Детское проектирование в ДОУ как важный инструмент решения требований ФГОС к условиям организации воспитательно-образовательного процесса
статья по теме
Развитие дошкольников в процессе детского проектирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentalnaya_ploshchadka_13.docx | 42.84 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Тема проекта
Детское проектирование в ДОУ как важный инструмент решения требований ФГОС к условиям организации воспитательно-образовательного процесса.
2. Обоснование актуальности темы – постановка проблемы
Дошкольники находятся под постоянным контролем взрослых. Они не привыкли к свободе выбора своей деятельности, ее способов и взаимоотношений – не умеют планировать, организовывать ее и регулировать возникшие в ней отношения. Часто взрослые (педагоги, родители) делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Все это тормозит развитие дошкольника, формирование его личного опыта.
В соответствии с ФГТ главную цель воспитания и обучения составляет формирование мышления такого типа, в основе которого лежит личный опыт ребенка. Строить воспитательно-образовательный процесс на активной основе через самостоятельную деятельность детей, сообразуясь с их личными интересами в приобретении знаний, позволяет детское проектирование.
Детское проектирование – одна из самых перспективных, универсальных технологий, позволяющая получить ощутимые практические результаты (продукт) и публично их предъявить (презентовать). Детское проектирование является одним из эффективных вариантов интеграции образовательных областей и естественно вписывается в систему календарно-тематического планирования. Развитие ребенка-дошкольника в процессе детского проектирования способствует формированию интегративных качеств личности и интегративности формируемых знаний и умений.
3. Цель и задачи эксперимента
Цель эксперимента. Расширение образовательного пространства ДОУ и оптимизация условий воспитательно-образовательного процесса через организацию детского проектирования.
Задачи эксперимента:
- обобщить и систематизировать теоретические исследования по проблеме; разработать модель управления процессом детского проектирования на основе личностно-ориентированного подхода к организации взаимодействия с детьми;
- создать в ДОУ предметно-развивающую среду, инициирующую детское экспериментирование и развитие творческих способностей в соответствии с ФГТ;
- развивать социальную ориентацию воспитанников через расширение возможностей непрерывного образования и социального партнерства в условиях детского проектирования;
- обеспечить разные виды активности ребенка как основы его самостоятельной деятельности и самообразования;
- побуждать дошкольников делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать и осуществлять самостоятельные решения;
- развивать коммуникативные умения и навыки дошкольников: сотрудничать, отстаивать свою точку зрения, участвовать в дискуссии
Ожидаемые результаты:
- у детей ярко выраженное положительное эмоционально-познавательное отношение к предмету познания (увлеченность, эмоциональный подъем);
- дети активны, инициативны, самостоятельны в решении познавательных и творческих задач, способны к принятию самостоятельных решений;
- дошкольники активно используют знания, умения и навыки, полученные в процессе детского проектирования, в разнообразных видах деятельности, стремятся узнать еще больше;
- дети уверены в своих силах, открыты внешнему миру, положительно относятся к себе и к другим людям;
- дошкольники обладают развитым воображением, фантазией, склонны к наблюдению и экспериментированию;
- дети умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, находить компромиссные решения;
- развита специфическая детская субкультура (традиции, обычаи, ритуалы);
- ранняя актуализация индивидуальных способностей детей;
- сформированность тесных связей дети – родители – педагоги - общественность и методического сообщества педагогов и родителей;
- создание методических объединений и творческих групп педагогов ДОУ ;
- выстроенная модель управления процессом детского проектирования.
4. Участники реализации проекта: дети, педагоги, родители, социум
5. Гипотеза программы
Гипотеза исследования, связанная с целью и задачами эксперимента, заключается в следующем предположении:
если
- обеспечить учет интересов ребенка;
- предоставить самостоятельность и поддержку детской инициативы;
- обеспечить реализацию партнерского подхода во взаимодействии педагогов, детей, родителей и социума в поэтапном достижении цели детских проектов;
- обеспечить мотивационную и компетентносную готовность деятельности педагогов в поле детского проектирования, то это даст широкие возможности для созидательной преобразующей деятельности, по решению задач, поставленных ФГТ к условиям организации воспитательно-образовательного процесса.
6. Характеристика имеющихся ресурсов образовательного учреждения для реализации программы: кадровые, материально-технические, источники финансирования, др.
Для реализации программы ЭксПИ в ДОУ имеются все необходимые ресурсы:
1. кадровые:
- высококвалифицированная методическая служба (заместитель заведующей по воспитательно-методической работе, старший воспитатель), призванная обеспечить научно-методическое сопровождение детской проектной деятельности, мотивационную и компетентносную готовность педагогов;
- высококвалифицированные специалисты, педагоги:
- педагог-психолог, обеспечивающий психолого-педагогическое сопровождение проекта, разработку системы мониторинга;
- музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, руководитель изобразительной деятельности, педагог-хореограф, воспитатели – организаторы совместного с детьми поэтапного достижения цели по интересам и приоритетам развития детей, контроль эмоционального благополучия детей.
2. Материально-технические
Состояние материально-технической базы и развивающей среды ДОУ соответствует педагогическим требованиям, современному уровню образования и санитарным нормам. Все базисные компоненты развивающей предметной среды детства включают оптимальные условия для полноценного развития по 4 направлениям:
- физическому,
- художественно-эстетическму,
- познавательно-речевому,
- социально-личностному
и обеспечивают выполнение федеральных государственных требований к условиям организации воспитательно-образовательного процесса. К ним относятся: медицинский и процедурный кабинеты, изолятор; спортивный зал, спортивная площадка, футбольное поле, туристический уголок; кабинеты психолога, логопеда; методический кабинет; класс ПДД, автогородок, изостудия, музыкальный зал, выставочный зал, комнаты русского и хакасского быта, театральная студия, экологическая тропа, уголки экспериментирования и исследовательские центры, мини-музеи в группах.
3. Наличие современной информационно-технической базы – выход в Интернет, сайт ДОУ, электронная почта, ТСО (5 компьютеров, 3 принтера, 3 ксерокса, телевизор, DVD, аппаратно-программный обучающий комплекс по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, музыкальный центр, 4 магнитофона, проектор)
7. Механизм реализации программы
Экспериментальная деятельность будет осуществляться в течение трех лет в шести группах детского сада с детьми от 4 до 7 лет через организацию самостоятельной проектной деятельности в условиях обогащенной развивающей среды. Наряду с реализованными и реализующимися детскими проектами «По городу, по улице не ходят просто так», «Мое маленькое государство», «Ложечка точеная, ручка золоченая», «Мама, папа и я – читающая семья», «Зимние забавы», «Солдатушки – бравы ребятушки», «Олимпийцы среди нас», «Посылка солдату», «Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети», «Виртуальные экскурсии» и др. будут разработаны и реализованы детские проекты, тематику которых выберут дети в соответствии со своими интересами и потребностями. По результатам мониторинга (промежуточным, итоговым) планируется проведение презентаций в форме концертов, театральных представлений, выставок, развлечений, конкурсов, соревнований, выпуска газет, брошюр, рекламных проспектов, стендовых материалов, акций и др. Все мероприятия будут осуществлять дети при непосредственной поддержке педагогов, родителей. Партнерами в реализации программы привлечены детские сады поселка - реализация совместного детского проекта проведения летней олимпиады «Олимпийцы среди нас»; СОШ № 3, ДДТ – совместные проекты, презентации проектов детьми младшего школьного возраста для дошкольников; ГИБДД, ДЮСШ, пожарная охрана – участие в реализации детских проектов.
Используются внутренние ресурсы ДОУ (материально-техническая и предметно-развивающая среда), внебюджетные средства – спонсорская помощь родителей, организаций, участвующих в проектах.
8. Этапы реализации программы
Сроки этапа | Мероприятия или другие формы реализации эксперимента | Предполагаемые результаты | Показатели достигнутых результатов |
Подготовительный Сентябрь 2013 г. – февраль 2014 г. | Создание и регулярное пополнение медиатеки информационно-методических материалов по теме эксперимента Обеспечение информационным обслуживанием всех педагогов, работающих в режиме эксперимента | Интенсификация педагогического труда Освоение педагогами метода детского проектирования | Активная позиция педагогов |
Разработка актуальных проблем развития детей в разных сферах и видах деятельности, удовлетворяющих различные интересы ребенка Создание пакета документов для организации мониторинга качества экспериментальной деятельности. Проведение первичной диаг-ностики. Информирование родителей о проблеме, ее актуальности, целях и задачах детского экспе- риментирования | Выявление интересов и зон ближайшего развития детей Накопление первичной информации Положительный эмоциональный настрой родителей | Возрастание познавательной активности ребенка Получение макси- мально достовер- ных показателей Активная позиция родителей | |
Экспериментальный февраль 2014 г. – февраль 2015 г. | Информационные, методические, технологические консультации для педагогов Работа педагогических мастерских, творческих групп Стимулирование деятельности родителей с детьми в условиях семьи в рамках ЭксПИ Реализация детских, детско- родительских проектов Проведение мероприятий проекта, детских презентаций Психолого-педагогическое сопровождение эксперимента Организация контроля над ходом эксперимента Промежуточная диагностика | Практическое овладение методом детского проектирования Накопление педагогичес- кого опыта семей Получение продукта проектной деятельности Развитие проектировочных умений, выполнение ФГТ к условиям организации воспитательно-образова –тельного процесса. Создание единого реф- лексивного пространства Корректировка экспери-ментального процесса | Качественное сопровождение детской проектной деятельности Укрепление внутрисемейных связей Саморазвитие: самостоятельность, воображение, дееспособность, инициатива детей Снижение рисков Оптимизация эксперимента |
Обобщающий Март 2015 г. - август 2015 г. Март август 2018 г. | Итоговый мониторинг оценки качества экспериментальной деятельности Распространение опыта работы по теме эксперимента | Классификация данных, описание результатов. Научно-практические конференции, методи- ческие объединения, семинары, публикации | Использование ре- зультатов экспери- мента для раз- работки методик, планов, программ. Введение результа- тов эксперимента в работу любого ДОУ России |
9. Диагностический инструментарий
Диагностический комплекс направлен на исследование:
- эмоционально – волевой сферы – состояния внутреннего мироощущения детей, их душевного равновесия, способности к волевому усилию, преобладающего настроения, (агрессивность, замкнутость, негативизм), особенности поведения в детском саду и дома.
- коммуникативных способностей, активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми - умения взаимодействовать в системах «ребенок - ребенок», «ребенок - педагог», «ребенок - родители»;
- познавательной сферы, исследовательской деятельности (любознательность, наблюдательность, склонность к экспериментированию, способность к принятию собственных решений) – готовность к учебной деятельности.
Сфера исследования | Название методики | |
Эмоционально – волевая сфера | «Несуществующее животное» | |
«Дом. Дерево. Человек» (Дж. Бук) | ||
«Кактус» | ||
«Цветовой тест отношений» | ||
Общение (коммуникативные способности) | «ребенок - ребенок» | «Два домика», «Корабль», «Маски» |
«ребенок - педагог» | «Представление дошкольников об отношении к ним педагога», методика определения модели взаимодействия педагога с ребенком | |
«ребенок - родители» | «Рисунок семьи», ОРО Р.С. Немова «Изучение взаимоотношений в семье», тест Кудриной Г.Я. «Кто вам расскажет сны» - анализ наблюдений родителей за ребенком и определение его предпочитаемой области деятельности, методика родительских оценок и притязаний Панфиловой М.А., анкета Нижегородцевой Н.В. «Уровень родительской компетентности в вопросах подготовки детей к школе» | |
Познавательная сфера, исследовательская деятельность | Восприятие | «Эталоны», «Зашумленное изображение», «Самое непохожее», «Нелепицы» |
Память | «10 слов», «10 предметов» | |
Мышление | «Матрицы Равена», «4й лишний», «Невербальная классификация», «Нахождение недостающих деталей», креативные тесты Е. Туник, «Толкование пословиц», «Исключение понятий» | |
Внимание | Тест Бендера, «Запомни и расставь точки», «Корректурная проба» | |
Воображение | «Дорисовывание фигур», «Дорисуй!», | |
Самооценка | «Лесенка» | |
Готовность к школе | Опросник Венгера Л.А., «Графический диктант», тест Керна Йирасика |
10. Возможные риски и пути их минимизации
Возможный риск | Способ его минимизации |
Риски, связанные с педагогами | |
Сопротивление отдельных педагогов участию в реализации программы | Использование возможностей по стимулированию педагогов, вовлечению их в инновационную практику |
Педагогическая некомпетентность | Создание условий для повышения уровня профессионального развития педагогов. |
Несогласованность педагогических позиций | Постановка цели, оказывающей решающее влияние на совместную деятельность, формирование групповых интересов педагогов |
Недостаток времени на самообразователь- ную деятельность педагогов | Возможность предоставления методических дней педагогам ДОУ |
Широкий спектр деятельности для педагогов может снизить качество предъявляемых образовательных услуг | Рациональное распределение обязанностей, поддержка участников эксперимента |
Риски, связанные с ребенком | |
Личностные особенности некоторых детей | Разработка индивидуальных маршрутов развития |
Низкая мотивация | Связь проектной деятельности с жизнью ребенка, его интересами, игрой, трудом. |
Риски, связанные с семьей | |
Невнимание к ребенку | Обучение родителей навыкам общения с собственным ребенком |
Педагогическая некомпетентность родителей | Обучение родителей через работу педагогической гостиной, детско-родительских клубов, творческие игры. Разработка наградной системы ДОУ в отношении семей воспитанников |
Риски, связанные с организацией учебно-воспитательного процесса ребенок-педагог | |
Отсутствие доверительных отношений | Стимулирование педагога на пересмотр его позиции во взаимоотношениях с ребенком |
14. Возможности экстраполяции результатов реализации проекта в массовую
практику
Предложенная структура организации экспериментальной работы значима для ДОО и системы начального образования, т.к. она нацелена на опережающее развитие детей: знакомит дошкольников с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем, вовлекает их в исследовательские проекты, в ходе которых дети изобретают, понимают и осваивают новое, становятся открытыми и способными выражать собственные мысли, учатся принимать решения и помогать друг другу, формулировать свои интересы и осознавать возможности. Результаты экспериментальной деятельности могут быть использованы как ДОО, так и начальной школой. Опираясь на материалы эксперимента, представленные на методических объединениях, в печати, сети Интернет, коллективы и отдельные педагоги любого региона России смогут построить характерную именно для них, учитывающую особенности ОО структуру исследований.
ДОО предполагает продолжение работы в этом направлении по окончании срока реализации проекта. Широкий спектр видов деятельности детей, новые открытия и события, происходящие в окружающей их жизни, дают широкие возможности детской преобразовательской деятельности. Предполагается реализация проектов в сотрудничестве с детскими садами поселка, района, начальными классами школ Усть-Абакана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
деловая игра с педагогами "Вопрос-ответ" "Реализация ФГТ в условиях организации воспитательно-образовательного процесса"
В связи с тем, что в нашем ДОУ более 60% молодых специалистов(5 из которых только закончили педакадемию) возникла необходимость еще раз поговорить о ФГТ. Данная деловая игра направленна на активизацию...
"Реализация ФГТ в условиях организации воспитательно - образовательного процесса"
Являюсь руководителем семинара для педагогов ДОУ г.Армавира "Формирование привычки к ЗОЖ", в рамках которого решили еще раз обсудить и разобрать ФГТ. именно поэтому педагогам была предложена деловая и...
« Организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях реализации ФГОС »
В материале освещается организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении...
Педагогический совет не тему «Организация воспитательно- образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ».
Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС до...
Семинар-практикум с педагогами "Здоровье педагога как важное условие эффективной организации воспитательно-образовательного процесса"
Вот она, единственно верная дорога,Которую ты выбрал не случайно,И потому пройти ее с терпеньем,Прогнать все страхи и отчаянье,(Ведь не всегда сопутствуют удачи),Явить любви и мудрости уменье –В...