Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы "Секреты бабушкиного сундучка"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме
Уважаемые педагоги!!! Предложенный мною конспект поможет вам познакомить детей с национальной игрушкой Матрешкой, с национальными головными уборами, расширит кругозор и словарный запас детей. Желаю творческих успехов!!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matreshka.docx | 25.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы
Цель: Познакомить детей с предметами русского быта. Расширять эмоционально-образный словарь. Воспитывать культуру поведения в гостях. Прививать любовь и уважение к культурному наследию своего народа.
Задачи:
Расширять знания о народной культуре, традициях, обычаях.
Продолжать знакомить с декоративно-прикладным искусством.
Воспитывать уважительное отношение к окружающим, заботливое отношение к старшим,
Воспитывать чувство сопричастности к своему народу, к его истории и культуре.
Развивать творческие способности.
Материал:
Музыкальное сопровождение: Русская народная песня «Ой, то вечер», русская плясовая «Светит месяц», музыкальная игра «Жила-была бабка».
Мультимедийное сопровождение: Презентация «Матрешка», гимнастика для глаз «Снеговик»
Наглядность: Сундук, пальца с вышивкой, прялка, матрешки расписные, заготовки под роспись, плоскостные матрешки с разными рисунками, разрезанные на две части, разные чайные пары, кокошники и картузы по количеству детей, платочки, рушник большой, маленькие рушники по количеству детей, глиняный кувшин, лохань, самовар.
Области интеграции: Познание, коммуникация, музыка, здоровье, художественное творчество.
В зал входят дети. Тетушка Маланья поет русскую народную песню «Ой, то не вечер» и вышивает.)
Маланья:
Здравствуйте, гости дорогие,
Милые и родные.
Проходите в горницу.
Издревле принято друг с другом здороваться, А вы знаете, что означает это слово «Здравствуйте»???
Этим словом люди желают друг другу здоровья, ведь здоровье – это самое важное. «Здравствуйте» - это слово подарок, а подарки нужно дарить с любовью, теплом, от души нежно и ласково. Давайте поздороваемся еще раз, с нежностью и любовью подарим друг другу это слово.
-Здравствуйте. Я подарила вам это слово с нежностью и любовью, а теперь и вы подарите мне это слово.
( дети здороваются)
-Здравствуйте, тебе сказали,
Здравствуйте, ответил ты.
Нас две ниточки связали,
Доброты и теплоты.
Я очень рада вас видеть в своей горнице. Люблю, когда ко мне приходят гости. Я очень гостеприимная. А то сижу тут за своим рукоделием скучаю, вас гостей поджидаю.
Раньше женщины долгими зимними вечерами занимались рукоделием. Вышивали, пряли на прялке, вязали, а все что они делали своими руками, они складывали не в шкаф, их раньше не было, а в сундук. В сундуке хранили все самое ценное и красивое.
И у меня есть такой, в нем я храню все свои ценности, что мне особенно дорого.
Я вижу, что вы очень добрые и хорошие ребята, и я покажу вам все свои драгоценности.
Отгадайте загадку о том, что же хранится у меня в сундуке.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может — три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская (Матрешка)
Ах, матрешечка-матрешка.
..Хороша, не рассказать!
Очень любят с тобой детки
В нашем садике играть.
Щечки яркие, платочек,
По подолу цветики.
Весело кружатся в танце
Яркие букетики!
- Какая матрёшка? (нарядная, расписная, красивая)
- Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)
- Из чего сделана? (из дерева)
Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка -добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами
Ребята, а вы знаете, что куклу-матрёшку делают с секретом? Матрёшка раскрывается. Я покажу.
Пять кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинке.
Эту куклу открой -
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притёртую -
И сумеешь ты найти
Куколку четвёртую.
Вынь её да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая.
Вот поставленные в ряд
Сёстры-куколки стоят.
Посчитаем вас опять: раз, два, три, четыре, пять.
- Сколько кукол?
- Кукол пять
- Вы заметили, что матрёшки разные? (самая большая, большая, маленькая, ещё меньше, самая маленькая).
Вот послушайте, какой звук будет, если я постучу по матрешке внутри, которой сидят ее подружки, и по одинокой матрешке. (Сравнивают звучание)
А сейчас присядьте на стульчики и посмотрите какими разными бывают матрешки.
Пальчиковая гимнастика
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Если хочешь поиграть,
Нужно всех их разобрать.
А сейчас я предлагаю вам с матрешками поиграть.
«Разбери Матрешку и поставь по росту по мере убывания»
«Собери Матрешку»
Маланья. Ребята, в нашей мастерской народных умельцев нужна ваша помощь. Мастера изготавливали заготовки игрушек, но мышка пробежала и перепутала все заготовки. Нужно собрать всех матрешек по цвету и величине. (Коррекционная работа)
Маланья. Ой, какие вы молодцы, не бросили наших мастеров, и пришли на выручку, вы очень отзывчивые и добрые ребята. Спасибо вам большое. А какое сейчас время года? (Зима). Какие зимние игры вы знаете? (Катание на санях, снежки, снеговики и тд.) Раньше игры назывались забавы. Зимние забавы. Какое красивое слово. Вот произнесите. Я больше всего люблю лепить снежную бабу.
Гимнастика для глаз.
Маланья. А какие головные уборы вы сейчас носите?
(шапки, кепки, панамы, косынки)
А в старину женщины замужние носили платок, вот как у меня, а девушки носили кокошник, мужчины же носили картузы. Вот какие. Девушки надевали самые красивые кокошники, парни картузы и по вечерам водили хороводы, затевали веселые пляски. И сейчас я предлагаю вам надеть эти чудесные головные уборы. Напомните, как они называются? (кокошник и картуз).
Пляска по показу «Светит месяц»
Ну что ж, а после веселых переплясов принято было ходить друг к другу в гости на вечерние посиделки, пить чай, говорить о прожитом. Вот и я приглашаю вас к столу. Но прежде чем сесть за стол, что нужно сделать? (помыть руки).
А зачем их нужно мыть? (что бы не болеть)
А где вы сейчас моете руки? (под краном)
А чем руки вытираете? (Полотенцем)
А раньше водопровода не было, и люди брали воду в колодце и наливали ее в глиняный кувшин. Именно в глиняный, так как холодильников раньше тоже не было, а глиняный кувшин дольше оставлял воду свежей. В нем хранили не только воду, но и молоко.
А руки вытирали не полотенцем, а рушником? На какое слово похоже слово рушник? (Руки)
Как видите, у меня в горнице нет крана, и сейчас мы будем мыть руки по очереди из кувшина, и вытирать руки рушником.
А теперь я приглашаю вас к столу. Ой, смотрите все чашки и блюдца перепутаны. Найдите каждой чашке свое блюдце.
Всегда на столе стоял самовар. В нем люди заваривали чай, вот сюда клали угольки или щепки и поджигали, а потом раздували огонь сапогом.
А потом из самовара наливали ароматный чай.
Солнце выше ели, а мы еще не ели
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар поет-гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар!
Самовар пыхтит, искрится –
Щедрый, хрупкий, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку.
Аккуратно кушай хлеб -
Это кухня, а не хлев.
Не вертись юлой на стуле,
Головой не лезь в кастрюлю.
Супчик кушай аккуратно,
Не выплевывай обратно.
Пей чаек, не проливая!
Что за лужица большая?
Что за грохот? Что упало?
Маша за столом мечтала.
Не корми котлетой кошку,
А сама поешь немножко.
Вытирай салфеткой рот
И не капай на живот.
Ложкой ешь кисель и кашу,
Суп, пюре и простоквашу.
Вилкой можно брать картошку,
Мясо, рис... Не надо ложкой!
Ручкой можно брать пирог,
Глазированный сырок.
И скажи спасибо всем,
У кого ты пищу ел.
А после чаепития было принято петь застольные песни. Вот и я вам предлагаю сейчас спеть песню «Жила была бабка».
Я очень рада, что вы сегодня пришли ко мне в гости. Скажите, вам понравилось у меня в гостях? А что понравилось больше всего? Ребятки, а напомните мне, где я храню все самое ценное для меня? А какие головные уборы носили раньше мужчины? А девушки? А чем мы раньше вытирали руки? Я очень рада, что сегодня вы пришли ко мне в гости. И в подарок я хочу преподнести вам еще одно слово подарок всего доброго. Я дарю его с нежность и любовью к вам. И вы подарите это слово мне с нежностью и любовью. Спасибо вам большое. До новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста «В гости к бабушке»
Конспект НОД по разделу ФКЦМ для детей среднего дошкольного возраста в рамках тематической недели "Домашние животные" составлен с учетом ФГТ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы "День защитника Отечества"
Легко доступный музыкальный материал поможет в организации праздника для детей средней группы детского сада....
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы по образовательной области «Художественное творчество» (рисование нетрадиционными способами) по теме «Ребята в гостях у медвежат»
конспект непосредственной образовательной области "Художественное творчество" рисование нетрадиционными способами (метод тычка) в средней группе детского сада по теме "Ребята в гостях у медвежат...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие» "Путешествие в сказку"
Программное содержание: развивать умение логически мыслить; закреплять порядковый счёт до 5; познакомить детей с цифрой 6; учить сравнивать полоски по длине, пользуясь словами самый длинный, пок...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ: «ПОЗНАНИЕ»: ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА И «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»: РИСОВАНИЕ ТЕМА «НАРОДНАЯ ИГРУШКА – МАТРЕШКА»
Программные задачи: продолжать знакомить детей с народными игрушками (матрешкой), историей ее появления в нашей стране, особенностями и этапами изготовления деревянной куклы, воспитывать эстетическое ...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей средней группы по образовательной области познания. (ФЭМП) Путешествие по сказке «Колобок»
У детей на занятии формируются элементарные математическиепредставления в совместной игровой деятельности....