№ | Название этапа занятия | Деятельность логопеда | Деятельность детей |
I | Орг.момент 1мин. | -У нас сегодня необычное занятие. Мы не знали, что к нам придут гости – « Удивились», и очень обрадовались. «Улыбнулись» и поздоровались. Лог. –Ребята, посмотрите, какой красивый предмет у нас появился. Что это?
| Дети показывают удивлённое лицо и радостное.
-рассматривают предмет на столе, называют его по- разному- шкатулочка, коробочка, ящичек... |
II | Объявление темы 2мин
| -Разложите карточки по порядку ( по цифрам). -Прочитайте, какое слово получилось ? ы к к л у
-А какие бывают куклы ? Если кукла из дерева? Из резины? Из соломы? Из бумаги? Из картона? Из стекла? Из фарфора? ...
-Догадались, что в сундучке?
| Дети раскладывают по порядку карточки, читают слово - КУКЛЫ к у к л ы
Дети называют относительные прилагательные: деревянная, резиновая, бумажная, картонная, фарфоровая...
- Куклы |
III | Объяснение
3 мин.
| Показываю презентацию " Куклы - обереги" Рассказываю о куклах: - Мы знаем, что куклу создает человек. Очень давно, когда жили бабушки ваших бабушек кукол делали своими руками, из старого платья, из рубахи. И у кукол было другое предназначение. Кукла была и игрушкой и оберегом, защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла ОБЕРЕГАЛА человека, ее так и называли: " оберег"
|
Дети рассматривают кукол, повторяют слово - "ОБЕРЕГ". Отвечают на вопросы: -из чего делали кукол? - от чего они оберегали? |
IV | Мимические упражнения
2 мин | Объясняю значение слов " Лик", " Безликие" -У этих куколок нет лица. ЛИЦО – это ЛИК—Так говорили в старые времена, поэтому про этих кукол так и говорили: Они БЕЗЛИКИЕ. (Подходим к зеркалу, посмотрим на свой лик.) На что смотрим? - на лицо. Упражнение " Хмурилки"
| Дети повторяют новые слова - лик, безликие. Выполняют мимические движения. |
V | Упражнение в словообразовании
3 мин | Рассказываю о кукле " Крупеничка" -Такую куколку делали сразу после сбора урожая и в течении зимы давали играть детям. Зерно пропитывалось детской энергией, добром, а весной его смешивали с зерном для посева, чтобы урожай был богаче. Крупеничка была оберегом достатка в семье.
-Какие вы знаете названия круп? Какая каша будет из гречки?, Из пшена? Из риса? Из манки, из перловки, из кукурузы?...
| Дети рассматривают куклу, трогают её, высказывают мнения из чего она сделана, - из крупы, из зерна
Дети называют крупы и каши: из гречи - гречневая, из пшена - пшённая, из риса - рисовая, из манки - манная, из перловки - перловая, из кукурузной крупы - кукурузная каша и т.п. |
VI | Пальчиковая игра " Мышка зёрнышко нашла"
1 мин | Проговариваю слова игры | Дети повторяют слова и одновременно выполняют движения пальчиками по показу.
|
VII |
Практическое употребление предлога С
4 мин |
Показываю куколку " Травница" - Из чего она сделана?
Показываю презентацию " Лекарственные растения"
-если завариваем шиповник, то будет... -если малину?...ромашку? и т.п. |
Дети догадываются, что кукла из травы. -называют лекарственные растения и - проговаривают словосочетания со словом чай и с предлогом С -чай с шиповником -чай с малиной -чай с ромашкой - чай с крапивой ...
|
VIII | Активизация прилагательных, закрепление навыка словообразования
4 мин
|
Показываю куклу Сударушка: -Она была и игрушкой и семейным оберегом. - это образ матери, которой хватит любви на каждого ребёнка. Раньше в семьях было 3-5-, а то и 10 детей. И мама , конечно, любила всех детей .-Какими красивыми словами можно маму назвать, какая мама?
- если мама трудиться любит, то она какая?
-Если мама приглашает в гости, угощает, любит чаем поить гостей.
Аналогично вызываю слова работящая, приветливая, хозяйственная
|
Дети рассматривают куколку, повторяют её название - Сударушка Называют слова, отвечающие на вопрос какая мама?
- ласковая, добрая, нежная, красивая...
-трудолюбивая
- гостеприимная
Хозяйственная, приветливая, работящая. |
IX | Физ.минутка
1 мин | Включаю аудио" Точка, точка, занятая - вышла рожица смешная..."
| Дети выполняют движения по показу, подпевают... |
Х |
Работа над интонационной выразительностью речи
6 мин |
Включаю аудио запись - плач ребёнка - младенца. - Что делать? Как успокоить маленького?
Рассказываю: -В старые времена, чтобы успокоить ребёнка и защитить его от недоброго глаза, (т.е. от сглаза), мама делала куколку. Называлась она Младенчик - Пеленашка. Мама клала куклу в кроватку ребёнку и при этом приговаривала : « Сонница – бессонница, не играй с моим дитяткой, а играй с этой куколкой» Куколка была мягкая, тёплая. Малыш успокаивался и засыпал. ( Даю всем куколок – Пеленашек) . Предлагаю детям объяснить, что такое бессонница? Повторить слово "дитятко". Обращаю внимание, что потешка произносится ласково, протяжно напевно, как песенка. |
Дети высказываются: - дать соску, покачать, покормить, дать попить, спеть песенку...
Дети повторяют потешку сначала все вместе, затем по желанию индивидуально. |
XI | Работа над предложением
4мин | Достаю из сундучка куколку "Желанья"или " Желанница" -Почему её так назвали?
Рассказываю: - Считалось, что эта куколка помогает в исполнении желаний. Ей на рукава привязывались ленточки и загадывались желания. Предлагаю детям построить пирамиду добра из ладошек и высказать свои пожеланья всем.
|
Дети высказывают свои мнения о названии куклы.
Дети поочерёдно высказывают свои пожеланья и выстраивают пирамидку из ладошек |
XII | Рефлексия
3 мин | - Ребята, мы сегодня познакомились лишь с некоторыми куколками – оберегами. Их на самом деле очень много. Раньше в деревенских домах их было до сотни! – Хотели бы вы в следующий раз поиграть с другими куколками и узнать, какие ещё бывают куклы – обереги? -Назовите кукол, о которых вы узнали сегодня? - Как они называются все вместе одним словом? ( обереги) -Вспомните, как малыша раньше называли? – дитятко -Как называется куколка, которую кладут в кроватку ребёнку? - Что вы узнали о куколке «Берегиня дома» - Из чего сделана куколка Травница? Крупеничка?
|
Дети называют кукол, каких запомнили.
- Обереги
Младенчик - пеленашка.
Дети припоминают названия кукол и отвечают на вопросы. |
XIII | Итог
1 мин | - У меня для вас подарок – это куколка УТЕШНИЦА. В старые времена мамы делали таких куколок для утешения детей, чтобы успокоить, если раскапризничается ребёнок, расплачется. Куколка Утешница вся обвешана сладостями. Но мне вас утешать не надо, я просто хочу вас порадовать и угостить вместе с этой куколкой. ( куклу с конфетами для ребят отдаю в группу, а так же ленточки от куклы Желанницы).
|
Дети в радостном настроении уходят с куклами в группу. |