обобщение опытом
методическая разработка

обобщение опытом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_kirsanova.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
-детский сад «Звездочка» г. Аркадак

Обобщение педагогического опыта

по теме:

« Приобщение дошкольников  к истокам русской народной культуры через фольклор»

                                               Подготовила воспитатель 1 кв. категории

                                                        Кирсанова Галина Александровна

                                                          2024

             Актуальность темы: несомненно, на сегодняшний день тема  очень актуальна. В то время,  как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность и значимость.
   Многие люди  забыли о своих русских ценностях. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты домашним бытом им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, компьютерных играх. 
    Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать знакомства с разнообразными видами народного творчества и привлекать к этому родителей. В нашем детском саду уже много лет ведётся работа, направленная на приобщение детей к истокам народной культуры через различные виды деятельности. Осуществляется комплексный подход к использованию развивающей среды, общевоспитательной работы и специального обучения детей на материале народного искусства.
 

         Работу начала с анкетирования родителей: Оно показало, что так или иначе в семье ребенка знакомят с русским устным народным творчеством: читают русские народные сказки, поют колыбельные песни, загадывают загадки (более 80%), участвуют в народных празднествах( 47%) и даже рассказывают о некоторых русских народных традициях( 65%) Многие родители поддержали программу ДОУ по приобщению детей к народным традициям, выразили желание участвовать и помогать в этой работе.

Цель работы: формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры. Для реализации поставленной цели были определены следующие

 задачи:

 1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры на специально организованных занятиях.

 2. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями.

 3.Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

4. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.

 5. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

 6. Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.       

Исходя из условий мною выделены следующие направления работы:

 1. Историческое прошлое России и русского народа.

 2. Устное народное творчество.

3. Народные праздники и традиции.

4. Народные промыслы.

       В своей работе я опираюсь на  парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой.

Приобщая детей к истокам русской народной культуры учитываю:

1. Возрастные особенности детей.

2. Доступность материала.

3. Постепенность его усложнения.

        Чтобы максимально приблизить детей к русской культуре уже в младшей группе был  оборудован уголок.  В нем собраны предметы старины и быта крестьян. Каждому предмету отведено своё традиционное место: висит люлька, чугунок ,ухват. На узорной полочке расположились деревянные ложки, скалка, глиняные кувшины, горшочки,утюги.

В уголке  провожу специальные занятия по знакомству с русским народным фольклором, русскими народными играми а так же обыгрывание колыбельных песен, заучивание потешек. Работу я провожу по перспективному плану: в младшей группе использую потешки, загадки, колыбельные песенки, игры с пальчиками ,ручками. При отборе фольклорного материала учитываю возраст детей.

 В средней группе добавляю народные игры, сказки, пословицы, поговорки.

В старшем дошкольном возрасте использую скороговорки, провожу экскурсии.

Провожу занятия по изодеятельности, на которых знакомлю детей с народной декоративной росписью в игровой форме, занятия –беседы: 

«Русский народный костюм», «Голубая гжель», «Золотая хохлома»,

«Русская матрёшка», «Русские народные игры».

       С младшими детьми провожу знакомства с матрешкой – русской народной игрушкой.

       Очень много использую театральную деятельность: пальчиковый театр, настольный театр, театр на руке.

          Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, знакомство с народными обычаями и обрядами. На материале народного фольклора разрабатываю совместно с музыкальным руководителем сценарии праздников и тематических вечеров: «Весна пришла», «Праздник русского платка», «Масленица».

         На музыкальных занятиях используем русские народные распевки, слушаем русские народные мелодии. Дети знают много русских народных песен, обучаются игре на народных музыкальных инструментах:

ложках, трещётках, погремушках, свистульках, дудках.

        Взаимодействие с семьёй провожу по принципу активного вовлечения родителей в жизнь детского сада: активное участие родители приняли в проекте «Русский кокошник».

      Я надеюсь, что моя работа поможет ребёнку почувствовать себя частью великого целого своего народа, своей страны, научиться уважать и ценить прошлое и настоящее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта. Тема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности.

Обобщение опытаМуниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 комбинированного вида города Саранск, республики МордовияТема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средст...

Взаимодействия взрослого и ребенка в художественных опытах. Обобщение опыта работы в группах кратковременного пребывания детей со сложной структурой дефекта.

Работа с детьми со сложными сочетанными диагнозами направлена на эмоциональное взаимосотрудничество   мам с детьми и с командой педагогов....

Обобщение опытом. "Обогащение социального опыта ребёнка посредством театрализации"

Данный материал рассказывает о том,как театрализация формирует у детей опыт социальных навыков....

Обобщение опыта по соцпартнерству ДОУ, родителей и Детской школой искусств в области музыкального воспитания: из опыта работы музыкального руководителя

В настоящее время в дошкольном образовании происходят существенные изменения. Связано это прежде всего с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, кот...

Понятие передового педагогического опыта. Объективные предпосылки обобщения опыта.

По мнению Я.С.Турбовского, «передовой педагогический опыт -  это средство целенаправленного совершенствования воспитательно-образовательного процесса, удовлетиворяющее актуальные потребност...