Конспект открытой образовательной деятельности «Игрушки наших предков - куклы из бабушкиного сундучка»
план-конспект занятия (средняя группа)
Цель: пробудить интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа.
Задачи:
- формировать у детей представления о предметах народного прикладного искусства;
- расширять представления детей о народной игрушке;
- формировать знания, умения и навыки у детей при работе с тканью;
- пополнять словарь новыми словами русского быта;
- развивать художественно – эстетический вкус, воображение, творческую
активность, мышление, чувства пропорции;
- развивать сенсорные навыки: умение использовать обследовательские действия при работе с материалом (текстиль, умение различать лицевую и изнаночную стороны);
- развивать речь;
- развивать трудовые навыки рукоделия;
- воспитывать патриотические качества: прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа, развивать у детей национальное самосознание;
- воспитывать нравственно-эмоциональные качества: воспитание трудолюбия,
терпения и аккуратности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrushki_nashih_predkov.docx | 19.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение №57
Конспект открытой образовательной деятельности «Игрушки наших предков - куклы из бабушкиного сундучка»
Подготовила:
Воспитатель 3 группы -
Самсонина И.В.
г. Солнечногорск-2022г.
Тема: «Игрушки бабушкиного сундучка»
Цель: пробудить интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа.
Задачи:
- формировать у детей представления о предметах народного прикладного искусства;
- расширять представления детей о народной игрушке;
- формировать знания, умения и навыки у детей при работе с тканью;
- пополнять словарь новыми словами русского быта;
- развивать художественно – эстетический вкус, воображение, творческую
активность, мышление, чувства пропорции;
- развивать сенсорные навыки: умение использовать обследовательские действия при работе с материалом (текстиль, умение различать лицевую и изнаночную стороны);
- развивать речь;
- развивать трудовые навыки рукоделия;
- воспитывать патриотические качества: прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа, развивать у детей национальное самосознание;
- воспитывать нравственно-эмоциональные качества: воспитание трудолюбия,
терпения и аккуратности.
I Вводная часть.
Читаю стихотворение А. Плещеева «Внучка».
Бабушка, ты тоже
Маленькой была?
И любила бегать,
И цветы рвала?
И играла в куклы
Ты, бабуся, да?
Цвет волос какой был
У тебя тогда?
Значит, буду так же
Бабушкой и я, —
Разве оставаться
Маленькой нельзя?
Очень бабушку мою —
Маму мамину — люблю.
У нее морщинок много,
А на лбу седая прядь,
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.
Может быть, и я такою
Буду старенькой, седою,
Будут у меня внучатки,
И тогда, надев очки,
Одному свяжу перчатки,
А другому — башмачки.
- Ребята скажите, пожалуйста, в какие игрушки играем мы? (Ответы детей)
Как вы думаете, а наши бабушки и дедушки играли в игрушки?
А во что они играл?
Ребята посмотрите, у нас в группе, что-то изменилось? Появился вот этот сундук. Что такое сундук? Для чего он нужен и чей он? (Ответы детей)
В России в старину сундук оставался самой главной мебелью. Сундуки получили в народе разные названия. Их именовали ларцами и коробами, шкатулками и укладками. Видов сундуков было огромное множество. Они изготавливались различных размеров, цветов. Бабушкин сундук является предметом многофункциональным, в нем хранилась одежда, посуда, украшения, рукоделие, книги, куклы, картины, фотографии.
Хотите посмотреть, что там? И я тоже очень. Но его не просто открыть, потому что этот сундук необыкновенный - он волшебный. Чтобы его открыть, надо сказать волшебные слова. Послушайте, какие: «Сундучок- сундучок, открывай-ка свой бочок!»
Давайте вместе с вами скажем эти слова. Только ласково, как в старину разговаривали с вещами, хорошо? (Дети произносят волшебные слова.) Воспитатель открывает сундук и говорит.
- Пришла пора заглянуть в бабушкин сундук: посмотреть, что же спрятано и сохранено в нем. (в сундуке лежат игрушки. Деревянные матрешки, глиняные игрушки, свистульки, тряпичные куклы.)
- Что это ребята?
- А из чего они сделаны? Как вы думаете эти игрушки сделаны на заводе?
- В старину заводов не было, игрушки изготавливали своими руками из дерева, соломы, глины, мочала, камыша, початков кукурузы, корневой травы, сучьев и веток деревьев, тряпочек, ниток, одним словом, из подручного материала.
Далее дети рассматривали игрушки из разных материалов на выставке русской игрушки, которую для них подготовили воспитатели и родители.
Кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. Никто не может точно сказать, когда появилась первая кукла.
- Из глубины веков пришла к нам традиция изготовления тряпичных кукол. Делали их из остатков ткани. Кукла имела магическое предназначение. Поэтому их делали безликими. Считалось, что кукла с лицом может посмотреть ребенку в душу и сглазить его. Иногда лицо заменял крест – символ Солнца у славян. Поэтому «безликая кукла» было одновременно игрушкой и оберегом.
Вы наверное устали? Давайте отдохнем.
Встали и выйдите из-за стола.
Физминутка “Раз, два, три, четыре, пять”
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (Потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (Движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (Показать “силу”)
Здоровей и веселей! (Улыбнуться друг другу).
Давайте поподробнее рассмотрим куколок.
Кукла Пеленашка.
Куколка Пеленашка на вид очень простая куколка - младенчик в платочке, запеленатый в пеленку. Для новорожденных матерью делалась кукла «младенчик-пеленашка». Кукла шилась непосредственно перед рождением ребенка, с молитвой, с мыслями о будущем дитятке; ткани для изготовления были родные - от сарафана, от рубахи отца, деда. Её клали в колыбель к ребенку до крещения как оберег от злых духов.
Крупеничка.
Она имеет несколько названий — Крупеничка, Горошинка, Зернушка или Зерновушка — и считается главной куклой в семье. В процессе создания ее по традиции наполняли зерном гречихи. Из мешочка в ее руках или из нее самой брали первые зерна для предстоящего посева. После окончания уборочной страды мешочек наполняли зерном из нового урожая. Иногда мешочек наполняли и другими крупами: овсом — на силу, перловкой — на сытость, рисом — на праздник. Берегиня приносила достаток в семью и делала жизнь сытой. Ее наряжали и ставили на самое видное место — в красный угол избы рядом с иконами.
Кубышка-травница.
Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через два года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки. Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Куклу давали играть детям. Еще её ставили около кровати больному.
Многоручка
Оправдывает свое имя и обрядовая кукла Десятиручка. Символически она обозначает десять рук в помощь своей хозяйке-мастерице. Кукла выполняется в виде женской фигуры с длинной косой и стилизованными десятью ручками. Ставится берегиня в том уголке дома, где хозяйка занята больше всего. Сохранились предания, что раньше Десятиручку сразу же после изготовления сжигали. Это означало, что вся заложенная в ней сила через огонь передается ее обладательнице.
Куклы Мартинички.
Мартиничка - маленькая нитяная обрядовая кукла, которая используется в обряде "закликания весны" (в марте).
роль Мартиничек также в том, чтобы оберечь от злых воздействий человека и жилище.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
- Каждый кто скажет, из какого материала сделана игрушка, выйдет на ковер. /Игрушки из дерева, из стекла, глины, из пластмассы и т. д./
Последнюю игрушку достает воспитатель, делая вид, что из «чудесного мешочка».
- Из какого материала сделана эта кукла? /Она сделана из ткани./
- Она тряпичная. /Дети повторяют/. Её название – кукла-пеленашка.
-Вам нравится эта кукла? Хотите, я научу вас делать такую?
А вы, ребята, хотите сделать такую куклу? (Ответы детей.)
Воспитатель раздает подготовленные детали и материал для работы.
III Заключительная часть.
Ребята, вам понравилось наше занятие сегодня? Что мы делали? Давайте вспомним названия этих кукол.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Как наши предки выращивали хлеб". Автор - педагог Тарасенко Валентина Владимировна
НОД дает детям старшей группы представление о том, как выращивали хлеб в старину, последовательностью трудовых действий, орудиями труда, народными традициями....
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы "Секреты бабушкиного сундучка"
Уважаемые педагоги!!! Предложенный мною конспект поможет вам познакомить детей с национальной игрушкой Матрешкой, с национальными головными уборами, расширит кругозор и словарный запас детей. Желаю тв...
Конспект НОД по формированию лексико-грамматическиз категорий "Куклы из бабушкиного сундучка"
Формирование навыков словобразования и словоизменения, уточнение и расширение словарного запаса...
конспект открытого занятия Как жили наши предки
Конспект формирует знания детей о жизни наших предков....
Конспект открытой образовательной деятельности в старшей группе «Наши отношения»
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками. - Формирование гендерной, семейной принадлежности. - Создать эмоционально приятную атмосферу в групп...
Конспект открытой образовательной деятельности Тема: «Дымковская игрушка. Роспись лошадки.» с детьми младшей группы Подготовила: воспитатель Иванова Н.И.
Познакомить детей с народными промыслами на примере дымковской игрушки, познакомить детей с характерными особенностями дымковской росписи, закрепить умение детей создавать про...
Конспект открытой образовательной деятельности по ФЦКМ "Путешествие на кухню нашего детского сада"
Задачи занятия:Образовательные:Расширять представления детей о назначении кухни, об большом оборудовании кухни детского сада (большие кастрюли, большая плита, большая мясорубка)....