Опыт организации развивающей предметно-пространственной среды (техносреды) по развитию технического творчества детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Таюсова Надежда Ивановна

В статье авторы показывают создание развивающей предметно-пространственной среды (техносреды) для реализации парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт организации развивающей предметно-пространственной среды (техносреды) по развитию технического творчества детей старшего дошкольного возраста

Марийская Татьяна Витальевна,

воспитатель высшей кв. категории

Таюсова Надежда Ивановна,

воспитатель высшей кв. категории

МБДОУ д/с №30, г.о.г. Арзамас, Нижегородская область

Аннотация. В статье авторы показывают создание развивающей предметно-пространственной среды (техносреды) для реализации парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров».

Живя в век «цифровизации», бурного развития науки и техники, мы понимаем, что детскому саду сегодня необходима техносреда, способствующая естественно-научному, инженерно-техническому образованию детей дошкольного возраста, отвечающая их потребностям и возможностям детского сада. Со всех сторон мы слышим такие слова: технология, технопарк, техносфера, технолог, технофобия, техноблог, технократия, технополис, техногенный, технократия, технорук, технонаука. Так что же означает «техно» в начале всех этих и множества других слов? В переводе с греческого языка «техно» означает мастерство, умение и искусство.  Современный детский сад не исключение. Под воздействием окружающего мира у него сегодня появляется своя техносреда.  Попробуем дать ей определение. Техносреда – это совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях формирования у детей дошкольного возраста интереса к естественнонаучному и инженерно-техническому образованию, выявления наклонностей инженерно-конструктивного мышления, подготовки к изучению технических наук и социальному взаимодействию.

Целью техносреды в ДОО является создание условий, которые позволят старшим дошкольникам: самостоятельно и охотно приобретать знания из разных источников; учиться пользоваться приобретенными знаниями для решения практических и познавательных задач; приобрести коммуникативные умения, работая в различных группах; развить исследовательские умения (наблюдать, анализировать, обобщать, классифицировать).

Создание в детском саду техносреды позволит решить следующий ряд задач:              

  • стимулирование интереса детей к техническим наукам;
  • создание условий политехнического направления;
  • освоение игрового технического оборудования;
  • формирование основ технической грамотности;
  • развитие творческого конструирования;
  • раскрытие способностей и выявление одаренных детей.

В нашем детском саду реализуется парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров». Для реализации программы мы создали развивающую техносреду, которая включает следующие центры развития.

Центр достижения результатов.

Здесь расположен наградной материал по реализуемым темам, инженерные книги воспитанников.

Центр информационного насыщения.

В центре представлены энциклопедии, художественная литература технической направленности, книги о технических открытиях, экспериментах.

В соответствии с темой недели центр пополняется наглядно-дидактическими пособиями «Мир в картинках», «Расскажите детям о…» и тематическими альбомами.

Также в центре информационного насыщения есть ноутбук, интерактивная сенсорная панель, презентации и видеофильмы о разных видах производств.

 Центр проектирования и конструирования.

В центре представлены карты, схемы моделей, чертежи, схемы производств, а также алгоритмы сборки механизмов, моделей по теме, реализуемой в данный момент.

Центр строительства. 

В данном центре представлен различный конструктивный материал: мягкие крупные модули, строительные наборы, деревянный конструктор, набор полидрон «Проектирование», Полидрон «Магнитный», конструктор с подвижными механизмами «Техник с мотором», крупный конструктор «Строитель», электронный конструктор «Знаток». Игровой набор «Дары Фребеля», лего Duplo, лего Classic, конструкторы с программным управлением: академия наураши «Азбука робототехники» и лего Wedo 2.0. Также в этом центре располагаются модели детской деятельности для дальнейшего обыгрывания.

Центр экспериментирования и измерения представлен материалами для проведения опытов и экспериментов; измерительными приборами: линейки, рулетки, весы, гири, часы; коллекциями, природным материалом, гербарием, альбомами с фиксированием хода и результатами экспериментирования, технологическими картами опытов.

Центр маркеров игрового пространства представлен напольными и настольными маркерами, ширмами, игровыми панно, а также мелкими фигурками, предметами-заместителями.

Каждая тематическая неделя предлагает новые открытия и изобретения.

Для реализации темы недели используем следующие виды деятельности: просмотр презентаций, просмотр тематических мультфильмов, сюжетно-ролевые и дидактические игры, лепка, аппликация, рисование, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, схем, конструирование.

Представленная модель предметно-пространственной техносреды органично вписывается в образовательное пространство группы, является развивающей, мотивирует дошкольников на исследовательскую деятельность и развивает у них творческие способности.

Список литературы.

  1. Л.В.Куцакова. Конструирование из строительного материала (Старший дошкольный возраст).
  2. Т.В.Волосовец, Ю.В.Карпова, Т.В.Тимофеева. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование на тему "Развитие технического творчества детей старшего дошкольного возраста с помощью ЛЕГО – конструирования "

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспита...

Конспект образовательной деятельности по развитию технического творчества детей старшего дошкольного возраста "Изобретаем транспорт специального назначения"

Актуальность:Современные дети растут в мире высоких технологий, развивающихся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ...

Тема: «Развитие технического творчества детей старшего дошкольного возраста с помощью ЛЕГО – конструирования».

                                     Тема: «Развитие технического творчества детей старшего ...

Проект по развитию технического творчества детей старшего дошкольного возраста средствами конструктивно-модельной деятельности"

В данном проекте представлены методы приёмы, технологии развития технического творчества детей старшего дошкольного возраста средствами контруктивно-модельной деятельности...

ОПИСАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ ПО ТЕМЕ: «Тема: «Развитие технического творчества детей старшего дошкольного возраста на основе LEGO-конструирования с применением элементов робототехники»»

Развитие технического творчества детей старшего дошкольного возраста на основе  LEGO-конструирования с применением  элементов робототехники проходит в нескольких направлениях....

Семинар-практикум для родителей «Лего-конструирование как средство развития технического творчества детей старшего дошкольного возраста»

Семинар-практикум для родителей «Лего-конструирование как средство развития технического творчества детей старшего дошкольного возраста»...