Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста на тему: «Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию».
методическая разработка (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod.sob_.gigiena_i_samoobsluzhivanie.docx | 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга»
Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста
на тему: «Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию».
Подготовила: воспитатель Симонова С.Г.
Цель: воспитание самостоятельности у детей младшего возраста;
педагогическое просвещение родителей по теме собрания.
Повестка дня
1.Вступление.
2.Выступление воспитателя на тему:
«Самообслуживание в жизни ребёнка».
3. Анализ анкет.
4.Ситуации для анализа.
5.Работа с памятками.
6.Слово-эстафета.
7.Горячее блюдо.
8.Разное.
9.Подведение итогов.
Ход собрания:
1. Вступление.
Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста заключается в постепенном приучении его к самостоятельности. Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто, особенно в 2-3 года, они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребёнка или помочь ему в чём-то приходилось слышать: “Я сам!” И мамы, которые пытаются препятствовать самостоятельности ребёнка при овладении навыками самообслуживания, сохраняют за собой “ключевые позиции”, удерживают ребёнка в зависимом состоянии, несомненно, наносят вред своему ребёнку. Если малыш не отличается сильным характером и бойцовскими качествами, он может сдаться и позволит одевать себя чуть ли ни до школы.
Как мы уже отметили, готовность, и решимость осваивать навыки самообслуживания большинство детей демонстрируют где-то в возрасте трёх лет, в период одного из кризисов взросления с доходчивым названием “Я сам!”. У ребёнка появляется устойчивое желание самоутвердиться. И подавлять эти порывы ни в коем случае нельзя!
Конечно, пятилетний ребёнок выучится быстрее. Но за эти годы он может утратить главное – желание учиться. Стимулы исчезают, теряются. Ведь трёхлетка будет безумно горд, когда впервые застегнёт сам молнию на куртке. Пятилетний же, освоив это мастерство, ничего не почувствует. И в самом деле, в пять лет- то, чем тут гордиться? Это все сверстники давно умеют.
Мини - итог:
формировать навыки самообслуживания надо вовремя,
необходимо поощрять стремление ребёнка к самостоятельности.
2.Выступление воспитателя на тему
Важно подчеркнуть, что с первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, «вхождения» его в мир взрослых.
Из каких действий состоят культурно-гигиенические навыки?
Чтобы умыться, нужно уметь пользоваться мылом и полотенцем, чтобы есть – ложкой и вилкой, чтобы пить – чашкой, чтобы чисть зубы – зубной щеткой. То есть формирование культурно-гигиенических навыков совпадает с основной линией психического развития – становление предметной деятельности. Ребенок интересуется, как обращаться с тем или иным предметом, что с ним можно делать, для чего он предназначен.
Вот здесь мы, взрослые, должны создать благоприятные условия для освоения малышом действий с предметами, необходимыми для совершения культурно-гигиенических навыков. Тут и надо показать, для чего служат мыло, полотенце, одеяло, ложка и салфетка. Еще рано объяснять ему правила культуры поведения. Просто надо показать, как употреблять предметы и упражнять в соответствующих предметных действиях.
В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражаемостью.
Все культурно-гигиенические навыки развиваются достаточно успешно в том случае, если все окружающие ребенка взрослые и старшие дети, являются примером для малыша в отношении, как культуры поведения, так и личной гигиены. Малыши, как известно, склонны к подражанию и достаточно быстро перенимают действия окружающих.
Поэтому необходимо:
1. Показать, как пользоваться водопроводным краном, как его правильно открывать, чтобы вода не разбрызгивалась, а текла тонкой струйкой и не намочила одежду ребенка.
2. При мытье рук показать, как надо закатывать рукава, чтобы не намочить их.
3. Взять в руки мыло, слегка его смочить, хорошо намылить кисти рук до образования пены, а затем смыть мыло с рук.
4. Насухо вытереть руки.
5. Повесить полотенце на место.
Рассматривая процесс формирования культурно-гигиенических навыков и привычек у детей, следует отметить, как можно использовать художественное слово в этом не простом деле. Художественная литература обладает рядом особенностей, которые делают её незаменимым средством воспитания: во-первых, она близка к житейскому опыту детей, так как рассказывает о поступках литературных героев, которые неоднократно совершал и сам ребенок. Во-вторых, в произведении воссоздаётся конкретная, образная ситуация, что сближает её с детским мышлением, которое тоже носит конкретный характер. В-третьих, художественное слово вызывает у ребенка яркий эмоциональный отклик и чувство сопричастности к тому, о чем рассказывает стихотворение.
Таким образом, художественное слово органично включается в процесс формирования культурно-гигиенических навыков с учетом принципов вариативности и комплексности.
Например:
Для пробуждения
«Мы проснулись, Мы проснулись
-Сладко, сладко потянулись.
-Маме с папой улыбнулись.»
Для умывания
«Водичка- водичка!
Умой моё личико!
Чтобы щёчки алели!
Чтобы глазки блестели!
Чтоб смеялся роток!
Чтоб кусался зубок!»
Для мытья рук
«Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки.»
Для переодевания
Будут пальчики вставать,
Наших деток одевать.
Встали пальчики- ура!
Одеваться нам пора.
Для еды
Тук, тук, тук.
Я твой друг,
Открывайте ворота,
Ваша кашка пришла.
Мини – итог:
Итак, давайте будем учиться вовремя и вместе.
Дети – элементарным навыкам самообслуживания.
Мы – последовательности, методичности и терпению.
А терпения как раз порой и не хватает…
3. Анализ анкет.
Итак, дети стремятся к самостоятельности. Но возникает вопрос: «Что же они умеют выполнять самостоятельно?» Давайте попробуем определить это. Заполните анкеты: «Навыки самообслуживания у детей младшего возраста».
Проанализировав их, мы получили следующие результаты, что многие действия дети выполняют самостоятельно, с помощью взрослого устраняют непорядок в одежде, складывают одежду.
Мы составили перечень действий, доступных для выполнения детям младшей группы:
➢ Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.
➢ Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы.
➢ Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
➢ Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.
➢ Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом.
➢ Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
➢ Убирать игрушки, строительный материал в определенное место
➢ Выполнять небольшие поручение взрослых.
Для того чтобы приобрести эти навыки, требуется помощь взрослого. Надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности:
▪ приспособить к росту ребёнка вешалку для одевания,
▪ выделить место для хранения предметов туалета,
▪ постоянное и удобное место для полотенца, обуви и т.д.
Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.
4. Ситуации для анализа.
Давайте рассмотрим некоторые примеры из жизни.
Трехлетний Ваня с усердием надевает колготки. Трудное занятие! Наконец, после долгих усилий колготки почти надеты, но… наизнанку. Мать прекращает, как она говорит «эту бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражение, стягивает с него колготки и натягивает их уже сама. Малыш поднимает крик: «Сам! Я сам!» Мать строго говорит: «Сиди спокойно! Не умеешь, а кричишь «сам».
Вопросы:
▪ Правильно ли поступила мама?
▪ Каковы последствия такого поведения мамы?
▪ Бывали ли подобные ситуации у вас?
▪ Как вы выходили из них?
▪ Как лучше вести себя в таких ситуациях?
(Мама поступила неправильно, мама может отбить у ребенка всякое стремление к самостоятельности, в последствии ребенок может вырасти пассивным, ленивым).
Правильнее было бы обыграть ситуацию: «Ой, смотри какие глупые колготочки – перевернулись наизнанку! Давай им поможем – вывернем их обратно».)
Другая ситуация.
Насте 3,5 года, она категорически отказывается сама одеваться. Аргументирует свой протест тем, что она еще маленькая. Почему так происходит? Посоветуйте, как быть родителям в сложившейся ситуации. (Вероятно, в какой – то момент родители перехватили инициативу по одеванию - раздеванию в свои руки, не поддержали стремление к самостоятельности).
Можно данный процесс превратить в увлекательную игру: вот змея заползает в нору (одевание колгот, носок), вот поезд едет через туннель (натягивание свитеров и футболок через голову). Можно поиграть в прятки. Одежда закрыла лицо – где наш малыш? В процессе игры ребёнок сможет незаметно для самого себя перехватить инициативу, почувствовать желание одеваться самостоятельно.)
5. Работа с памятками.
На ваших столах лежат памятки. Прочитайте их, пожалуйста. Что для вас явилось новым? С каким из выводов вы согласны? С каким из советов вы не согласны? Почему?
Памятка по формированию навыков самообслуживания.
1. Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.
2. Поощряйте, хвалите своего ребенка даже за небольшие достижения.
3. Необходимо правильно руководить действиями детей, проговаривать что, как и в каком порядке делать.
4. Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия.
5. Если у малыша что-то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.
6. Старайтесь поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.
7. Используйте игровые ситуации.
8. Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.
Надеемся, что памятка поможет вам в деле воспитания ваших детей. А сейчас мы предлагаем вам поделиться с нами достижениями вашего ребёнка.
Предлагаем вам сыграть в игру:
6. Слово-эстафета.
Родители должны продолжить начатое воспитателем предложение:
“ Мой ребенок умеет или делает…..”
(Для большей организованности предложить родителям передавать друг другу небольшой предмет.)
Какие замечательные малыши!
7. Горячее блюдо.
Короткие вопросы по теме собрания, раздаются родителям.
«Машу забирает бабушка, которая очень любит помогать. Даже если Маша сама одевается, бабушка так и рвётся помогать. В результате ребёнок стал бегать за помощью к воспитателю по поводу каждой мелочи в одежде.Что делать?»
( Попросить бабушку не делать этого, этим она не помогает, а развивает в ребёнке неуверенность в своих силах.)
«Андрюше 3 года, он умеет мыть руки, вытираться полотенцем – делает это с удовольствием, используя при этом стишки и потешки. С одеванием возникают проблемы – как его заинтересовать?»
Возможен такой диалог:
-Что это такое?
- Штаны! - отвечает ребенок.
- Штаны?
-А для чего они?
- Надевать.-
-Надевать???
-А как это?
«На улице похолодало, стали одевать тёплую одежду и начались капризы –колготки не одену, штаны не хочу и т.п. Когда одеваю сама – успокаивается. Что произошло?»
(Возможно, тёплые вещи не подходят для самостоятельного одевания: штанишки маловаты, колготки сделаны из тёплого, но неудобного материала. Ребёнку просто физически трудно одеть эти вещи).
«Собиралась с дочкой на улицу. Дала ей одежду. А сама пошла на кухню. Через 15 минут вернулась – она не только не оделась, но и все вещи перепутала. В саду одевается сама. Почему так получилось?»
(Ребёнок нуждается в подробных словесных объяснениях, а возможно и в непосредственной помощи, воспитатель в саду проговаривает как, что и в каком порядке надевать. Оставшись один ребёнок растерялся.)
8. Разное.
9. Подведение итогов.
Уважаемые родители! Мы благодарим вас за совместную работу.
Что ж сегодня у нас появилась уверенность в том, что мы можем помочь нашим детям стать более самостоятельными, уверенными в своих силах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье», в рамках городского конкурса «Воспитатель года – 2017»
Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье»Подготовила вос...
родительское собрание в младшей группе «Сказка учит говорить» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста. «Развитие речи младших дошкольников»
Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребПрекрасна речь, когда она, как ручеёк,Бежит среди камней чиста, нетороплива,И ты готов внимать её потокИ восклицать: - О! Как же ты к...
Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста на тему: «Летний отдых ребенка. Обеспечение безопасности на водоемах летом, дорожная безопасность»
Конспект родительского собрания во второй группе раннего возрастана тему: «Летний отдых ребенка. Обеспечение безопасности на водоемах летом, дорожная безопасность»...
Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста по теме: «Возрастные особенности детей 2-3 лет»
Родительское собрание по теме: Возрастные особенности детей 2-3 лет"...
Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 2-3 лет»
Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста»Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 1,5-3 лет&raqu...
Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста (2 -3 года). Тема: «Адаптация детей к детскому саду»
Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста (2 -3 года).Тема: «Адаптация детей к детскому саду»Цель: Знакомство и создание доброжелательных отношений с родителя...
Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста «Улыбка малыша в период адаптации. Особенности развития детей второго (третьего) года жизни»
Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста «Улыбка малыша в период адаптации. Особенности развития детей второго (третьего) года жизни» ...