обобщение опытом
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
-детский сад «Звездочка» г. Аркадак
Обобщение педагогического опыта
по теме:
« Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через фольклор»
Подготовила воспитатель 1 кв. категории
Кирсанова Галина Александровна
2024
Актуальность темы: несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность и значимость.
Многие люди забыли о своих русских ценностях. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты домашним бытом им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, компьютерных играх.
Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать знакомства с разнообразными видами народного творчества и привлекать к этому родителей. В нашем детском саду уже много лет ведётся работа, направленная на приобщение детей к истокам народной культуры через различные виды деятельности. Осуществляется комплексный подход к использованию развивающей среды, общевоспитательной работы и специального обучения детей на материале народного искусства.
Работу начала с анкетирования родителей: Оно показало, что так или иначе в семье ребенка знакомят с русским устным народным творчеством: читают русские народные сказки, поют колыбельные песни, загадывают загадки (более 80%), участвуют в народных празднествах( 47%) и даже рассказывают о некоторых русских народных традициях( 65%) Многие родители поддержали программу ДОУ по приобщению детей к народным традициям, выразили желание участвовать и помогать в этой работе.
Цель работы: формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры. Для реализации поставленной цели были определены следующие
задачи:
1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры на специально организованных занятиях.
2. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями.
3.Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
4. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.
5. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
6. Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.
Исходя из условий мною выделены следующие направления работы:
1. Историческое прошлое России и русского народа.
2. Устное народное творчество.
3. Народные праздники и традиции.
4. Народные промыслы.
В своей работе я опираюсь на парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой.
Приобщая детей к истокам русской народной культуры учитываю:
1. Возрастные особенности детей.
2. Доступность материала.
3. Постепенность его усложнения.
Чтобы максимально приблизить детей к русской культуре уже в младшей группе был оборудован уголок. В нем собраны предметы старины и быта крестьян. Каждому предмету отведено своё традиционное место: висит люлька, чугунок ,ухват. На узорной полочке расположились деревянные ложки, скалка, глиняные кувшины, горшочки,утюги.
В уголке провожу специальные занятия по знакомству с русским народным фольклором, русскими народными играми а так же обыгрывание колыбельных песен, заучивание потешек. Работу я провожу по перспективному плану: в младшей группе использую потешки, загадки, колыбельные песенки, игры с пальчиками ,ручками. При отборе фольклорного материала учитываю возраст детей.
В средней группе добавляю народные игры, сказки, пословицы, поговорки.
В старшем дошкольном возрасте использую скороговорки, провожу экскурсии.
Провожу занятия по изодеятельности, на которых знакомлю детей с народной декоративной росписью в игровой форме, занятия –беседы:
«Русский народный костюм», «Голубая гжель», «Золотая хохлома»,
«Русская матрёшка», «Русские народные игры».
С младшими детьми провожу знакомства с матрешкой – русской народной игрушкой.
Очень много использую театральную деятельность: пальчиковый театр, настольный театр, театр на руке.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, знакомство с народными обычаями и обрядами. На материале народного фольклора разрабатываю совместно с музыкальным руководителем сценарии праздников и тематических вечеров: «Весна пришла», «Праздник русского платка», «Масленица».
На музыкальных занятиях используем русские народные распевки, слушаем русские народные мелодии. Дети знают много русских народных песен, обучаются игре на народных музыкальных инструментах:
ложках, трещётках, погремушках, свистульках, дудках.
Взаимодействие с семьёй провожу по принципу активного вовлечения родителей в жизнь детского сада: активное участие родители приняли в проекте «Русский кокошник».
Я надеюсь, что моя работа поможет ребёнку почувствовать себя частью великого целого своего народа, своей страны, научиться уважать и ценить прошлое и настоящее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта. Тема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности.
Обобщение опытаМуниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 комбинированного вида города Саранск, республики МордовияТема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средст...
Взаимодействия взрослого и ребенка в художественных опытах. Обобщение опыта работы в группах кратковременного пребывания детей со сложной структурой дефекта.
Работа с детьми со сложными сочетанными диагнозами направлена на эмоциональное взаимосотрудничество мам с детьми и с командой педагогов....
Обобщение опытом. "Обогащение социального опыта ребёнка посредством театрализации"
Данный материал рассказывает о том,как театрализация формирует у детей опыт социальных навыков....
Обобщение опыта по соцпартнерству ДОУ, родителей и Детской школой искусств в области музыкального воспитания: из опыта работы музыкального руководителя
В настоящее время в дошкольном образовании происходят существенные изменения. Связано это прежде всего с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, кот...
Понятие передового педагогического опыта. Объективные предпосылки обобщения опыта.
По мнению Я.С.Турбовского, «передовой педагогический опыт - это средство целенаправленного совершенствования воспитательно-образовательного процесса, удовлетиворяющее актуальные потребност...