Технологическая карта организации вербальной коммуникации педагога и детей по произведению художественной литературы. В.Осеева "Волшебное слово"
учебно-методический материал (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekushchiy_kontrol_2tehnologicheskaya_karta_.docx | 20.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта организации вербальной коммуникации
педагога и детей по произведению художественной литературы
Автор: В.Осеева.
Произведение: «Волшебное слово»
Главные герои | Ситуации взаимодействия | Мотивы поступков | Эмоции и чувства героев | Авторские средства выразительности | Пути осознанного влияния на ситуацию (рефлексия ситуации) | Нравственные понятия, раскрываемые в произведении |
Ситуация1 Павлик и старик.
| «Разговор со стариком» Павлик рассказал старику, что хочет убежать из дома и почему. А старик предложил Павлику свою помощь. | Павлик-мотив обиды. Старик- мотив оказать помощь.
| Павлик-гнев, обида раздражение. Старик - сочувствие. | Павлик: покосился, сердито буркнул, сжал кулаки, крикнул, стукнул кулаком, усмехнулся. Старик: наклонился, прошептал, громко добавил . | Павлику надо было говорить спокойно, без раздражения | Доброжелательное отношение к людям |
Ситуация 2 Павлик и Лена. | «Просьба Павлика» -просил у Лены краски, она не дала в первый раз, во втором случае предложила выбрать краску какую ему надо. | Павлик -мотив самолюбия, самоутверждения в первом случае, во втором – любопытство, проверка Лена-нравственный мотив. | Павлик-гнев, раздражение в первом случае, во втором – удивление, любопытство Лена- негодование, антипатия. | Чуть не поддал хорошенько, боком подошел, потянул за рукав, тихим голосом. Сгребла в кучу и накрыла рукой, широко раскрыла глаза, пальцы разжались, смущенно пробормотала | Павлику надо было вежливо попросить у сестры краски, не угрожать | Доброжелательное отношение к родным |
Ситуация 3. Павлик и бабушка | «Павлик хотел взять морковку, а бабушка его прогнала» «Павлик попросил кусочек пирожка, а бабушка выбрала самый лучший, румяный пирожок» | Павлик -мотив самоутверждения. Бабушка – мотив раздражения Павлик – мотив проверки, интереса. Бабушка – мотив отзывчивости, любви. | Павлик -обида Бабушка - гнев Павлик -радость, бабушка-любовь. | «Повернул лицо, заглянул в глаза, прошептал…» «Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке» | Павлику нужно спрашивать разрешения, быть вежливым | Внимание, чуткость к близким, вежливое обращение |
Ситуация 4 Павлик и брат | «Павлик просил брата взять с собой покататься на лодке» | Павлик – мотив самоутверждения. Брат-нравственный мотив. | Павлик-гнев, обида. Мама- спокойствие. | «Возьми лучше, все равно не отстану, весла утащу, стукнул по скамейке; положил руку на его плечо и тихо попросил» «Брат поднял брови и усмехнулся; громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил волосы» | Павлику не надо угрожать брату, а вежливо попросить | Уважительное отношение к старшим |
Вопросы педагога, направленные на ценностно-смысловое понимание детьми произведения.
Ситуация1 Павлик и старик.
| -Почему Павлик был сердитым? Что он рассказал старику? | Почему старик решил помочь Павлику? Что посоветовал старик Павлику? | С каким чувством Павлик разговаривал со стариком? Что почувствовал Павлик, когда старик дал ему совет, как поступить? | Какими словами автор выразил сомнения Павлика? | Как бы ты поступил на месте Павлика? | А как ты поступаешь со своей сестренкой, бабушкой, братом? |
Ситуация 2 Павлик и Лена. | Что попросил Павлик у сестры? | Почему Лена не дала краски? Как поступила Лена потом? | Какие чувства испытал Павлик после отказа Лены не дать краски? Что почувствовал Павлик, когда Лена позволила взять краски? | Какими словами показал автор чувства Павлика?
| Как бы ты поступил, на месте Павлика? | Можно ли грубить и драться с сестрой? |
Ситуация 3. Павлик и бабушка | Что хотел Павлик от бабушки? | Правильно ли поступил Павлик без разрешения заходить на кухню и брать морковку? Почему потом бабушка дала Павлику самый лучший пирожок? | Какое чувство испытывал Павлик, когда бабушка прогнала его с кухни? Какое чувство было у Павлика, когда бабушка дала ему пирожок? | Какими словами автор описывает поступок бабушки вначале? Как автор описывает бабушку потом? | Как бы вы поступили, если были на месте Павлика? | Какой вы можете дать совет Павлику? |
Ситуация 4 Павлик и брат | Как же получилось, что все в семье отказывали Павлику в его просьбах? | Как вы думаете, почему у Павлика потом все получилось? | С каким чувством, Павлик разговаривал с близкими вначале? | Как автор описывает радость Павлика? | Как бы ты поступили на месте Павлика? | Чему учит этот рассказ? А как вы исправляете свои ошибки? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДСОВЕТ « Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 п.Радченко ПЕДСОВЕТ « Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художе...
Тематический контроль «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы» Цель: Выполнение годовой задачи
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №1 п.Радченко Тематический контроль«Развитие речи и речевого общения детей пос...
Ознакомление детей с произведениями художественной литературы и окружающим их миром через театрализованную деятельность
Ознакомление детей с произведениями художественной литературы и окружающим их миром через театрализованную деятельность...
Доклад "Формирование связной речи при ознакомлении детей с произведениями художественной литературы"
тема самообразования...
Организация восприятия детьми младшего дошкольного возраста произведений художественной литературы: реализация требований ФГОС
На этапе развития современного российского общества, выдвигаются все более новые требования к развитию личности ребенка дошкольного возраста. Важное и основное место отводится умению восприн...
Программа дополнительного образования по приобщению детей к произведениям художественной литературы средствами театрализованной деятельности «ТЕРЕМОК»
Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эм...
Технологическая карта по проведению занятия в младшей группе. Чтение художественной литературы, русская народная сказка "Петушок и бобовое зёрнышко"
Технологическая карта по проведению занятия в младшей группе.Чтение художественной литературы, русская народная сказка "Петушок и бобовое зёрнышко"...