Конспект открытого занятия по окружающему миру на тему «Путешествие в прошлое лампочки» (старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Подготовила: воспитатель Брюзгина Юлия Викторовна

 

Цель занятия: Познакомить детей с историей электрической лампочки.

Программные задачи.
Познавательные задачи:
 -Создать условия для ознакомления детей с достижением человечества – электричеством;
 -дать детям знания об источниках света;
-обеспечить воспроизведение правил безопасного обращения с электроприборами.

Развивающие задачи:
  -способствовать развитию познавательного интереса, стремления к исследовательской деятельности;
 -способствовать развитию фантазии;
 -формировать умение выражать свои мысли;
 -развивать память и воображение.

 Воспитательные задачи:
- Воспитывать желание экономить электроэнергию, развивать интерес к познанию окружающего мира.

Материал: лучина, свечка, электрическая лампочка, спички, светильники, керосиновая лампа, настольная лампа. картинки с изображением бытовой техники относящиеся к электричеству.

Ход занятия:

I.Организационный момент.

Воспитатель:

– Ребята, а вы любите путешествовать? Хотите отправиться в интересное путешествие? Куда? Чтобы узнать это, надо отгадать следующие загадки:

1. Дом - стеклянный пузырёк, а живёт в нём огонёк.

Днём он спит, а как проснётся, ярким пламенем зажжётся.

(электрическая лампочка)

2. Висит груша - нельзя скушать.

(электрическая лампочка)

3. Чудеса на потолке – повисло солнце на шнурке.

(электрическая лампочка)

 

 

4. Висит без дела днём, а ночью освещает дом.

(электрическая лампочка)                                                                                                    (3 слайд)

– Молодцы! Ответ один и тот же - электрическая лампочка. Значит, мы с вами отправимся в прошлое электрической лампочки. Закройте глаза, а я произнесу волшебные слова. С их помощью мы окажемся рядом с предметами, которые расскажут о прошлом лампочки. Раз, два, три – мы пришли! Что за предметы на столе?

(Дети перечисляют предметы, лежачие на столе: свечка, электрическая лампочка, спички, светильник, керосиновая лампа)

II. Основная часть.

Воспитатель:

Ребята кто мне ответит? Только не выкрикиваем, а поднимаем руку, чтобы ответить намой вопрос.

–Что общего у всех этих предметов? (Они зажигаются и дают свет)

- Сейчас мы с вами поговорим о том, как человек придумал свет.

–Но сначала скажите, всегда ли была электрическая лампочка(Ответы)

–Как вы думаете, чем люди в древности освещали свои пещеры?

 - Верно, они разжигали огонь, и от него становилось светлее.                                           (4слайд)

–А как вы думаете, нашим далёким предкам не страшно было ходить по улице ночью? (Ответы)

–Почему страшно? (Ответы ничего не видно, темно)

– Что придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью? (Ответы)

– Сначала люди использовали факел, это короткая палка с намотанной на неё просмолённой паклей. С факелами ходили по улице, их прикрепляли на стене, и тогда они освещали помещение.  

(5слайд)                                                                                                                                          

Затем люди стали использовать лучину.                                                                                                            ( 6 слайд)

– Это самая обыкновенная щепка, только заострённая на конце. Обычно лучину делали из берёзы: это дерево лучше других горит. Один конец лучины закрепляли, а другой зажигали. От лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит. Как вы думаете, такое освещение удобно? (Ответы)

– Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения - свечу.                                                                                                                       (7,8,9 слайд)                                                                                                                     

 

Её делали из пчелиного воска, бараньего сала (рассматривается свеча, обращается внимание на то, что внутри неё фитиль из ниток, он и зажигает свечу)

– Как вы думаете, чем неудобна свеча? (Ответы ею можно обжечься, из-за нее может начаться пожар, дает мало света)

Воспитатель. Позже люди хотели придумать более удобное освещение для своего жилья. Со временем они научились из нефти делать керосин и придумали керосиновые лампы. (Показывает воспитанникам керосиновую лампу, объясняет принцип ее действия). Удобной ли была керосиновая лампа? Почему? (Ответы). Действительно, керосиновая лампа плохо освещает комнату, в нее постоянно надо было наливать керосин. Если кто-то нечаянно опрокидывал лампу, керосин разливался, и вспыхивал огонь.

(слайд 10,11)

Ребята давайте разомнемся немного. Выполняйте движения со мной. (Педагог произносит слова и показывает движения, дети повторяют)

 Физкультминутка «Ток бежит по проводам».

Ток бежит по проводам, (Бег на месте)

Свет несёт в квартиру нам. ( «Фонарики»)

Чтоб работали приборы, ( «Моторчик»)

Холодильник, мониторы. (Хлопки в ладоши на каждый бытовой прибор)

Кофемолки, пылесос,

Ток энергию принёс. (Взяться за руки)

 Воспитатель: Прошло много лет. Люди искали всё новые способы удобного освещения своего жилья. Когда появилось электричество, русский изобретатель Александр Лодыгин придумал электрическую лампочку. (слайд 12)                                                                                                                                             Она и сейчас освещает наши квартиры и улицы. Теперь в наших домах много разных красивых светильников: люстры, бра, настольные лампы, лампы накаливания, торшеры, настольные лампы)                                                                           (слайд 13,14,15,16)

 

- Сейчас вы узнаете о том, как изменился бы мир, если бы не стало лампочек. Сейчас я прочитаю вам сказку о лампочке.

«Маленькая Лампочка работала в дальней части городского сада. Каждый вечер она загоралась и прогоняла Тьму с узенькой дорожки. Тьма злилась, но ничего не могла поделать, а Лампочка только посмеивалась над ней.

Иногда днем Лампочке не спалось, тогда она рассматривала прохожих, для которых работала. Первое время, когда её только направили сюда, люди радовались«Как здесь теперь светло!», потом привыкли и перестали обращать внимание на Маленькую Лампочку, но она не обижалась. Она понимала, что нужна и не ждала громких признаний.

Лампочка любила всех, для кого горела, и не догадывалась, какими несправедливыми бывают люди. Однажды Старая Ворона объяснила ей, что надо опасаться мальчишек, потому что они часто носят с собой рогатки, чтобы стрелять по воронам и лампочкам. С тех пор она стала бояться, что её разобьют, и она больше не сможет бороться с Тьмой. Вскоре Лампочке пришлось убедиться, что Ворона не обманывала – несколько раз по вечерам Лампочку пугали пролетавшие мимо камни. Ей тогда казалось, что это сама тьма хочет расправиться с ней. И однажды случилось то, чего лампочка так опасалась: выпущенный из рогатки камень попал в неё. Обрадованная тьма сразу же захватила тропинку.

А следующей ночью там горела новая лампочка, предусмотрительно закрытая сеткой. У неё не было возвышенных мыслей, как у её предшественницы, прожившей короткую, но яркую жизнь. Вворачивая новую лампочку ,монтер  говорил«Ну вот, теперь тут будет светлее»

- Теперь вы поняли, какое огромное значение имеет лампочка в нашей жизни?

- Без нее весь мир стал бы темным и мрачным. Чтобы наш мир освещало электричество, мы должны относиться к нему бережно, экономно, быть внимательными, вовремя выключать свет и электроприборы, чтобы не тратить зря электроэнергию.

- А сейчас давайте запомним несколько простых правил:

1. Свет включай, когда темно.

С солнышком открой окно!

2. Если ты пошёл гулять

Или друга провожать,

Закрывая в доме дверь,

Всё ли выключил, проверь!

Ребята, давайте еще вспомним, что такое электричество и для чего оно нужно людям.

Ответы детей (Чтобы вечером ходить по улице, чтобы водители видели дорогу и не попадали в аварии, чтобы люди могли, есть, и пить, слушать радио, смотреть телевизор, стирать и гладить белье, сушить феном волосы).

Воспитатель: Правильно, человеку сложно прожить без электричества.

А теперь немного поиграем.

Нужно правильно разложить картинки, которые относятся к электричеству.

Которые относятся нужно положить на зеленый лист картона, а которые не относятся положить на красный лист картона.

III. Итог.

Воспитатель держит в руке лампочку и говорит                                                                             - Это не просто лампочка, а настоящая королева света. (лампочка прощается с детьми)

Пришла пора прощаться,

Но с вами расставаться

Не будем мы друзья.

Я главный ваш помощник,

И без меня, ребята,

Никто на белом свете

Не проживет ни дня.

Свет вы зря не жгите, меня вы берегите!

– Что вы узнали сегодня на занятии? Что вам особенно запомнилось?

- Что было до электрической лампочки?

- Какое значение в нашей жизни имеет лампочка?

- Как можно экономить электроэнергию?

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по окружающему миру на тему  «Путешествие в прошлое лампочки» (старшая группа)

Подготовила: воспитатель Брюзгина Юлия Викторовна

Цель занятия: Познакомить детей с историей электрической лампочки.

Программные задачи.
Познавательные задачи:
-Создать условия для ознакомления детей с достижением человечества – электричеством;
-дать детям знания об источниках света;
-обеспечить воспроизведение правил безопасного обращения с электроприборами.

Развивающие задачи:
 -способствовать развитию познавательного интереса, стремления к исследовательской деятельности;
-способствовать развитию фантазии;
-формировать умение выражать свои мысли;
-развивать память и воображение.

Воспитательные задачи:
- Воспитывать желание экономить электроэнергию, развивать интерес к познанию окружающего мира.

Материал: лучина, свечка, электрическая лампочка, спички, светильники, керосиновая лампа, настольная лампа. картинки с изображением бытовой техники относящиеся к электричеству.

Ход занятия:

I.Организационный момент.

Воспитатель:

– Ребята, а вы любите путешествовать? Хотите отправиться в интересное путешествие? Куда? Чтобы узнать это, надо отгадать следующие загадки:

1. Дом - стеклянный пузырёк, а живёт в нём огонёк.

Днём он спит, а как проснётся, ярким пламенем зажжётся.

(электрическая лампочка)

2. Висит груша - нельзя скушать.

(электрическая лампочка)

3. Чудеса на потолке – повисло солнце на шнурке.

(электрическая лампочка)

4. Висит без дела днём, а ночью освещает дом.

(электрическая лампочка)                                                                                                    (3 слайд)

– Молодцы! Ответ один и тот же - электрическая лампочка. Значит, мы с вами отправимся в прошлое электрической лампочки. Закройте глаза, а я произнесу волшебные слова. С их помощью мы окажемся рядом с предметами, которые расскажут о прошлом лампочки. Раз, два, три – мы пришли! Что за предметы на столе?

(Дети перечисляют предметы, лежачие на столе: свечка, электрическая лампочка, спички, светильник, керосиновая лампа)

II. Основная часть.

Воспитатель:

Ребята кто мне ответит? Только не выкрикиваем, а поднимаем руку, чтобы ответить намой вопрос.

–Что общего у всех этих предметов? (Они зажигаются и дают свет)

- Сейчас мы с вами поговорим о том, как человек придумал свет.

–Но сначала скажите, всегда ли была электрическая лампочка(Ответы)

–Как вы думаете, чем люди в древности освещали свои пещеры?

 - Верно, они разжигали огонь, и от него становилось светлее.                                           (4слайд)

–А как вы думаете, нашим далёким предкам не страшно было ходить по улице ночью? (Ответы)

–Почему страшно? (Ответы ничего не видно, темно)

– Что придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью? (Ответы)

– Сначала люди использовали факел, это короткая палка с намотанной на неё просмолённой паклей. С факелами ходили по улице, их прикрепляли на стене, и тогда они освещали помещение.  

(5слайд)                                                                                                                                          

Затем люди стали использовать лучину.                                                                                                            ( 6 слайд)

– Это самая обыкновенная щепка, только заострённая на конце. Обычно лучину делали из берёзы: это дерево лучше других горит. Один конец лучины закрепляли, а другой зажигали. От лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит. Как вы думаете, такое освещение удобно? (Ответы)

– Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения - свечу.                                                                                                                       (7,8,9 слайд)                                                                                                                      

Её делали из пчелиного воска, бараньего сала (рассматривается свеча, обращается внимание на то, что внутри неё фитиль из ниток, он и зажигает свечу)

– Как вы думаете, чем неудобна свеча? (Ответы ею можно обжечься, из-за нее может начаться пожар, дает мало света)

Воспитатель. Позже люди хотели придумать более удобное освещение для своего жилья. Со временем они научились из нефти делать керосин и придумали керосиновые лампы. (Показывает воспитанникам керосиновую лампу, объясняет принцип ее действия). Удобной ли была керосиновая лампа? Почему? (Ответы). Действительно, керосиновая лампа плохо освещает комнату, в нее постоянно надо было наливать керосин. Если кто-то нечаянно опрокидывал лампу, керосин разливался, и вспыхивал огонь.

(слайд 10,11)

Ребята давайте разомнемся немного. Выполняйте движения со мной. (Педагог произносит слова и показывает движения, дети повторяют)

 Физкультминутка «Ток бежит по проводам».

Ток бежит по проводам, (Бег на месте)

Свет несёт в квартиру нам. ( «Фонарики»)

Чтоб работали приборы, ( «Моторчик»)

Холодильник, мониторы. (Хлопки в ладоши на каждый бытовой прибор)

Кофемолки, пылесос,

Ток энергию принёс. (Взяться за руки)

 Воспитатель: Прошло много лет. Люди искали всё новые способы удобного освещения своего жилья. Когда появилось электричество, русский изобретатель Александр Лодыгин придумал электрическую лампочку. (слайд 12)                                                                                                                                             Она и сейчас освещает наши квартиры и улицы. Теперь в наших домах много разных красивых светильников: люстры, бра, настольные лампы, лампы накаливания, торшеры, настольные лампы)                                                                           (слайд 13,14,15,16)

- Сейчас вы узнаете о том, как изменился бы мир, если бы не стало лампочек. Сейчас я прочитаю вам сказку о лампочке.

«Маленькая Лампочка работала в дальней части городского сада. Каждый вечер она загоралась и прогоняла Тьму с узенькой дорожки. Тьма злилась, но ничего не могла поделать, а Лампочка только посмеивалась над ней.

Иногда днем Лампочке не спалось, тогда она рассматривала прохожих, для которых работала. Первое время, когда её только направили сюда, люди радовались«Как здесь теперь светло!», потом привыкли и перестали обращать внимание на Маленькую Лампочку, но она не обижалась. Она понимала, что нужна и не ждала громких признаний.

Лампочка любила всех, для кого горела, и не догадывалась, какими несправедливыми бывают люди. Однажды Старая Ворона объяснила ей, что надо опасаться мальчишек, потому что они часто носят с собой рогатки, чтобы стрелять по воронам и лампочкам. С тех пор она стала бояться, что её разобьют, и она больше не сможет бороться с Тьмой. Вскоре Лампочке пришлось убедиться, что Ворона не обманывала – несколько раз по вечерам Лампочку пугали пролетавшие мимо камни. Ей тогда казалось, что это сама тьма хочет расправиться с ней. И однажды случилось то, чего лампочка так опасалась: выпущенный из рогатки камень попал в неё. Обрадованная тьма сразу же захватила тропинку.

А следующей ночью там горела новая лампочка, предусмотрительно закрытая сеткой. У неё не было возвышенных мыслей, как у её предшественницы, прожившей короткую, но яркую жизнь. Вворачивая новую лампочку ,монтер  говорил«Ну вот, теперь тут будет светлее»

- Теперь вы поняли, какое огромное значение имеет лампочка в нашей жизни?

- Без нее весь мир стал бы темным и мрачным. Чтобы наш мир освещало электричество, мы должны относиться к нему бережно, экономно, быть внимательными, вовремя выключать свет и электроприборы, чтобы не тратить зря электроэнергию.

- А сейчас давайте запомним несколько простых правил:

1. Свет включай, когда темно.

С солнышком открой окно!

2. Если ты пошёл гулять

Или друга провожать,

Закрывая в доме дверь,

Всё ли выключил, проверь!

Ребята, давайте еще вспомним, что такое электричество и для чего оно нужно людям.

Ответы детей (Чтобы вечером ходить по улице, чтобы водители видели дорогу и не попадали в аварии, чтобы люди могли, есть, и пить, слушать радио, смотреть телевизор, стирать и гладить белье, сушить феном волосы).

Воспитатель: Правильно, человеку сложно прожить без электричества.

А теперь немного поиграем.

Нужно правильно разложить картинки, которые относятся к электричеству.

Которые относятся нужно положить на зеленый лист картона, а которые не относятся положить на красный лист картона.

III. Итог.

Воспитатель держит в руке лампочку и говорит                                                                             - Это не просто лампочка, а настоящая королева света. (лампочка прощается с детьми)

Пришла пора прощаться,

Но с вами расставаться

Не будем мы друзья.

Я главный ваш помощник,

И без меня, ребята,

Никто на белом свете

Не проживет ни дня.

Свет вы зря не жгите, меня вы берегите!

– Что вы узнали сегодня на занятии? Что вам особенно запомнилось?

- Что было до электрической лампочки?

- Какое значение в нашей жизни имеет лампочка?

- Как можно экономить электроэнергию?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по окружающему миру по теме: «Путешествие в волшебный лес» в подготовительной группе.

Цель: Закреплять знания детей о деревьях, их качествах и свойствах через самостоятельную экспериментальную и творческую деятельность....

Конспект открытого занятия по окружающему миру на тему «Кругом вода» в первой младшей группе.

Конспект открытого занятияпо окружающему мируна тему «Кругом вода» в первой младшей группе....

Сценарий образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Путешествие вокруг Солнца» для детей старшей группы

Программное содержание:Цель: расширение и углубление познаний детей о Солнечной системе и космосе.Задачи:Образовательная:- формировать представление детей о профессии космонавт и планетах Солнечной си...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте по теме: «Путешествие к лесным жителям» в старшей группе компенсирующей направленности

Конспект фронтального занятия  по обучению грамоте учителя-логопеда  в старшей группе компенсирующей направленности...

Конспект открытого занятия по окружающему миру в группе детей старшего возраста 5-6 лет на тему "Путешествие в город Транспорта"

Дети путешествуя по городу Транспорта показывают свои знания о видах транспорта, номерах телефонов экстренных служб, знание дорожных знаков.По результатам эксперементирования делают вывод о том, почем...

Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе «Путешествие в прошлое телефона».

Цель: Обогащение представлений детей о мире окружающих предметов.Задачи:    Обучающие:               - закрепить знания детей о истории появления...