Методические рекомендации «Непосредственная образовательная деятельность как основная форма организации обучения в ДОУ»
методическая разработка

Основной формой организации обучения в ДОУ является непосредственная образовательная деятельность (далее - НОД).

НОД - это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения образовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач возрастом детей, непосредственным окружением, текущей темой и др. НОД проводится во всех возрастных группах в соответствии с учебным планом ДОУ.

 Время проведения НОД определяется в соответствии с СанПиН 1.2.3685-21 и СП 2.4. 3648-20 в распорядке дня каждой группы на адекватных формах работы с детьми и индивидуальном подходе, соединяя обучающую функцию и совместную деятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_nod.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации «Непосредственная образовательная деятельность как основной формой организации обучения в ДОУ»

Основной формой организации обучения в ДОУ является непосредственная образовательная деятельность (далее - НОД).

НОД - это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения образовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач возрастом детей, непосредственным окружением, текущей темой и др. НОД проводится во всех возрастных группах в соответствии с учебным планом ДОУ.

    Время проведения НОД определяется в соответствии с СанПиН 1.2.3685-21 и СП 2.4. 3648-20 в распорядке дня каждой группы на адекватных формах работы с детьми и индивидуальном подходе, соединяя обучающую функцию и совместную деятельность.

 Виды непосредственно образовательной деятельности

Виды НОД

Содержание НОД

Комплексная (комбинированное)

Использование  разных видов деятельности, при этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет. Вкладывается ключевое содержание, связанное одним сюжетом. Решается одна основная задача

Тематическая

Раскрывает определенную тему

Интегрированная

Базируется на основе одной доминирующей деятельности, выступающей своеобразным стержнем обучения. Остальные интегрируемые с ней помогают глубже понять главное содержание обучения. При этом решается несколько задач развития

НОД-экскурсия

Организованное целевое посещение отдельных помещений детского сада, библиотеки, ателье других объектов социальной инфраструктуры поселка

Коллективное творческое дело

Коллективное рисование, коллективная аппликация: строим улицу нашего города

НОД-труд

Посадка лука, черенкование растений, посадка семян и др.

НОД-игра

«Магазин игрушек», «Устроим кукле комнату». Вариант: Занятие-аукцион – кто больше расскажет о предмете, тот его и покупает.

НОД-творчество

Мастерская художника, народных умельцев, сказочника, «Мастерская добрых дел» (поделки из бросового, природного материала, бумаги с использованием элементов ТРИЗ)

НОД-сказка

Все НОД строится по сюжету одной сказки, с использованием музыки, изобразительного искусства, драматизации.

НОД-путешествие

Цель – развивать монологическую речь детей. Кто-то из детей «экскурсовод», остальные дети задают вопросы. Варианты: по родной стране, городу, республике, в «Страну веселых математиков», по «Красной Книге».

НОД-эксперимент

Дети экспериментируют с бумагой, тканью, песком, снегом

НОД-конкурс

По аналогии с популярными телепередачами КВН, «Что? Где? Когда?» и др.

Занятие-открытие

(проблемное занятие)

Воспитатель предлагает детям проблемную ситуацию, дети ее сообща решают, делают открытие. Пример: «Что произойдет, если исчезнет бумага?», «Зачем учиться?» Вариант: «Следствие ведут знатоки».

Этапы реализации НОД:

1. Мотивационный этап - Водная часть: (организация детей) предполагает организацию детей. Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты)

2. Содержательный этап - Основная часть: (практическая деятельность) направлена на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач. В процессе данной части НОД осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.

3. Рефлексивный этап - Заключительная часть (рефлексия) посвящается подведению итогов  и оценке результатов учебной деятельности. Эффективность рефлексивной части  -  отношение детей к НОД. Мотивация детей на перспективу.

- в младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции;

- в средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей;

- в старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.

Подготовка к НОД включает следующие компоненты:

• Интеграция всех 5 образовательных областей (соединение знаний из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга).

• Соответствие и продуманность структуры НОД задачам, сюжетной линии (цепочка логической последовательности и взаимосвязь этапов переход от одной части к другой).

• Целесообразность распределения времени; чередование интеллектуальной и физической деятельности, дифференцированный подход и вариативность задания.

• Подготовка материала, оборудования, УМК (соответствие возрасту, эстетичность, безопасность, рациональное размещение и т. п.).

• Целевая составляющая – триединство задач  (четкое определение обучающих, воспитательных и развивающих задач с учетом интеграции образовательных областей):

- обучающая задача: повышать уровень развития ребенка.

- развивающая задача: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.

- воспитательная задача: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Требования к организации НОД:

• уход от учебной деятельности (занятий),

• повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста;

• включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность как основная форма организации экологического воспитания в ДОУ

Современная дошкольная педагогика также придает большое значение совместной деятельности: несомненно, она оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и...

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности с использованием PowerPoint как средство обучения дошкольников (старшая группа) «Прогулка по Санкт-Петербургу»

Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города-Санкт-Петербурга, его достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родному городу....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по нетрадиционным формам обучения - рисование пальчиками на тему «Корзинка малинки для медвежат»

ull; Познакомить детей с рисованием красками способом примакивания пальцев к листу бумаги.• Развивать интерес к нетрадиционному изображению предметов на бумаге....

Организация образовательной деятельности в ДОО. Формы организации образовательной деятельности.

Организованная образовательная деятельность в ДОО - это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной пр...