Методические рекомендации «Непосредственная образовательная деятельность как основной формой организации обучения в ДОУ»
статья
НОД - это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения образовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач возрастом детей, непосредственным окружением, текущей темой и др. НОД проводится во всех возрастных группах в соответствии с учебным планом ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_nod.docx | 19.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации «Непосредственная образовательная деятельность как основной формой организации обучения в ДОУ»
Основной формой организации обучения в ДОУ является непосредственная образовательная деятельность (далее - НОД).
НОД - это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения образовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач возрастом детей, непосредственным окружением, текущей темой и др. НОД проводится во всех возрастных группах в соответствии с учебным планом ДОУ.
Время проведения НОД определяется в соответствии с СанПиН 1.2.3685-21 и СП 2.4. 3648-20 в распорядке дня каждой группы на адекватных формах работы с детьми и индивидуальном подходе, соединяя обучающую функцию и совместную деятельность.
Виды непосредственно образовательной деятельности
Виды НОД | Содержание НОД |
Комплексная (комбинированное) | Использование разных видов деятельности, при этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет. Вкладывается ключевое содержание, связанное одним сюжетом. Решается одна основная задача |
Тематическая | Раскрывает определенную тему |
Интегрированная | Базируется на основе одной доминирующей деятельности, выступающей своеобразным стержнем обучения. Остальные интегрируемые с ней помогают глубже понять главное содержание обучения. При этом решается несколько задач развития |
НОД-экскурсия | Организованное целевое посещение отдельных помещений детского сада, библиотеки, ателье других объектов социальной инфраструктуры поселка |
Коллективное творческое дело | Коллективное рисование, коллективная аппликация: строим улицу нашего города |
НОД-труд | Посадка лука, черенкование растений, посадка семян и др. |
НОД-игра | «Магазин игрушек», «Устроим кукле комнату». Вариант: Занятие-аукцион – кто больше расскажет о предмете, тот его и покупает. |
НОД-творчество | Мастерская художника, народных умельцев, сказочника, «Мастерская добрых дел» (поделки из бросового, природного материала, бумаги с использованием элементов ТРИЗ) |
НОД-сказка | Все НОД строится по сюжету одной сказки, с использованием музыки, изобразительного искусства, драматизации. |
НОД-путешествие | Цель – развивать монологическую речь детей. Кто-то из детей «экскурсовод», остальные дети задают вопросы. Варианты: по родной стране, городу, республике, в «Страну веселых математиков», по «Красной Книге». |
НОД-эксперимент | Дети экспериментируют с бумагой, тканью, песком, снегом |
НОД-конкурс | По аналогии с популярными телепередачами КВН, «Что? Где? Когда?» и др. |
Занятие-открытие (проблемное занятие) | Воспитатель предлагает детям проблемную ситуацию, дети ее сообща решают, делают открытие. Пример: «Что произойдет, если исчезнет бумага?», «Зачем учиться?» Вариант: «Следствие ведут знатоки». |
Этапы реализации НОД:
1. Мотивационный этап - Водная часть: (организация детей) предполагает организацию детей. Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты)
2. Содержательный этап - Основная часть: (практическая деятельность) направлена на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач. В процессе данной части НОД осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.
3. Рефлексивный этап - Заключительная часть (рефлексия) посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности. Эффективность рефлексивной части - отношение детей к НОД. Мотивация детей на перспективу.
- в младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции;
- в средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей;
- в старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.
Подготовка к НОД включает следующие компоненты:
• Интеграция всех 5 образовательных областей (соединение знаний из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга).
• Соответствие и продуманность структуры НОД задачам, сюжетной линии (цепочка логической последовательности и взаимосвязь этапов переход от одной части к другой).
• Целесообразность распределения времени; чередование интеллектуальной и физической деятельности, дифференцированный подход и вариативность задания.
• Подготовка материала, оборудования, УМК (соответствие возрасту, эстетичность, безопасность, рациональное размещение и т. п.).
• Целевая составляющая – триединство задач (четкое определение обучающих, воспитательных и развивающих задач с учетом интеграции образовательных областей):
- обучающая задача: повышать уровень развития ребенка.
- развивающая задача: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.
- воспитательная задача: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
Требования к организации НОД:
• уход от учебной деятельности (занятий),
• повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста;
• включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по нетрадиционным формам обучения - рисование пальчиками на тему «Корзинка малинки для медвежат»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по нетрадиционным формам обучения...
консультация для педагогов «Основные формы организации обучения дошкольников конструированию»
консультация для педагогов...
Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности с использованием PowerPoint как средство обучения дошкольников (старшая группа) «Прогулка по Санкт-Петербургу»
Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города-Санкт-Петербурга, его достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родному городу....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по нетрадиционным формам обучения - рисование пальчиками на тему «Корзинка малинки для медвежат»
ull; Познакомить детей с рисованием красками способом примакивания пальцев к листу бумаги.• Развивать интерес к нетрадиционному изображению предметов на бумаге....
Организация образовательной деятельности в ДОО. Формы организации образовательной деятельности.
Организованная образовательная деятельность в ДОО - это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной пр...
Методические рекомендации «Непосредственная образовательная деятельность как основная форма организации обучения в ДОУ»
Основной формой организации обучения в ДОУ является непосредственная образовательная деятельность (далее - НОД).НОД - это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая о...
Непосредственная образовательная деятельность. Использование нетрадиционных форм обучения в художественном творчестве (печатание сжатой бумагой).
Презентация к уроку по рисованию (старшая группа)....