Презентация Семинар практикум для педагогов:" Дети с ОВЗ В ДОУ.Особенности организцаии работы.
презентация
С 1946-го появился термин дефективные дети – это дети, у которых наблюдались нарушения психического, физического развития. Со временем поняли, что это звучит не красиво, обидно для родителей таких детей. И с 96-го года появился термин дети с ограниченными возможностями здоровья.
Психолог: Часто возникает вопрос «Кто считается ребенком с ограниченными возможностями здоровья?». «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
С 2016 года дети с ОВЗ имеют возможность обучаться в стенах образовательного учреждения, в коллективе сверстников, в прямом взаимодействии с педагогом. Именно поэтому, мы посчитали важной данную тему для семинара и совместно попытаемся понять те трудности детей данной категории, с которыми они могут столкнуться в стенах нашего детского сада и которые мы должны учитывать при работе с ними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 1.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кто считается ребенком с ограниченными возможностями здоровья? «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». В Конституции РФ и Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на получение качественного образования, без дискриминации.
Детей с ограниченными возможностями здоровья подразделяют на группы: Дети с тяжелыми нарушениями речи; Дети с нарушением зрения ; Дети с нарушением слуха; Дети с патологиями опорно-двигательного аппарата ; Дети с задержкой психического развития; Дети с интеллектуальными нарушениями; Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития. Диагностические группы детей раннего и дошкольного возраста
Психологические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи
Основные направления коррекционной деятельности с детьми имеющими нарушения речи Постоянное совершенствование артикуляционной моторики Развитие тонкой и общей моторики Развитие правильного речевого дыхания Закрепление произношения поставленных логопедом звуков Развитие фонематических представлений Целенаправленная активизация словаря по лексическим темам Правильное употребление сформированных грамматических категорий Развитие внимания, памяти, логического мышления, как одной из функций речи в играх и упражнениях Развитие связной речи
Особенности психического развития детей с нарушениями зрения
Основные направления коррекционной деятельности со слабовидящими детьми Развитие зрительного восприятия; Развитие зрительно-двигательной координации; Развитие мелкой моторики в сочетании с развитием тактильного восприятия; Развитие восприятия пространства и навыков ориентировки в микро и макро пространстве; Социально-бытовая ориентировка Развитие зрительной памяти Тренировка слуховой памяти Развитие сенсомоторных способностей Повышение устойчивости и произвольности внимания Развитие мышления
Особенности психического развития детей с нарушенным слухом
Основные направления коррекционной деятельности со слабослышащими детьми Развитие речи (развитие языковой способности; накопление словаря и работа над значением слова; формирование разных форм речи; отработка различных видов речевой деятельности, проведение элементарных языковых наблюдений). Развитие навыков восприятия и воспроизведения устной речи. Развитие игровой деятельности Развитие и поддержка познавательного интереса
Особенности психического развития детей с недоразвитием опорнро-двинательного аппарата
Основные направления коррекционной деятельности с детьми имеющими недоразвитие опорно-двигательного аппарата Развитие двигательной деятельности (общей моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук); Развитие навыков самообслуживания и гигиены; Развитие игровой деятельности; Формирования конструирования и изобразительной деятельности; Развитие всех сторон речи и коррекция речевых нарушений; Расширение запаса знаний и представлений об окружающем; Развитие сенсорных функций; Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Формирование элементарных математических представлений; П одготовка к школе.
Особенности психического развития детей с задержкой психического развития
Основные направления коррекционной деятельности с детьми имеющими задержку психического развития Развитие и коррекция базовых психических функций: внимание, память, восприятие Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы и негативных качеств личности Развитие мыслительной деятельности Развитие речи Развитие пространственно-временных представлений Развитие двигательной сферы и межполушарного взаимодействия. Развитие игровой деятельности Развитие простых модально-специфических функций: - выносливость к непрерывному сосредоточению на задании; - скорость выполнения заданий; -распределение внимания во время выполнения задания; - поведенческие реакции после выполнения задания, требующих значительной концентрации внимания.
Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта В подавляющем большинстве случаев умственная отсталость является следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка: мотивационно-потребностная ; социально-личностная; моторно-двигательная; эмоционально-волевая сфера; когнитивные процессы: восприятие, мышление, деятельность, речь, поведение.
К основным направлениям деятельности детей с нарушением интеллекта относятся : Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему, взрослым, сверстникам. Формирование привычки находиться в группе и следовать ритму жизни группы. Формирование действий по подражанию при побуждении и организации их со стороны взрослых. Расширение практического опыта детей, объема их знаний и представлений об окружающем мире. Закрепление привычек и навыков адекватного поведения и общение со взрослыми и детьми. Формирование целенаправленных предметных действий.
Дети с множественными тяжелыми нарушениями развития
Диагностические группы детей раннего и дошкольного возраста
Задачи коррекционно-педагогических занятий с диагностическими группами детей раннего и дошкольного возраста: Оценить уровень сформированости познавательной деятельности ребёнка на основе анализов результатов обследования. Разработать содержание индивидуальной программы развития. Определить основные способы усвоения ребёнком программного материала Осуществлять мониторинг динамики познавательного развития ребёнка в ходе овладения им программным материалом Проводить работу с родителями ребёнка
Работа воспитателя с детьми с ОВЗ включает в себя: Создание обстановки эмоционального благополучия детей Развитие у детей навыков самообслуживания Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей Закрепление речевых навыков Создание развивающей среды Обеспечение охраны жизни и здоровья Осуществление целостного педагогического процесса Развитие навыков социализации Так же воспитатель проводит занятия по различным видам деятельности, а также по изобразительной деятельности (рисование, лепка, конструирование из различного материала) со всей группой Организует совместную и самостоятельную деятельность детей: - воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику; - организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда); - применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе.
Эффективные приемы коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей игровые ситуации; дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы; использование ИКТ для физминуток и гимнастики; использование ортопедических ковриков, мячиков су-джок для проведения массажа рук и нок.
Психолого-педагогические рекомендации в работе с детьми ОВЗ Принимать ребенка таким, какой он есть Как можно чаще общаться с ребенком Избегать переутомления Использовать упражнения на релаксацию Не сравнивать ребенка с окружающими Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка, он должен знать за что Обращаться к ребенку по имени Не предъявлять ребенку завышенных требований Стараться делать замечания как можно реже Оставаться спокойным в любой ситуации
внутренние ресурсы в работе с детьми ОВЗ Знания Умения Навыки Убеждения Интеллект Опыт Здоровье Интересы Способности(задатки) Характер Настроение Самообладание Мировоззрение Воля Самооценка Позитивное мышление Темперамент Ценности Эмоциональные и психические состояния
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Семинар-практикум по словарной работе с дошкольниками
Данная презентация используется для выступления учителя-логопеда с семинаром-практикумом по словарной работе с дошкольниками....
Презентация семинара-практикума «Организация работы по сенсорному развитию дошкольников с нарушением зрения»
Помощь воспитателям и специалистам ДОУ в организации работы по сенсорному развитию дошкольников с нарушением зрения...
Семинар-практикум для педагогов "Дети с СДВГ или неудобные дети"
раскрыть особенности гиперактивного ребёнка, выработать эффективные приёмы взаимодействия с гиперактивными детьми...
Семинар-практикум для педагогов « Дети с ЗПР в ДОУ. Развитие познавательной активности у детей с ЗПР».
в представленном материале обощен различный психолого-педагогический материал по вопросу особенностей развития детей с ЗПР, рассмотрены различные классификации ЗПР, психолого-педагогическая характерис...
Семинар-практикум для педагогов детей раннего возраста "Шаги навстречу"
Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года — трудная пора для детей раннего возраста, так как это — период адаптации к новым для них условиям. Малыш...
Семинар - практикум для педагогов "Дети с нарушенным поведением. Способы и формы коррекционной работы и профилактики в детском саду"
В практикуме предлагается рассмотреть понятие "агрессивность", виды агрессии, а также рекомендации и игры по преодолению агрессивности детей...
Презентация выступления специалистов ГБОУ Школа №305 г. Москвы на семинаре-практикуме для педагогов "Дети с ОВЗ в ДОУ. Особенности организации работы"
Ежегодно специалисты дошкольного отделения ГБОУ Школа №305 освещают вопросы работы с детьми с особыми образовательными потребностями. В 2021 учебном году состоялся семинар-практикум для воспитателей. ...