Конспект ООД интегрированного занятия по теме посуда «Чаепитие на Руси в гостях у хозяюшки» в старшей группе (Самообразование)
план-конспект занятия (старшая группа)

Бушина Елена Сергеевна

Я поставила перед собой цель:

Приобщить детей к русской народной культуре: познакомить с традицией чаепития на Руси.

Задачи:

- познакомить детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси;

- расширить лексический запас детей словами «самовар», «заварник»,  «чаепитие»;

- воспитывать у детей желание быть гостеприимными;

- доставить радость от чаепития, показать пользу чая;

- формировать у детей культуру чаепития.

Оборудование: столы накрыты со скатертью, салфетки,  самовар, сахарница с рафинадом, конфетница с конфетами, пряники, чашки с блюдцами, картинки.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по теме посуда «Чаепитие на Руси в гостях у хозяюшки»

в старшей группе

Выполнила воспитатель: Бушина Елена Сергеевна

Цель: Приобщение детей к русской народной культуре: познакомить с традицией чаепития на Руси.

Задачи:

- познакомить детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси;

- расширить лексический запас детей словами «самовар», «заварник»,  «чаепитие»;

- воспитывать у детей желание быть гостеприимными;

- доставить радость от чаепития, показать пользу чая;

- формировать у детей культуру чаепития.

Оборудование: столы накрыты со скатертью, салфетки,  самовар, сахарница с рафинадом, конфетница с конфетами, пряники, чашки с блюдцами, картинки.

Ход ООД занятия:

Воспитатель с детьми заходят в группу, становятся полукругом.

Воспитатель: Дети, посмотрите, сегодня к нам пожаловали гости. Что мы должны с вами сделать?

Дети: Поздороваться!

Приветствие

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие:

Гости званые и желанные,

Красивые и молодые,

Гости на пороге – хозяйке радость!

- Ребята, а теперь вы поздоровайтесь с нашими гостями.

Звучит песня «Русский чай» слова и музыка А. Г. Фроловой.

Дети садятся на стульчики (стульчики стоят полукругом).

Воспитатель: Очень часто за событиями

И сутолокой дней

Старины своей не помним -

Забываем мы о ней,

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

        

Воспитатель:  Я вас ждала - в доме убрала, стол накрыла скатертью и расставила к чаю красивую чайную посуду.

ВоспитательКогда все дети вместе, и душа на месте. Сядем рядком и поговорим ладком.

Воспитатель: Сегодня я хочу вам для начала рассказать о чае и чайных традициях.

У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Сегодня мы поговорим о традициях чаепития на Руси. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов свои.

В старые добрые времена был на Руси такой добрый обычай: когда

заканчивали крестьяне свою работу на полях, собирались они на посиделках, чтобы на людей поглядеть, да и себя показать – отдохнуть от дел рабочих. А какие же посиделки без чаю горячего, бодрящего, освежающего! А вы любите пить чай? С кем из своих родных, друзей вы любите чаёвничать?

Ответы детей: (с родными, братьями, сестрами, бабушками, дедушками). Ребята посмотрите, что это у меня в руках?

Дети: Это волшебный сундучок. 

Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, есть ли в нем, что-нибудь?

Дети: Да

Достаю конверт с надписью «Загадки»

- Да здесь загадки для вас!

Загадки:

Сейчас я вам загадаю загадку

Хоть задрал он к верху нос,

Но это не всерьёз.

Не перед кем он не гордиться

Кто пить захочет — убедится. (Чайник.)

-Правильно. Давайте его рассмотрим.

- Что есть у чайника? (Носик, ручка, крышка.)

Для чего чайник  нужен?

- А что нам нужно будет для нашего чаепития? (Чашечки, блюдечки, ложечки.)

- Посмотрите, на столе у нас есть такие предметы.

- А теперь я загадаю вам  следующую загадку

Он пыхтит как паровоз,

Важно к верху держит нос.

Пошумит, остепенится,

Пригласит чайку напиться.

-Что же это такое? (Самовар)

Воспитателть: Молодцы, правильно, конечно это самовар.

Я хочу поведать вам небольшую историю про самовар.

Давным-давно, когда еще не было на свете даже ваших бабушек, появился самовар на Руси. Он и избу украшал и всех чаем угощал. А делали такие самовары в городе Туле. Сначала самоваров было мало. Чтобы купить самовар, надо было иметь много денег. И самовары покупали только богатые люди. Потом в Туле стали делать все больше самоваров, и они подешевели и тогда самовар  уже могла приобрести почти каждая семья.

Самовар был очень важным, ведь он делал ответственную работу - кипятил воду.

Про него говорили: Самовар-птица-жар, кран открывается, чай наливается!

Чтобы самовар был красивым, его ножки, ручки и краник делали в виде рыб, львов, петухов и других животных. Самовар стал символом добра и домашнего уюта.

Ребята обратите внимание на красивый самовар, который стоит у нас на столе.

Давайте внимательно рассмотрим, самовар и расскажем из чего он состоит, какие украшения вы увидели.

1. Сам самовар стоит на ножках.

2. У него есть ручки с двух сторон, чтобы его переставлять.

3. Кран поворачивается влево и в вправо, чтобы налить воду в чашку.

4. Вода заливается сверху, когда откроешь крышку.

Воспитатель: Почему назвали самовар «самоваром»

Ребята, оказывается,  самовар состоит из двух слов, как вы думаете, из каких? (ответы детей)

Ответы детей.

«Сам варит» - отсюда и слово произошло «самовар»Самовар - это устройство для приготовления кипятка и разогрева воды.

А что он варит? (ответы детей, воду)

-Молодцы! Правильно!

Что-то гости мои заскучали от долгих рассказов, а ведь в избе, возле самовара всегда было весело. Ребята, а ведь самовар - то у нас волшебный и шепчет он мне, что пора пришла поиграть. Вставайте в кружочек.

Физминутка

Как на ярмарку, на праздник

Привезли нам самовар.

Вот такой вышины,

Вот такой низины.

Вот такой ширины,

Вот такой узины.

Самовар, самовар!

Вот так чудо-самовар!

Воспитатель: Как уже мы с вами знаем, что одна из самых замечательных русских традиций  на Руси - это чаепитие. Без него не обходились ни одни посиделки.

Пожалуй чай, это  самый популярный в мире напиток.

Считалось, что чай может вылечить любой недуг и со временем чай стал самым любимым напитком в России и даже появились традиции чаепития.

Воспитатель: Сегодня мы решили устроить праздничное чаепитие.

Ребята, давайте все дружненько подойдем к нашему праздничному столу.

И сейчас я для вас заварю чай. (Имя ребенка) как ты думаешь, что нам для этого понадобиться? (Заварка)

Воспитатель: А как вы думаете, какая бывает заварка?

Дети: Крупная и мелкая.

Воспитатель: Правильно, молодецы! Заварка бывает крупная и мелкая. У меня есть крупная очень ароматная заварка с ягодным вкусом.

Есть специальный чайник, в котором заваривают заварку, Он так и называется заварник. Такой чайник есть и на моем столе. (имя ребенка) покажи где он? (показывает и называет)

Воспитатель снимает крышку с заварника и засыпает заварку.

Воспитатель: А что еще нужно сделать, чтобы заварить чай? (налить в заварник воды)

И не просто воды. А какой воды? (очень горячей, надо залить кипяток)

А где у нас кипяток? (в самоваре)

До самовара дотрагиваться нельзя, можно обжечься, потому что в нем кипяток. Что нужно открыть, чтоб побежала из самовара вода? (кран)

Кран открывается, вода наливается! (наливает воду)

А теперь закрою заварник крышкой накрою вот такой красивой грелкой для чайника чтобы чаинки разваривались лучше и чай у нас получится

душистый и ароматный.

А пока наш чай заваривается, я предлагаю вам поиграть:

Так как, давным-давно ни один праздник не обходился без чаепития. А что делают на праздниках? (поют, танцуют, играют в игры)

- Правильно.

Давайте с вами сейчас тоже поиграем в одну старинную русскую народную игру «Бабушка Маланья».

Дети встают, образуют круг.

В середину круга выбирают одного ребенка (ведущего, дают ему платочек).

Слова Движения

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей,

Семь сыновей,

Все без бровей.

Дети движутся по кругу в одну сторону, держась за руки.

С такими глазами,

С такими ушами,

С такими носами,

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой.

Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза» и «большой нос» и т. п.

Ничего не ели,

Целый день сидели,

На нее (на него) глядели,

Делали вот так.

Воспитатель: Мы весело с вами отдохнули и поиграли, предлагаю всем подойти к столу и посмотреть заварилась ли наша заварка в заварнике.

Чай наш заварился  можно приступить к нашему чаепитию.

Дети приглашают гостей за стол.

  1. Ребенок:

Просим, просим, приглашаем.

Вкусным чаем угощаем.

Всех, кто нынче к нам зайдёт!

  1. Ребёнок: 

Все, кто любит сладкий чай,

Торопитесь, не зевай!

Не придётся Вам скучать:

Будем петь, да плясать,

В игры разные играть,

А смешинки - сахаринки

Будем чаем запивать.

А сейчас ребята расскажут нам о полезности чая:

1. Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится –

Чаем можете лечиться.

Чай всех снадобей полезней,

Помогает от болезней.

2. Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает,

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью – лучший друг.

3. Черный, красный и зеленый

Рассыпной и листовой.

Чай – напиток бесподобный

Это скажет вам любой.

Хорошо, гостей встречая,

Посидеть за чашкой чая!

Воспитатель: Присаживайтесь за стол поудобнее, продолжим нашу беседу.

Наш чай заварился, и сейчас мы приступим к чаепитию.

Мы сегодня будем пить чай из чайной пары. Это чашка и блюдце. Чайную посуду можно назвать парой, потому что она сочетается между собой цветом и узором.  

Сначала я вам разолью всем заварку из заварника, а затем разбавлю водой из самовара. (Разливаю заварку)

Воспитатель:

Чай горячий, ароматный,

И на вкус такой приятный,

От недуга исцеляет,

И усталость прогоняет,

Силы свежие дает,

И друзей за стол зовет!

Ах, какой ароматный чай у нас получился.

Воспитатель:  Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки о чае?

1. Чай пьёшь - здоровье берёшь.

2. Пей чай – беды не знай.

3. Чай не пьёшь, откуда силы возьмёшь?

4. Выпьешь чайку – забудешь тоску.)

Молодцы

 (дети размышляют о чае)Чай можно пить сахаром, с молоком, с медом и т.д. Я вас угощать буду сахаром, молоком, конфетами и баранками.

У меня на столе стоит сахарница в ней лежит сахар, конфетчица, в ней лежат конфеты, есть молочник, в котором налито молоко, а также есть у вас чайные ложечки.

Сахар на Руси, не размешивали в чае. Им закусывали. А со временем начали смешивать сахар с чаем. Сахар размешивали в чашке чайной ложкой тихонько, не задевая стенок чашки. (показываю)

По старинному обычаю, конец чаепития обозначался перевернутой вверх дном чашкой на блюдечке.

Ребята у нас получилась сегодня такая прекрасная беседа о чае, о чаепитии.

Итог:

– С каким предметом народного быта вы познакомились сегодня?

-Как можно назвать чайную посуду? (индивидуальный вопрос)

-Что нового и интересного узнали из нашей беседы?

Молодцы ребята. Мне было очень приятно провести с вами совместное чаепитие. А теперь приглашаю вас на танцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого логопедического занятия по теме «Посуда» «Экскурсия в музей посуды» с детьми подготовительной группы ТНР

Конспект открытого логопедического занятия по теме «Посуда»  «Экскурсия в музей посуды» с детьми подготовительной группы ТНР.Цель: обогащение и активизирование словаря по лексической теме....

Конспект итогового интегрированного занятия (НОД) по развитию речи о творчестве А.С. Пушкина с детьми старших групп, «Пушкиниана».

Аннотация: на предложенном занятии различные виды деятельности детей старших групп  объединены одной темой – сказки А.С.Пушкина. Недаром известная русская пословица гасит: «Сказка-ложь, да в ней ...

Интегрированное занятие на тему "Посуда"

Итоговое занятие по теме "Посуда" в подготовительной к школе группе....

Конспект проведения интегрированного занятия на тему: «В гостях у сказки» с детьми старшего возраста

Расширить знания детей о сказках, тренировать память, развивать речь, творческое воображение, фантазию и образное мышление. Воспитывать добрые чувства, справедливость и нравственные качества....

Конспект открытого интегрированного занятия по теме «1,2,3,4 куклы в гости к нам идут» для детей средней и старшей группы

Задачи:Образовательные:-Познакомить с историей и видами народных кукол.-Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.-Формировать эстетическое отношени...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром по ФГОС в старшей группе Тема: «В гостях у Старичка - Лесовика»

Обогащать сознание детей таким содержанием, которое способствует накоплению представлений об экосистеме «Лес», готовит его к элементарному осмыслению таких основных понятий как «Дерево», «Дикие животн...

Конспект фронтального интегрированного занятия по тема: «Одежда» в старшей группе. «Особенные гости»

Цель: Формирование представлений об одежде и её назначении;Задачи:1.      Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Одежда»;2.      Совер...