"Компетентный подход в организации интерактивной предметно-пространственной среды в ДОУ"
классный час на тему
Развитие устной речи является центральной задачей речевого развития детей дошкольного возраста. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Овладение связной устной речью является важнейшим условием успешного обучения в школе, что требует выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности ДОУ и школы в решении воспитательно-коррекционных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_nikitinoy_n.n.2014g.docx | 20.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №9»
Мастер-класс
«Компетентный подход в организации интерактивной предметно-развивающей среды в ДОУ»
Составила:
Старший воспитатель МБДОУ № 9
Никитина Н.Н.
Нижнекамск
2014
Мастер – класс для педагогов ДОУ
«Реализация компетентностного подхода в организации интерактивной предметно – развивающей среды ДОУ, как средство развития речевого и интеллектуального потенциала у детей старшего дошкольного возраста»
Развитие устной речи является центральной задачей речевого развития детей дошкольного возраста. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Овладение связной устной речью является важнейшим условием успешного обучения в школе, что требует выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности ДОУ и школы в решении воспитательно-коррекционных задач.
C каждым годом в современной России увеличивается количество детей с низким уровнем речевого развития. Обоснованную тревогу у педагогов и специалистов образовательных учреждений вызывает увеличение количества детей с нарушением логической и смысловой памяти, нарушением всех форм общения и межличностного взаимодействия, низким уровнем развернутой связной речи.
По данным статистики 59% воспитанников ДОУ России не обладают достаточной речевой готовностью к школьному обучению.
Данные мониторингового исследования в нашем ДОУ на начальном этапе также выявили проблемы в речевом развитии детей дошкольного возраста: 42% детей старшего дошкольного возраста с трудом выделяли главное, не последовательно излагали основные действия и события в повествовании; 54% дошкольников не владели образной, богатой синонимами, дополнениями и описаниями речью. В монологической речи дети с трудом строили связный рассказ, пересказывали знакомый текст, пропуская смысловые звенья, логическую последовательность повествования, делали ошибки в построении предложений. То есть были недостаточно сформированы навыки построения связного рассказывания.
Кроме того, нами было отмечено, что большинство детей активно делились своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой брались за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходило не от того, что знания их по данному вопросу были недостаточны, а потому, что они не могли оформить их в связные речевые высказывания.
Формирование и развитие вышеуказанных составляющих речевого развития более плодотворно происходит в процессе активной игровой деятельности детей, поскольку именно игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Поэтому одним из направлений нашей работы с целью повышения мотивации, уровня речевой компетентности детей, развития их речевого и интеллектуального потенциала стала организация речевой интерактивной предметно – развивающей среды в группах, создание дидактических игр и пособий нового содержания.
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль же взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному речевому и интеллектуальному развитию личности ребенка.
В педагогическом процессе предусмотрено в соответствии с новыми Федеральными государственными требованиями:
1) совместная партнерская деятельность взрослого и детей, при которой взрослый руководит действиями ребенка, или, если ребенок не может сам выполнить какое-либо действие, он обращается к помощи и содействию взрослого.
2) свободная самостоятельная деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Интерактивность предметной развивающей среды обеспечивает реализацию деятельности ребенка на уровне, актуальном в данный момент, и содержит потенциальную возможность дальнейшего развития деятельности, обеспечивая через механизм «зоны ближайшего развития» (по Л. С. Выготскому) его дальнейшую перспективу. Большую роль в этом играет взаимообучение детей.
Для этого разработанные нами дидактические игры и пособия имеют признаки интерактивности: они могут предполагать как совместно-последовательные, так и совместно-распределенные действия ребенка и его партнера, организацию деятельности ребенка по подражанию, образцу, с одной стороны. С другой стороны – по памяти и по аналогии, с внесением творческих речевых изменений и дополнений.
При подборе и создании игровых речевых пособий главным и определяющим стало использование компетентностного подхода в организации интерактивной предметной развивающей среды, при котором процесс постановки целей отличается от традиционных тем, что дети не только осваивают определенные знания и умения, но и реализовывают свой речевой и интеллектуальный потенциал в практических заданиях; учатся мыслить самостоятельно, высказывать независимые суждения и оценки.
В своей работе мы опираемся на классификацию ключевых компетентностей, разработанную авторским коллективом под руководством Ольги Витальевны Дыбиной, считающим, что компетентностей, которыми должны овладеть дети дошкольного возраста три:
- технологическая компетентность;
- информационная компетентность;
- социально-коммуникативная компетентность.
В процессе речевых игр с данными дидактическими пособиями дети дошкольного возраста овладевают всеми тремя видами ключевых компетентностей.
1. Формируется технологическая компетентность, поскольку в процессе игр у дошкольников развивается умение понимать инструкции взрослого, способность описывать технологию, алгоритм своей деятельности, чётко их соблюдать.
Например, широко используются нами созданные дидактические пособия развития связной речи дошкольников, разработанные на основе методов и приемов ТРИЗ и РТВ, позволяющие активизировать интеллектуально-творческий речевой потенциал детей. Отличительной особенностью данных речевых пособий заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой речевой деятельности.
Каждое дидактическое пособие направлено на решение разных речевых задач - это составление описательных, творческих рассказов, составлению сравнений, загадок, рифмованных текстов, сказок различного типа.
Благодаря данным пособиям ребенок понимает, каким образом он может строить фразы с образными характеристиками. Разработанные нами алгоритмы по их созданию достаточно легко усваиваются старшими дошкольниками и дают возможность значительно повысить уровень выразительности их речи.
Работа по обучению детей образной речи начинается с обучения детей созданию сравнений (первый этап). Затем отрабатывается умение детей составлять разнообразные загадки (второй этап). На заключительном этапе дети 6 - 7 лет вполне справляются с составлением метафор (третий этап).
Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений также происходит в несколько этапов (Дидактическое пособие «Развивающий стол логики и анализа «Цепочка признаков предмета») :
1 этап - отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.
2 этап - составление сравнений по заданным признакам;
3 этап - детям дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.
2. В процессе речевых игр у детей формируется способность распознавать, обрабатывать и использовать критически осмысленную в игре информацию для планирования и осуществления своей деятельности, расширяются сведения об окружающем мире, т. е. активно происходит формирование информационной компетентности у дошкольников.
Например, дидактическое пособие «Логический цилиндр», «Логические часы», которые позволяют сформировать у детей осознание речевых основ (словообразование и словоизменение усвоение антонимов и синонимов, слов – рифм и многое другое, дает возможность видоизменять накопленный в повседневном использовании речевой опыт (демонстрация пособия) .
При компетентном подходе в процессе игр идет стимулирование речевой активности ребенка дошкольного возраста. Это наглядно демонстрирует дидактическое пособие «Веселый кот», которое представляет собой готовый дидактический материал для развития фонематического слуха, умение придумывать слова на заданный звук, составлять загадки, сравнения, стихи, рифмованные строчки (демонстрация пособия).
Поскольку наглядный материал детьми дошкольного возраста воспринимается лучше, используем в совместной и самостоятельной деятельности детей мнемотаблицы, что позволяет им эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, обогащает связные высказывания.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа, его последовательность, лексико-грамматическую наполняемость.
Активно используется нами в работе «Тренажер речевой активизации», разработанный Т. Роговенко. Его использование позволяет развивать у детей фонематический слух, расширять речевые возможности, поддерживать высокий темп работы, не вызывая переутомления. В основе тренажера лежит подход, применяемый в коррекционной педагогике и предусматривающий опору на сохраненные анализаторы. Поэтому большая роль в нем отводится наглядности, ощутимому присутствию того, о чем говорится (демонстрация пособия).
Игровые задания видоизменяются, организуются упражнения на составление рассказов, рифмованных текстов, выявление навыков правильного составления предложений; коррекцию фонематического слуха, зрительного, слухового внимания и памяти, формирование самоконтроля и самооценки (показ упражнений) .
3. Используемые в работе речевые игры имеют большой потенциал для формирования социально-коммуникативной компетентности у дошкольников, поскольку в них в непосредственном диалоге дошкольник получает необходимую информацию, представляет и отстаивает свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других сверстников, соотносит свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействует с членами группы, решающими общую задачу. Речевую игру дети могут выбрать самостоятельно, благодаря дидактическому пособию «Куб выбора».
Основой речевой игры может стать веселая и вместе с тем полезная деятельность, в которой приобретается навык нескучного времяпровождения. Включаю использование сказочных сюжетов, что помогает развитию речевой активности детей (накоплению словарного запаса, развитию связной речи).
Кроме того, в речевые игры легко и органично включаю задания на формирование психофизической сферы детей: психогимнастику (покажи, как зайчик испугался, как волк рассердился, как Машенька обрадовалась и т. д.) ; релаксацию; голосовые и дыхательные упражнения, игры и задания на внимание (что изменилось в знакомой сказке, чего не бывает, какие сказки перепутались) и т. д. Включение этих элементов помогает овладению мимикой, жестами, интонацией, совершенствованию речевого аппарата, стимулирует общение. Примеряя разные роли на себя, ребенок избавляется от стеснения и страха, преодолевает барьер неуверенности.
В речевых играх самым естественным образом формируются коммуникативные навыки (без чего нельзя успешно общаться и учиться) - умение слушать, вести диалог, строить монолог, аргументировать свое суждение. Именно в игре приходит раскованность в речи у ребенка - дошкольника.
При проведении речевых игр учитываю, что если ребенок проявляет интерес к предложенной игре, то процесс формирования ключевых компетентностей развивается более мощно и многосторонне. Поэтому стимулирую у детей стремление к самостоятельности, активности, творческому самовыражению, оценке собственных достижений с помощью речи.
Реализация компетентностного подхода в организации интерактивной предметно – развивающей среды ДОУ, использование в практической деятельности речевых дидактических пособий нового содержания способствовало повышению уровня речевого и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, высокого уровня сформированности ключевых компетентностей у 36% выпускников:
Данные мониторингового исследования выпускников ДОУ можно констатировать значительное повышение уровня их речевого развития: 62% детей выделяют главное, последовательно излагают основные действия и события в повествовании; 54% дошкольников владеют образной речью. В монологической речи дети самостоятельно строят связные рассказы, пересказывают знакомые тексты, не пропуская смысловые звенья, логическую последовательность повествования, правильно выстраивают предложения. То есть у детей на достаточно высоком уровне сформированы навыки построения связного рассказывания.
86% детей владеют ключевыми компетентностями (социальной - коммуникативной, информационной и технологической, что позволит им в школе успешно реализовать позицию субъекта в различных видах учебной деятельности, в разноуровневых и разнонаправленных социальных контактах, в познании окружающего мира и себя как саморазвивающейся системы. Наличие и использование интерактивных пособий в работе с детьми, позволило «оживить» предметно – развивающую среду, сделать её интересной, современной, содержательной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерный подход при организации развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада
Эффективность деятельности, направленной на развитие дошкольника, во многом зависит от предметно-пространственной организации его жизни, развивающего потенциала игрушек и дидактических пособий и даже ...
Гендерный подход при организации развивающей предметно-пространственной среды.
Гендерный подход при организации развивающей предметно-пространственной среды в группе детского садаЭффективность деятельности, направленной на развитие дошкольника, во многом зависит от предметно-про...
Мастер-класс «Инновационный подход к организации развивающей предметно-пространственной среды»
Материал для воспитателей, организующих развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с требованиями ФГОС....
Справка в аттестационную комиссию для повышения квалификации.1. Аналитическая справка об уровне сформированности ИКТ - компетентности педагога.2.Организация развивающей предметно- пространственной среды группы.
Аналитическая справка об уровне сформированности ИКТ - компетентности педагога.Дана воспитателю Романишко Татьяне Леонидовне воспитателю МБДОУ -...
Инновационные подходы в организации РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОУ
Данный материал содержит инновационные подходы в организации РППС В ДОУ...
Инновационный подход к организации развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Организация РППС в ДОУ...
"Инновационный подход к организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации"
Статья посвящена проектированию развивающей предметно-пространственной среды посредством инновационной технологии ТИКО-моделирования, раскрываются требования ФГОС ДО при создании инновационной среды в...