Проект "Атлас славы России"
проект (подготовительная группа)
Работа с детьми старшего дошкольного возраста.Использование инновационной образовательной технологии-метода интеллект-карт .
Скачать:
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта.
Автор проекта: Мяснянкина Елена Алексеевна.
Актуальность.
Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела в современное время государственное значение. Официальные документы, государственные программы, касающиеся патриотического воспитания граждан, рассматривают возрождение и развитие патриотизма как важную цель и социальную ценность, которая является основой духовно-нравственного единства Отчизны. Патриотизм – это чувство любви к Родине. Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание отношения к Родине начинается с детства, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Задача взрослых заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родным городом, родной страной, но и чувства уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной. Дети - наше будущее. И не зависимо от того, какие пути и средства патриотического воспитания мы будем использовать, делать это мы должны постоянно. Главное - зародить в детях это великое чувство - быть гражданином своей родины. С данной целью в нашей группе был создан проект «Атлас славы России».
Цель: формирование у старших дошкольников социально-значимых ценностей, гражданственности и чувства патриотизма.
Задачи. Образовательные: - формировать и систематизировать представление о Родине, её истории, национально-культурных традициях и различных символах России.
Развивающие: - развивать интерес к русским традициям и промыслам, воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда и бережное отношение к их результатам;
-развивать мышление, учить анализировать и синтезировать полученные знания в работе по созданию интеллектуальных карт;
Воспитательные: - воспитывать патриотические чувства, любовь к России, русскому народу и своему родному краю.
Вид проекта: познавательный, творческий, информационный, игровой, групповой.
Продолжительность: долгосрочный (сентябрь-май)
Участники проекта: дети 6-7 лет, воспитатели, родители.
Ожидаемые результаты:
- сформируются начальные представления о родной стране, её государственных и народных символах, подвигах и достижениях; зародится желание быть патриотом своей Родины;
- появится интерес к русским традициям и промыслам, к историческому прошлому родной страны;
- дети научатся ценить и уважать труд людей разных профессий, в частности труд и подвиги защитников Отечества;
- повысится интерес к своему городу, к своей малой родине;
- пополнится развивающая среда по патриотическому воспитанию.
Этапы проекта:
1 этап – организационно – подготовительный:
- постановка цели;
- определение направлений, объектов и методов;
- разработка перспективного плана на учебный год по проекту.
2 этап – основной:
- организация и проведение тематических занятий по плану;
- работа по составлению интеллектуальной карты по блочным темам.
3 этап – обобщающий, закрепляющий (итоговое занятие по проекту «Карта славы России»)
Продукт проекта: мини-музей «Слава России» авторские интеллектуальные карты
Формы взаимодействия с детьми и родителями:
С детьми:
- непосредственная образовательная деятельность;
- чтение художественной литературы;
- ситуационное общение беседы, рассказы;
- просмотр презентаций;
- прослушивание музыкальных произведений, мультфильмов;
- совместная деятельность детей и педагогов;
- игры (подвижные, дидактические, ролевые и др.);
С родителями:
- консультации и беседы по проблемам патриотического воспитания;
- совместное создание коллекций карточек и магнитов с изображением городов России, книжной выставки;
- участие в организации выставки народных промыслов ;
- выставка для родителей творческих работ детей.
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №7 «Сказка» г. Курчатова, Курской области.
Перспективный план по проекту «Атлас славы России»
Разработала и составила воспитатель: Мяснянкина Елена Алексеевна
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дети - наше будущее! И независимо от того, какие пути и средства патриотического воспитания мы будем использовать, делать это должны постоянно. Главное - зародить в детях это великое чувство - быть гражданином своей Родины . С чего начинается Родина? Ответ на этот вопрос взрослый может найти в глубинах своей души, а ребенок может это почувствовать и навсегда сохранить в своем сердце и памяти только для него одного по – своему понятный и неповторимый образ Родины!
Цель: формирование у старших дошкольников социально-значимых ценностей, гражданственности и чувства патриотизма.
Задачи : - формировать и систематизировать представление о Родине, её истории, национально-культурных традициях и различных символах России; - развивать интерес к русским традициям и промыслам, воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда и бережное отношение к их результатам; -развивать мышление, учить анализировать и синтезировать полученные знания в работе по созданию интеллектуальных карт ; - воспитывать патриотические чувства, любовь к России, русскому народу и своему родному краю.
Государственные символы России
«Символы России" - информационное видео для детей Гимн России слушаем и подпеваем стоя.
Д/и «Кто быстрее соберет российский флаг!» Закрепляем знания расположения цветов.
Д/и «Подбери слово к цвету» Учимся читать и подбирать к символике цвета флага России верное значение. Формируем представление о символике флага. Закрепляем знания. Д/и «Найди флаг нашей страны »
Раскраска герба России . Уточняем детали и их значение. Формируем представление о символичности изображенных образов. Закрепляем полученные знания.
Узнаем, где можно увидеть герб России. Знакомимся с гербом СССР. Учимся различать их изображения на документах.
Итоговое занятие по теме « Государственные символы России» Конструирование интеллект-карты. Систематизация полученных знаний. Учимся устанавливать связи от главного к ассоциативному. Создаем общую картину официальных символов России.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так речевые и познавательные способности детей, активизируется мышление.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №7 «Сказка»
Конспект
Итогового образовательного мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Люблю тебя, моя Россия!» в подготовительной группе №8
Подготовила и провела: воспитатель Мяснянкина Елена Алексеевна
Январь 2024г.
г.Курчатов
Цель: формирование гражданско-патриотических чувств, воспитание любви и уважения к своей стране.
Задачи:
-закрепить и систематизировать полученные знания, формировать представление об официальных и неофициальных символах России;
-расширить кругозор, познакомить с творчеством великого композитора П.И.Чайковского;
-воспитывать любознательность и интерес к культуре русского народа.
Оборудование: презентация к занятию, видеоролики игра-танец «Ёлочки-пенёчки»» и «Детям о Чайковском», аудиозаписи «Гимн России» и «Россия-ты моя душа»; на каждого ребенка: поделка, изготовленная детьми ранее своими руками «ромашка», интеллект-карта «Символы России» А-4 для завершения работы по ее созданию, тарелочки с картинками символов (не более 4-х,3 из них музыкальные), клей-карандаш, дощечки для намазывания деталей клеем, салфетка фланелевая и влажная, ,наградки.
#1054;рг. момент Дети заходят, держа в руках свои поделки «ромашки». Становятся полукругом перед дидактической магнитной доской «Поляна».
Воспитатель:
-Ребята, своё занятие мне хочется начать с таких строк. Послушайте их внимательно. (Чтение отрывков из стихотворения С.Васильева « Люблю тебя, моя Россия!»)
Люблю тебя, моя Россия,
за ясный свет твоих очей,
за ум, за подвиги святые,
за голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю,
твержу всем сердцем наизусть
всё то, что гордо называю
одним широким словом: Русь!
Воспитатель:
-Какие красивые строки написал Сергей Васильев о нашей Родине, о нашей стране, которая как называется… (Дети: Россия). И мы все в ней живем. А вы любите Россию? (Ответы детей) Сегодня мы пришли сюда со своим цветком не просто так, а рассказать о любви к своей Родине. Какая она, наша Россия, для вас? Каждый из вас назовет, какая она и прикрепит свой цветок на доску. (Дети по очереди говорят и прикрепляют цветки на доску.)
Воспитатель:
- Посмотрите, какая красота у нас получилась! Целое ромашковое поле! Для нашей страны это необычный цветок, почему? (Дети отвечают: символ страны). Что символизирует этот цветок? (Ответы детей)
Воспитатель:
- Ребята, а есть ли у нашей страны ещё символы? (Ответы детей) Вы их хорошо знаете? (Ответы детей) Давайте проверим! Предлагаю сыграть вам в викторину, которая так и называется «Знатоки символов России». Для начала я раздам ваши интеллект-карты, которые могут помочь вам в ответах. (Дети присаживаются за столы воспитатель раздает карты.)
2. Викторина «Знатоки символы России» (в презентации)
Д/и «Назови одним словом»
Слайд «Государственные символы»
Дети называют одним словом «государственные символы». Педагог дополняет, что они еще называются официальными. Спрашивает, где можно их увидеть или услышать. В круге какого цвета они располагаются на интелект-карте? (Ответ: в круге красного цвета).
Слайд «Народные промыслы»
Дети называют одним словом «Народные промыслы». Воспитатель просит назвать их. На круге какого цвета располагаются они на карте. Какого промысла нет на картинке слайда, но он считается самым знаменитым на весь мир. Люди, приезжающие в нашу страну, чаще всего покупают этот сувенир на память. Дети отвечают, что матрешка. Воспитатель подчеркивает, что в России много народных промыслов, это говорит о русском народе, как о талантливом и трудолюбивом. Мы можем гордиться, что живем в такой стране.
Слайд «Символы русского народа»
Дети отвечают. Воспитатель говорит, что в любой стране есть свои символы народа (сакура, клен). В нашей стране это: береза, тройка, медведь, валенки, ромашка. Воспитатель просит вспомнить, что символизирует береза (красоту, чистоту, здоровье,),медведь (символ добродушия и ярости, богатырской силы), валенки ( зимний вариант теплой и удобной обуви, символ смекалки русского народа),тройка (олицетворяет русскую удалую и загадочную душу, « Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться!(Гоголь),),ромашка (символ красоты, чистоты и здоровья, силы и крепости, символ крепкой семьи, символ праздника «День семьи, любви и верности», отмечающийся в России 8 июля). Педагог сообщает, что сегодня мы продолжим знакомиться с символами страны и предлагает отдохнуть и размяться под физминутку.
#1060;изминутка. (видеоролик: игротанец «Ёлочки-пенёчки)
Воспитатель:
-Мы вспомнили символы Официальные-государственные и Неофициальные-народные промыслы и символами русского народа. Вы отлично справились с вопросами викторины. Посмотрите теперь на эту картинку.
Слайд «Русские народные инструменты»
Что вы там видите? Как можно одним словом назвать эти предметы? (Ответы детей) Народные-музыкальные. Русских народных музыкальных инструментов много, но не все они так прославились на весь мир и стали музыкальными символами нашей страны. Какие это инструменты? (Дети: балалайка и гармошка)
Слайд «Музыкальные символы России»
Воспитатель:
- Ребята, сегодня мы продолжим работу с интеллект-картой. Каким цветом круг у нас остался пустым? (Дети: зеленым цветом) В этот круг мы поместим, как вы думаете, какие символы? (Дети: музыкальные символы) Два символа у нас есть. Не хватает ещё одного. Символом страны может стать не только предмет, растение или животное, но и сам человек. Предлагаю вам с таким человеком сейчас познакомиться. Смотрим внимательно. После просмотра вы ответите мне на 4 вопроса.
#1047;накомство с композитором Петром Ильичом Чайковским.
Видеоролик «Детям о Чайковском»
Слайд «Петр Ильич Чайковский»
Вопросы после видеоролика.
#1050;то такой Петр Ильич Чайковский? (Композитор, дирижёр, преподаватель)
#1050;аким по характеру был композитор? (Добрым)
#1050;ак стал сочинять музыку маленький Петя? (Прислушивался к звукам, музыка звучала в голове, садился за пианино и играл ее).
#1063;то проходит в Москве раз в 4 года? (Международный конкурс П.И.Чайковского, где музыканты всего мира соревнуются на звание лучших в мире.)
#1056;абота с интеллект-картой.
Сначала педагог предлагает разместить предметы в круге, а потом только приклеить. Дети приклеивают картинки на зеленый круг, обозначающие музыкальные символы ,4-я картинка должна быть не подходящей для усложнения задачи. После наклеивания картинок, педагог предлагает ребятам соединить круги с картой России с помощью стрелок карандашами соответствующего кругу цветом.
#1053;аграждение медалями «Я-гражданин России»
Педагог хвалит ребят, вешает на шею наградки.
Заключительная часть
Звучит композиция «Звезда России», автор Ю. Таран. Ребята исполняют песню хором.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Викторина «Знатоки символов России»
НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ
Д/и «Выбери правильный ответ » Что символизирует синий цвет флага? 1. Моря на территории России. 2. Чистоту. 3. Верность. 4. Холодные зимы.
верность Правильный ответ
? ? Что держит в лапах двуглавый орел? 1.Шапку-ушанку и балалайку. 2. Короны 3.Меч и копье. 4.Скипетр и державу .
Правильный ответ держава Символ могущества страны скипетр Символ власти
С каких слов начинается Гимн Российской Федерации? 1.Россия-любимая наша держава. 2 .Россия-богатая наша страна. 3 . Россия -великая наша страна. 4.Россия-священная наша держава.
НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ
Символы русского народа НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ
Символы русского народа
Музыкальные символы России Балалайка
Ответьте на вопросы. 1.Кто такой Петр Ильич Чайковский? 2.Каким по характеру был композитор ? 3.Как стал сочинять музыку маленький Петя? 4.Что проходит в Москве раз в 4 года?
Музыкальные символы России Балалайка Пет Пётр Ильич Чайковский
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое интеллект-карта? Интеллект-карта (или «карта ума» ) – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется мышление. Составление «карт ума» – необычный вид деятельности, имеющий много общего с игровой, но это эффективный способ работы с информацией, причем универсальный: составлять интеллект-карты можно по самым разным темам.
Как создавать интеллект-карты 1. Центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре листа . 2 . От центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею. 3 . От веток первого уровня, при необходимости, отходят ветки 2 уровня, раскрывающие идеи, написанные на ветках 1-го уровня. 4 . По возможности используем максимальное количество цветов для рисования карты ума . 5 . Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами . 6 . При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках.
Учит, развивает, способствует…
Основные формы интеллект-карт, которые можно использовать в работе с дошкольниками. 1.« Дерево » – распространённый формат древовидного типа. В центре записывается основная мысль, от неё идёт множество лучей, которые, при необходимости, разветвляются. 2.« Каскад »(структура) – знакомый большинству формат записи. Главная тема размещается сверху, от неё вниз уходят несколько значимых направлений первого уровня и второго уровня . 3. « Рыба » – формат, напоминающий рыбий скелет. Главная идея в «голове», дальше располагаются события в хронологической последовательности на одной линии 1 уровня ,образуя «хребет». Ветки 2 уровня располагаются внизу и вверху, формируя «скелет». В «хвосте рыбы» подводим к итогу главную мысль .
Методы работы с интеллект-картой 1.Карта,составленная педагогом. 2.Конструирование карты. 3.Карта,выполненная ребенком. 4.Доработанная и дополненная карта . 5.Рассказ по теме с опорой на карту.
Карты , составленные педагогом.
Конструирование карты
Выполнение интеллект- карты ребенком
Доработанная и дополненная карта
Рассказ по теме с опорой на интеллект-карту Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Хранители воинской Славы России"
Нравственно-патриотическое воспитание...
Проект "Славилась Россия" ("Незабудковая Гжель")
Проект "Незабудковая Гжель" о народных умельцах и их творчестве для старших дошкольников из цикла "Славилась Россия"....
Конспект проекта по познавательному развитию Тема: “Дни воинской славы России. Бородинское сражение” (подготовительная группа)
Задачи:Продолжать формировать начала патриотических чувств у детей, потребность детей в получении исторических знаний.Познакомить с Днем воинской славы России - 8 сентября 1812 года - Бородинское сраж...
Мой проект " Славься Россия своими мастерами"
***********...
Проект «Атлас увлекательных путешествий по России»
Актуальность: Проблема нравственно – патриотического воспитания детей в современном мире актуальна и сложна. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему От...
ПРОЕКТ «ВОИНСКАЯ СЛАВА РОССИИ - СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА»
Организация культурных практик дошкольников, способствующих проявлению интереса к истории нашей страны, еë героическому прошлому; воспитанию уважительного отношения к героям и участникам войны, пережи...
Проект по социально-патриотическому воспитанию «Дни воинской славы России…» май 2024
Актуальность проекта.«…даже само слово "патриотизм" подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило своё первоначальн...