«Учимся проектировать вместе или что такое детское проектирование»
консультация по теме

С младенчества ребенок является первооткрывателем и исследователем окружающего мира: он тянется, берет, ощупывает, рассматривает, пробует на вкус и прочность, т.е. изучает. Для него все интересно, все впервые. Непередаваемы эмоциональные проявления ребенка: радость и трепет, удивления и восторг, переживания и разочарования, смех и слезы. Здесь к месту упомянуть Аристотеля, который считал, что познание начинается с удивления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_na_temu.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему: «Учимся проектировать вместе или что такое детское проектирование»

Воспитателя МБДОУ «Детский сад №43»

Карташовой Веры Александровны

С младенчества ребенок является первооткрывателем и исследователем окружающего мира: он тянется, берет, ощупывает, рассматривает, пробует на вкус и прочность, т.е. изучает. Для него все интересно, все впервые. Непередаваемы эмоциональные проявления ребенка: радость и трепет, удивления и восторг, переживания и разочарования, смех и слезы. Здесь к месту упомянуть Аристотеля, который считал, что познание начинается с удивления.

 С пятилетнего возраста познавательная активность ребенка возрастает, его познавательные интересы распространяются на все и всех в его окружении. Малыш все чаще задает вопросы: Почему? Где? Зачем? Кто? Как? Вот где необходима мудрость, находчивость и терпение взрослых.

 Как считают психологи наряду с репродуктивной деятельностью (действий по образцу), у детей возникает способность обнаруживать проблему, ставить задачу, планировать свои действия, оценивать свою умелость или неумелость и находить точное, а иногда и вполне нетривиальное решение. Важно отметить, что и творческое мышление лежит в зоне ближайшего развития детей дошкольного возраста. При этом решение задач включает в себя и детское проектирование, в котором в качестве решения вводится новая норма: именно в ходе такой работы с детьми формируется способность ребенка оценивать результативность предпринятых действий, что является ростком рефлексии, т.е  готовит ребенка к учебной деятельности.

Так что же такое - «проектирование», о котором так много говорят в последнее время? С точки зрения дошкольного образования – это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально-политических. Другими словами это – разнообразная (интегрированная) деятельность по достижению определенной цели. Проектирование отличается от решения проблемы (теоретическое, мысленное проектирование) тем, что в результате его предполагается продукт проектной деятельности и его дальнейшее использование. Например, проведение семейного детского праздника, где в результате совместных (взрослых и детей) обсуждений:  

- продумываются шаги по достижению цели;

- определяются сроки и состав участников и приглашенных;

- намечается содержание (поиск информации) и фиксируется план-сценарий    

  проведения;

- распределяются обязанности и роли каждого;

- составляется список и приобретается все необходимое.

Это так называемый подготовительный этап. Далее наступает этап реализации, когда планируются гости, кто что оформляет, разучивают, репетируют и многое другое. Презентацией продукта совместной деятельности является сам детский праздник, после которого, останется много неизгладимых впечатлений от совместной деятельности и ощущений, что удалось лучше, а что не очень хорошо, и что надо сделать в следующий раз иначе, чтобы получилось отлично.

 Количество участников проекта может изменяться, возраст их не ограничен, могут вноситься коррективы, каждый выполняет только то, что может и хочет

делать, взрослые не делают ничего такого, с чем дети могу справиться сами.

По мнению прогрессивного педагога ХХ столетия, основоположника «педагогики делания» Джона Дьюи – ребенок это солнце вокруг которого вращается все.

 Одно из центральных понятий педагогики Дж. Дьюи — опыт, который, определяется как способность человека предвидеть результаты своей деятельности в интеллектуальной, нравственной и социальной сферах. Опыт немыслим без активности личности и всегда эмоционален, поэтому процесс развития ребенка возможен лишь как деятельность, которая формирует личный опыт. Формирование мышления такого типа, в основе которого лежит личный опыт, должно составлять главную цель воспитания и обучения.

 Дж. Дьюи доказывал, что ребенок прочно усваивает лишь то, что познается через его самостоятельную деятельность и требует определенных познавательных и практических усилий, то, что ребенок умеет применять в жизни. Исследователь  считал, что в организации обучения следует исходить из четырех инстинктов ребенка: инстинкта делания, исследовательского, художественного и социального инстинктов. Ребенок не должен «набиваться как гусь знаниями», а должен как в жизни «развивать инициативу, творчество, участие».

 Ученик, философ и коллега Дж. Дьюи профессор У. Килпатрик под проектом подразумевает всякую деятельность детей, которая ими выбрана свободно и поэтому выполняется охотно, «от всего сердца». Ребенку может принести пользу только та деятельность, которая выполняется с большим увлечением. Поэтому достоинство всякого проекта определяется степенью заинтересованности, степенью сердечного увлечения ребенка при выполнении поставленной цели.

 Килпатрик утверждает, что в основе проектного обучения лежит решение проблемы, и лишь когда ставится цель и есть стремление разрешить ее, проблема становится проектом.

 Отечественный ученый педагог-психолог Н.Н. Подъяков определил два типа детской активности: собственную, полностью определяемую самим малышом, вызванную его внутренним состоянием и стимулируемую взрослым.

 В проектировании очень важно соблюдать необходимый баланс между развитием стимулируемым действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребенка. Этот баланс строится на оптимальном соотношении ребенок – взрослый или на соучастии в деятельности на партнерских правах.

 Следуя принципам отечественных ученых и педагогов практиков, следует отметить, что детское проектирование может быть успешным если соблюдаются следующие условия:

 • учет интересов ребенка,

 • деятельность без принуждения «от всего сердца»,

 • тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту,

 • предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы,

 • совместное со взрослым поэтапное достижение цели.

Ребенок еще мал и не может самостоятельно сформулировать проблему, в этом ему помогают взрослые. В каком поле их искать? В практике дошкольной педагогики условно выделяются четыре группы проблем: семья, природа, рукотворный мир, общество и его культурные ценности. Темами совместного проектирования могут быть:

- альбомы с рисунками, фотографиями и рассказов на темы: «Мой любимый братик», «Как мы отдыхали на даче», «На выставке цветов», «Домашние любимцы», «Путешествие на море», и др., которые можно часто рассматривать, показывать родственникам и друзьям.

- сочинение «Сказки нашего дома», составление карты своего района или города с описанием, рисунками и фотографиями достопримечательностей;

- изготовление макета по русским сказкам.

- выставки «Умелые руки», «Красивое - своими руками», «Открытки к празднику», «Детская мода», «Путешествие в страну бабочек» и др.

В часы семейного досуга можно организовать: «Устройство зимнего сада», «Оформление детской комнаты», «Кулинарное шоу», «Домашний концерт», «Кукольный театр», «Чемпионат по шашкам», «День здоровья» и др.

Примерное распределение совместных проектных действий взрослых и детей

на этапах проектирования:

Этапы проектной деятельности

Действия взрослых

Деятельность детей

Подготовительный

Формулируют проблемы, определяют темы, цели (зачем?) и сроки. Планируют предстоящие дела и определяют средства

Принимают участие в обсуждении проблемы, плана предстоящих дел, определении средств реализации

Аналитический

Проводят совместный поиск информации в литературе, Интернете, обращаются за помощью к специалистам.

Анализируют, дискутируют, предлагают

выбор модели-аналога

Составляют алгоритм действий, распределяют обязанности и поручения

Организуют совместный поиск информации.

Задают вопросы взрослым и самостоятельно ищут ответы.

Отстаивают свои позиции в дискуссии, принимают поручения,                               договариваются с другими участниками проектирования

Основной

Привлекают детей к достижению намеченного плана по заранее разработанному алгоритму.

Реализуют основные совместные действия (экскурсия, поход в библиотеку, чтение литературы, разучивание, рассматривание, сравнение, согласование, экспериментирование, приобретение, оформление, изготовление, беседы, обсуждения, корректировка, доработка и др.

Готовят сюрпризы и призы в тайне от других, проводят совместные и индивидуальные репетиции.

Участвуют в экскурсии, походе в библиотеку, чтении литературы, беседах, обсуждениях.

Готовят сюрпризы, обращаются за помощью тогда, когда невозможно сделать самостоятельно что-либо

Презентационный

В обусловленный срок участвует в представлении (участникам проекта или гостям) продукта проектной деятельности

Наряду со взрослыми участвуют в представлении (участникам проекта и гостям) продукта проектной деятельности на равных

Рефлексивный

Задает вопросы: Что получилось? Получилось ли то, что хотелось? Узнали ли мы что-нибудь новое? Что нас удивило и порадовало? Что нам понравилось больше всего? Что нужно изменить в следующий раз? И др.

Отвечают на вопросы и задают их.

Намечают темы следующих проектов

 

Во всех дошкольных учреждениях, наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения, воспитатели, узкие специалисты и педагоги дополнительного образования используют методы проблемного обучения. Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер и поэтому-то взаимосвязь между разделами программы не дает такой результативности в развитии познавательных,  творческих способностей детей и их коммуникативных навыков, как взаимопроникновение этих разделов друг в друга, или же, иначе говоря, их интеграция.

Интегрированный метод обучения является для дошкольных учреждений своего рода инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.

 Интегрированное обучение базируется на положениях системного подхода о необходимости формирования у дошкольников системных знаний, о том, что только в таком качестве они приобретают личностно-значимый характер и эффективны в развитии и воспитании ребенка.

 Вариативность   использования интегрированного метода обучения довольно многообразна:

- Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием);

- Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности);

- Интеграция дополнительного образования воспитательно – образовательного процесса;

- Интеграция разнообразных видов искусств внутри художественно – эстетичесогого направления;

- Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

И именно интеграция на основе единого проекта представляет особый интерес.

Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это – метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды. Ведущими педагогами, психологами доказано, что проектно-исследовательский метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации в работе учителя начальной школы.

 

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и

взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование метода

проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях.  

 Один из принципов проектирования, так же как и интеграции является - определение соотношения знакомого и нового материала. Метод проектов – в свою очередь, как инновационная педагогическая технология, ориентируется не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.

Проект – (лат.) «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза»,  то есть прототип, некий прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.

 «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Другими словами, проектный метод это интегрированная деятельность детей, в результате которой предполагается получение определенного продукта и его дальнейшее использование.

 Метод проектов -  как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. При этом сохранять для детей форму занимательной, увлекательной игры.

 Темы проектов могут быть самыми различными – как более конкретными (дома, игрушки, транспорт и др.), так и достаточно абстрактными (дружба, мои права, превращения), как более близкими практическому опыту детей (животные, посуда, зима и др.), так и удалёнными (космос, Олимпийские игры, море и др.). Тема проекта может быть определена по инициативе детей (что они хотят узнать, что их интересует), или по инициативе воспитателя (что воспитатели считают важным для развития ребёнка). Если тема инициируется взрослыми, то подбирается соответствующая возрасту мотивацию (иллюстрации, книги, предметы по теме, сюрпризные моменты, специально подобранные истории и т. п.).

 Изучив методическую литературу, и познакомившись с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, можно убедиться в эффективности использования «метода проектов» в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с воспитателями и родителями, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного

обучения и окружающему миру.

Работая по методу проектов, можно сделать следующие выводы:

- Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.  

- Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.

- Педагоги дошкольного учреждения освоили идеи и методы проектной деятельности, могут использовать данную технологию в работе с детьми.

-  Изменится стиль общения взрослого с ребенком.

- Родители станут активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволит добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

Итак, использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.

 Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008

Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание, N 3, 2003

Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике, 2006

Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие. – М.: Аркти, 2010.

 

 

 

Задачи обучения проектной деятельности

Младший дошкольный возраст:

- Вхождение детей в проблемную и игровую ситуацию (ведущая роль педагога)

- Активизацию желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом)

- Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты)

Старший дошкольный возраст:

- Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы,

- Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно

- Формирование умение использовать данные методы, способствующие решению поставленной задачи

- Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности

Цели: формировать представление, развивать творческий потенциал, повышать эффективность, самооценку

Задачи: формировать, способствовать, содействовать, развивать творческую активность, формировать положительный образ себя и своей семьи.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Что такое детское проектирование?"

Описание этапов проектирования, основные виды проектов в ДОУ...

Учимся проектировать вместе, или Что такое детское проектирование?

Консультация для родителей о развитии проектной деятельности дошкольников в домашних условиях...

Родительская гостиная «Учимся проектировать вместе»

Повышение компетентности родителей в вопросах о проектировании, проектной деятельности...

«Учимся проектировать вместе с папой, вместе с мамой»

С младенчества ребенок - первооткрыватель и исследователь окружающего мира: он тянется, берет, ощупывает, рассматривает, пробует на вкус и прочность, т.е. изучает. Для него все интересно, все впервые:...

Консультация для родителей «Учимся проектировать вместе с детьми»

Что же такое проектирование, о котором так много говорят в последнее время? С точки зрения дошкольного образования - это комплексная деятельность, участники которой автоматически (без специально прово...

Что такое детское проектирование

Вряд ли кто-то из нас поспорит с этим: крепче всего запоминается то, что прочувствовал или сделал сам. Метод проектов подразумевает активную включенность ребенка в процесс получения знаний, использова...