Проект Тема: "Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста путем приобщения к русской народной культуре"
проект (средняя группа)
Актуальность проекта:
Знакомство детей с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
Сегодня материальные ценности превозносятся над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость, а кто же даст детям уроки духовности, нравственности? Кто научит их в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Значит, нам, педагогам, необходимо восполнить образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств детей и привлечь к этому родителей.
Инновационная направленность проекта состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
Использование проектного метода обучения в практике моей работы - один из путей достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка, сохранения свободного пространства детства.
Он позволяет сочетать интересы всех участников проекта:
педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе духовно-нравственного воспитания детей;
дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями. Особый упор делается нами на «сотрудническую миссию» воспитания, обучения и развития детей, взаимоподдержку и взаимопонимание в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 188.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Аленка»
Муниципальный конкурс учебно-методических разработок
«Путь к духовности»
воспитатель высшей категории
Шляхина Екатерина Кузьминична
МБДОУ «Детский сад «Алёнка»
п. Тюльган
2023 год.
Подготовила и провела: воспитатель МБДОУ
«Детский сад «Аленка» Шляхина Е.К.
Содержание:
Паспорт проекта………………………………………………….3
Актуальность проекта…………………………………………....4
Инновационный потенциал………………………………………6
Цель, задачи принципы проекта………………………………....7
Образовательные технологии, реализуемые в рамках проекта 8
Методы и приемы ………………………………………………...9
Ожидаемые результаты………………………………………… 10
Этапы реализации плана проекта……………………………….11
Результаты проекта………………………………………………13
Вывод……………………………...................................................14
Практическая ценность проекта…………………………………15
Литература………………………………………………………...16
Приложение……………………………………………………….17
Паспорт проекта.
Зачем нужно духовно нравственное воспитание ребенку?
Духовно-нравственное воспитание – это создание условий
для воспитания человека, который старается жить в
согласии со своей совестью.
К. Ушинский
Тип проекта:
информационно-практико–творческий. Групповой.
Состав участников:
Воспитанники среднего дошкольного возраста-18 человек, родители воспитанников, педагог группы.
Срок реализации:
Среднесрочный (1октября 2021 года по 30 марта 2022 года)
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, речевое, физическое развитие.
Актуальность проекта:
Знакомство детей с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
Сегодня материальные ценности превозносятся над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость, а кто же даст детям уроки духовности, нравственности? Кто научит их в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Значит, нам, педагогам, необходимо восполнить образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств детей и привлечь к этому родителей.
Инновационная направленность проекта состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
Использование проектного метода обучения в практике моей работы - один из путей достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка, сохранения свободного пространства детства.
Он позволяет сочетать интересы всех участников проекта:
педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе духовно-нравственного воспитания детей;
дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями. Особый упор делается нами на «сотрудническую миссию» воспитания, обучения и развития детей, взаимоподдержку и взаимопонимание в образовательном процессе.
Цель: обогащение духовно-нравственного опыта детей среднего дошкольного возраста через приобщение их к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Обучающие:
- Пробудить интерес детей к русской народной культуре.
- Познакомить с традициями русского народа, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством.
- Познакомить детей с устройством русской избы.
- Познакомить с русским народным костюмом, народными инструментами.
- Познакомить с русскими народными хороводными играми, песнями, плясками.
Развивающие:
- Расширять представления детей о народной игрушке (филимоновская игрушка, матрёшка, кукла- пеленашка).
- Расширять словарный запас.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.
- Воспитывать духовно – нравственные основы личности: уважительное отношение к старшим, доброта, отзывчивость, справедливость, бережное отношение к природе.
Принципы:
- Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в познании, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг).
- Отбор наиболее актуальных для ребенка данного возраста знаний.
- Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.
- Интеграция программных областей знаний, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление о мире.
- Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.
- Активности и сознательности – участие педагогов и родителей в поиске эффективных методов.
Образовательные технологии, реализуемые в рамках проекта:
-здоровьесберегающие педагогические технологии;
-технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
-технология проектной деятельности;
-технология исследовательской деятельности;
-информационно-коммуникативные (коммуникационные) технологии;
-игровые технологии.
Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством:
- заучивание потешек, прибауток, закличек;
- чтение художественной литературы;
- использование русских народных песен и танцев;
- проведение русских народных игр;
- использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;
- применение игрушек и изделий народных промыслов;
- разыгрывание сценок и эпизодов сказок;
- рассказ о народных обычаях и традициях;
- рассматривание иллюстраций, альбомов о русском быте;
- беседы, вопросы, разъяснения.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- Дети имеют первоначальные представления о русских-народных традициях. О семейных традициях празднования «Рождества Христова», «Масленицы», «Жаворонки».
- Проявляют интерес к изучению русской народной культуры.
- Используют в своей речи устный народный фольклор, с радостью играют в народные игры, используя считалки и правила.
- Имеют элементарное представление о русском народном костюме.
- Бережно относятся к предметам быта и произведениям народного творчества.
Для педагога: Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога ДОУ по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры и народным традициям.
Для родителей: объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению детей к русской национальной культуре, к ее духовности. Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Этапы реализации плана проекта:
1 этап-подготовительный.
План реализации подготовительного этапа:
№ | Мероприятия или основные направления деятельности | Сроки | Участники |
1. | Диагностика. Обоснование актуальности темы, определение цели и задач проекта; подбор методической литературы; прогнозирование результатов. | октябрь | Воспитатель |
2. | Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин. Организация развивающей среды в группе. | октябрь | Воспитатель |
3. | Составление плана реализации проекта. | октябрь | Воспитатель |
4. | Налаживание взаимодействия с родителями, привлечение членов семьи к совместной работе над проектом. | октябрь | Воспитатель, родители |
2 этап-основной.
План реализации основного этапа:
№ | Мероприятия или основные направления деятельности | Сроки | Участники |
1. | Рассматривание иллюстраций с предметами быта, народными костюмами. | ноябрь | Воспитатель, дети |
2. | Посещение мини-музея «Русская изба» детского сада «Аленка» с целью знакомства детей с предметами старинного быта русской избы. Расширять словарь детей за счет названий: пряха, горшок, самовар, туесок, лапти. | ноябрь | Воспитатель, дети |
3. | Оркестр ложкарей: «Ладушки, ладошки». | ноябрь | Воспитатель, музыкальный руководитель, дети |
4. | Анкетирование родителей «В каждой семье свои традиции». Знакомство с опытом воспитания детей в семьях, создание коллажей на тему: «Семейные традиции», «Чтим традиции русского народа». | ноябрь | Воспитатель, родители |
5. | Чтение русских народных сказок: «Лисичка-сестричка и волк», «Бобовое зернышко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | декабрь | Воспитатель, дети |
6. | Вечер знакомства с пословицами, поговорками, потешками, закличками. | декабрь | Воспитатель, дети |
7. | Инсценировка русских народных сказок «Репка», «Волк и семеро козлят», «Лиса и заяц». | декабрь | Воспитатель, дети |
8. | Консультация для родителей «Народные традиции в воспитании детей». | декабрь | Воспитатель, родители |
9. | Народные подвижные игры: «У медведя во бору», «Гори, гори ясно», «Жмурки», «Гуси-лебеди», «Золотые ворота». | январь | Воспитатель, дети |
10. | Посещение изостудии ДОУ с целью ознакомления детей с народной декоративной росписью и народной игрушкой. Дидактическая игра «Русские узоры». | январь | Воспитатель, дети |
11. | Проведение родительского собрания. Тема: «Это русская сторонка…». | январь | Воспитатель, родители |
12. | Приобщение детей к мастеровым традициям русского народа, раскрашивание: «Веселые матрешки», «Деревянная ложка». | январь | Воспитатель, дети |
13. | Занятие на тему: «Рождественские калядки». | январь | Воспитатель, дети |
14. | Буклет для родителей «Жемчужины народного творчества». | февраль | Воспитатель, родители |
15. | Презентация: «Традиции русского быта». Обсуждение с детьми жизни наших бабушек и дедушек. | февраль | Воспитатель, дети |
16. | Создание мини-музея «Славянские куклы-обереги». | февраль | Родители, дети, воспитатель |
17. | Рассматривание альбомов: «Народное творчество», «Возрождение традиций». | февраль | Воспитатель, дети |
18. | Консультация «Народная мудрость гласит». | февраль | Воспитатель, родители |
Приобщение к танцевальному творчеству. Хороводы: «Со вьюном я хожу», «А я по лугу» (рус. нар. песни обр. В. Агафонникова). Танец девочек «Мы веселые матрешки». | март | Воспитатель, музыкальный руководитель, дети | |
19. | Занятие «Жавороночки прилетите, весну красную принесите!» | март | Воспитатель, дети |
3 этап- заключительный.
План реализации заключительного этапа:
№ | Мероприятия или основные направления деятельности | Сроки | Участники |
1. | Итоговый продукт- открытое занятие на тему: «Как мы масленицу встречали». | март | Воспитатель, дети |
2. | Выход детей на публику- показ драматизации русской народной сказки «Репка» детям второй младшей группы «Медвежата» и старшей группы «Непоседы». | март | Воспитатель, дети |
3. | Презинтация мини- музея созданного руками родителей «Славянские куклы-обереги». | март | Воспитатель, дети, родители |
4. | В целях распространения своего педагогического опыта в социуме, обзор проекта был представлен в социальных сетях: «Одноклассники» в группе «Аленка» и «В контакте». | март | Воспитатель |
Результаты проекта для детей: У детей пополнились знания о народных, семейных традициях, о культуре и быте
русского народа. Наблюдения и анализ диагностической карты по итогам проведения проекта показали, что у детей сформированы нравственные качества, они стали больше проявлять интерес к предметам быта и произведениям народного творчества. В самостоятельной деятельности по интересам стали использовать полюбившиеся народные игры, в речи использовать народные считалки.
Результаты проекта для педагога: Личностный профессиональный рост, самореализация педагога.
Результаты проекта для родителей: Появилась заинтересованность родителей к возрождению народной культуры ее духовности. Сформировались навыки совместной с детьми поисковой деятельности, появился интерес к совместной познавательной, продуктивной с детьми деятельности (создание мини-музея «Славянские куклы-обереги», создание коллажей, пошив русских народных костюмов в уголок ряженья).
Вывод: По окончанию проекта по приобщению дошкольников к русским народным традициям цель достигнута, задачи выполнены. Гипотеза о том, что соприкосновение с русскими народными традициями духовно и нравственно обогащает ребенка, способствует воспитанию гордости за свой народ, подтвердилась.
Я убеждена, что следует продолжать, расширять и совершенствовать работу в данном направлении. Только так, через интерес детей к русским - народным традициям мы научим наше будущее поколение любить свою историю, свой дом, свою Родину.
Продукт проекта: Открытое занятие «Как мы масленицу встречали», выход детей на публику- показ драматизации русской народной сказки «Репка» детям второй младшей группы «Медвежата» и старшей группы «Непоседы», создание мини-музея «Славянские куклы-обереги».
Практическая ценность проекта:
Методическая разработка может использоваться в педагогической практике дошкольных образовательных учреждений по духовно-нравственному воспитанию детей среднего возраста.
Литература:
Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. Бойчук И.А., Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий сценарии календарно- обрядовых праздников: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Автор- составитель Л.С. Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова.-СПб.: «Детство-пресс», 2004.
Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа/ авт.-сост.: Антонова Г.А., Ельцова О.М., Николаева Н.Н.- СПб: ООО «издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
п. Тюльган 2022 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре».
В последнее время всё чаще педагоги говорят о необходимости воспитания подрастающего поколения на общечеловеческих ценностях и идеалах. Достойное место среди них занимает культура как совокупност...

Паспорт педагогического проекта «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русским народным сказкам»
Паспорт педагогического проекта «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русским народным сказкам»...

Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре
приобщение детей к народной культуре является средством воспитания уних патриотических чувств и развития духовнрсти....

«Духовно - нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русским народным традициям».
Тема моей педагогической работы «Духовно - нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщен...

Консультация для родителей «Воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре»
В современных условиях наступления «массовой культуры» становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осознания принадлежност...

Воспитание нравственно–патриотических чувств у детей дошкольного возраста путем приобщения к русской народной культуре и традициям малой Родины.
«Воспитание нравственно–патриотических чувств у детей дошкольного возраста путем приобщения к русской народной культуре и традициям малой Родины.Патриотизм – это...

Проект. Тема: "Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста путем приобщения к русской народной культуре"
Актуальность проекта: Знакомство детей с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому по...