Чеховские рассказы
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Буханцева Ольга Викторовна

  В данной статье представлен материал по ознакомлению детей дошкольного возраста с биографией писателя Антона Павловича Чехова, в период его жизни в городе Таганроге, с членами его семьи, с укладом жизни горожан того времени, с его увлечением театром. Конспект тематического занятия может быть использован при проведении мероприятий, посвященных празднованию дня рождения писателя, а также в качестве дополнительного материала по приобщению детей к литературе русских писателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chehovskie_rasskazy.docx30.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое занятие «Рассказы Чехова»

Цель: Вызвать у детей интерес к личности А.П. Чехова, желание ближе познакомиться с его творчеством.

Предварительная работа:

1.Знакомство с биографией А.П. Чехова.

2.Экскурсии в Домик Чехова и Таганрогский художественный музей.

3.Просмотр презентации  «Театр с нами».

4.Чтение рассказов А.П.Чехова: «Каштанка», «Белолобый», «Ванька Жуков», «Детство».

5.Создание выставки рисунков, посвященной А.П.Чехову (совместное творчество детей и родителей).

6.Просмотр мультфильмов «Белолобый», «Ванька Жуков».

Музыкальный руководитель – Ли М.А.

Ведущая – БуханЦева О.В.

Ведущая:«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Эти слова принадлежат  великому русскому   писателю А.П.Чехову. Сегодня мы отмечаемого день рождения.

29 января 1860 года, в семье купца 3-ей гильдии на Полицейской улице родился мальчик – Антоша Чехов.

Выходят дети и читают стихотворение:

Утопает в вишневом саду,

За деревьями прячется он,

Не желает он быть на виду.

В этом доме икона в углу,

Лампа круглая над столом,

И сундук на дощатом полу

Дышит памятью о былом.

Говорят здесь о том,

Что однажды явился на свет

Мальчик Чехов Антон,

Доброй прозой оставивший след...

Тишина и уют

Умиляют своей простотой,

Словно Чехова тут

В гости ждут с дорогою душой...

Этот маленький дом

И вишневых деревьев наряд -

Быль о времени том

Сквозь улыбчивый чеховский взгляд.

К. Исхакова

 Ведущая: Семья у Чеховых была большая. Вспомните, сколько                     сестер и братьев было у Антона Чехова?

Дети: В семье Чеховых было шестеро детей- 5 братьев и 1 сестра.

Ведущая: Мать писателя-Евгения Яковлевна, была очень заботливая и любящая, нежная и добрая женщина. Она воспитывала в своих детях отзывчивость, уважение и сострадание к слабым, любовь к природе и миру. А.П.Чехов говорил, что для него «…дороже матери ничего не  существует». А отец - Павел Егорович был очень суровым, требовательным человеком. Воспитывал детей в строгости, часто применял телесные наказания. Бездельничать никому  не дозволялось. Детям не разрешалось ни побегать на улице, ни пошалить, ни порезвиться,  потому что все свободное время они должны были проводить в лавке- приучаться к торговле. Но, несмотря на это у Антоши было много  увлечений. Что он любил делать?

Дети: У него была голубятня. Он любил ходить на рыбалку. Любил купаться в море. Дома разыгрывали небольшие спектакли. Пел  в хоре.

Ведущая: Представим, что мы оказались во дворике семьи Чеховых, мы   слышим детские голоса и видим, как дети играют в игры«Перышко» и    «Кружево» (проводятся игры). Антон Павлович Чехов писал не только рассказы, но и пьесы для театра. Театр он любил с детства! А вы, ребята, любите театр? А у нас в городе есть театр?

Дети: У нас в городе на Петровской улице есть Драматический театр. Он носит имя А.П. Чехова.

Ведущая: Театр и литература были не единственными увлечениями Антона. Антон Чехов очень любил музыку. Семья Чеховых была очень музыкальной. По вечерам они часто пели хором. Отец, Павел Егорович, прекрасно играл на скрипке, и Антон тоже учился играть на скрипке. По вечерам семья Чеховых любила слушать музыку П.И Чайковского. Дети, а вам знакомо имя П.И.Чайковский?

Дети: А.П.Чехов  дружил с П.И.Чайковским. Чайковский -         композитор, он сочинял музыку и написал «Детский альбом», альбом «Времена года и три балета - «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро» и много других музыкальных произведений.

Ведущая: И сегодня мы вновь услышим музыку П.И.Чайковского  из балета «Щелкунчик» - «Вальс цветов», а девочки станцуют.

Исполняется танец « Вальс цветов».

Ведущая: Антоша с детства любил театр. Сейчас мы войдем в Таганрогский         драматический театр (виртуальная экскурсия с комментариями). Вот уже прозвенел третий звонок и начнется представление. Скорее садитесь на места! Посмотрите, какая книга лежит на сцене, наверно старинная, она такая большая, тяжелая. Что же написано на обложке?

Дети: Рассказы А. П. Чехова

Ведущая: Что же здесь интересного? (открывает) Ой, что случилось!    (страницы высыпаются на пол). Что же теперь делать? Все страницы рассыпались…(выбегает девочка, одетая собачкой)

Каштанка: Ой! Ой! Ой! Я потерялась, я опять потерялась!

Ведущая: А как тебя зовут?

Собачка: Каштанка.

Ведущая: А где же ты живешь?

Каштанка: Я живу в произведении А. П. Чехова, на страницах книги.

Ведущая: Все понятно, оказывается, Каштанка потерялась опять, потому, что перепутались страницы книги. Ребята, давайте поможем Каштанке, соберем страницы по порядку, (берет первый лист) Что же здесь написано?

(1 страница: Выходит мальчик - Ванька Жуков, садится перед  столиком, берет перо и пишет письмо)

Ванька: Дорогой дедушка! Забери меня отсюда. Мне здесь очень плохо, Я целый день работаю, А ночью укачиваю хозяйского ребенка. Отдыхать мне не дают. Хозяйка все время ругается, бьет меня. Житья мне нет совсем. Забери меня отсюда, дорогой мой дедушка.

(запечатывает письмо и подписывает «На деревню дедушке»)

Ведущая: Здравствуй мальчик. Как тебя зовут?

Мальчик: Ванька, а фамилия моя — Жуков.

Ведущая: А из какого ты произведения Ванька?

Ванька: «Ванька»

Ведущая: Скажи нам Ваня, а вот эта собачка в твоем произведении живет?

Ванька: Нет, в моем произведении такой собачки нет.

Ведущая: Ну что, тогда пойдем дальше, посмотрим следующую страницу. 2 страница: Наступила зима, выпал снег.

 (вбегает щенок с волчатами)

Щенок: Давайте в снежки поиграем, столько снега выпало! (играют)

Ведущая: Какие волчата замечательные и щенок с ними такой смешной, а лоб у него белый, и играют они так весело, а из какого же они произведения?

Дети: «Белолобый»

Ведущая: Каштанка, может это твои друзья? Может, ты здесь живешь?

Каштанка: Нет, мне они не знакомы, это не моё произведение.

Ведущая: Ну что же, давайте дальше складывать страницы волшебной книги. Что же здесь написано? 3 страница: Выходят дети из произведения «Детвора», (играют в лото).

Дети: (выкрикивают по очереди)  32, 17, кочерга, один - сам себе            господин. Партия!

Вед: Здравствуйте ребята, а что вы делаете? Что это за игра у вас такая?

Дети: «Лото».

Ведущая: А из какого вы произведения?

Дети: «Детвора».

Ведущая: Скажите, а у вас, в рассказе вашем нет Каштанки?

Дети: Нет.

(Каштанка плачет)

Ведущая: Каштанка, ты не расстраивайся, мы обязательно найдем твое произведение, ведь еще не все страницы собраны.Вот еще страница, посмотрим, что же на ней? (на странице изображен цирк)

Дети: Цирк!

Звучит музыка И.Дунаевского «Цирк»

Ведущая: Внимание, внимание! На арене силачи, Лучшие в мире циркачи! Так подбрасывают гири, Словно детские мячи!

(выходят мальчики-силачи)

1силач: Мы - ребята силачи, Гнем железо в калачи

2силач: Вверх подбрасываем гири, Сильнее нет нас в мире!

Исполняется  музыкальный этюд «Силачи»

(поднимают деревянную штангу, гири, гнут бутафорскую подкову, цепь)

Ведущая: Далее в программе цирка, выступление гимнастки.

Исполняется номер девочки-гимнастки.

Ведущая: На арене выступление собачек. Встречайте!(«выбегают» собачки)

Каштанка: Да вот же мои друзья, я с ними в цирке выступала!

Исполняется «Танец собачек»

(входит Клоун)

Клоун: Здравствуй, Каштанка! А я тебя назвал - Тетка! Здравствуйте, уважаемая публика! Спасибо вам, ребята, что помогли сложить страницы книги. А сейчас для вас представление - собачек выступление!

Исполняется музыкальный этюд «Дрессированные собачки»

Ведущая: Вот и собрали мы рассыпанные страницы в книжку, который написал  наш земляк - писатель А.П.Чехов.  Мы должны  гордиться, что живем в городе, который подарил миру прекрасного человека, великого писателя, врача - А.П.Чехова.

Выходят дети и читают стихотворение:

Мы говорим: “Наш Чехов, наш земляк!”

И оттого спокойней и сильнее.

Когда б не он - бедней была б земля,

Людские души были бы беднее.

Идет по жизни рядом с нами он,

И хоть на вид и прост и неприметен,

В созвездии негаснущих имен

Его звезда нам прямо в сердце светит!

Ген. Сухорученко

Исполняется заключительная песня

«Жил в городе нашем один человек»

сл. Т.Риммер д/с №77        

муз.В.Витченко д/с№20

  1. Жил в городе нашем один человек,

И знают и помнят его целый век

Антон Чехонте - вот его псевдоним

Особый талант ему бог подарил

Припев : Таганрог, Таганрог, здесь Чехов родился и рос.

И знаем и помним о нем целый век.

 Жил в городе нашем большой человек!

  1. Писал он для взрослых, писал для детей.

Писал о природе, писал про зверей.

Родители - детям, а бабушки - внукам.

Читали «Каштану», рассказ «ВанькаЖуков».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие по Чеховским произведениям

Сценарий досуга, посвященного дню рождения А.П.Чехова. Цель проведения- вызвать у детей интерес к личности  своего земляка, русского писателя А.П. Чехова, желание ближе познакомиться с его  ...

Чеховский фестиваль в г.Таганроге

В этом году отмечается 155-летие со дня рождения великого нашего земляка А.П.Чехова. К этой дате были организованы праздничные мероприятия, которые проходили в форме фестиваля. наш детский сад тоже пр...

Сценарий праздника к Дню рождения А. П. Чехова «Путешествие no Чеховским произведениям»

сценарий к празднованию 156 годовщины со дня рождения великого писателя, нашего замляка. Праздник для подготовительной группы детского сада....

Консультация для родителей «Организация проведения выходного дня по чеховским местам».

Реализация регионального компонента является главнейшей составляющей современного образования. Считаю важным акцентировать внимание родителей на воспитании у детей чувства привязанности к родному горо...

Сценарий ко Дню рождения А.П.Чехова «Путешествие по Чеховским произведениям»

Цель: Познакомить детей с произведениями А.П.Чехова.(под музыку дети проходят и садятся на стульчики).Содержания занятияВед.: Ребята, скажите, как называется наш город, в котором мы живем? (ответ дете...

Экскурсия "Чеховские места Таганрога"

В данном материале дети-экскурсоводы рассказывают о музеях: "Домик Чехова", "Гимназия им. А. П. Чехова", "Лавка Чеховых", о театре и библиотеке им. А. П. Чехова. Во время...

Чеховская конференция

Участие в Чеховской конференции...