Родительское собрание во второй группе раннего возраста «Воспитание самостоятельности и самообслуживания у детей третьего года жизни»
консультация (младшая группа)

Капралова Наталья Юрьевна

Цель: дать родителям знания о значении воспитания у детей самостоятельности и самообслуживания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

“Воспитание – это наука,

обучающая наших детей обходиться без нас”

Легуве – французский писатель

 

Родительское собрание во второй группе раннего возраста

«Воспитание самостоятельности и самообслуживания

у детей третьего года жизни»

Цель:

·  Дать родителям знания о значении воспитания у детей самостоятельности и самообслуживания.

·  Приобщить ребенка к самообслуживанию в условиях семьи.

Ход собрания: Вступительное слово.

- Добрый вечер уважаемые родители. Я предлагаю вам сегодня вместе полистать страницы электронной книги, которая называется: «Формирование навыков самообслуживания у детей 2-3 лет». Из неё мы узнаем, что такое самостоятельность и самообслуживание.

Чему научились наши малыши, а чему ещё предстоит научиться.

Первая страничка нашей книги называется самостоятельность и самообслуживание.

- Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Дело в том, что самостоятельность играет определенную роль в развитии ребенка, именно с раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания. Давайте же разберемся, с чего начать и как всё должно происходить для достижения нужного результата.

Для ребенка третьего года жизни самообслуживание включает в себя освоение следующих навыков:

  • Прием пищи (правильно пользоваться ложкой; пить из чашки, есть, хорошо пережёвывая пищу закрытым ртом; во время приема пищи есть аккуратно и после еды пользоваться салфеткой, благодарить)
  • Раздевание и одевание (в определенной последовательности снимать, одевать обувь, трусики, колготки, брюки или юбку, шорты, шапку, варежки; складывать свои вещи в шкаф или на стульчик)
  • Гигиена тела (мыть руки и лицо, не разбрызгивая воду, вытирать их полотенцем, пользоваться носовым платком и салфеткой)
  • Опрятность (замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому, своевременно пользоваться горшком)
  • Умение убирать игрушки в определенное место. Однако надо приучить его не только убирать всё после игры, но и поддерживать порядок во время разнообразных занятий.

 Эти навыки формируются под воздействием воспитания при определенном уровне развития у ребёнка некоторых психо-физических возможностей.

К ним относятся:

·  общая моторика (умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам);

·  мелкая моторика (умение толкать, тянуть, переворачивать предмет, держать его и выпускать из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами, выполнять несложные пальчиковые игры);

·  зрительно-слуховое внимание (умение смотреть и приходить, когда зовут, слушать сказки, отвечать на вопросы доступным способом);

· мышление (умение узнавать предметы; выполнять простые указания, поручения; уметь имитировать, т. е. подражать действиям взрослых).

Именно с развития этих несложных умений начинается путь к освоению более важных, в практическом отношении, навыков самообслуживания. Поэтому и начинать надо именно с них.

Как правило, к двум годам общая моторика у детей развита довольно хорошо, а вот развитие мелкой моторики сложный процесс, требующий поэтапного освоения.

На первом этапе ребёнок учится выполнять

- сгибательные движения кисти и применять их в игре.

- далее осваивает хватание (пространственная и сенсорная ориентация, согласованная работа рук, различные типы захватывания: кулачком, щепотью (тремя пальцами), одной рукой, обеими; различные действия пальцами: расставлять, сжимать вместе, выделять один палец).

- дальше происходит развитие соотносящих действий, когда ребёнок учится совмещать два предмета или части, собирать такие игрушки, как матрешки, башенки, совершенствуется согласованность обеих рук, продолжает развиваться глазомер.

- на последнем этапе происходит развитие подражательных движений руками (пальчиковые игры, выполнение действий по показу).

Пример игра «Снежок»

Для успешного формирования навыков самообслуживания необходима  подготовка рук и развитие их мелкой моторики. Этим можно заниматься на специально организованных занятиях, в играх или просто в бытовых ситуациях.

Вот несколько вариантов игр и занятий для детей, которые можно организовать дома. Предложить ребёнку переложить из одной миски в другую орехи, фасоль, шары, сначала рукой (каждую отдельно), затем ложкой (начиная с большой столовой или деревянной, потом переходите на чайную). Позвольте ему отвинчивать и завинчивать крышки на пластиковых бутылочках, банках. Давайте ему проталкивать предметы в отверстия, нанизывать предметы на шнурок. Поиграйте в игры «Кукла Маша идет в магазин» (используйте кошельки и сумки с различными типами застежек: на липучке, на молнии, на кнопке, на пуговице, на завязках). «Постираем кукле платье» (развешиваем кукольную одежду и закрепляем прищепками). «Кукла просыпается, кукла умывается (надеваем кукольную одежду, имитируем процесс умывания).

Обучение конкретным навыкам самообслуживания следует начинать с показа на любимых игрушках ребёнка, постепенно переходя к прямому обучению на самом малыше. В процессе прямого обучения сообщите ему кратко и чётко, что вы от него хотите. Указание произносите, когда ребёнок смотрит на вас. При необходимости покажите это действие сами. Показ должен быть неторопливым, чётким и последовательным. После объяснения и показа возьмите своими руками руки ребёнка и проделайте вместе с ним нужное действие. Во время самостоятельного выполнения действия ребёнком поправляйте его корректно, не указывая на то, что нельзя делать, а говоря прямо, что необходимо делать именно сейчас. Например, нужно сказать: «Давай есть медленно», «Говори тихо», «Возьми одну» вместо: «Не торопись во время еды», «Не кричи громко», «Не бери много».

Помните, что скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, типа нервной системы (холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик), от скорости запоминания, от семейного отношения к чистоте и опрятности, т. к. именно пример родителей и близких людей является главным для малыша.

Формирование  навыков самообслуживания происходит постепенно. К примеру, при обучении умыванию ребенку сначала показывают и объясняют самые простые действия (сначала действия выполняются с помощью взрослого): смочить руки, потереть ладони и тыльную часть рук. После усвоения этого требования усложняются и  далее, к примеру, обучают заворачивать рукава. После овладения ребенком этим навыком родители предъявляют более высокие требования к качеству умывания.

Навыки самообслуживания   формируются   и в процессе питания. Повседневные упражнения позволяют к 3 годам  научиться есть быстрее и аккуратнее. Перед приемом пищи важно  обратить внимание  на аккуратность на столах и напомнить, что есть надо аккуратно, стараться не проливать и не крошить, чтобы сохранить этот порядок. Родители наблюдают, как кушает ребенок и при необходимости  напоминают, как правильно держать ложку, сколько брать пищи и т.д. Все это лучше делать незаметно, не отвлекая других от еды. Можно обратить внимание, как  аккуратно и самостоятельно кушают другие члены семьи.

Детям  3-го года жизни сложно дается одевание и раздевание, на обучении которым уходит много времени. При обучении нужно  соблюдать определенную последовательность: что в первую очередь снять или надеть, куда положить одежду. Родители помогают ребенку одеться или раздеться, но одновременно побуждают и его активно участвовать в самом процессе одевания, предлагая надеть или снять какие-то отдельные вещи. По мере овладения ребенком навыками одевания и раздевания родители  переходят от непосредственной помощи   к напоминанию действий.

Любое действие можно разделить на поддействия, выполняемые в определенном порядке. Например, процесс одевания штанишек может выглядеть так:

  • Сядь на стульчик
  • Возьми штанишки двумя руками за поясок
  • Подними одну ножку и вдень ее в одну штанину
  • Поставь ножку на пол
  • Подними вторую ножку и вдень ее в другую штанину
  • Встань и подтяни штанишки наверх обеими руками

Одевание ребенка в раздевалке группы

2 страница нашей книги «Знаете ли вы своего ребёнка?»

 Анкета для родителей «Навыки самообслуживания у детей 2-3 лет» 

Сейчас вы проанализируете навыки самостоятельности своего ребенка. Если ребёнок выполняет этот навык самостоятельно, то вы обведите красным кружочком, или не совсем самостоятельно желтого цвета, если не выполняет – то синего цвета.

Посмотрите на цвет кружочков, их цвет поможет вам решить, над чем следует поработать с детьми.

Конечно, дети не сразу приобретают необходимые навыки, им требуется наша помощь. И только совместно мы можем привить ребенку эти навыки, создавая для этого необходимые условия. Приспособить вешалку по росту ребёнка, повесить полотенце непосредственно для ребёнка, выделить полку в шкафу для его вещей, чтобы ребёнок знал и мог подойти, взять или положить ту или иную вещь, малышу удобнее умываться, если он стоит на скамейке, подставленной к крану. Если же его на руках подносят к крану, научить умыванию в таком неудобном положении очень трудно.

На каждое действие можно зарисовать схематичные мнемотаблицы, которые помогут малышу во время выполнения действия для облегчения запоминания последовательности его выполнения.      

Для  ознакомления ребенка с требованиями по самообслуживанию используют наблюдения за поведением взрослых и детей, рассматривание иллюстраций к книгам, чтение художественных произведений (особенно потешек), просмотры мультфильмов и др.

 Не забывайте давать положительную оценку действиям ребёнка!  Что бы ребенок ни делал, успешно или не очень, хвалите его, говорите, как вы им гордитесь. Не торопитесь помогать ему, важно, чтобы ребенок научился сам справляться со всем (но и не торопите ребенка, если он еще не готов). Будьте гибки – ничего страшного, если в ванной неделю будет царить беспорядок, потому что малыш учится мыть руки самостоятельно. Будьте терпеливы. Чем больше практики, тем быстрее ребенок всему научится.

Формируя у детей самостоятельность и навыки самообслуживания мы не редко сталкиваемся с тем, что ребёнок не может справиться с тем или иным поручением. Как можно решить эту проблемную ситуацию.

3 страница нашей книги «Ситуации для анализа».

Игра «Продолжи предложение».

Каждому родителю предлагается продолжить предложение «Мой ребенок умеет» (назвать те качества, которыми обладает ребенок).

Решение собрания:

1.  Для развития мелкой моторики рук организовать дома специальные игры и занятия для детей.

2.  Создавать условия дома для формирования навыков самообслуживания.

 Ситуации для анализа

Первая ситуация: трехлетний Максим с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец, после долгих усилий колготы почти надеты, но… наизнанку. Мать прекращает, как она говорит “эту бесцельную возню”, быстрым движением, не скрывая раздражение, стягивает с него колготы и натягивает их уже сама.

Малыш поднимает крик: ”Сам! Я сам!”

Мать строго говорит: ”Сиди спокойно! Не умеешь, а кричишь ”сам”.

  • Правильно ли поступила мама?
  • Каковы последствия такого поведения мамы?
  • Бывали ли подобные ситуации у вас?
  • Как вы выходили из них?
  • Как лучше вести себя в таких ситуациях?

(Мама поступила неправильно, мама может отбить у ребенка всякое стремление к самостоятельности, впоследствии ребенок может вырасти пассивным, ленивым.)

Правильнее было бы обыграть ситуацию:”Ой, смотри какие глупые колготочки – перевернулись наизнанку! Давай им поможем – вывернем их обратно” )

Вторая ситуация:

Кате 3,5 года, она  категорически отказывается сама одеваться. Аргументирует свой протест тем, что она еще маленькая.

Почему так происходит? Посоветуйте, как быть родителям в сложившейся ситуации.

( Вероятно, в какой –то момент родители перехватили инициативу по одеванию- раздеванию в свои руки, не поддержали стремление к самостоятельности.)

Третья ситуация: на улице похолодало, стали одевать теплую одежду и начались капризы – колготки не одену, штаны не хочу и т.п. Когда одеваю мамама – успокаивается. Что произошло?

(Возможно, теплые вещи не подходят для самостоятельного одевания: штанишки маловаты, колготки сделаны из теплого, но неудобного материала. Ребенку просто физически трудно одеть эти вещи).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Воспитание самостоятельности и самообслуживанию у детей третьего года жизни»

Главная цель разработки – вооружить воспитателей идеями проведения интересных и содержательных родительских собраний. Предлагаемая методика и тема разработана в соответствии с наиболее актуальными про...

Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье», в рамках городского конкурса «Воспитатель года – 2017»

Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье»Подготовила вос...

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 2-3 лет»

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста»Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 1,5-3 лет&raqu...

Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье»

Цель: Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования для детей младшего дошкольного возраста. Создание условий для овладения нетрадиционными техниками рисования родителями....

Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста на тему: «Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию».

Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста на тему: «Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию». ...

Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста «Улыбка малыша в период адаптации. Особенности развития детей второго (третьего) года жизни»

Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста «Улыбка малыша в период адаптации. Особенности развития детей второго (третьего) года жизни» ...