Главные вкладки
Рабочая программа педагога-психолога, направленная на развитие творческих способностей у дошкольников через театрализованную деятельность «Театральные ступеньки».
рабочая программа
Рабочая программа педагога-психолога, направленная на развитие творческих способностей у дошкольников через театрализованную деятельность
«Театральные ступеньки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr_po_sposobnostyam_1.doc | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска
ПРИНЯТО Педагогическим советом учреждения, Протокол № 5 от 30.05.2023 | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Детский сад № 78 «Исток» ____________Ермолаева С.Н. Приказ № 83-од от 28.08.2023 |
Рабочая программа педагога-психолога, направленная на развитие творческих способностей у дошкольников через театрализованную деятельность
«Театральные ступеньки».
Возраст воспитанников: 5-6 лет
Срок реализации программы: 1год
Автор-составитель:
Лазутина Татьяна Владимировна
педагог-психолог
Актуальность:
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Поэтому, я считаю, что данная работа позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Значение театрализованной деятельности:
• помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств
• появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению
• совершенствует артикуляционный аппарат
• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
• улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий
• дети получают эмоциональный подъём
• способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
• позволяет формировать опыт социального поведения
• стимулирует активную речь
Цель: Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи для педагога:
• анализ программно-методических материалов, разработка структуры программно-методического комплекта;
• разработка проекта ;
• определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;
• создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;
• выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;
• приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.
Задачи для детей:
- формирование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение эффективному общению и речевой выразительности;
- совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;
- активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей;
- развитие интереса к театру как искусству.
- развивание у детей эмпатию, эмоциональную сферу, коммуникативные навыки;
- воспитывать навыки театральной культуры, любовь к театру.
Содержание программы
Программа предусматривает работу с детьми по 5 видам творческой деятельности.
Виды творческой деятельности | Содержание деятельности | Цель | Средства обучения |
Литературная | Выразительное пересказывание литературных произведений. Изучение поэзии. Сочинительство. | Знакомить детей с художественными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм театрализованной деятельности. Развивать дикцию детей, их артикуляционный аппарат | Сказки, рассказы, стихотворения. |
Игровая деятельность | Словесные, подвижные, дидактические игры, этюды, игра-терапия. | Способствовать развитию навыков общения и взаимодействия детей в игре. Развивать навыки действий с воображаемыми предметами. Развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния. Пополнять словарный запас, образный строй речи. | Атрибуты, необходимые для проведения игры. |
Драматизация | Основы актерского мастерства. Самостоятельная театрализованная деятельность. Пантомимика. Песенное творчество. Танцевальное творчество. | Формировать умение имитировать характерные действия персонажей сказок. Развивать умение разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям с использованием атрибутов, элементов костюмов, декораций. Формировать умение слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой. Вызвать эмоциональный отклик на желание двигаться под музыку | Этюды, фонограммы, атрибуты необходимые для упражнений, костюмы, декорации. Выбор средств и предметного окружения по собственному замыслу |
Кукловедение | Основы кукловождения. Художественное творчество в процессе изготовления кукол и театральных атрибутов. | Обучать детей основным приемам управления разнообразными куклами. Учить сопровождать движения речью. Познакомить детей с различными техниками художественного творчества. Развивать мелкую моторику рук | Пальчиковый и перчаточный тетры, материалы для изодеятельности. |
Театральная азбука | Посещение театральных спектаклей, беседы о театре, о театральных профессиях, о правилах поведения в театре. Просмотр презентаций, мультфильмов | Формировать представления детей о театре, знакомить с его историей, устройством. Познакомить с правилами поведения в театре, приобщать к театральной культуре. Рассказывать о театральных профессиях | Видиотека презентаций, мультфильмов о театре. Дидактический материал по темам. |
Реализация работы по программе.
1. Программа составлена для детей старшего дошкольного возраста, реализуется через кружковую работу.
2. Работу с родителями, где проводятся совместные театрализованные представления, праздники, кукольные спектакли, спортивные соревнования.
3. Занятие проводится 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 35 минут. Также проводится работа с детьми по подгруппам и индивидуально во второй половине дня, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности
4. Костюмы, декорации и другие атрибуты для спектаклей и игр, доступны детям и радуют их своим внешним видом.
5. Для создания максимальных условий развития театральной деятельности создан уголок театра.
Предполагаемый результат:
• умение владеть навыками выразительной речи;
• умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;
• проявлять интерес, желание к театральному искусству;
• передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;
• взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;
• умение последовательно высказывать свои мысли;
• выразительно читать стихотворный текст;
• умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией.
Учебно-тематический план
Месяц | Виды детской деятельности | Тема | Формы работы с детьми |
Сентябрь | Подбор методической литературы Составление учебного плана Анкетирование родителей Диагностика уровня развития речи детей | ||
Октябрь | Театральная азбука | «Все о театре» | Беседа, просмотр презентации, мультфильма. Посещение спектакля |
Игровая деятельность | Сказкотерапия «Ласковый цветок и сердитые тучки» | Разыгрывание этюдов, заучивание стихотворения | |
Литературная деятельность | Чтение сказка братьев Гримм «Волк и семеро маленьких козлят» | Сопоставительный анализ с русской народной сказкой «Волк и семеро козлят» | |
Драматизация | Разыгрывание сказки «Волк и семеро козлят на новый лад» | Драматизация музыкальной сказки | |
Ноябрь
| Кукловедение | «Волшебный сундучок» | Беседа, изобразительная деятельность (изготовление масок) |
Игровая деятельность | Игровое занятие «Одну простую сказку хотим мы рассказать» | Игра на выразительность «Дедушка молчок», Чтение стихотворений и их изображение с помощью мимики и жестов. Введение понятия «пантомима». Творческая игра «Что это за сказка?» | |
Литературная деятельность | А. Барто «В театре» | Знакомство с литературным произведением Заучивание стихотворения | |
Драматизация | Разыгрывание сказки «Волк и семеро козлят на новый лад» | Инсценировка для родителей и младших групп | |
Декабрь | Игровая деятельность | «Учимся говорить правильно» | Объяснение понятия «интонация» Упражнения, игры, ситуации на отработку интонационной выразительности, разучивание скороговорок |
Литературная деятельность | «Постучимся в теремок» | Чтение В. Бианки «Теремок» Пересказ сказки Игра-загадка «Угадай - кто это?» Этюд на расслабление. | |
Азбука театра | «Волшебные руки» | Беседа «Как устроена перчаточная кукла» Просмотр презентации Упражнения для развития крупной моторики рук | |
Кукловедение | Перчаточный театр «Теремок» | Интонационные упражнения Драматизация сказки для младших групп | |
Январь | Игровая деятельность | «Играем пальчиками» | Повторение и закрепление понятия «пантомима» Игровые упражнения с помощью пальчиков |
Драматизация | «Сочиняем сказку» | Занятие по развитию речи Знакомство с жанровыми особенностями сказок | |
Февраль | Азбука театра | «Театральные профессии» | Знакомство с театральными профессиями. Рисование афиш |
Игровая деятельность | «Раз, два, три, четыре, пять стихи мы будем сочинять» | Повторение понятия скороговорка Введение понятия «рифма» | |
Литературная деятельность | Чтение сказки Дж. Родари «Большая морковка». | Сопоставительный анализ с русской народной сказкой «Репка» | |
Кукловедение | Пальчиковый театр «Репка» | Инсценировка сказки с детьми | |
Март | Игровая деятельность | «Волшебные слова» | Сказкотерапия |
Литературная деятельность | Чтение сказки «Колобок в хлебном царстве» | Знакомство с новой сказкой Распределение ролей Обсуждение персонажей, их характер | |
Драматизация | «Колобок в хлебном царстве» | Репетиция по сказке Разучивание по ролям Разучивание песен, танцев | |
Кукловедение | «Волшебный сундучок» | Изготовление атрибутов к сказке | |
Апрель | Драматизация | «Наши эмоции» | Объяснения понятия «»эмоция Рассматривание сюжетных картинок, беседа, упражнения Инсценировка сказки «У страха глаза велики» |
Азбука театра | «Почему я люблю театр» | Беседа Викторина «Мы любим сказки» | |
Май | Литературная деятельность | «У страха глаза велики» | Чтение русской народной сказки Рассказы детей из личного опыта |
Кукловедение | «Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем» | Театр теней |
Список используемой литературы.
- Алянский Ю.Л. Азбука театра.-М., 1986г.
- Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003г.
- Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002г.
- Посашкова И.П. Организация творческой деятельности детей 3-7 лет Волгоград 2009г.
- Рындин В. Ф. Как создается художественное оформление спектакля. М., 1962г.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990г.
- Шорохова О.А. – Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников ТЦ «Сфера» 2006г.
- Энциклопедический словарь юного зрителя. – М., 1989г.
- Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий центр «Сфера» Москва, 2007г.
Краткий словарь театральных терминов
Авансцена — пространство сцены между занавесом и оркестром или зрительным залом.
Актер — деятельный, действующий (акт — действие) участник игры.
Амфитеатр — места для зрителей, расположенные за партером.
Антракт — промежуток между действиями спектакля.
Аплодисменты — одобрительные хлопки зрителей.
Афиша — объявление о представлении.
Балет — вид театрального искусства, где содержание передается без слов: музыкой, танцем, пантомимой.
Бельэтаж — первый этаж зрительного зала над партером и амфитеатром.
Бенуар — ложи по обеим сторонам партера на уровне сцены.
Бутафория — предметы, специально подготовленные и употребляемые вместо настоящих в театральных постановках (посуда, оружие, украшение).
Грим — подкрашивание лица, искусство придания лицу (посредством специальных красок, наклеивания усов, бороды и т.д.), внешности, необходимой актеру для данной роли.
Декорация — украшение, художественное оформление действия на театральной сцене.
Диалог — разговор между двумя или несколькими лицами.
Драма — сочинение для сцены.
Жест — движения рук, головы, передающие чувства и мысли.
Занавес — полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала.
Задник — расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.
Карман — боковая часть сцены, скрытая от зрителей.
Кулисы — вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.
Мизансцена — сценическое размещение, положение актеров на сцене в определенный момент.
Мимика— мысли и чувства, передаваемые не словами, а телодвижениями, выражением лица, отражающие эмоциональное состояние.
Монолог — речь одного лица, мысли вслух.
Опера — музыкально-драматический спектакль, в котором артисты не разговаривают, а поют.
Оперетта — веселый музыкальный спектакль, в котором пение чередуется с разговорами.
Падуга — горизонтальные полосы ткани, ограничивающие высоту сцены.
Пантомима — выразительное телодвижение, передача чувств и мыслей лицом и всем телом.
Парик — накладные волосы.
Партер — места в зрительном зале ниже уровня сцены.
Режиссер — управляющий актерами, раздающий роли; лицо, руководящее постановкой спектакля.
Реквизит — вещи, необходимые актерам по ходу действия спектакля.
Ремарка — пояснения драматурга на страницах пьесы, которые определяют место и обстановку действия, указывают, как должны вести себя действующие лица в тех или иных обстоятельствах.
Репертуар — пьесы, идущие в театре в определенный промежуток времени.
Репетиция — повторение, предварительное исполнение спектакля.
Реплика — фраза действующего лица, вслед за которым вступает другое действующее лицо или происходит какое-либо сценические действие.
Театр — место для зрелищ.
Штанкет — металлическая труба на тросах, в которой крепятся кулисы, детали декораций.
Фойе — помещение в театре, которое служит местом отдыха для зрителей во время антракта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование творческих способностей у дошкольников через театрализованную деятельность
презентация на конференции музыкальных руководителей детских садов...
Дополнительные общеобразовательные программы художественно - эстетической направленности по развитию творческих способностей у детей 3-5 лет, 5-7 лет
Дополнительные платные услуги предоставляются в целях выполнения социального заказа семьи, а также привлечения средств из дополнительных источников финансирования. В соответствии со своими уставными...
Самообразование : «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность»
Самообразование : «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность»...
Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе художественно-эстетической направленности по развитию творческих способностей детей от 6 до 7 лет
Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе художественно-эстетической направленности по развитию творческих способностей у детей 6-7 лет «Бум...
Программа по развитию творческих способностей у дошкольников через театрализованную деятельность
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с...
Развитие творческих способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность
Развитие творческих способностей старших дошкольников посредставм театрализованной деятельности (из опыта работы)....
Рабочая программа педагога-психолога по коррекции и развитию высших психических функций у дошкольников старшего возраста "В школу с радостью!"
Рабочая программа педагога-психолога по коррекции и развитию высших психических функций у дошкольников старшего возраста "В школу с радостью!"...