Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе «Конструирование» для детей от 5 до 7 лет
рабочая программа (подготовительная группа)
Детское конструирование – это один из видов деятельности, направленной на создание разнообразных построек из строительных наборов, конструкторов; изготовление поделок, игрушек из бумаги, картона, природных, бросовых материалов.
Конструирование – это форма активности ребенка, которая развивает у него пространственное мышление, формирует предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества, обогащает речь. Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).
Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки используются в играх.
Конструирование и моделирование привлекательное для детей 2-7 лет, игры – одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности ребенка, складывается его характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstruirovanie.docx | 31.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Апрелевская СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов
ДОШ № 2 «Ромашка»
Рабочая программа
к дополнительной общеразвивающей образовательной программе
«Конструирование»
для детей от 5 до 7 лет
Автор рабочей программы:
Алферьева Т.И.
Содержание
- Пояснительная записка …………………………………………………....
- Расписание образовательной деятельности и режим работы……………
- Организационно-методическое обеспечение………………...…………..
- Учебно-тематическое планирование……………………………...………
- Список используемой литературы……………………………..…...…
- Пояснительная записка
Детское конструирование – это один из видов деятельности, направленной на создание разнообразных построек из строительных наборов, конструкторов; изготовление поделок, игрушек из бумаги, картона, природных, бросовых материалов.
Конструирование – это форма активности ребенка, которая развивает у него пространственное мышление, формирует предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества, обогащает речь. Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).
Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки используются в играх.
Конструирование и моделирование привлекательное для детей 2-7 лет, игры – одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности ребенка, складывается его характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника.
Виды конструирования в детском саду:
В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:
- Конструирование из строительных материалов:
Существует множество наборов для всех возрастных групп детского сада. Используемые на прогулке – это песочные наборы, в зимнее время – это лопатки и ведра для строительства крепостей, горок.
В группе используем готовые настольные игры для конструирования и строительства: различные мозаики, шнуровки, маленькие деревянные кубики, бумажный конструктор, танграм и. д. Игры на полу: модульные кубики, большие деревянные, пластмассовые кубики, наборы: «Ферма», «Железная дорога» и т. д., они используются как самостоятельный вид материала для конструирования, могут использоваться совместно друг с другом (кубики и конструктор)
- Конструирование из бумаги, картона, коробок (бросовый материал).
Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить материал (бумага, коробки, пенопласт, пластмассовые ложки, вилки, тарелки и. д.). Учу детей искусству оригами (конструирование из бумаги) – поделка может использоваться как самостоятельная игрушка, так и в качестве праздничного подарка (открытка на новый год, 8 марта и т. д.)
Весь процесс требует умения измерять, верно складывать бумагу, пользоваться ножницами. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек путем составления их из отдельных готовых форм. Так же в работе с детьми использую бросовый материал, например, ложки, тарелки, коробочки и т. д. Соединяя с помощью клея или пластилина детали между собой (возможно соединение различных материалов между собой), дети получают интересные игрушки.
3. Конструирование из природного материала.
Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это, прежде всего и песок, и снег, и вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, горку с помощью форм (песочниц) - пирожки и др. В более старшем возрасте дети из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей.
Я, используя в своей работе природный материал, знакомлю детей с его свойствами, они учатся заполнять свободное время интересной деятельностью. Они узнают, что песок сыпучий, но из сырого песка можно лепить, воду можно наливать в разную посуду, и на холоде она замерзает и т. д.
Из веток, коры, листьев, каштанов, шишек, ореховой скорлупы, соломы, желудей, семян и т. д., можно создать целые композиции. Создавая лесных животных и деревья, мы погружаем детей в мир игры. Особенности поделок из этого материала в том, что используется его естественная форма. Качество и выразительность достигается умением подметить в природном материале сходство с предметами действительности, усилить это сходство и выразительность дополнительной обработкой с помощью инструментов. Особенно большое значение эта деятельность имеет для развития фантазии у ребенка.
Перечень различных видов конструирования в детском саду показывает, что каждый из них имеет свои особенности. Однако основы деятельности едины: в каждой ребенок отражает предметы окружающего мира, создает материальный продукт, результат детской деятельности предназначается в основном для практического применения.
Целью обучения является не только овладение элементарными навыками ручного труда, но и развитие умственного и эстетического воспитания ребенка, развитие его творческих, технических способностей
Задачи:
1. Сформировать у детей интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать.
2. Развивать воображение, умение видеть необычное в обычных предметах, развивать мелкую моторику рук, мышление, внимание.
3. Развивать художественно-творческие способности детей.
4. Развивать эстетического восприятия художественного вкуса.
5. Развивать способность к самоанализу конструкций, схем, содержания своих эскизов игрушек.
6. Учить детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материала.
7. Учить создавать совместные декоративные конструкции из разных материалов.
8. Научить конструировать из разнообразных конструкторов, имеющих различные способы крепления. Сформировать навыки монтажа и демонтажа.
- Расписание образовательной деятельности и режим работы
Периодичность занятий: 1 раз в неделю – среда с 16:00-16:30, всего 35 занятий. Продолжительность занятий: 30 минут для подготовительной к школе группе.
- Организационно-методическое обеспечение
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, так и практические занятия: собственно само конструирование из бросового материала, конструктора, бумаги.
В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физкультминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физкультминуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.
Ожидаемые результаты. После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование обще трудовых и специальных умений, способов самоконтроля. В конечной цели программа содействует формированию более совершенного человека в нравственном, мировоззренческом и творческом плане, социально-активной личности.
• Дети познакомятся с различными материалами и их свойствами;
• Освоят и усовершенствуют навыки работы с ножницами и клеем;
• Научатся некоторым приемам преобразования материалов;
• Разовьют мелкую моторику рук.
- Учебно-тематическое планирование кружковой работы
«Конструирование» на 2023 учебный год
Тема | Задачи | Материал |
Октябрь | ||
Картон, пластилин, природный материал (желуди, каштаны) | ||
«Весёлая погремушка» | учить детей создавать игрушку из использованных раннее ёмкостей; придавать игрушке выразительность в сочетании с задуманной композицией; развивать мелкую моторику рук, фантазию, музыкальный слух; активизировать и обогащать словарь детей; стимулировать воображение; воспитывать творческую активность детей. | погремушки, пластиковые бутылочки разной формы, рисовая крупа, гречневая крупа, наклейки, магнитофон. |
«Бабочка» | конструированию из природного материала - Создать условия для формирования практических навыков работы с разнообразными природными материалами; - Способствовать развитию речи через анализ процесса работы, проговаривание хода деятельности. | камушки, листочки (ракушки, пластилин, палочки |
«Конструирование из палочек» | Творческое развитие детей | Палочки из плотного картона (ширина 1см,длинна5см,круги, треугольники диаметр1.5 см) |
Ноябрь | ||
«Изготовление рамки для фотографии» | учить своих воспитанников создавать прекрасное своими руками | крупа гречки, пшено, горох колотый, макароны и семена подсолнечника, картон, клей ПВА |
«Цветы в вазе» | Воспитывает у детей терпение, усидчивость и желание творить, развитие художественно-творческих способностей. | ваза, пластилин, семена растений (клён, ясень и т. д., ветки деревьев) |
«Подсвечники» | вызвать интерес к изготовлению поделки; развивать творческие способности; совершенствовать навыки работы с подручным материалом; продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук; воспитывать аккуратность, умение доводить дело до конца. | шишки; жёлуди; фасоль ненужный компьютерный диск; бумажные салфетки; пластилин. |
«Ракета» | Умение аккуратно работать с ножницами, клеем. Развивать творческие способности. | Втулка, цветная бумага, картон, ножницы, клей. |
Декабрь | ||
Дома на нашей улице | Совершенствовать умения и навыки изготовления объемных поделок из бумаги используя ножницы. | Картон, цветная бумага, ножницы, клей. |
«Творческая мастерская. Новогодние сувениры» | Развивать умения конструировать по образцу, эмоционально откликаться на результат работы; развивать мелкую моторику, внимание, речь; | прокрашенные заранее синей и красной гуашью шишки, каштаны, ватные палочки, пайетки, бисер, вата, пластилин, коробка для посылки. |
Мой дом | Учить работать по схемам | Конструктор, схемы домов |
Дома зимой | Совершенствовать умения и навыки изготовления объемных поделок из бумаги | Картон, ножницы, клей ПВА, ватные диски. |
Январь | ||
«Дом лесника» | учить строить большой дом для лесника; развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования; - воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. | Конструктор Лего |
«Разные домики» | учить строить домики разной величины и длины; развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования; - воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. | Конструктор Лего |
«Избушка на курьих ножках | (коллективная работа) учить работать в коллективе дружно, помогая друг другу; развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования; - воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. | Конструктор |
Февраль | ||
«Конструирование по замыслу» | закреплять полученные навыки; учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание; развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Конструктор |
«Домашние животные» | учить строить собаку и кошку; развивать творчество, фантазию, навыки конструирования | Конструктор |
«Дом фермера» | учить находить материал для постройки; развивать творческие навыки, терпение; мелкую моторику рук и навыки конструирования | Конструктор |
«Грузовой автомобиль» | - учить создавать сложную постройку грузовой машины из конструктора | Конструктор |
Март | ||
«Машина» | совершенствовать конструктивные умения и навыки, изготовления из бумаги различных поделок используя ножницы. | Грузовая машина, образец, большой прямоугольник из цветного картона, маленький прямоугольник, маленький квадрат, 4 черных квадрата, клей, ножницы, салфетка, подставка. |
Башня | Развивать крупную моторику рук, равновесие, развивать коммуникативные навыки | Конструкторы разных видов |
«Чудо-дерево» | Формировать умения и навыки в работе с бумагой и клеем; способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук; развивать художественно-творческие способности, воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе. | Заготовки тапочек и маленькие геометрические фигурки из цветной бумаги, клей-карандаш, салфетки, портрет К. И. Чуковского, иллюстрации к сказке «Чудо-дерево», сухая ветка. |
Апрель | ||
«Лягушка» | совершенствовать мелкую моторику рук, развивать речь детей. учить складывать из квадрата - двойной треугольник, поэтапно изготавливать модель. | квадраты зелёной бумаги 15=15. |
«Самолеты» | Учить дошкольников создавать конструкцию самолета по образцу, закрепить название объемных фигур и деталей строительного материала. | наборы строительного конструктора, платочки, игрушечные человечки. |
«Сова» | развивать воображение и память, творческие способности, развивать художественный вкус, развивать мелкую моторику рук, закреплять умение сгибать лист бумаги по диагонали, совмещая углы и стороны, делать линию сгиба. Закрепить умение вырезать из полоски, сложенной пополам круги для глаз. | цветная бумага, клей-карандаш, полоски для глаз разного цвета, треугольники для носа. |
Май | ||
«Лодочка, плыви» | Учить изготавливать простые поделки из бумаги на основе нового способа конструирования - складывания бумаги пополам. | бумага белая (А4), цветные карандаши |
«Наш город» | Закрепить знания детей об архитектуре родного города; Выявить уровень умения конструировать по чертежам; Определить умение соблюдать симметрию и пропорции; Выявить умение анализировать конструкции сооружений, определять форму, размер, расположение деталей. | фотографии, слайды, наборы мелкого строительного материала, конструктор типа «Лего», конструктор готовых форм, бросовой материал, схемы построек, мелкие игрушки, машинки. |
«Наш огород» | Совершенствовать конструктивные умения, сооружать из бумаги различные овощи, вырезать из прямоугольника различные формы. | корзина с овощами, картон зеленого цвета. шаблоны различных овощей: свекла, репка, лук, морковь, заготовки зеленого цвета, ножницы, набор для аппликации. |
«Космос — это здорово!» | Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать | Бумага белая |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе " Лего-конструирование"
Программа содержит цели и задачи, формы занятий, специальный критерий оценки, учебно-тематическийплан и т.д....
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе для средней группы (4 – 5 лет) «Умелые ручки» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Рабочая программа разработана для детей средней группы (от 4 до 5 лет) МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары на основании Федерального государственного образовательного стандарта до...
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе по развитию речи «Речевичок» для детей 3- 6 лет
Цель: Формирование культуры речевого общения и овладение основными коммуникативными способностями.Реализация программы «Речевичок», разработана на основе парциальной программы О...
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе «Раз-ступенька» для детей от 4 до 6 лет
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениеАпрелевская СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов ДОШ № 2 «Ромашка»...
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе технической направленности «Робостарт»
Рабочая программа направлена на обучение детей 6-7 лет робототехнике (работа с конструкторами LEGO WeDo 2.0 и LEGO Spike start)....
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе «Скоро в школу» для детей от 5 до 7 лет
Структура программы 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели и задачи реализации Программы по дополнительному образованию 1.3. Основные принципы обучения чтению 1.4. Целевые ор...