Сценарий образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Путешествие вокруг Солнца» для детей старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Миронова Екатерина Сергеевна

Программное содержание:

Цель: расширение и углубление познаний детей о Солнечной системе и космосе.

Задачи:

Образовательная:

- формировать представление детей о профессии космонавт и планетах Солнечной системы;

- расширять кругозор;

- учить детей давать полный, развернутый ответ на вопросы.

 

Развивающая:

- развивать воображение, познавательную активность;

- развивать мыслительную деятельность;

- развивать зрительное восприятие и внимание.

 

Воспитательная:

- совершенствовать навыки правильного поведения на занятии;

- воспитывать умение работать в коллективе;

- воспитывать интерес, желание больше узнать о космосе;

- воспитывать чувство гордости за историю своей страны и ее героев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mironova_e.s._konspekt_po_poznaniyu.docx687.82 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Иркутская область

        г. Братск        

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 41»

муниципального образования

города Братска

г. Братск, проспект Ленина, 15, тел. (3953) 455-374, т/факс (3953) 455-381, е-mail: mdoy-41.bratsk@mail.ru

Сценарий

образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром

на тему:

«Путешествие вокруг Солнца»

для детей старшей группы

https://static.wixstatic.com/media/4afd99_ff542a51818440db99aaa8d4d33b20b9~mv2.gif

                Подготовила:  

 Миронова Екатерина Сергеевна

Воспитатель

Братск

Программное содержание:

Цель: расширение и углубление познаний детей о Солнечной системе и космосе.

Задачи:

Образовательная:

- формировать представление детей о профессии космонавт и планетах Солнечной системы;

- расширять кругозор;

- учить детей давать полный, развернутый ответ на вопросы.

Развивающая:

- развивать воображение, познавательную активность;

- развивать мыслительную деятельность;

- развивать зрительное восприятие и внимание.

Воспитательная:

- совершенствовать навыки правильного поведения на занятии;

- воспитывать умение работать в коллективе;

- воспитывать интерес, желание больше узнать о космосе;

- воспитывать чувство гордости за историю своей страны и ее героев.

Методы и приемы:

Игровой (использование сюрпризных моментов).

Наглядный (использование иллюстраций в виде слайдов).

Словесный ( вопросы, индивидуальные ответы детей).

Поощрение, анализ занятия.

Оборудование:

- проекторная доска;

Демонстрационный материал: презентация по теме «Космическое путешествие вокруг Солнца»;

Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию: оформление презентации;

Предварительная работа с детьми:

Беседы на тему «космос» - «Что такое космос?», «Первый в космосе».

Рисование на тему «Космос».

Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг о космосе.

Игровые ситуации «Космодром», «Найди планету».

Заучивание считалки « Планеты».

Чтение  Т.И. Попова « Мир вокруг нас. Как человек космос покорял».

Индивидуальная работа: разучивание стихотворения к занятию «Улыбка Гагарина»

Активизация словаря: скафандр, космодром, космический корабль, космос, ракета, невесомость, орбита.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, а кто из вас любит путешествовать? (ответы детей).

Как много у нас собралось любителей. А раз так, то я предлагаю вам сегодня отправиться в одно неизведанное место, где вы еще точно не бывали. А что это за место, вы попробуйте угадать сами.

Загадки:

В дверь, в окно

Стучать не будет,

А взойдет

И всех разбудит. (Солнце)

***

Выше леса, выше гор

Расстилается ковёр.

Он всегда, всегда раскинут

Над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий,

То он ярко-голубой. (Небо)

***

Рассыпалось к ночи золотое зерно,

Глянули утром — нет ничего. (Звезды)

Воспитатель: Ребята, вы, наверное, уже догадались, что я вас приглашаю в далекое путешествие - в космос! С самых давних времен люди смотрели на небо, их манила неизвестность. Они стали задумываться, над тем как бы подняться выше облаков и узнать что же там. Прошло много времени, пока люди научились строить летательные аппараты. И первые в них полетели не люди, а животные: с начала крысы, а потом собаки. Белка и Стрелка. (показ изображения космоса и животных)

После, удалось и человеку осуществить полет в космос и наяву увидеть, что же там. А как называют человека, который готовится полететь в космос? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, космонавт. И, наверное, вы уже знаете, как звали первого космонавта, отправившегося в космос? (показ портрета Ю.Гагарина).

Да, вы правы, именно Юрию Алексеевичу Гагарину 12 апреля 1961 года удалось совершить полет вокруг нашей планеты на космическом корабле «Восток». С тех пор каждый год 12 апреля мы отмечаем  праздник «День космонавтики», важный праздник не только для нашей страны, но и всего человечества. Послушайте, какое стихотворение посветила поэт Инна Левченко нашему герою:

«Улыбка Гагарина»

Я помню, солнце в этот день искрилось:

Какой был удивительный апрель!

И в сердце радость с гордостью светилась:

Из космоса Гагарин прилетел!

Его все по улыбке узнавали

— Такой улыбки не было второй!

Весь мир рукоплескал! Все ликовали:

Гагарин облетел наш шар земной!

С тех пор приблизились неведомые дали,

Осваивают космос корабли…

А начинал — российский, славный парень,

Гагарин - первый космонавт Земли!

(показ фото с чествованием Гагарина).

Воспитатель: В космосе побывала и Валентина Владимировна Терешкова, она стала первой женщиной-космонавтом и провела в космосе почти трое суток. (показ фото В.В. Терешковой).

Как вы думаете, какими чертами характера должен обладать космонавт? (ответы детей).

Да, далеко не каждый может стать космонавтом. Я вам предлагаю сейчас поиграть в одну игру и проверить, кто  способен попасть в отряд космических путешественников.

Д/и «Добавь слово»

Воспитатель: Кто космонавтом хочет стать, тот должен очень много…

Дети: Знать.

Воспитатель: Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит…

Дети: Труд.

Воспитатель: Ждут нас корабли, ракеты для полета на…

Дети: Планеты.

Воспитатель: В космосе сквозь толщу лет ледяной летит объект. Хвост его — полоска света, а зовут объект…

Дети: Комета.

Воспитатель: Самым дружным станет наш, наш отважный…

Дети: Экипаж.

Воспитатель: Если в космос захотим, значит скоро…

Дети: Полетим.

Воспитатель: Я смотрю, вы все готовы отправиться в космическое путешествие. А на чем мы туда полетим? (ответы детей).

Воспитатель: Конечно, на ракете, ведь только она способно преодолевать земное притяжение. И она ожидает нас на специальной площадке - космодроме, именно отсюда стартуют космические аппараты.

А еще нам понадобится специальная одежда - скафандр (показ изображения космодрома, скафандра).

Воспитатель: Предлагаю вам облачиться в скафандр, пройти в ракету, сесть и пристегнуться.  (дети имитируют движения).

Внимание!  Наш экипаж готов к отправке в полет. Начинаем обратный отсчет: (считаем вместе с детьми) - пять, четыре, три, два, один, пуск! (включается музыка и показывается фото с изображением космоса).

Вот мы с вами и оказались в космосе! Здесь человек чувствует себя легким, как перышко. А все потому, что здесь не действует земное притяжение, и мы оказываемся в невесомости. Подскажите, а как называется окно, в которое  смотрят космонавты? (ответы детей).

Давайте внимательно посмотрим в иллюминатор, тут замечательный вид (фото с солнечной системой). В центре находится огромная жаркая звезда - Солнце, а вокруг нее проносятся разные планеты - вместе они составляют Солнечную систему. Ребята, приглядитесь, все ли планеты одинаковые? (ответы детей)

Воспитатель: А чем они похожи между собой? (ответы детей).

Правильно, имея одинаковую форму, они не похожи друг на друга и расположены на разном расстоянии от солнца - одни дальше, другие ближе. Каждая планета двигается по одному и тому же маршруту - орбите, поэтому они не наталкиваются друг на друга. На сегодняшний день ученые пришли к выводу, что Солнечная система состоит из восьми планет. С ними мы познакомимся чуть позже, после того как немного разомнемся в невесомости.

Физкультминутка «На ракете мы летим»

Раз-два, стоит ракета -  дети поднимают  руки вверх;

Три-четыре, скоро взлет -  разводят руки в стороны;

Чтобы долететь до солнца -  круг руками;

Космонавтам нужен год  -  берется руками за щеки, качает головой;

Но дорогой нам не страшно - руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево;

Каждый ведь из нас атлет -  сгибают руки в локтях;

Пролетая над землею  - разводят руки в стороны;

Ей передадим привет -  поднимают руки вверх и машут.

Воспитатель: А мы продолжаем наше путешествие, занимаем места в ракете и не забываем пристегиваться. Впереди нас ждут планеты Солнечной системы.

Ближе всего к Солнцу находится самая маленькая планета Солнечной системы - Меркурий. (показ фото). К ней мы приблизиться не можем из-за жары, как вы думаете, почему она самая горячая из планет? (ответы детей).

Эту планету недаром называют «торопыгой», «неутомимой планетой».  Она именована в честь древнеримского быстрого бога торговли Меркурия, который не спал ни днем, ни ночью. А дело в том, что Меркурий очень быстро вращается вокруг солнечной орбиты и за наш земной год успевает сделать аж четыре витка. Внимание, мы подлетаем ко второй от Солнца планете - Венере (показ фото).

Ее назвали в честь прекрасной римской богини любви и красоты. В древние времена люди принимали ее за разные звезды - утреннюю и вечернюю, так как ее видно на небе то утром, то вечером. Венера светится ярко и красиво, как горный хрусталь. А вот на нашем пути показалась и третья планета, (показ фото).

Ребята, вы ее узнали? (ответы детей).

И правда, эта небольшая голубая планета является нашим домом. Лишь на Земле имеются вода и воздух. Они необходимы для жизни животных, людей и растений. Если присмотреться, то можно заметить, что вокруг нашей планеты находится голубоватая дымка. Она то и защищает Землю от перегрева, холода и ударов разных небесных тел. А еще у планеты есть спутник, его мы часто видим в небе, как он называется? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно это луна. А мы отправляемся дальше и встречаем на пути 4-ю планету, названную в честь бога войны (показ фото).

Ребята, чем отличается Марс от остальных планет? (ответы детей).

Марс считается таинственной пустынной планетой, покрытой красно-оранжевыми песками.

Воспитатель: Дальше Марса расположен Юпитер (показ слайда).

Мимо этого  огромного шара сложно пролететь мимо, ведь он в 11 раз больше нашей Земли и является самой большой планетой Солнечной системы. Для жизни Юпитер не пригоден, так как состоит из жидкости и газа, на нем стоит лютый холод.

Воспитатель: Еще дальше от Солнца находится очень холодная планета - Юпитер (показ слайда).

Ее мы можем узнать по одной отличительной характеристике, какой? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, Юпитер опоясывают кольца, состоящие из льдин и камней. Летим дальше и встречаем следующую планету - Уран (показ фото).  Он очень холоден и далек, его полет вокруг Солнца длится 84 земных года. Ученые только благодаря уникальному оборудованию смогли поближе разглядеть эту планету и обнаружить, что ее, как и Сатурн, опоясывают кольцо. Только состоят они из мусора и пыли, притянутой гравитацией. Хотелось бы вам остаться на столь негостеприимной планете? (ответы детей).

Воспитатель: Тогда отправляемся дальше и приближаемся к самой далекой планете системы - Нептуну. Этот гигант дольше остальных путешествует вокруг Солнца и полный виток у него занимает 165 лет! Удивительно, что ученые узнали, о существование Нептуна задолго до того, как смогли его увидеть. Ведь он расположен настолько далеко, что его не увидеть даже в самый мощный телескоп.

Ну вот, ребята, наше удивительное путешествие подходит к концу, и мы берем курс на планету Земля. Летим домой! Пока мы летим, вспомним все планеты.

Пальчиковая игра: «Солнечная система».

По порядку все планеты

Назовет любой из вас:

Раз…Меркурий,

Два… Венера,

Три…Земля,

Четыре…Марс,

Пять…Юпитер,

Шесть…Сатурн,

Семь…Уран,

За ним…Нептун,

Он восьмым идёт по счёту.

А еще космонавты обладают очень хорошей памятью. Проверим, что вы узнали и запомнили в сегодняшнем межпланетном путешествии.

Сколько планет в солнечной системе?

Как называется самая близкая к солнцу планета?

Какая планета самая маленькая?

Какая самая большая?

Какая планета самая холодная?

Какую планету называют красной?

Какую планету окружают кольца?

Назовите обитаемую планету солнечной системы?

Молодцы, вы ответили на все вопросы. Внимание, космонавты, мы приближаемся к планете Земля! Вот мы и дома, как же красиво на нашей планете. Отстегните ремни. Выходите из ракеты. У нас получилось замечательное путешествие, мы много узнали о планетах солнечной системы. Но планета Земля, на которой мы живем – самая главная, самая красивая, потому что является нашим домом. Землю надо беречь и любить. И может быть через много лет кто-то из вас станет космонавтом, полетит в космос, увидит нашу планету и скажет: «Как прекрасна наша Земля!»

Рефлексия «Солнышко»

Воспитатель: А сейчас я предлагаю самостоятельно оценить, насколько вам понравилось наше путешествие.

На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку:

желтого цвета – мне очень понравилось занятие, было интересно, голубого цвета – занятие не понравилось, было не интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром с элементами технологии ТРИЗ для детей подготовительной группы детского сада Тема: «Превращения»

организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром с элементами технологии ТРИЗ для детей подготовительной группы детского сада...

Конспект организованной образовательной деятельности по нетрадиционной технике рисования на тему: «Путешествие в страну Рисовандию» для детей старшей группе.

Развитие у детей творческих способностей; закрепление умения рисовать разными нетрадиционными способами....

Занимательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром бурятский национальный праздник «Сагаалган» для детей подготовительной группы

Цель: дать представление о празднике Сагаалган.Задачи:• познакомить детей с традициями встречи нового года по восточному календарю;• научить играть в бурятские народные игры;• разу...

Конспект организованной образовательной деятельности по «Ознакомлению с окружающим миром» на тему: «Зимушка–зима» для детей средней группы.

Доминирующая область: познавательное развитие.Интегрированная образовательная область: Физическое развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.Интегрированные задачи:Образова...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе на тему: «Наблюдение за осиной»

#nav td { color: #FAFAFA; /* Цвет текста по умолчанию */ } /* Убираем подчеркивание у ссылок и задаём цвет текста */ #nav td a { text-decoration: none; /* Убираем подчеркивание у ссылок...