Консультация по теме: «Роль воспитателя в развитии воображения у дошкольника»
консультация

Волобуева Анжела Фёдоровна

Воображение - это важно в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voobrazhenie.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  по теме:

«Роль воспитателя в развитии воображения у дошкольника»

Воспитатель: Волобуева Анжела Фёдоровна        

Воображение — это способность человека к созданию нового образа, основываясь на ресурсах своей памяти. Ребёнок младшего дошкольного возраста ещё не может обладать хорошим воображением, так как у него маленький опыт жизненных ситуаций и небольшой объём усвоенной информации. Он может фантазировать, только имея перед глазами предмет — опору для представления новой ситуации. Дети более старшего возраста в своих фантазиях уже могут опираться на прочитанную сказку, просмотренный мультфильм или что-то другое. Комбинируя в своём воображении ситуации из разных источников, ребёнок создаёт что-то своё, что ему нужно сейчас.

Польза развития воображения:

  • Воображение позволяет ребёнку лучше узнать окружающий мир. В своих фантазиях он моделирует ситуации, отличающиеся от обыденной жизни. Проживая их в своём внутреннем мире, дошкольник получает интеллектуальный и эмоциональный опыт, которого ему не всегда достаточно в реальной жизни.
  • Не имея развитого воображения, ребёнку будет сложно учиться, так как обучение чаще всего строится на представлении какой-то учебной ситуации, опыта или задачи.
  • Воображение имеет и защитную функцию. В случае сложных жизненных ситуаций оно позволяет ребёнку легче их пережить, найти внутренние ресурсы.
  • Работа учёных, исследователей, людей творческих профессий основывается на умении создать новое, то, чего ранее не существовало. Без этого немыслим технический прогресс и развитие человеческого общества. Данное умение закладывается в детстве и зависит от воображения.
  • По наблюдениям учёных, развитие воображения связано с формированием речи и неотделимо от общего психического уровня личности. Развивать воображение ребёнка необходимо. В то же время нужно направлять его формирование, связывая с реальной жизнью, чтобы мечты дошкольника со временем переросли в определение жизненных целей.

Развитию творческого воображения дошкольников в условиях детского сада способствует богатая наполняемость уголков художественного творчества, эстетическая среда. На образовательной деятельности с рисованием, лепкой, аппликацией, художественным трудом развивается образное мышление, детское творчество, а также повышается самооценка воспитанников.

Изучая процесс формирования воображения у человека, психологи выделили 3 этапа его становления в раннем детстве:

  1. Возраст от 2,5 до 3 лет. Начиная с этого возрастного периода, выделяют познавательное воображение (используя игрушки, ребёнок проигрывает знакомые действия в разных вариантах) и аффективное (ребёнок проигрывает свои эмоции).
  2. Возраст 4–5 лет. Познавательное воображение обращено к ролевым действиям, рисованию, конструированию словесному творчеству. Интенсивность детских страхов в этом возрасте снижается, и аффективное воображение может не проявляться.
  3. Возраст 6–7 лет. Фантазийный мир дошкольника может иметь целостный характер. Он в меньшей степени связан с реальностью. Ребёнку достаточно одного предмета, чтобы вокруг него построить действие, запланировав развитие и воплощение своих идей. В этом возрасте может проявиться аффективное воображение. Оно направлено на уменьшение отрицательных психических воздействий, полученных ребёнком, и находит своё выражение в повторяющихся играх, рисунках или других работах, но носит негативный оттенок. В этот период существует опасность ухода дошкольника в мир фантазии. Взрослым следует направить развитие воображения ребёнка таким образом, чтобы оно трансформировалось в реальное творчество, повысило самооценку и привело к развитию гармоничной личности.

       Выделяют следующие группы игр по развитию воображения:

  • Словесные:
  • словесный разбор какой-то темы;
  • продолжение сказки или придумывание рассказа;
  • игры со словами.
  • Предметные: игры с использованием предметов, в том числе ролевые.
  • Настольные: игры за столом с соблюдением определённых правил, могут использоваться фишки, карточки и другие атрибуты.

Варианты упражнений с воспитанниками младших групп (1,5–4 года) можно рассмотреть на данных примера:

  • «На что похожи наши ладошки» — создание рисунка на основе обведённых ладошек.
  • «Камешки на берегу» — придумать, на что похожи камешки, сочинить историю про свой камешек.
  • «Что это такое?» — дети говорят, на что похож тот или иной цветной круг.
  • «Незаконченный рисунок» — требуется дорисовать картинку.
  • «Угадай, кто я» — один ребёнок с помощью жестов изображает какой-либо предмет или животное, остальные отгадывают.
  • «Какая игрушка?» — педагог предлагает детям, глядя на картинку, придумать, на какую игрушку похожа изображённая на ней фигурка.
  • «Дети на прогулке» — малыши учатся создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.

При работе с детьми 4–5 лет воспитатель даёт направление фантазии детей: в ролевых играх помогает определиться с действиями, применяет коллективное сочинение сказок, историй.

  • «Для чего я хорош?» — придумать как можно больше способов использования предмета.
  • «Облака» — на что похожи облака.
  • «Сказочный город» — дети фантазируют на предложенную тему.
  • «Сочини историю» — придумать историю и нарисовать к ней картинку.
  • «Найди буквы и цифры, которые спрятались» — детям предлагают карточки с «зашумлёнными» изображениями и просят найти спрятанные символы.

При работе со старшими дошкольниками (5–7 лет) воспитатель учитывает, что в этом возрасте воображение детей характеризуется большой активностью. Ребёнок уже обладает жизненным опытом, в его памяти хранится информация о прочитанных сказках, просмотренных мультфильмах, играх. Он может сфантазировать свой волшебный мир, в котором всё будет устроено по его желанию.

Необходимо так организовывать образовательную деятельность с детьми, чтобы ребёнок стремился направлять своё воображение в созидательное русло, в реальную жизнь, а не замыкался в своём мире. Нужно поощрять его творческие достижения на образовательной деятельности различными видами деятельности: рисованием, лепкой, аппликацией, музыкой, театрализованной деятельностью; организовывать математические игры по развитию логики. Родители и воспитатели должны помочь ребёнку найти наиболее интересный для него вид творчества и всячески поощрять его в этом направлении. Всё это поможет маленькому человеку развить свой творческий потенциал и правильно определить будущую профессию.

  • «Сказка наоборот»

Предложите малышу изменить сюжет знакомой сказки так, чтобы получилось всё шиворот-навыворот.

  • «Рисуем музыку» - нарисовать картину по прослушанной музыке,
  • «Сам себе иллюстратор» -  предложите ребёнку составить иллюстрации к придуманной истории.
  • Сюжетно-ролевые игры и т.д. - Простые ролевые игры и более сложные их вариации — игры с сюжетом, прекрасно развивают воображение ребёнка.

          Наша задача, создать благоприятную среду для раскрытия детской  фантазии в игре. Озадачьтесь созданием тематических атрибутов, придумайте интересные декорации и костюмы. И, конечно, хотя бы иногда подключайтесь к игре.

 Желаю вам не забывать, что, по мнению Альберта Эйнштейна, воображение важнее знаний, потому что знание ограничено, а воображение окружает мир. Фантазируйте и творите вместе с детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль воспитателя в развитии познавательного интереса дошкольников

Роль педагога в  развитии познавательного интереса у детей дошкольного возраста, безусловно, велика, т.к.  именно педагог является одной из ключевых фигур в образовательном процессе....

Сообщение на педсовете на тему "Роль слова в развитии воображения дошкольника"

В сообщении расказывается о развитии воображения, как одной из важнейших линий познавательного развития ребенка, о связи воображения с речью, об использовании методик, развивающих воображение ребенка....

Консультация для воспитателей на тему " Роль воспитателя в формировании речевых навыков дошкольников".

Одной из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением, является развитие речи. Развитие речи включает умение чётко призносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правиль...

Семинар для воспитателей на тему «Роль педагога в развитии игровой деятельности дошкольников. Разные подходы к классификации игр»

      Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.        В дошкольной...

Консультация для воспитателей Тема: «Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей».

Самостоятельная музыкальная деятельность детей способствует развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Роль воспитателя - побуждать детей применять ...

Консультация для воспитателей на тему: "Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка – дошкольника".

При общении ребенка с природой часто возникает противоречие. С одной стороны, они с большим интересом относятся к растениям и животным, любят их, с другой проявляют жестокость и равнодушие. Самостояте...

Консультация для воспитателей на тему: «Роль воспитателя в формировании речевых навыков дошкольников»

МАОУ «Видновская СОШ № 10»Учитель - логопед Шабанова Ирина Олеговна  Воспитатель должен знать, какие бывают нарушения речи, когда они возникают, каковы способы их выявления и уст...