Чеховская конференция
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
«Открытие творчества А.П.Чехова для детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с рассказом «Каштанка»: мир глазами собаки»
«…Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка…» (В.А.Сухомлинский)
Проблема развития речи приобретает особую актуальность в современном обществе, так как появились негативные тенденции в нравственном воспитании современных детей: книга в семье практически ушла на второй план, проще посадить ребёнка к экрану телевизора или компьютера. Не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отражена актуальность этой проблемы в одном из основных принципов дошкольного воспитания «приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Чтение художественной литературы выступает как одна из форм совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми.
Один из распространенных жанров детской литературы – рассказы, которые формируют умение проявлять чуткость, сочувствие, сострадание.
Поставив цель расширять кругозор детей по классике мировой литературы на примере творчества А.П.Чехова, были выбраны следующие задачи: развивать связную диалогическую речь, обогащать словарный запас, прививать любовь к родной речи, воспитывать чувство прекрасного в детях, привлекать родителей к совместному творчеству.
Знакомство с рассказом «Каштанка» несёт ещё одну задачу - посмотреть на мир глазами главной героини – Каштанки. Собака в рассказе А.П.Чехова – настоящее живое существо: то угрюмая, то резвая, то сердитая или ласковая. Она горько плачет, радуется, приходит в восторг, предаётся отчаянью, испытывает тоску, тревогу, видит сны.…Также ей не чужды чувства любви, привязанности, страха, любопытства, удовлетворённости своими успехами. А.П.Чехов с большим мастерством передаёт душевное состояние собаки, её переживания. Таким образом, Чехов вводит читателя в мир Каштанки, посмотрев на жизнь её глазами. Люди в её сознании делятся на хозяев и заказчиков, соответственно кто мог её пнуть, а кого она сама могла бы хватать за икры. Например, обстановка у нового хозяина ей кажется бедной, хотя здесь и ковры, и диван, и кресла; обстановка же прежнего хозяина ей кажется богатой, хотя в доме столяра, кроме стружек, самых примитивных предметов и запаха клея, ничего нет….
А.П.Чехов нарочно смотрел на мир в рассказе глазами собаки, это отражено во многих эпизодах, на которых мы с воспитанниками особенно акцентировали внимание: «…прошло немного времени, сколько его потребуется на то, чтобы обглодать хорошую кость…»; здание цирка, с точки зрения Каштанки – «опрокинутый супник»; слёзы – «блестящие капельки, какие бывают во время дождя», слон – «одна толстая громадная рожа с хвостом вместо носа и с двумя длинными обглоданными костями, торчащими изо рта».
Часто А.П.Чехов достигает комического эффекта, передавая примитивность представления Каштанки. Например, учитывая, что у собак сильно развито обоняние, писатель часто говорит о запахах, которые Каштанка тонко различает: ночью она беспокоится о том, не нашёл ли хозяин спрятанную ею за шкафом, в пыли и паутине, куриную лапку и не скушал ли её….
Самым важным достижением детей является то, что они самостоятельно пришли к выводу о том, что собачья преданность и верность не имеет границ. Ведь в финале рассказа Каштанка с радостью бросается к своему прежнему хозяину, которого потеряла на улице в начале рассказа.
В процессе работы над краткосрочным проектом «Открытие творчества А.П.Чехова для детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с рассказом «Каштанка»: мир глазами собаки» была проведена следующая работа:
1. Беседуя о жизни и творчестве писателя, мы с ребятами пришли к выводу, что не случайно читаем его произведения. Ведь Антон Павлович посетил наш остров, а по возвращении написал знаменитую книгу «Остров Сахалин». Дети с восторгом узнали, что на нашем острове много памятных мест, связанных с именем Антона Павловича. Мы рассматривали иллюстрации с изображением достопримечательностей, носящих имя великого писателя. Дети узнали название прежней столицы Сахалина – город Александровск – Сахалинский. В заключение цикла бесед мы с детьми нарисовали наш остров, обозначив две столицы (прежнюю и нынешнюю). Таким образом, с познавательной стороны дети обрели представление о том, что Сахалин – остров, со всех сторон омываемый морями. Познакомились с названием прежней столицы Сахалина – городом Александровск – Сахалинский, в котором тоже есть дом – музей имени А.П.Чехова.
2. Чтение рассказа «Каштанка» с объяснением новых для детей слов и беседой о самых запомнившихся эпизодах.
Дети с интересом слушали чтение, задавали вопросы касательно незнакомых, новых для них слов и получали объяснение, подкреплённое в некоторых случаях мультимедийными изображениями (трактир, извозчик, столяр, верстак, витрина).
3. Просмотр мультфильма «Каштанка» (1952 года выпуска, режиссёра Михаила Цехановского) очень точно передающий не только сюжет рассказа, но и дух того времени, в котором происходили события. После прослушивания рассказа дети осознанно и внимательно смотрели мультфильм, самостоятельно комментируя те или иные эпизоды, особенно им понравившиеся.
4. Художественно-творческая деятельность детей и родителей. В группе воспитанникам было предложено изобразить главную героиню рассказа – Каштанку в продуктивном виде деятельности – лепке. В итоге получилась очень яркая выставка детских работ из пластилина. Домашним заданием стало совместное детей с родителями творческое рисование наиболее полюбившегося эпизода из рассказа. После была организована выставка творческих работ.
5. В конце работы над произведением была организована встреча детей с библиотекарем, которая с большим интересом побеседовала с детьми и провела увлекательную викторину по рассказу «Каштанка». Дети с восторгом делились своими знаниями по рассказу, очень радуясь своим правильным ответам на вопросы.
В перспективе намечена дальнейшая работа над изучением творчества А.П.Чехова путем ознакомления с рассказом «Белолобый». Посещение с детьми и их родителями Дома-музея книги А.П.Чехова «Остров Сахалин» станет обязательным путешествием в мир творчества замечательного писателя.
Чтение художественной литературы налагает особую ответственность на воспитателя и родителей в плане подбора художественных произведений для чтения с тем, чтобы книга, затронув струны детской души, в наибольшей степени способствовала формированию нравственных качеств ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие по Чеховским произведениям
Сценарий досуга, посвященного дню рождения А.П.Чехова. Цель проведения- вызвать у детей интерес к личности своего земляка, русского писателя А.П. Чехова, желание ближе познакомиться с его ...
Чеховский фестиваль в г.Таганроге
В этом году отмечается 155-летие со дня рождения великого нашего земляка А.П.Чехова. К этой дате были организованы праздничные мероприятия, которые проходили в форме фестиваля. наш детский сад тоже пр...
Сценарий праздника к Дню рождения А. П. Чехова «Путешествие no Чеховским произведениям»
сценарий к празднованию 156 годовщины со дня рождения великого писателя, нашего замляка. Праздник для подготовительной группы детского сада....
Консультация для родителей «Организация проведения выходного дня по чеховским местам».
Реализация регионального компонента является главнейшей составляющей современного образования. Считаю важным акцентировать внимание родителей на воспитании у детей чувства привязанности к родному горо...
Сценарий ко Дню рождения А.П.Чехова «Путешествие по Чеховским произведениям»
Цель: Познакомить детей с произведениями А.П.Чехова.(под музыку дети проходят и садятся на стульчики).Содержания занятияВед.: Ребята, скажите, как называется наш город, в котором мы живем? (ответ дете...
Экскурсия "Чеховские места Таганрога"
В данном материале дети-экскурсоводы рассказывают о музеях: "Домик Чехова", "Гимназия им. А. П. Чехова", "Лавка Чеховых", о театре и библиотеке им. А. П. Чехова. Во время...
"Познавательное путешествие по чеховским местам города Таганрога"
Знакомство с жизнью и творчеством А.П. Чехова. Создание неповторимого образа великого писателя-земляка в сердцах и умах детей и взрослых....