Конспект ООД интегрированного занятия по теме посуда «Чаепитие на Руси в гостях у хозяюшки» в старшей группе (Самообразование)
план-конспект занятия (старшая группа)
Я поставила перед собой цель:
Приобщить детей к русской народной культуре: познакомить с традицией чаепития на Руси.
Задачи:
- познакомить детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси;
- расширить лексический запас детей словами «самовар», «заварник», «чаепитие»;
- воспитывать у детей желание быть гостеприимными;
- доставить радость от чаепития, показать пользу чая;
- формировать у детей культуру чаепития.
Оборудование: столы накрыты со скатертью, салфетки, самовар, сахарница с рафинадом, конфетница с конфетами, пряники, чашки с блюдцами, картинки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия по теме посуда «Чаепитие на Руси в гостях у хозяюшки»
в старшей группе
Выполнила воспитатель: Бушина Елена Сергеевна
Цель: Приобщение детей к русской народной культуре: познакомить с традицией чаепития на Руси.
Задачи:
- познакомить детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси;
- расширить лексический запас детей словами «самовар», «заварник», «чаепитие»;
- воспитывать у детей желание быть гостеприимными;
- доставить радость от чаепития, показать пользу чая;
- формировать у детей культуру чаепития.
Оборудование: столы накрыты со скатертью, салфетки, самовар, сахарница с рафинадом, конфетница с конфетами, пряники, чашки с блюдцами, картинки.
Ход ООД занятия:
Воспитатель с детьми заходят в группу, становятся полукругом.
Воспитатель: Дети, посмотрите, сегодня к нам пожаловали гости. Что мы должны с вами сделать?
Дети: Поздороваться!
Приветствие
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие:
Гости званые и желанные,
Красивые и молодые,
Гости на пороге – хозяйке радость!
- Ребята, а теперь вы поздоровайтесь с нашими гостями.
Звучит песня «Русский чай» слова и музыка А. Г. Фроловой.
Дети садятся на стульчики (стульчики стоят полукругом).
Воспитатель: Очень часто за событиями
И сутолокой дней
Старины своей не помним -
Забываем мы о ней,
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
Воспитатель: Я вас ждала - в доме убрала, стол накрыла скатертью и расставила к чаю красивую чайную посуду.
Воспитатель: Когда все дети вместе, и душа на месте. Сядем рядком и поговорим ладком.
Воспитатель: Сегодня я хочу вам для начала рассказать о чае и чайных традициях.
У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Сегодня мы поговорим о традициях чаепития на Руси. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов свои.
В старые добрые времена был на Руси такой добрый обычай: когда
заканчивали крестьяне свою работу на полях, собирались они на посиделках, чтобы на людей поглядеть, да и себя показать – отдохнуть от дел рабочих. А какие же посиделки без чаю горячего, бодрящего, освежающего! А вы любите пить чай? С кем из своих родных, друзей вы любите чаёвничать?
Ответы детей: (с родными, братьями, сестрами, бабушками, дедушками). Ребята посмотрите, что это у меня в руках?
Дети: Это волшебный сундучок.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, есть ли в нем, что-нибудь?
Дети: Да
Достаю конверт с надписью «Загадки»
- Да здесь загадки для вас!
Загадки:
Сейчас я вам загадаю загадку
Хоть задрал он к верху нос,
Но это не всерьёз.
Не перед кем он не гордиться
Кто пить захочет — убедится. (Чайник.)
-Правильно. Давайте его рассмотрим.
- Что есть у чайника? (Носик, ручка, крышка.)
Для чего чайник нужен?
- А что нам нужно будет для нашего чаепития? (Чашечки, блюдечки, ложечки.)
- Посмотрите, на столе у нас есть такие предметы.
- А теперь я загадаю вам следующую загадку
Он пыхтит как паровоз,
Важно к верху держит нос.
Пошумит, остепенится,
Пригласит чайку напиться.
-Что же это такое? (Самовар)
Воспитателть: Молодцы, правильно, конечно это самовар.
Я хочу поведать вам небольшую историю про самовар.
Давным-давно, когда еще не было на свете даже ваших бабушек, появился самовар на Руси. Он и избу украшал и всех чаем угощал. А делали такие самовары в городе Туле. Сначала самоваров было мало. Чтобы купить самовар, надо было иметь много денег. И самовары покупали только богатые люди. Потом в Туле стали делать все больше самоваров, и они подешевели и тогда самовар уже могла приобрести почти каждая семья.
Самовар был очень важным, ведь он делал ответственную работу - кипятил воду.
Про него говорили: Самовар-птица-жар, кран открывается, чай наливается!
Чтобы самовар был красивым, его ножки, ручки и краник делали в виде рыб, львов, петухов и других животных. Самовар стал символом добра и домашнего уюта.
Ребята обратите внимание на красивый самовар, который стоит у нас на столе.
Давайте внимательно рассмотрим, самовар и расскажем из чего он состоит, какие украшения вы увидели.
1. Сам самовар стоит на ножках.
2. У него есть ручки с двух сторон, чтобы его переставлять.
3. Кран поворачивается влево и в вправо, чтобы налить воду в чашку.
4. Вода заливается сверху, когда откроешь крышку.
Воспитатель: Почему назвали самовар «самоваром»?»
Ребята, оказывается, самовар состоит из двух слов, как вы думаете, из каких? (ответы детей)
Ответы детей.
«Сам варит» - отсюда и слово произошло «самовар». Самовар - это устройство для приготовления кипятка и разогрева воды.
А что он варит? (ответы детей, воду)
-Молодцы! Правильно!
Что-то гости мои заскучали от долгих рассказов, а ведь в избе, возле самовара всегда было весело. Ребята, а ведь самовар - то у нас волшебный и шепчет он мне, что пора пришла поиграть. Вставайте в кружочек.
Физминутка
Как на ярмарку, на праздник
Привезли нам самовар.
Вот такой вышины,
Вот такой низины.
Вот такой ширины,
Вот такой узины.
Самовар, самовар!
Вот так чудо-самовар!
Воспитатель: Как уже мы с вами знаем, что одна из самых замечательных русских традиций на Руси - это чаепитие. Без него не обходились ни одни посиделки.
Пожалуй чай, это самый популярный в мире напиток.
Считалось, что чай может вылечить любой недуг и со временем чай стал самым любимым напитком в России и даже появились традиции чаепития.
Воспитатель: Сегодня мы решили устроить праздничное чаепитие.
Ребята, давайте все дружненько подойдем к нашему праздничному столу.
И сейчас я для вас заварю чай. (Имя ребенка) как ты думаешь, что нам для этого понадобиться? (Заварка)
Воспитатель: А как вы думаете, какая бывает заварка?
Дети: Крупная и мелкая.
Воспитатель: Правильно, молодецы! Заварка бывает крупная и мелкая. У меня есть крупная очень ароматная заварка с ягодным вкусом.
Есть специальный чайник, в котором заваривают заварку, Он так и называется заварник. Такой чайник есть и на моем столе. (имя ребенка) покажи где он? (показывает и называет)
Воспитатель снимает крышку с заварника и засыпает заварку.
Воспитатель: А что еще нужно сделать, чтобы заварить чай? (налить в заварник воды)
И не просто воды. А какой воды? (очень горячей, надо залить кипяток)
А где у нас кипяток? (в самоваре)
До самовара дотрагиваться нельзя, можно обжечься, потому что в нем кипяток. Что нужно открыть, чтоб побежала из самовара вода? (кран)
Кран открывается, вода наливается! (наливает воду)
А теперь закрою заварник крышкой накрою вот такой красивой грелкой для чайника чтобы чаинки разваривались лучше и чай у нас получится
душистый и ароматный.
А пока наш чай заваривается, я предлагаю вам поиграть:
Так как, давным-давно ни один праздник не обходился без чаепития. А что делают на праздниках? (поют, танцуют, играют в игры)
- Правильно.
Давайте с вами сейчас тоже поиграем в одну старинную русскую народную игру «Бабушка Маланья».
Дети встают, образуют круг.
В середину круга выбирают одного ребенка (ведущего, дают ему платочек).
Слова Движения
У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей,
Семь сыновей,
Все без бровей.
Дети движутся по кругу в одну сторону, держась за руки.
С такими глазами,
С такими ушами,
С такими носами,
С такими усами,
С такой головой,
С такой бородой.
Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза» и «большой нос» и т. п.
Ничего не ели,
Целый день сидели,
На нее (на него) глядели,
Делали вот так.
Воспитатель: Мы весело с вами отдохнули и поиграли, предлагаю всем подойти к столу и посмотреть заварилась ли наша заварка в заварнике.
Чай наш заварился можно приступить к нашему чаепитию.
Дети приглашают гостей за стол.
- Ребенок:
Просим, просим, приглашаем.
Вкусным чаем угощаем.
Всех, кто нынче к нам зайдёт!
- Ребёнок:
Все, кто любит сладкий чай,
Торопитесь, не зевай!
Не придётся Вам скучать:
Будем петь, да плясать,
В игры разные играть,
А смешинки - сахаринки
Будем чаем запивать.
А сейчас ребята расскажут нам о полезности чая:
1. Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится –
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобей полезней,
Помогает от болезней.
2. Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг.
3. Черный, красный и зеленый
Рассыпной и листовой.
Чай – напиток бесподобный
Это скажет вам любой.
Хорошо, гостей встречая,
Посидеть за чашкой чая!
Воспитатель: Присаживайтесь за стол поудобнее, продолжим нашу беседу.
Наш чай заварился, и сейчас мы приступим к чаепитию.
Мы сегодня будем пить чай из чайной пары. Это чашка и блюдце. Чайную посуду можно назвать парой, потому что она сочетается между собой цветом и узором.
Сначала я вам разолью всем заварку из заварника, а затем разбавлю водой из самовара. (Разливаю заварку)
Воспитатель:
Чай горячий, ароматный,
И на вкус такой приятный,
От недуга исцеляет,
И усталость прогоняет,
Силы свежие дает,
И друзей за стол зовет!
Ах, какой ароматный чай у нас получился.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки о чае?
1. Чай пьёшь - здоровье берёшь.
2. Пей чай – беды не знай.
3. Чай не пьёшь, откуда силы возьмёшь?
4. Выпьешь чайку – забудешь тоску.)
Молодцы
(дети размышляют о чае)Чай можно пить сахаром, с молоком, с медом и т.д. Я вас угощать буду сахаром, молоком, конфетами и баранками.
У меня на столе стоит сахарница в ней лежит сахар, конфетчица, в ней лежат конфеты, есть молочник, в котором налито молоко, а также есть у вас чайные ложечки.
Сахар на Руси, не размешивали в чае. Им закусывали. А со временем начали смешивать сахар с чаем. Сахар размешивали в чашке чайной ложкой тихонько, не задевая стенок чашки. (показываю)
По старинному обычаю, конец чаепития обозначался перевернутой вверх дном чашкой на блюдечке.
Ребята у нас получилась сегодня такая прекрасная беседа о чае, о чаепитии.
Итог:
– С каким предметом народного быта вы познакомились сегодня?
-Как можно назвать чайную посуду? (индивидуальный вопрос)
-Что нового и интересного узнали из нашей беседы?
Молодцы ребята. Мне было очень приятно провести с вами совместное чаепитие. А теперь приглашаю вас на танцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытого логопедического занятия по теме «Посуда» «Экскурсия в музей посуды» с детьми подготовительной группы ТНР
Конспект открытого логопедического занятия по теме «Посуда» «Экскурсия в музей посуды» с детьми подготовительной группы ТНР.Цель: обогащение и активизирование словаря по лексической теме....
Конспект итогового интегрированного занятия (НОД) по развитию речи о творчестве А.С. Пушкина с детьми старших групп, «Пушкиниана».
Аннотация: на предложенном занятии различные виды деятельности детей старших групп объединены одной темой – сказки А.С.Пушкина. Недаром известная русская пословица гасит: «Сказка-ложь, да в ней ...
Интегрированное занятие на тему "Посуда"
Итоговое занятие по теме "Посуда" в подготовительной к школе группе....
Конспект проведения интегрированного занятия на тему: «В гостях у сказки» с детьми старшего возраста
Расширить знания детей о сказках, тренировать память, развивать речь, творческое воображение, фантазию и образное мышление. Воспитывать добрые чувства, справедливость и нравственные качества....
Конспект открытого интегрированного занятия по теме «1,2,3,4 куклы в гости к нам идут» для детей средней и старшей группы
Задачи:Образовательные:-Познакомить с историей и видами народных кукол.-Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.-Формировать эстетическое отношени...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром по ФГОС в старшей группе Тема: «В гостях у Старичка - Лесовика»
Обогащать сознание детей таким содержанием, которое способствует накоплению представлений об экосистеме «Лес», готовит его к элементарному осмыслению таких основных понятий как «Дерево», «Дикие животн...
Конспект фронтального интегрированного занятия по тема: «Одежда» в старшей группе. «Особенные гости»
Цель: Формирование представлений об одежде и её назначении;Задачи:1. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Одежда»;2. Совер...