Проект по социально-патриотическому воспитанию «Дни воинской славы России…» май 2024
проект
Актуальность проекта.
«…даже само слово "патриотизм" подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило своё первоначальное значение. Это чувство гордости перед своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения».
В.В.Путин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dni_voinskoy_slavy_rossii.docx | 134.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБУСОН РО «СРЦ для несовершеннолетних Константиновского района»
Проект
по социально-патриотическому воспитанию
«Дни воинской славы России…»
Мы должны сделать все, чтобы сегодняшние дети и вообще все наши граждане гордились тем, что они наследники, внуки, правнуки победителей. Знали героев своей страны и своей семьи, чтобы все понимали, что это часть нашей жизни»
Президент Российской Федерации Владимир Путин
Срок реализации: 2023-2024 уч. год
Проект рассчитан на осуществление воспитательной деятельности с детьми 6-16 лет.
Воспитатели:
Нетребскова С.В.
Вайпан Р.В.
Информационная карта проекта
1 | Название проекта | «Дни воинской славы России…» |
2 | Цель проекта | формирование гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции для успешной их социализации посредством вовлечения воспитанников, педагогов, родителей в активную деятельность по патриотическому воспитанию. |
3 | Задачи проекта | развивать патриотические чувства и сознание воспитанников; воспитывать у воспитанников ценности гражданственности, патриотизма, толерантности, определяющие модель их жизненного поведения; сохранять и развивать чувства гордости за свое страну и народ; изучать героическое прошлое нашей страны; воспитывать чувство долга перед Родиной, чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; -самореализация в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; подготовиться к достойной встрече 79-летия Победы; совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения воспитанников , их творческой активности; формирование эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству; утверждения в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений. |
4 | Направления деятельности | - социально-патриотическое - историко-краеведческое -духовно- нравственное -гражданско-патриотическое |
5 | Автор проекта | Нетребскова Светлана Викторовна |
6 | Полное наименование организации - заявителя | государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Ростовской области «Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних Константиновского района» |
7 | Сроки проекта | 2023-2024уч.год |
8 | Кадры проекта | Участники воспитательного процесса центра |
Актуальность проекта.
«…даже само слово "патриотизм" подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило своё первоначальное значение. Это чувство гордости перед своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения».
В.В.Путин.
Развитие российского государства и общества, модернизация общего образования и введение федеральных государственных стандартов второго поколения ставят новые задачи в области воспитания молодого поколения.
В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания. Данное направление воспитания должно внести весомый, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело формирования достойных граждан, подготовки умелых и сильных защитников Отечества. Важность и в то же время сложность решения задач патриотического воспитания молодежи подчеркивает президент Российской Федерации, отмечая, что «...грамотных и продуманных действий требуют вопросы, связанные с патриотическим воспитанием молодежи. Эта тема вечная, но очень сложная».
Патриотическое воспитание - это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность по формированию у детей высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества.
В настоящее время очень мало внимания уделяется воспитанию детей именно как патриотов своего отечества, основной упор в процессе обучения и воспитания делается на профессиональную реализацию и адаптацию к жизни в современном обществе. Проблема патриотизма особенно остро встала в последнее время, в связи с напряженной политической, экономической, социальной атмосферой. Проблемы нравственно-патриотического воспитания отошли на второй план, что недопустимо в процессе развития и воспитания человека и гражданина своего отечества.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Только на основе возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления, наш проект, который направлен на сохранение преемственности поколений и формирование патриотизма, я считаю особенно актуальным.
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у воспитанников – процесс сложный и длительный. Любовь к родной стране, родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства нельзя вдохновить людей на высокие дела. Эти качества должны воспитываться с раннего детства.
Актуальность проекта бесспорна: в 2024 году будет 79 лет – со Дня Победы. Казалось бы, совсем немного, на самом деле – целая вечность. Ветераны, некогда ходившие целыми колоннами на парадах и шествиях, звеня орденами и медалями, нынче растворились в людской массе: иногда по праздникам можно увидеть немногочисленный состав пожилых людей с орденскими планками и медалями на груди. Их осталось очень мало. Время неумолимо стирает связующие нити с прошлым. А страна пожинает плоды бездушия, цинизма и абсолютного незнания исторической правды представителями «потерянного» поколения, которому не прививалось патриотическое воспитание. Было и такое время.
Поэтому, ради нашего прошлого, настоящего и будущего, надо сделать все возможное, чтобы не было у нас больше поколений – «Иванов, не помнящих родства».
В преддверии празднования Дня Победы нужно еще раз, еще много раз прикоснуться к истории – истории нашего героического народа. Главным средством воспитания гражданина и патриота в современных условиях становиться содружество подростков и педагогов, связанных едиными задачами, деятельностью, гуманными отношениями. Именно здесь сохраняется нить поколений педагогов, выпускников, родителей, всех тех, кто причастен к процессу обучения и воспитания. Обращение к духовному опыту предшествующих поколений – важнейший фактор формирования нравственности и патриотизма.
Я, как автор проекта «Дни воинской славы России…» уверена, что при его реализации в детях будет заложено начало понимания высоких гражданско-патриотических чувств: любовь к Отечеству, чувство гордости за свой народ, его историю, традиции, культурные достижения, чувство национальной гордости и любви к своей малой Родине.
Проект «Дни воинской славы России…» разработан в соответствии программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Он содержит серьёзную и системную работу по формированию нравственных качеств личности, работу ума, души и сердца ребёнка. Необходимо создавать условия для воспитания патриотических чувств и качеств, которые станут впоследствии основой нравственного поведения ребенка. Формирование патриотического воспитания должно осуществляться на основе образа жизни людей, которые являются ярким примером служения своей семье, краю.
Основание для разработки проекта:
Конвенция ООН о правах ребёнка.
Конституция РФ.
Закон РФ "Об образовании".
Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (постановление Правительства РФ от 05.10. 2010 № 795).
Цель проекта: формирование гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции для успешной их социализации посредством вовлечения воспитанников, педагогов, родителей в активную деятельность по патриотическому воспитанию.
Задачи проекта:
развивать патриотические чувства и сознание воспитанников;
воспитывать у воспитанников ценности гражданственности, патриотизма, толерантности, определяющие модель их жизненного поведения;
сохранять и развивать чувства гордости за свое страну и народ;
изучать героическое прошлое нашей страны;
воспитывать чувство долга перед Родиной, чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
подготовиться к достойной встрече 79-летия Победы;
совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения воспитанников , их творческой активности;
формирование эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
утверждения в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений.
Ожидаемые результаты проекта.
Реализация проекта будет способствовать:
повышение ценностного отношения воспитанников центра к проблемам патриотического развития;
совершенствованию действующей системы работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения;
использованию эффективных форм патриотического воспитания в деятельности педагогов.
Ожидаемые результаты проекта, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации проекта ожидается:
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов деятельности;
- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- повышение интереса к изучению материалов о Великой Отечественной войне;
- приобщение воспитанников к боевым и трудовым традициям народа;
-вовлечение воспитанников в активную поисковую, научно-исследовательскую, творческую деятельность;
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей воспитанников;
- в историко- краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в духовно-нравственной сфере: осознание воспитанников высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Заповеди, на основе которых строится работа по патриотическому воспитанию обучающихся:
ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО.
ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА.
ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА.
СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ.
Механизм реализации проекта.
Основные принципы организации патриотического воспитания:
Принцип целостно-смыслового равенства.
У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “Хоть ты ещё и ребёнок, но такой, же человек, как и я.Я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.
Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения. Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.
Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.
Основные направления проекта.
- гражданско-патриотическое – формирование постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга;
- историко – краеведческое – формирование гордости к историческому прошлому своей Родины, уважения к традициям предков;
- героико – патриотическое – знакомство с историческими и знаменательными датами в истории государства, воспитание чувства гордости к героическому прошлому предков;
- духовно – нравственное – понимание и осознание учащимися высоких нравственных ценностей, руководствоваться ими в повседневной жизни.
-социально-патриотическое - способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
Формы работы, используемые при реализации проекта:
мероприятия, посвящённые важным историческим датам
беседы, диспуты, викторины
коллективные творческие дела
возложение венков к памятнику погибшим в годы войны
спортивные состязания
акция «Георгиевская ленточка»
уроки мужества
посещение музея боевой и трудовой славы
встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими, с детьми войны
взаимосвязь с учреждениями дополнительного образования
экскурсии
изучение истории и культуры родного края
Информационные ресурсы. Информационная база интернета, специальная литература, сайт центра, позволит транслировать ход реализации проекта.
Методическое обеспечение проекта.
Педагогическое и методическое обеспечение проекта предполагает:
Использование комплекса методик по организации и проведению патриотического воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы.
Использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта.
Активное использование метода коллективно-творческого дела.
метода социально-значимой деятельности, метода поддержки и успеха, сотворчества и сотрудничества, партнерства, развивающего обучения, различные методики изучения личности, гражданской мотивации, изучение среды и ее влияние на воспитание (анкетирование).
Этапы реализации проекта
№ п/п | Этапы | Цель | Сроки |
1. | Подготовительно-проектировочный этап | изучить нормативную базу по патриотическому воспитанию; проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта; подобрать диагностические методики изучения эффективности деятельности по основным направления проекта; | Июнь –август 2023 |
2. | Практический этап | проводить мониторинг реализации проекта; отработать содержание деятельности, опробировать наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия; создать банк инновационных форм работы по военно-патриотическому воспитанию для детей; разработать план-сетку мероприятий; создать актив по военно-патриотическому воспитанию; принимать участие в мероприятиях по военно-патриотическому воспитанию (разного уровня); | Сентябрь 2023 – май 2024 |
3. | Обобщающе-результативный этап | подготовить аналитические материалы по реализации проекта патриотического воспитания на основе анализа и оценки результатов работы школы; провести коррекцию затруднений в реализации проекта; создать летопись мероприятий по реализации проекта; определить перспективы, пути и способы дальнейшего развития патриотического воспитания | Май 2024 |
4. | Презентация проекта | изготовление папки с деятельностью участников проекта | Июнь 2024 |
Научная новизна проекта.
Научная новизна проекта состоит в том, что:
- на основе анализа нормативно-правовой базы организации патриотического воспитания в деятельности и обобщения опыта данной работы будет разработана современная организационно-методическая модель данного направления воспитания;
- будут разработаны и апробированы критерии оценки результатов и эффективности патриотического воспитания в системе работы центра, позволяющие целенаправленно модернизировать содержание, формы и методы патриотического воспитания в зависимости от его целей.
Теоретическая значимость проекта.
Теоретическая значимость результатов проекта заключается в том, что обоснованные в нем основные тенденции развития патриотического могут стать важным ориентиром для создания проектов другими СРЦ в данной сфере;
разработанная и апробированная на практике модель патриотического воспитания расширяет теоретические представления о возможностях реабилитационных и воспитательных учреждений, подходах к подготовке подбору кадров для них;
сформулированные в проекте основные принципы отбора содержания, форм и методов военно-патриотической работы, научная характеристика условий эффективной реализации данного направления воспитания могут выполнять функцию необходимого теоретического основания для прикладных и методических разработок;
нормативно-правовая база, разработанная в процессе формирования системы патриотического воспитания – может быть использована при разработке подобных моделей в других учреждениях.
Практическая значимость проекта.
Авторский подход к формированию информационной составляющей патриотического воспитания сможет продемонстрировать новые возможности при формировании патриотического характера мировоззрения у воспитанников.
Предложенные критерии оценки эффективности и результатов патриотического воспитания, могут быть использованы учреждениями с целью повышения качества и при формировании требований к кадрам, реализующим задачи патриотического воспитания.
Оценка эффективности проекта
Оценка эффективности реализации проекта осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию;
2. сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
- права и свободы человека и гражданина;
- знание символики Российской Федерации;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан;
- гражданственность.
Количественные параметры:
- включенность каждого ребенка в воспитательные ситуации;
- качество отношений (отношения детей к реалиям жизни в центре, к школе, к совместным делам);
- участие в поисково-исследовательской работе;
- участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
- количество мероприятий, проводимых по гражданско-патриотическому воспитанию
- участие в региональных и федеральных конкурсах гражданско-патриотических направленностей
-100% участие детей, участвовавших в мероприятиях, в спортивных играх
Риски и ограничения реализации проекта
Есть риск в том, что, если проводить работу формально, воспитанники воспримут этот проект как обычный ряд мероприятий, и это работа не затронет их ум и сердце. Чтобы этого не произошло, нужно приложить все усилия, опыт и знания, внедрить новые разнообразные и эффективные технологии для правильного и полного осуществления настоящего проекта по патриотическому воспитанию.
Список литературы.
- Бурлаков А.И., Похилюк А.В. О некоторых особенностях современных условий формирования патриотического сознания молодежи// Современный патриотизм: борьба идей и проблемы формирования. СПб., 2002.
- Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе/ А. Быков // Воспитание школьников. – 2006. – № 6. – С. 5 – 11.
- Взятышев В.Ф. Методология проектирования в инновационном образовании//Инновационное образование и инженерное творчество. - М., 1995.
- Игнатьева Е. Е. Духовно-нравственное воспитание школьников / Е. Е. Игнатьева // Воспитание школьников. – 2010. – № 9. – С. 8 – 11.
- Информационно-методическое издание для преподавателей “Основы безопасности жизнедеятельности”, № 1-12, М.2000 г.
- Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий//Социс, №8,2006
- Лукьянова В.П. Педагогические условия патриотического воспитания старшеклассников в учебно-воспитательном процессе современной школы: Дис. канд. пед. наук. М., 2003.
- Малякова Н. Школа, где все мальчики готовятся служить в Армии / Н. Малякова // Воспитание школьников. – 2008. – № 2. – С. 12 – 15.
- Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия / В. Микрюков // Воспитание школьников. – 2007. – № 5. – С. 2 – 8.
- Научно-популярный журнал “Военные знания” № 1-12, 2000 г. М.
- Нечаев М. П. Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Воспитание школьников. – 2010. – № 7. – С. 20 – 26.
- Савина Н. Н. Социально-психологический портрет современных подростков / Н. Н. Савина // Воспитание школьников. – 2010. – № 8. – С. 28 – 33.
- Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи// Социс, №4,2007; с. 37-43
- Тяжельникова Е. Ю. «Граждановедение» как средство социализации школьников: воспитание в учебном процессе / Е. Ю. Тяжельникова // Воспитание школьников. – 2010. – № 8. – С. 25 – 27.
- Устякин В.Н. Патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла. Дис. канд. пед. наук. М., 2006.
16. Кудрявцев Л.Д.Современное общество и нравственность. М., “Наука”, 2000 г.
17. Гаврилюк В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи,200г.
18. Крючков Ю.А.Теория и методы социального проектирования. - М., 1992.
Интернет-ресурсы
1. Иванова И. Г. Гражданственно-патриотическое воспитание в воспитательно-образовательном процессе современной школы (электронный ресурс). - Режим доступа http://www. 1september.ru/.
2. http://smolpedagog.ru/box.html
3. http://www.vesti-moscow.ru/
4. http://www.dissercat.com/
5. http://festival.1september.ru/articles/518222/pril1.doc
6. http://matclub.ru/matclub.php?d=4&p=18&t=1&w=9940
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект "Дни воинской славы России. Бородинское сражение"
Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы, посвященный Бородинскому сражению. В занятии среди наглядных пособий используется макет "Бородинское сражение", изготовлен...
презентация " День воинской славы России"
В презентации паказывается и рассказывается о Бородинском сражении и его главных участниках....
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы 6-7 лет на тему: «День воинской славы России – празднование годовщины Куликовской битвы 635 лет 8 сентября 2015 года»
Цель: познакомить с ходом и значением Куликовской битвы....
Проект "Хранители воинской Славы России"
Нравственно-патриотическое воспитание...
Сценарий занятия "День воинской славы России - День Бородинского сражения (1812 г.)".
Сценарий занятия "День воинской славы России - День Бородинского сражения (1812 г.)"....
23 февраля в России отмечается один из дней воинской славы России — День защитника Отечества. Дети поздравили своих пап и дедушек.
День защитника отечества — самый мужественный праздник в году. В этот замечательный день все мальчики, будущие защитники родины, юноши, мужчины, получают поздравления с днем защитника отечества. Вот и...
Конспект проекта по познавательному развитию Тема: “Дни воинской славы России. Бородинское сражение” (подготовительная группа)
Задачи:Продолжать формировать начала патриотических чувств у детей, потребность детей в получении исторических знаний.Познакомить с Днем воинской славы России - 8 сентября 1812 года - Бородинское сраж...