чтение, Художественное творчество (рисование ладошками). Стихотворение А.Барто «Мишка косолапый». Елочки в Мишкином лесу.

Цель. Познакомить с содержанием стихотворения А.Барто «Мишка косолапый», развивать память; закреплять умение прикладывать ладошки к тому месту по указанию педагога, закреплять ранее приобретенные навыки; различать зеленый цвет, любоваться готовым изделием.

3. Непосредственно образовательная деятельность (интеграция областей Коммуникация и Художественное творчество) «На лесной опушке».

Цели. Уточнить приметы зимы. Развивать речь детей. Узнавать и называть фрукты на картинках. Сохранять равновесие при ходьбе по ограниченной поверхности. Развивать умение прыгать на 2-х ногах.Создать радостное настроение у детей.

4. Непосредственно образовательная деятельность по сенсорному развитию «Поможем Мишке».

Цели:  учить детей чередовать предметы по величине и по форме, накапливать цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с предметами, формировать эмоциональное отношение к занятию, воспитывать добрые чувства

5. Непосредственно образовательная деятельность «Спрячь мишку. Большой и маленький мишки».

Цели. Побуждать детей к конструированию, учить строить из различных фигур стену, ставить один кубик (брусок или кирпичик) на другой; учить различать предметы по величине; упражнять детей в ходьбе в вперевалочку.

7.Утренняя гимнастика. Игра-зарядка «Мишкина зарядка»

Цель. Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста. Доставить детям радость.

8.Чтение. Знакомство с произведениями о медвежонке.

Цель. Воспитывать любовь и формировать доброе чуткое отношение к животным (мишке) через чтение детской литературы. Развивать умение находить иллюстрации с изображением животного

11. Пальчиковые игры: «Медвежонок»

Цель. Развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма.

13. Подвижные игры: «По тропинке, по дорожке», «Зайцы и волк», «Солнечный зайчик», «Зайка беленький сидит»,«Медведь и добрые зайчата», «Солнечные зайчики», «Аккуратные зайчата».

Цель. Учить выполнять имитационные движения, подражать движениям животных.

15. Дидактические игры:  «Помоги мишке», «Угости мишку», «Мы – помощники», «Найди такую же картинку», «Парные картинки».

Цель. Закреплять правила игры и учить выполнять действия соответственно игровому правилу.

Самостоятельная деятельность детей.

1.  Игровая ситуация «Встреча гостей».

Цель. Игра учит взаимоотношению в семье.

2.   Игра парные картинки «Картинка для Мишутки».

Воспитатель стихотворением приглашает детей найти половинки картинок:

В детском саду у меня радость одна: коробка с картинками, стол да стул у окна.

Я из картинки выкладываю, то цветок, то снежинку угадываю…

(Э. Котляр)

Далее предлагает детям собрать картинку в подарок для Мишутки.

3.  Рассматривание иллюстраций и картинок с изображением мишек.

4. Сюжетная игра «Медвежата  в гостях у ребят».

Дети сервируют стол – стелют скатерть, раскладывают салфетки, расставляют игрушечную чайную посуду.

5.  Игра «Подари подарок» (Дети читают стихотворения, поют песни для медвежат).

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие         

Художественное - эстетическое развитие

  • Лепка на тему «Муравей» (см. приложение № 1).
  • Коллективная работа аппликация с использованием смешенной техники «Муравейник» (см.приложение № 2).

Чтение художественной литературы

физическое развитие

-

Безопасность

Сотрудничество с семьёй:

Продукты проектной деятельности:

Результаты реализации проекта:

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую)

Адаптация прошла успешно.

   Считаю, что удалось достигнуть   хороших результатов взаимодействия педагог - родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта.

Литература

Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ И.Е. Аверина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 144 с. 
 Белкина Л. В. Адаптация детей  к условиям ДОУ. 2006г.
Воспитание детей в игре. /под ред. Менджерицкой Д. В. – М. : Просвещение, 1979г. Давыдова О. И., Майер А. А «Адаптационные группы в ДОУ Методическое пособие» М, 2005
Дидактические игры и занятия с детьми младшего возраста / под ред. Новосёловой С. Л. – М. : Просвещение, 1985г
 
Интернет-ресурсы:
 Картинки http://go.mail.ru/search?mailru
Книга для чтения в детском саду и дома: 3-4 года: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Составитель В.В. Гербова и др. – М.: Оникс, 2011 – 272 с. Комплексные занятия по программе «От рожлдения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Вторая младшая группа / авт сост. О.П. Власенко [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2011. – 292 с.
Косаковская Е. А. «Игрушка в жизни ребенка».2005г.
Лаптева Г.В. Развивающие прогулки для детей 3-4 лет. Весна. Лето. СПб.: Речь, 2011.
Теплюк С.Н. занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошк. Учреждений. – М.: Гаманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 160 с.

Халезова Н. Б. «Лепка в детском саду» М., 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Содержание1.Понятие об адаптации2. Основные особенности нормально текущего периода адаптации3. Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада3.1.Фазы адаптационного периода3.2.Факторы, от к...

Проект по адаптации детей младшего возраста к условиям детского сада "В детский сад хожу без слез"

• создание психологически комфортной, рассчитанной на дифференцированный поход к ребенку, среды;• обогащение предметной среды активизирующим  игровым и дидактическим материалом;• организация и пр...

ДОКЛАД на тему : «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только родителям обычно видна лишь надводная часть айсберга ...

Адаптация детей младшего возраста к условиям детского сада.

Как помочь ребенку быстрее адаптироваться к условиям детского сада. Материал будет полезен и педагогам и родителям....

Адаптация детей младшего возраста в условиях детского сада

Хочу поделиться опытом, как проходит адоптация детей младшего возраста в условиях нашего детского сада"Сказка"....

Проект "Адаптация детей младшего возраста к условиям детского сада. "Здравствуй, детский сад!""

С поступлением ребенка раннего возраста в детский сад в его жизни происходит множество изменений: строгий, распланированный режим дня, отсутствие родителей в течение дня несколько часов, новые требова...

Доклад выступление на педсовете. Тема:Тема: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Каждый возраст в жизни ребёнка ставит перед собой свои задачи. Приходит время, когда малышу становится тесно в стенах родного дома, для расширения своего опыта и навыков коммуникации ему нео...