Детское проектирование/
материал

Памятки для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektbuklet.docx482.81 КБ

Предварительный просмотр:

Детское проектирование в детском саду

– это деятельность детей, основанная на свободно выбранной теме, цели и зависит от степени заинтересованности, увлечения ребёнка (У.Килпатрик). Детское проектирование стимулируется взрослым, базируясь на партнёрских отношениях. Для поддержки и развития самостоятельной и познавательной деятельности детей, инициативы, расширения кругозора, развития индивидуальных творческих способностей, обучение групповой работе педагоги используют педагогические проекты, в которых обязательно предполагаются детские.

Виды проектов: творческие, игровые, исследовательские, нормативные, информационно – социальные.

Творческий проект.

Создается новый творческий продукт. Чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями. При выполнении коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею проекта, но для реализации выбирается только одна. Долгосрочный.

Этапы творческого проекта:

1.Проводится подготовительная работа, в ходе которой педагоги обсуждают возможные темы проектов;

2.Определяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности; в ходе обсуждения дети делятся своими идеями по поводу предстоящего проекта;

3.Высказывают свои идеи реализации проекта; по ходу высказывания педагог должен отличать наиболее оригинальные идеи;

4.Воспитатель предоставляет детям зарисовать свои идеи, а затем подумать о том, что необходимо для их реализации;

5.Дети демонстрируют свои работы сверстникам, рассказывают о своих рисунках, отвечают на вопросы; в результате дошкольник должен понять, что в продукте его деятельности должно быть отражено его отношение к проекту;

6.Информирование родителей; для этого идея проекта (рисунок) и название вывешиваются на стенд;

7.Педагог вместе с детьми организует работу по реализации общего замысла; для этого ребята делятся на рабочие группы; вся деятельность детей осуществляется с помощью взрослых, которые решают технические проблемы;

8.Педагоги продумывают, как представить полученный продукт;

9.Осуществляется презентация продукта творческого проекта.

Исследовательский проект.

В основном индивидуальная деятельность.

Этапы проекта:

1.Предполагает создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи.

Стратегия поведения педагога: он создает одну и ту же проблемную ситуацию для всех детей и в итоге формулируется общий исследовательский вопрос; внимательно наблюдает за деятельностью детей и выявляет сферы интересов каждого ребенка; привлекает родителей, которые совместно с ребенком формулируют исследовательскую задачу для проекта (со временем самостоятельно).

2.Реализация проекта: результаты заносятся в специальный альбом, который помогает ребенку зафиксировать этапы своей работы и результаты исследования.

Первая страница – красочный заголовок. Далее - самостоятельный опрос детей, родителей, их ответы. Далее фиксирует свой выбор ответов. Далее рисует свой способ получения информации, объясняет, удалось ли ему произвести проверку и насколько трудным оказался выбранный способ. На последней странице ребенок показывает, где можно применить проект.

3.Презентация проекта: перед началом выступления ребёнок вывешивает на стенде страницы своего проекта, располагает их в правильной последовательности.

4.После презентации работа с проектами не заканчивается. Педагог организует выставку проектов и придумывает различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации знаний, полученных в ходе работы.

Нормативный проект.

Этот проект подразумевает создание свода правил, по которым должны жить в детском саду. Правила оформляются в виде книжки, которая заполняется по мере выполнения нормативных проектов. Проект такого типа всегда инициируется педагогом. Конфликты дошкольников характеризуются столкновением детских инициатив, при котором каждый ребенок настаивает на своем варианте поведения. Позиция воспитателя состоит в поддержке инициативы детей, что приводит к увеличению числа возможных вариантов поведения и к созданию нового правила поведения в данной ситуации. Основной принцип:обязательное предварительное обращение ребенка к взрослому, согласование правил и контроль за соблюдением, как со стороны воспитателя, так и со стороны ребенка.

Этапы нормативного проекта:

1.Воспитатель выявляет такие ситуации, которые, достаточно часто повторяются и характеризуются нежелательными формами поведения детей.

2.Педагог инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть (определяет пространство возможностей).

3.Педагог просит детей изобразить нежелательные последствия неприемлемого поведения. При этом дети могут рисовать самые фантастические сюжеты. Рисунки позволяют сформировать отрицательное отношение к ситуации, благодаря ее проживанию в воображаемом плане.

4.Педагог просит детей по очереди рассказать о своих рисунках и о тех последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация.

5.Педагог предлагает детям подумать над тем, как нужно себя вести, чтобы избежать нежелательных последствий. После того как каждый ребенок выскажет свое мнение, воспитатель обращается к детям с предложением выбрать одно из предложений в качестве правила. При необходимости педагог корректирует его.6.Педагог просит детей зарисовать это правило так, чтобы оно было понятно всем. При этом правило ни в коем случае не должно быть запрещающим, поскольку иначе оно будет подавлять, а не побуждать инициативу детей.

7.Дети объясняют, что они нарисовали. Перед педагогом стоит задача понять, в какой мере в рисунке ребенка представлены необходимые детали. В ходе обсуждения воспитатель акцентирует внимание детей на этих деталях и предлагает дошкольникам на их основе создать окончательный «знак» правила. Этот знак должен содержать как минимум два компонента: указание на признак ситуации и адекватный способ действия.

8.Связан с выполнением «знака» правила всеми детьми и включением его в книгу правил. В этот альбом наклеиваются основные знаки, которые дети придумали для разных ситуаций. Под каждым рисунком педагог подписывает соответствующее правило.

Информационно – социальный проект. Дети собирают и изучают информацию из книг, журналов, в системе интернет и т. д. Результаты оформляются в виде доклада, видеофильма, газеты, папки – раскладушки.

Игровой проект.

Дети входят в образ персонажа сказок и решают по-своему поставленные задачи по решению проблемы.

Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Белоснежка»

ПАМЯТКА ДЛЯ педагогов

«ДЕТСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ»

Дудинка

2020

Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Проект, всегда предполагает решение какой – то проблемы.

Проектная деятельность – деятельность, специально организованная взрослым и выполненная детьми, завершающаяся созданием определённого продукта.

Главное - понимание детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Особенностью проектной деятельности в ДОУ является то, что ребенок в силу ограниченного кругозора, он еще не может самостоятельно найти противоречие в окружающем, сформулировать проблему, определить цель, ответить на все вопросы. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги ДОУ и на добровольной основе вовлекаются родители.Семья и детский сад – это две стороны одного воспитательного процесса, каждая из которых дает ребенку определенный социальный опыт и определённый багаж знаний, умений и навыков.

Основное предназначение метода проектов - предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Виды проектов:

1. Информационно – социальные проекты. В ходе реализации этого проекта дети собирают и изучают информацию из книг, журналов, в системе интернет и т. д. Результаты оформляются в виде доклада, видеофильма, газеты, папки – раскладушки.

2. Практико-ориентированные или нормативные проекты. В процессе этого проекта создается свод правил, которые можно использовать в жизни группы, детского сада. Результаты оформляются в виде памятки, альбома, рисунков, модели.

3. Творческие проекты. Дети овладевают видами творческой деятельности. Оформление результатов происходит в виде праздника, концерта, дизайна, видеофильма, драматизации, альбома, совместной газеты.

4. Исследовательские проекты. Дети получают ответ на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Результаты оформляются в виде газет, альбомов, схем, моделей.

5. Игровые проекты. Дети входят в образ персонажа сказок и решают по-своему поставленные проблемы.

По длительности:

- долгосрочные (свыше 1 месяца);

- среднесрочные (свыше 1 недели и до 1 месяца);

- краткосрочные (от 1 дня до 1 недели).

Этапы проектной деятельности:

1этап – Организационный (целеполагание):

- выбор темы проекта;

-формируется проблема, цель, задача, актуальность проекта, вводится игровая ситуация, выводится гипотеза (предположение, догадка);

-удовлетворение интересов и потребностей ребенка, запросов родителей.

Воспитатель – инициатор.

Роль ребенка на этом этапе: вхождение в проблему. Вживание в игровую

ситуацию. Принятие задачи.

Роль родителей: подвести к пониманию важности проблемы ивызвать положительный отклик родителей на существующую проблему, получить помощь.

2этап – Разработка проекта (планирование):

-воспитатель помогает в решении задачи, используя различные методы: «Модель трёх вопросов» (Что знаем? Что хотим узнать? Как узнать?).

-составление «Паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта).

-планирование проектов (конечный продукт). Дети объединяются в рабочие группы. Распределение амплуа (ролей, действий).

3этап – Основой (реализация проекта):

- воспитатель или родители организовывают деятельность детей в центрах (образовательных областях), обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, направляет и контролирует его осуществление.

-дети формируют специфические знания, умения, навыки.

4этап – Заключительный (подведение итогов):

-дети представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности;

- возможно - определение задач для новых проектов;

-педагог проводит подготовку продукта деятельности к презентации;

- представление презентации.

Таким образом, проект можно представить как «Шесть П»:

Проблема – проектирование проекта – поиск информации – продукт – презентация – портфолио проекта.

Дошкольник, еще не может быть автором, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых. По ходу решения поставленных задач взрослый помогает ребенку найти необходимые средства и способы, знакомит с новым. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместный поход в библиотеку, чтения детских познавательных и справочных книг, работу в поисковой системе Интернет, наблюдений, экскурсий. Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами деятельности: оформление альбомов, рисование, лепка.

В ДОУ необходимо уделять большое внимание проектной деятельности, которая должна строиться по формуле: проект = дети + родители + педагоги.

Следуя принципам отечественных ученых и педагогов-практиков, можно отметить, что проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:

- учет интересов ребенка;

-деятельность без принуждения, «от всего сердца»;

-тематика (проблема) из близкого окружения (семья, природа, рукотворный мир, общество и его культурные ценности) и адекватна возрасту;

-предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;

-совместное с взрослым поэтапное достижение цели.

C:\Users\Оксана\Desktop\Картинки Т\64201005_1284869752_15.png

Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Белоснежка»

Проектная деятельность в ДОУ

http://www.edu.cap.ru/home/5329/ia%20issledovatel/ia%20issledovatel%20kartinka.gif

Дудинка

2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Вденрение детского проектирования в ДОУ"

В связи с принятием ФГТ программа направлена на развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности....

Консультация для родителей "Что такое детское проектирование?"

Описание этапов проектирования, основные виды проектов в ДОУ...

«Учимся проектировать вместе или что такое детское проектирование»

С младенчества ребенок является первооткрывателем и исследователем окружающего мира: он тянется, берет, ощупывает, рассматривает, пробует на вкус и прочность, т.е. изучает. Для него все интересно, все...

Детское проектирование

Особенности организации проектной деятельности в ДОУОсновной целью проектного метода в ДОУ является развитие детской инициативы, свободной творческой личности. Метод проектной деятельности можно ...

Учимся проектировать вместе, или Что такое детское проектирование?

Консультация для родителей о развитии проектной деятельности дошкольников в домашних условиях...

Детское проектирование

История родгого города...