«Амплификация развития обучающихся с ОВЗ посредством организации интерактивной предметно- пространственной образовательной среды»
методическая разработка (старшая группа)
Детский сад является особым местом в жизни детей, своеобразным «институтом их развития и социализации». Это теплый и уютный дом, в который принимают каждого ребенка таким, какой он есть, развивая его в дальнейшем, как личность. Мы работаем с детьми с задержкой психического развития. Поэтому за кратчайший период нам необходимо подготовить ребенка с особыми образовательными особенностями к школьному обучению, сохраняя при этом его психическое и физическое здоровье. Амплификация развития – это расширение возможностей развития психики ребёнка-дошкольника за счет максимального развития всех специфических детских видов деятельности. А.В.Запорожец считал, что амплификация возможна благодаря комплексу принятых действий, направленных на развитие потенциала ребёнка.Детский сад является особым местом в жизни детей, своеобразным «институтом их развития и социализации». Это теплый и уютный дом, в который принимают каждого ребенка таким, какой он есть, развивая его в дальнейшем, как личность. Мы работаем с детьми с задержкой психического развития. Поэтому за кратчайший период нам необходимо подготовить ребенка с особыми образовательными особенностями к школьному обучению, сохраняя при этом его психическое и физическое здоровье. Амплификация развития – это расширение возможностей развития психики ребёнка-дошкольника за счет максимального развития всех специфических детских видов деятельности. А.В.Запорожец считал, что амплификация возможна благодаря комплексу принятых действий, направленных на развитие потенциала ребёнка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №48 «Белочка»
Доклад выступления на районном методическом
объединении воспитателей Городецкого муниципального округа Нижегородской области
на тему «Амплификация развития обучающихся с ОВЗ посредством организации интерактивной предметно- пространственной образовательной среды»
Составила:
воспитатель
Кузнецова Елена Анатольевна
г. Заволжье
2023 г.
Детский сад является особым местом в жизни детей, своеобразным «институтом их развития и социализации». Это теплый и уютный дом, в который принимают каждого ребенка таким, какой он есть, развивая его в дальнейшем, как личность. Мы работаем с детьми с задержкой психического развития. Поэтому за кратчайший период нам необходимо подготовить ребенка с особыми образовательными особенностями к школьному обучению, сохраняя при этом его психическое и физическое здоровье
Сегодня проблема психологического здоровья ребенка, его эмоционального благополучия, комфорта встает очень остро. Психологическое здоровье является очень важным условием полноценного развития дошкольника и включает в себя:
-состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;
-адекватное социальное поведение;
-умение понимать себя и других;
-более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
-умение делать выбор и нести за него ответственность.
Современное общество испытывает дефицит культуры общения и взаимопонимания людей, доброты и внимательности друг к другу. С каждым годом появляется все больше детей с отклонениями в эмоционально- личностном развитии.Дети не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Ребенок замыкается в себе со своими страхами. Понимая это, наш педагогический коллектив группы нацеливает все силы на обеспечение физического, психоэмоционального, морального комфорта для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).
Психоэмоциональныйкомфорт для ребенка в детском саду определяется удобством развивающего пространства и положительного эмоционального фона и направлены на развитие ребенка как субъекта познания: его любознательности, инициативности, самостоятельности в поиске новых впечатлений и ответов на возникшие у него вопросы, решении проблемных ситуаций.Очень важнона этапе дошкольного детства развить общие представления ребенка об окружающем мире, о себе, о других людях; создать условия для формирования у ребенка целостной картины мира;совершенствования и обогащения речи ребёнка, которая является одним из необходимых условий познания. Мы должны помочь ребенку стать более самостоятельным и ответственным.
Исходя из этого, мы определили цель работы:способствоватьпсихическому и личностному росту ребенка, сплочению детского коллективапосредством моделирования интерактивной развивающей предметно-пространственной среды группового помещения и применения инновационных технологий.
Определили задачи, которые вы сейчас видите на экране (не читаем).
Создавать условия, способствующие объединению детей в подгруппы по интересам и повышению их познавательной и речевой активности; Поддерживать детскую инициативу в моделировании и трансформировании РППС, реализации самостоятельно придуманных дизайнерских и конструктивных решений;
Способствовать организации сотрудничества с родителями в процессе проектирования и трансформирования РППС;
Обогащать развивающую предметно-пространственную среду материалами и продуктами партнерской деятельности детей и взрослых.
Свою работу мы решили начать с создания позитивного микроклимата в группе, установления атмосферы доверия и общности.Позитивный микроклимат способствует объединению детей, закладывает традиции межличностных взаимоотношений в детском коллективе. Основная идея взаимодействия – «активный ребенок – активный взрослый». Взрослые и дети – партнеры по совместной
деятельности, которые дружелюбно и уважительно разговаривают
друг с другом, не командуют, не назидают; они имеют равные права
на проявление инициативы и активности, на выбор деятельности,
форму ее осуществления. Вот некоторые формы работы, которые можно применять в своей практике для сплочения детского коллектива:
Введение ритуала утреннего приветствия «Круг. Минутка вхождения в день». Утренний круг - это начало дня, когда дети собираются вместе, чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости или предположить, что интересного будет сегодня, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах.
Именнона «утреннем круге» зарождается и обсуждается новое приключение: образовательное событие, дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество, обсуждаются проблемы, которые в данный момент волнуют детей - все ребятишки включаются в диалог по обсуждению). Эта традиция проводится перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Цель «Утреннего круга» - создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.
Интересно проходят встречи в детской гостиной «Круг друзей». Здесь мы читаем детскую художественную литературу нравственно- этического содержания с дальнейшим обсуждением сюжета. Художественная литература обогащает эмоции детей, вызывая сочувствие герою, сопереживание, радость, восхищение, удовлетворение и другие. Дети примеряют на себя различные социальные роли, отвлекаются от своих тревог, учатся правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности. Грамотно организованное чтение художественной литературы с дошкольником способствует развитию эмоциональной сферы ребенка, «воспитанию добрых чувств». Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.
В нашей группе организован уголок «Игромастер». Это небольшой стеллаж, на котором появляются новые игры, предложенные воспитателем. Дети любопытны, они сразу замечают яркую новую коробочку и пытаются установить, что там. Воспитатель может объяснить правила игры, а может предложить ребенку самостоятельно стать Игромастером, придумать правила и научить своих друзей новой игре. Так как в нашем детском саду пятница- день любимой игрушки, то в этот день ребята могут принести из дома игру или игрушку. Условие одно- научить своих друзей играть в новую игру.Здесь очень важна роль родителей- именно они должны подготовить ребенка к игре, объяснить, как начать коммуникацию со сверстниками, каковы правила игры, что нужно сделать, чтобы с ним захотели играть. Каждый ребенок хочет быстрее примерить на себя роль Игромастера. Такой тип совместной игры учит детей налаживать контакты с окружением, решать конфликты, уметь уступить, чтобы остаться в игре, проявлять лидерские качества, развивать воображение, познавать мир.
Эффективным средством работы с дошкольниками является лэпбук. Это своего рода «системная папка», посвящённая определённой теме. Наполнение мы рассмотрим на примере лэпбука «Все о дружбе», который мы оформили совместно с родителями и детьми. Так как дети зачастую ссорятся и не умеют подружиться, на обложке лепбука есть небольшой кармашек с мирилками. Родители принимали активное участие в подборе стихов, а с помощью детей мы выбираем мирилку на целый день. В нашей книжке- копилке собран очень большой материал:
-стихи и песни, сказки о дружбе и друзьях;
-пословицы и поговорки;
-правила дружбы, которые были сформулированы нами вместе с детьми; -перышко добрых слов позволяет подобрать самые нежные слова для каждого члена детско-взрослого коллектива;
-игра «Заколдованные картинки» позволяет уточнять правила взаимодействия;
-пиктограммы «Какое настроение у твоего друга?» учат обозначать совами настроение товарища и подбирать соответствующий символ;
-картинки для обсуждения ситуаций «Кто умеет дружить?» и схемы составления рассказа о друге способствуют формированию дружеских взаимоотношений детей, их сплочению.
Как показывает практика, лэпбук - отличное средство познавательного и речевого развития детей, эффективного социального взаимодействия. Обычно ребята садятся за книжку-копилку парами, иногда втроем, проверяют друг друга, в спорных ситуациях обращаются за помощью к другим детям или воспитателю.
Дети очень любознательны, их привлекает все новое, яркое, необычное. Они были удивлены и обрадованы, когда в группе появился адвент- календарь, цель которого создание условий для проявления познавательной активности ребенка дошкольного возраста.
Адвент- календарь для детей –это в первую очередь игра, которая направлена на развитие интереса к любой деятельности детей (игровой, познавательно- исследовательской, коммуникативной, двигательной, трудовой, изобразительной, музыкальной, чтению художественной литературы), развитию самостоятельности и повышению самооценки ребенка. Наш календарь представляет собой семь карманов по количеству дней недели и цветовому соответствию. В кармашках детей ожидает сюрприз- это может быть карта- пазл,ежедневно собирая которую, в конце недели дети получают неожиданный результат. Или тематические визуальные карточки, сверток с сюрпризом, записка с заданием, маленькая игрушка. Дети сами решают, что это обозначает, что им предстоит выполнить, а значит,чувствуют важность своего решения. Здесь ежедневное присутствие тайны. Дети очень любопытны, а наличие кармашков создаёт интерес и предвкушение сюрприза.
Адвент-календарь предполагает свои правила игры. Один день – один сюрпризный момент. Любопытный ребёнок может захотеть увидеть сразу все задания и сюрпризы, поэтому задания добавляются ежедневно. Они должны быть приятными, интересными и соответствовать возрасту и возможностям детей. Задания могут быть разной направленности и приурочены к любой лексической теме.
Адвент-календарь решает следующие педагогические задачи:
воспитывает у детей желание участвовать в совместной деятельности со всеми участниками образовательного процесса, активнее использовать знания в повседневной жизни;развивает любознательность, воображение, мышление, умение строить догадки и предположения, создает радостную эмоциональную атмосферу, побуждая детей к творческим свершениям.
Немного расскажу, как мы использовали адвент- календарь при работе по теме «День космонавтики».
Понедельник: была размещена карточкас изображением карандаша. Дети сразу решили, что будем рисовать, тут же были выложены раскраски- пазлы большой ракеты. Собирали раскрашенную ракету и мастерили космическое панно.
Вторник.Карточка с изображением книги. Рассматривали энциклопедию «Космос».Организовано рассматривание иллюстраций о космосе и космонавтах, знакомство с понятиями «космос», «Космическое пространство». Проводили игры «Скажи наоборот», «Один- много», «Подбери признак», «Составь портрет космонавта».
Среда.Карточка с изображением кубика. Использовали кубик Блума для знакомства с профессией космонавта. Была проведена беседа «О космосе и космонавтах»
Четверг.Нашли в кармашке игрушку космонавта из конструктора Лего. Решили сконструировать ракету на космодроме.Был просмотр презентации «Первые полеты в космос».
Пятница.В кармашке оказались пригласительные билеты в планетарий на развлекательную программу «Космические дали».
Суббота- воскресенье.На выходные было предложено задание для родителей-совместная деятельность с детьми для оформления выставки «Космическое путешествие».
После заключительной беседы по данной теме пришли к выводу, что дети получили не только знания, но и яркие эмоции, радость в ожидании праздника.
Нами была разработана и оформлена «Большая книгазнаний», прозрачные карманы которой позволяют менять информацию в соответствии с изучаемой темой. Это пособие позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребенка, постоянно может дополняться новыми элементами и страницами, вариации упражнений не имеют предела.
Ценность данного пособия заключается в том, что оно может использоваться в ООД, в самостоятельной деятельности детей, а также может дать родителям идеи для творческого участия в образовательном процессе ДО и в семье. Книгу мы использовали при проведении акции «День птиц».На пяти страницах разместили иллюстрации птиц, проживающих на территории Нижегородской области. Здесь же находятся схемы для составления описательных рассказов. Далее хранится фонотека звуков с пением птиц. А на следующей странице нашли себе место идеи для творческой мастерской: схемы по изготовлению творческих работ, варианты схем по конструированию из бумаги, шаблоны, раскраски. Родители очень помогли нам в подборе материала для нашей книги и создании фонотеки. Работа с этой книгой помогает детям понимать изучаемый материал не только умом, но и сердцем.
С большим удовольствием мы и детив своей работе используем увлекательный мешок историй «Сторисек»
Идея сторисека заключается в получения удовольствия от совместного чтения ребёнка и взрослого, от общения с книгой. Взрослые «разыгрывают»истории из детских книжек, оживляют их с помощью сопроводительного материала (мягкихигрушек, реквизитов, аудиокассет и др.).
Эту технологию можно успешно применять в детском саду. Ведь именно здесь воспитываются будущие читатели. Формирование интереса к книге в дошкольном возрасте напрямую связано с желанием читать книги в старшем возрасте, открывает и объясняет ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, делает эмоции более насыщенными, развивает воображение.
Мешок историй- это настоящий полотняный мешок, который можно заменить чемоданом или красочной коробкой. Затем подбираются составляющие для представления полноты картины: это художественная, качественно иллюстрированная детская книга, мягкие игрушки, реквизиты, научно-популярная книга по теме, маски, аудиокассета или компакт-диск, языковая игра.
Мягкие игрушки сторисека- это главные герои художественной книги, которые помогают ее оживить, развивают понимание прочитанного, а реквизитами могут быть бытовые предметы из книги, предметы обихода или предметы окружающей среды. Научно-популярная книга соответствует тематике художественной книги, дополняет ее научно-познавательными фактами. Компакт-диск – это запись текста художественной книги. Ребенок может прослушать книгу несколько раз. Многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, навыки пересказа и рассказывания.
Так после прослушивания сказки Софьи Прокофьевой «Самый большой друг», дети эмоционально обсуждали действия героев. На следующий день они обнаружили в группе Мешок историй, который хорошо знаком ребятишкам, так как они сами украшали его и уже играли с ним. На этот раз в мешке были мягкие игрушки (слоненок, крокодил, собачка, кукла). Дети сразу узнали сказку. Но еще они нашли коробку, открыв которую, обнаружили магнитные фигурки сказочных героев. Сразу началось распределение ролей, и вот уже на магнитной стене идет показ сказки. А в мешке еще что-то осталось! Оказывается, там спрятались маски все тех же героев. Но не хватало маски крокодила и слоненка. Эти недостающие маски решили сконструировать вечером. И после нескольких репетиций с обсуждением характеров героев и работы над выразительностью образов, мимики и речи, решили показать спектакль нашим малышам, дружба с которыми продолжается не первый год.
Здесь было решено множество задач:
-позитивная социализация дошкольников посредством привития интересак совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
-формирование навыков обсуждения художественного произведения и стимулирования интереса к книге;
-;развитие кругозора, пополнение и расширение словарного запаса;
-формирование чувства уверенности ребенка в себе;
-воспитание гуманных чувств у детей.
Перед нами, воспитателями стоит задача - оформить групповую комнату, чтобы в ней было не только уютно, но и интересно детям. Каждый день дети должны чувствовать себя в группе комфортно и узнавать много нового. Основная проблема - нехватка пространства (мы хотим разместить в группе зоны для всех видов детской деятельности, но не имеем для этого необходимой площади). Эту проблему можно решить путём частичного переноса образовательного пространства из горизонтали в вертикаль.
Так в нашей группе была организована «Говорящая стена»– инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно - пространственную среду группы в своеобразный живой экран.
Интерактивная стена решает важные воспитательно- образовательные задачи: создаёт условия для игровой, познавательной, творческой активности детей; позволяет изменять предметно - пространственную среду с учётом образовательной ситуации; развивает внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое восприятие, воображение, творческое мышление дошкольников; обеспечивает эмоциональный комфорт для детей.
Интерактивная стена даёт возможность взрослому и ребёнку совместно участвовать в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться. С помощью «Говорящей стены» дети учатся самостоятельно приобретать знания.
Соединяя современные технологии в интерактивном пространстве, создается тот самый эффективный диалог, где происходит включение в активную коммуникативно-речевую и познавательную деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех участников образовательных отношений.
Результативность работы:
Дети:
1.Повышение познавательной и речевой активности.
#1055;оложительная динамика речевого развития детей.
#1059;лучшение показателей связности, последовательности, информативности наряду с выраженными положительными сдвигами в лексико- грамматическом оформлении рассказов (усложнение структуры предложений, уменьшение числа ошибок в их оформлении).
#1056;асширение знаний о характерных особенностях предметов и явлений окружающего мира;
#1056;азвитие психических процессов (памяти, внимания, мышления).
Родители:
1. Активное участие в образовательном процессе и оформлении РППС.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №48 «Белочка»
Доклад выступления на районном методическом
объединении воспитателей Городецкого муниципального округа Нижегородской области
на тему «Формирование познавательной и речевой активности у дошкольников с ОВЗ посредством моделирования интерактивной развивающей предметно- пространственной среды»
Составила:
воспитатель
Кузнецова Елена Анатольевна
г. Заволжье
2023 г.
СЛАЙД 2. Познавательное и речевое развитие дошкольников являются одними из фундаментальных задач современного дошкольного образования и направлены на развитие ребенка как субъекта познания: его любознательности, инициативности, самостоятельности в поиске новых впечатлений и ответов на возникшие у него вопросы, решении проблемных ситуаций. Очень важно на этапе дошкольного детства развить общие представления ребенка об окружающем мире, о себе, о других людях; создать условия для формирования у ребенка целостной картины мира; совершенствования и обогащения речи ребёнка, которая является одним из необходимых условий познания.
Анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. Дело в том, что родители заняты на работе, свободное время они проводят в соцсетях. Общение детей и взрослых ограничено, чтение сказок и книжек детям происходит не часто. Современные дети все больше отдают предпочтение виртуальным играм. Более того, они вообще не умеют играть друг с другом, а когда собираются вместе, способны лишь на самое примитивное взаимодействие. С другой стороны, все родители заинтересованы в интеллектуальном развитии своего ребенка.
СЛАЙД 3. Исходя из этого, мы определили цель работы: способствовать повышению познавательной и речевой активности дошкольников посредством моделирования интерактивной развивающей предметно-пространственной среды группового помещения и применения инновационных технологий.
Определили задачи, которые вы сейчас видите на экране. (не читаем).
Создавать условия, способствующие объединению детей в подгруппы по интересам и повышению их познавательной и речевой активности; Поддерживать детскую инициативу в моделировании и трансформировании РППС, реализации самостоятельно придуманных дизайнерских и конструктивных решений ;
Способствовать организации сотрудничества с родителями в процессе проектирования и трансформирования РППС;
Обогащать развивающую предметно-пространственную среду материалами и продуктами партнерской деятельности детей и взрослых.
СЛАЙД 4. Свою работу мы решили начать с создания позитивного микроклимата в группе, установления атмосферы доверия и общности. Позитивный микроклимат способствует объединению детей, закладывает традиции межличностных взаимоотношений в детском коллективе. Основная идея взаимодействия – «активный ребенок – активный взрослый». Взрослые и дети – партнеры по совместной
деятельности, которые дружелюбно и уважительно разговаривают
друг с другом, не командуют, не назидают; они имеют равные права
на проявление инициативы и активности, на выбор деятельности,
форму ее осуществления. Вот некоторые формы работы, которые можно применять в своей практике для сплочения детского коллектива:
Введение ритуала утреннего приветствия «Круг. Минутка вхождения в день». Утренний круг - это начало дня, когда дети собираются вместе, чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости или предположить, что интересного будет сегодня, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах.
Именно на «утреннем круге» зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие, дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество, обсуждаются проблемы, которые в данный момент волнуют детей (все ребятишки включаются в диалог по обсуждению). Эта традиция проводится перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Цель «Утреннего круга» - создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.
Интересно проходят встречи в детской гостиной «Круг друзей». Здесь мы читаем детскую художественную литературу нравственно- этического содержания с дальнейшим обсуждением сюжета. Дети учатся правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.
СЛАЙД 5. Эффективным средством работы с дошкольниками являетсялэпбук. Это своего рода «системная папка», посвящённая определённой теме. Наполнение мы рассмотрим на примере лэпбука «Все о дружбе», который мы оформили совместно с родителями и детьми. Так как дети зачастую ссорятся и не умеют подружиться, на обложке лепбука есть небольшой кармашек с мирилками. Родители принимали активное участие в подборе стихов, а с помощью детей мы выбираем мирилку на целый день. В нашей книжке
- копилке собран очень большой материал:
-стихи и песни, сказки о дружбе и друзьях;
-пословицы и поговорки;
- правила дружбы, которые были сформулированы нами вместе с детьми; -перышко добрых слов позволяет подобрать самые нежные слова для каждого члена детско-взрослого коллектива -игра «Заколдованные картинки» позволяет уточнять правила взаимодействия;
-пиктограммы «Какое настроение у твоего друга?» учат обозначать совами настроение товарища и подбирать соответствующий символ;
- картинки для обсуждения ситуаций «Кто умеет дружить?» и схемы составления рассказа о друге способствуют становлению связной речи.
Как показывает практика, лэпбук - отличное средство познавательного и речевого развития детей, кроме того он способствует формированию дружеских взаимоотношений между детьми. Обычно ребята садятся за книжку-копилку парами, иногда втроем, проверяют друг друга, в спорных ситуациях обращаются за помощью к другим детям или воспитателю.
СЛАЙД 6. Дети очень любознательны, их привлекает все новое, яркое, необычное. Они были удивлены и обрадованы, когда в группе появился адвент- календарь, цель которого создание условий для проявления познавательной активности ребенка дошкольного возраста.
Адвент- календарь для детей –это в первую очередь игра, которая направлена на развитие интереса к любой деятельности детей (игровой, познавательно- исследовательской, коммуникативной, двигательной, трудовой, изобразительной, музыкальной, чтению художественной литературы), развитию самостоятельности и повышению самооценки ребенка. Наш календарь представляет собой семь карманов по количеству дней недели и цветовому соответствию. В кармашках детей ожидает сюрприз- это может быть карта- пазл, ежедневно собирая которую, в конце недели дети получают неожиданный результат. Или тематические визуальные карточки, сверток с сюрпризом, записка с заданием, маленькая игрушка. Дети сами решают, что это обозначает, что им предстоит выполнить, а значит, чувствуют важность своего решения. Здесь ежедневное присутствие тайны. Дети очень любопытны, а наличие кармашков создаёт интерес и предвкушение сюрприза.
Адвент-календарь предполагает свои правила игры. Один день – один сюрпризный момент. Любопытный ребёнок может захотеть увидеть сразу все задания и сюрпризы, поэтому задания добавляются ежедневно. Они должны быть приятными, интересными и соответствовать возрасту и возможностям детей. Задания могут быть разной направленности и приурочены к любой лексической теме.
Адвент-календарь решает следующие педагогические задачи:
развивает умение визуализировать и озвучивать причинно-следственные связи между собой и окружающими предметами;
воспитывает у детей желание участвовать в совместной деятельности со всеми участниками образовательного процесса, активнее использовать знания в повседневной жизни; развивает любознательность, воображение, мышление, умение строить догадки и предположения.
Немного расскажу, как мы использовалиадвент- календарь при работе по теме «День космонавтики».
В понедельник была размещена карточка с изображением карандаша. Дети сразу решили, что будем рисовать, тут же были выложены раскраски- пазлы большой ракеты. Собирали раскрашенную ракету и мастерили космическое панно.
Во вторник. Карточка с изображением книги. Рассматривали энциклопедию «Космос». Организовано рассматривание иллюстраций о космосе и космонавтах, знакомство с понятиями «космос», «Космическое пространство». Проводили игры «Скажи наоборот», «Один- много», «Подбери признак», «Составь портрет космонавта».
Среда. Карточка с изображением кубика. Использовали кубик Блума для знакомства с профессией космонавта. Была проведена беседа «О космосе и космонавтах»
Четверг. Нашли в кармашке игрушку космонавта из конструктора Лего. Решили сконструировать ракету на космодроме. Был просмотр презентации «Первые полеты в космос».
Пятница. В кармашке оказались пригласительные билеты в планетарий на развлекательную программу «Космические дали».
Суббота- воскресенье. На выходные было предложено задание для родителей-совместная деятельность с детьми для оформления выставки «Космическое путешествие».
После заключительной беседы по данной теме пришли к выводу, что дети не только получили знания, также у них расширился словарный запас по теме, диалогическая и объяснительная речь.
СЛАЙД 7. Нами была разработана и оформлена «Большая книга знаний», прозрачные карманы которой позволяют менять информацию в соответствии с изучаемой темой. Это пособие позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребенка, постоянно может дополняться новыми элементами и страницами, вариации упражнений не имеют предела.
Ценность данного пособия заключается в том, что оно может использоваться в ООД, в самостоятельной деятельности детей, а также может дать родителям идеи для творческого участия в образовательном процессе ДО и в семье. Книгу мы использовали при проведении акции «День птиц». На пяти страницах разместили иллюстрации птиц, проживающих на территории Нижегородской области. Здесь же находятся схемы для составления описательных рассказов. Далее хранится фонотека звуков с пением птиц. А на следующей странице нашли себе место идеи для творческой мастерской: схемы по изготовлению творческих работ, варианты схем по конструированию из бумаги, шаблоны, раскраски. Родители очень помогли нам в подборе материала для нашей книги и создании фонотеки.
СЛАЙД 8. С большим удовольствием мы и дети в своей работе используем увлекательный мешок историй «Сторисек»
Идея сторисека заключается в получения удовольствия от совместного громкого чтения ребёнка и родителей или воспитателей. Взрослые «разыгрывают» истории из детских книжек, оживляют их с помощью сопроводительного материала (мягких игрушек, реквизитов, аудиокассет и др.).
Эту технологию можно успешно применять в детском саду. Ведь именно здесь воспитываются будущие читатели. Формирование интереса к книге в дошкольном возрасте напрямую связано с желанием читать книги в старшем возрасте.
Мешок историй - это настоящий полотняный мешок, который можно заменить чемоданом или красочной коробкой. Затем подбираются составляющие для представления полноты картины: это художественная, качественно иллюстрированная детская книга, мягкие игрушки, реквизиты, научно-популярная книга по теме, маски, аудиокассета или компакт-диск, языковая игра.
Мягкие игрушки сторисека - это главные герои художественной книги, которые помогают ее оживить, развивают понимание прочитанного, а реквизитами могут быть бытовые предметы из книги, предметы обихода или предметы окружающей среды. Научно-популярная книга соответствует тематике художественной книги, дополняет ее научно-познавательными фактами. Компакт-диск – это запись текста художественной книги. Ребенок может прослушать книгу несколько раз. Многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, навыки пересказа и рассказывания.
Так после прослушивания сказки Софьи Прокофьевой «Самый большой друг», дети эмоционально обсуждали действия героев. На следующий день они обнаружили в группе Мешок историй, который хорошо знаком ребятишкам, так как они сами украшали его и уже играли с ним. На этот раз в мешке были мягкие игрушки (слоненок, крокодил, собачка, кукла). Дети сразу узнали сказку. Но еще они нашли коробку, открыв которую, обнаружили магнитные фигурки сказочных героев. Сразу началось распределение ролей, и вот уже на магнитной стене идет показ сказки. А в мешке еще что-то осталось! Оказывается, там спрятались маски все тех же героев. Но не хватало маски крокодила и слоненка. Эти недостающие маски решили сконструировать вечером. И после нескольких репетиций с обсуждением характеров героев и работы над выразительностью образов, мимики и речи, решили показать спектакль нашим малышам, дружба с которыми продолжается не первый год.
Здесь было решено множество задач: развитие творческих способностей детей; обогащение и активизация словаря; развитие диалогической и монологической речи; воспитание гуманных чувств е детей.
СЛАЙД 9. Перед нами, воспитателями стоит задача - оформить групповую комнату, чтобы в ней было не только уютно, но и интересно детям. Каждый день дети должны чувствовать себя в группе комфортно и узнавать много нового. Основная проблема - нехватка пространства (мы хотим разместить в группе зоны для всех видов детской деятельности, но не имеем для этого необходимой площади). Эту проблему можно решить путём частичного переноса образовательного пространства из горизонтали в вертикаль.
Так в нашей группе была организована «Говорящая стена» – инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно - пространственную среду группы в своеобразный живой экран.
Интерактивная стена решает важные воспитательно - образовательные задачи: создаёт условия для игровой, познавательной, творческой активности детей; позволяет изменять предметно - пространственную среду с учётом образовательной ситуации; развивает внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое восприятие, воображение, творческое мышление дошкольников; обеспечивает эмоциональный комфорт для детей.
Интерактивная стена даёт возможность взрослому и ребёнку совместно участвовать в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться. С помощью «Говорящей стены» дети учатся самостоятельно приобретать знания.
Соединяя современные технологии в интерактивном пространстве, создается тот самый эффективный диалог, где происходит включение в активную коммуникативно-речевую и познавательную деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех участников образовательных отношений.
СЛАЙД 10. Результативность работы:
Дети:
#1055;овышение познавательной и речевой активности.
#1055;оложительная динамика речевого развития детей.
#1059;лучшение показателей связности, последовательности, информативности наряду с выраженными положительными сдвигами в лексико- грамматическом оформлении рассказов (усложнение структуры предложений, уменьшение числа ошибок в их оформлении).
#1056;асширение знаний о характерных особенностях предметов и явлений окружающего мира;
#1056;азвитие психических процессов (памяти, внимания, мышления).
Родители:
1. Активное участие в образовательном процессе и оформлении РППС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
"Компетентный подход в организации интерактивной предметно-пространственной среды в ДОУ"
Развитие устной речи является центральной задачей речевого развития детей дошкольного возраста. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связн...
Создание психологического комфорта во второй младшей группе ДОУ посредством организации развивающей предметно-пространственной среды.
Отчет по самообразованию по теме "Создание психологического комфорта во второй младшей группе ДОУ посредством организации развивающей предметно-пространственной среды"...
Формирование основ безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста посредством организации развивающей предметно-пространственной среды группы
Одним из важных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (пункт 2.6 ФГОС ДО) является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, п...
Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....