Технологическая карта организации вербальной коммуникации педагога и детей по произведению художественной литературы. В.Осеева "Волшебное слово"
учебно-методический материал (старшая группа)

Данная технологическая карта вербальной коммуникации педагога с детьми по произведению В.Осеевой "Волшебное слово" , направлена на развитие социального и эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekushchiy_kontrol_2tehnologicheskaya_karta_.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта организации вербальной коммуникации

 педагога и детей по произведению художественной литературы

Автор: В.Осеева.

Произведение: «Волшебное слово»

Главные

герои

Ситуации взаимодействия

Мотивы поступков

Эмоции и чувства героев

Авторские средства выразительности

Пути осознанного влияния на ситуацию (рефлексия ситуации)

Нравственные понятия, раскрываемые в произведении

   Ситуация1

Павлик и старик.

 

«Разговор со стариком»

Павлик рассказал старику, что хочет убежать из дома и почему. А старик предложил Павлику свою помощь.

Павлик-мотив обиды. Старик- мотив оказать помощь.

 

Павлик-гнев, обида раздражение.

Старик - сочувствие.

Павлик: покосился, сердито буркнул, сжал кулаки, крикнул, стукнул кулаком, усмехнулся.

Старик: наклонился, прошептал, громко добавил

.

Павлику надо было говорить спокойно, без раздражения

Доброжелательное отношение к людям

  Ситуация 2

 Павлик и Лена.

«Просьба Павлика» -просил у Лены краски, она не дала в первый раз, во втором случае предложила выбрать краску какую ему надо.

Павлик -мотив самолюбия, самоутверждения в первом случае, во втором – любопытство, проверка

Лена-нравственный мотив.

Павлик-гнев, раздражение в первом случае, во втором – удивление, любопытство

Лена- негодование, антипатия.

Чуть не поддал хорошенько, боком подошел, потянул за рукав, тихим голосом.

Сгребла в кучу и накрыла рукой, широко раскрыла глаза, пальцы разжались, смущенно пробормотала

Павлику надо было вежливо попросить у сестры краски, не угрожать

Доброжелательное отношение к родным

  Ситуация 3.

Павлик и бабушка

«Павлик хотел взять морковку, а бабушка его прогнала»

«Павлик попросил кусочек пирожка, а бабушка выбрала самый лучший, румяный пирожок»

Павлик -мотив самоутверждения.

Бабушка – мотив раздражения

Павлик – мотив проверки, интереса.

Бабушка – мотив отзывчивости, любви.

Павлик -обида

Бабушка - гнев

Павлик -радость, бабушка-любовь.

«Повернул лицо, заглянул в глаза, прошептал…»

«Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке»

Павлику нужно спрашивать разрешения, быть вежливым

Внимание, чуткость к близким, вежливое обращение

  Ситуация 4

Павлик и брат

«Павлик просил брата взять с собой покататься на лодке»

Павлик – мотив самоутверждения.

Брат-нравственный мотив.

Павлик-гнев, обида.

Мама- спокойствие.

 «Возьми лучше, все равно не отстану, весла утащу, стукнул по скамейке; положил руку на его плечо и тихо попросил»

 «Брат поднял брови и усмехнулся; громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил волосы»

Павлику не надо угрожать брату, а вежливо попросить

Уважительное отношение к старшим

Вопросы педагога, направленные на ценностно-смысловое понимание детьми произведения.

   Ситуация1

Павлик и старик.

 

-Почему Павлик был сердитым?

Что он рассказал старику?

Почему старик решил помочь Павлику?

Что посоветовал старик Павлику?

С каким чувством Павлик разговаривал со стариком?

Что почувствовал Павлик, когда старик дал ему совет, как поступить?

Какими словами автор выразил сомнения Павлика?

Как бы ты поступил на месте Павлика?

А как ты поступаешь со своей сестренкой, бабушкой, братом?

  Ситуация 2

 Павлик и Лена.

Что попросил Павлик у сестры?

Почему Лена не дала краски?

Как поступила Лена потом?

Какие чувства испытал Павлик после отказа Лены не дать краски?

Что почувствовал Павлик, когда Лена позволила взять краски?

Какими словами показал автор чувства Павлика?

 

Как бы ты поступил, на месте Павлика?

Можно ли грубить и драться с сестрой?

  Ситуация 3.

Павлик и бабушка

Что хотел Павлик от бабушки?

Правильно ли поступил Павлик без разрешения заходить на кухню и брать морковку?

Почему потом бабушка дала Павлику самый лучший пирожок?

Какое чувство испытывал Павлик, когда бабушка прогнала его с кухни?

Какое чувство было у Павлика, когда бабушка дала ему пирожок?

Какими словами   автор описывает поступок бабушки вначале? Как автор описывает бабушку потом?

Как бы вы поступили, если были на месте Павлика?

Какой вы можете дать совет Павлику?

  Ситуация 4

Павлик и брат

Как же получилось, что все в семье отказывали Павлику в его просьбах?

 Как вы думаете, почему у Павлика потом все получилось?

С каким чувством, Павлик разговаривал с близкими вначале?

 Как автор описывает радость Павлика?

Как бы ты поступили на месте Павлика?

Чему учит этот рассказ?

А как вы исправляете свои ошибки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДСОВЕТ « Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 п.Радченко      ПЕДСОВЕТ « Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художе...

Тематический контроль «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы» Цель: Выполнение годовой задачи

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №1 п.Радченко         Тематический контроль«Развитие речи и речевого общения детей пос...

Ознакомление детей с произведениями художественной литературы и окружающим их миром через театрализованную деятельность

Ознакомление детей с произведениями художественной литературы и окружающим их миром через театрализованную деятельность...

Организация восприятия детьми младшего дошкольного возраста произведений художественной литературы: реализация требований ФГОС

На этапе развития современного российского общества, выдвигаются все более новые требования к развитию личности ребенка дошкольного возраста. Важное и основное место отводится умению восприн...

Программа дополнительного образования по приобщению детей к произведениям художественной литературы средствами театрализованной деятельности «ТЕРЕМОК»

Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эм...

Технологическая карта по проведению занятия в младшей группе. Чтение художественной литературы, русская народная сказка "Петушок и бобовое зёрнышко"

Технологическая карта по проведению занятия в младшей группе.Чтение художественной литературы, русская народная сказка "Петушок и бобовое зёрнышко"...