Проектная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста "Барыня-капуста"
проект (средняя группа)

Можарина Наталья Федоровна

Дети в дошкольном возрасте по своей природе исследователи, они любят новые впечатления, постоянно стремятся экспериментировать, узнавать что-то новое.  Человек использует в жизни множество овощей. Капуста на нашем столе считается самым простым и привычным овощем. Из нее можно готовить абсолютно все – салаты, супы, вторые блюда, выпечку. Она растет в любом огороде и проста в выращивании. Но как выяснилось, что не все ребята ее любят употреблять в пищу. Помочь детям увидеть необычное в привычном ,  расширить кругозор, поближе познакомить их с этим удивительным и полезным овощем, полюбить его как продукт призван данный проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_barynya-kapusta.docx867.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №20», г. Ярославль

Проектная деятельность

с детьми среднего дошкольного возраста

«БАРЫНЯ – КАПУСТА»

                                                              Авторы: Можарина Н.Ф.

                                                                                                        Подобедова С.Н.

 

Ярославль, 2024 г.

1.Информационная карта проекта

Состав проектной группы

Дети средней группы, воспитатели, родители.

Тип проекта

Познавательно-творческий, групповой.

Сроки проекта

по срокам реализации – краткосрочный (05.11.2024 – 18.11.2024)

                   

Актуальность

Любовь к Родине зарождается в детстве. Что не заложено в душу с детства, потом невосполнимо. Семейные традиции приобщают ребенка к познанию истории народа, его национальных особенностей, традиций и обычаев. Именно родная культура должна лежать в основе личности. Огромную роль в воспитательно-образовательном процессе играет ознакомление детей с народными обычаями своей страны.

Цель проекта

Формирование целостной картины мира через ценностно-смысловое отношение ребенка к природе, людям и их деятельности, активизация творческого потенциала детей.

Задачи проекта

- сформировать у детей обобщенные знания  о капусте, о разообразии ее  видов, познакомить с разными блюдами из капусты;

- создать условия для развития у детей познавательного интереса, стремления исследовать окружающий мир;

- продолжать знакомить детей с сезонными календарными праздниками  своего народа (традиция капустных посиделок, рубка и заготовка капусты на зиму);

- создать благоприятные условия для развития коммуникативных навыков детей;

- развивать творческие способности детей через музыкальную, изобразительную  деятельность;

- воспитывать чувство любви к Родине, народным обычаям и традициям;

- способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместных мероприятий, укреплению социального партнерства между педагогами и родителями.

Планируемые результаты

- дети имеют представление о капусте как о полезной овощной культуре, ее свойствах, видах;

- проявляют активный интерес, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и творческой  деятельности;

- понимают ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности;

- проявляют интерес и готовность к соблюдению правил здорового питания, понимают влияние продуктов на организм человека;  

- родители активно участвуют в реализации проекта, проявляют интерес к жизни группы, детского сада.

Методы и приемы

Методы:

- словесные: чтение художественной литературы, разучивание стихов, пословиц и поговорок, загадок, беседы, словесные дидактические игры, слушание и разучивание песен к празднику;

- наглядные:  рассматривание иллюстраций, фотоальбома, разных видов капусты;

- практические: аппликация, рисование, лепка,  конструирование, приготовление салата с капустой, экспериментальная деятельность;

- игровые: сюжетно - ролевые игры, подвижные игры; хороводные, музыкальные игры.

Формы работы: индивидуальная, подгрупповая, коллективная.

Организация РППС

Центр познания и коммуникации: оборудование и материалы для экспериментальной деятельности: пластиковые стаканы, пищевые красители, пекинская капуста;  дидактические настольно-печатные игры: «Магазин полезных продуктов», «Полезные и вредные продукты», «Поварята»,  атрибуты для сюжетно-ролевой игры: фартуки, кукольная посуда, муляжи продуктов, весы, корзинки, сумки; фотоальбом «Капуста – царица овощей»

Центр речевого развития: сюжетная картина «В огороде», выставка книг в книжном уголке.

Центр творчества: трафареты и раскраски «Овощи»,  мягкий пластилин,  краски, кисти, клей.

Центр театрализации и музицирования: народные костюмы, маски.

Центр конструирования: мягкий напольный модуль, набор пластмассовый для конструирования «Строитель»,  наборы деревянного конструктора «Томик».

Итоговый продукт

- выставка творческих работ детей (рисование в нетрадиционной технике «отпечатки срезом пекинской капусты» - «Цветы для мамы», аппликация коллективная «Капустное поле», лепка  «Барыня-капуста»);

- фотогазета «А меня нашли в капусте!»;

- сценарий развлечения для детей и родителей «Капустные посиделки»;

- картотека стихов, пословиц, поговорок, загадок о капусте;

- аудиотека песен о капусте;

- совместное развлечение «Капустные посиделки».

II. Организация работы над проектом

Этапы

реализации

проекта

Виды деятельности, содержание

Задачи

I.Подготови-тельный

(поисковый, аналитичес-кий)

- Информирование родителей о предстоящей деятельности.

- Разработка комплексно-тематического планирования по теме проекта: обозначение темы и актуальности проекта, постановка цели и задач, разработка плана реализации.

- Подбор методической  литературы по теме, наглядного и дидактического материала, изучение интернет-ресурсов.

- Создание развивающей предметно-пространственной среды группы;

 - Подбор художественной литературы, аудиозаписей песен для детей по теме, материалов для продуктивной деятельности, игрушек, атрибутов для игровой, познавательной деятельности.

                             ***

     При подготовке  к осеннему празднику в группе каждая семья приносила фотографию своего «удачного урожая». «Посмотрите, какая у нас выросла капуста»- сказал Артем Б., показав фото краснокочанной  капусты. Дети заинтересовались этим объектом: «А что это за овощ такой? Можно ли его есть?  Он вредный или полезный? Как его готовить?»

Чтобы ответить на все эти вопросы, было решено узнать больше об этом удивительном овоще -  капусте, а заодно познакомить детей с традициями и обычаями русского народа, связанными с капустой.

Заинтересовать детей в проблеме при помощи доступных средств: диалогов, бесед, игр, чтения литературных произведений, сбора информации.

II.Основной

(практичес-кий)

III.Заключи-тельный (итог проекта)

Социально-комммуникативное развитие

Дидактические игры:

-  «Овощное домино»

- «Найди по описанию»

- «Чудесный мешочек»

- «Что готовят из капусты» (Загадки повара Поварешкина)

Настольные игры: лото «Во саду ли, в огороде», домино «Овощи-фрукты»

Сюжетно-ролевые игры:

-  «Семья» (мама готовит обед)

- «Овощной магазин»

Игровая ситуация «Капуста-лекарь»

Практическое занятие (кулинарный мастер-класс): «Салат из капусты»

Конструкторская игра «Овощехранилище»

Познавательное развитие

Беседы: «Вся капуста хороша», «Сто одежек и все без застежек»

Рассматривание иллюстраций в фотоальбоме «Капуста – царица овощей»

Экспериментальная деятельность «Окрашивание пекинской капусты пищевыми красителями»

Художественно-эстетическое развитие

Лепка: «Барыня-капуста»

Аппликация коллективная «Капустное поле»

Рисование в нетрадиционной технике – отпечатком среза пекинской капусты  - «Цветы для мамы»

Слушание и разучивание песен, хороводов:  «К нам гости пришли»,

«Капуста», «Я  капустицу полола»,  «Мы капусту солим», «Я сажу, сажу капусту»,  «Вейся, вейся, капуста»

Разыгрывание сценки  «У дедушки в огороде»

Раскраски «Овощная семейка», капуста

Выпуск фотогазеты «А меня нашли в капусте»

Речевое развитие

Чтение художественной литературы: «Капуста» И.Мазин, «Капуста» И.Гринёв, Т.Кирюшатова «Октябрь-капустник» и др., разучивание стихотворений к празднику

Знакомство с поговорками, пословицами о капусте, разучивание. Игра «Продолжи пословицу, поговорку»

Рассказывание по картине «В огороде», из личного опыта -  «Как мама солила капусту».

Физическое развитие

Беседа «Здоровье найдешь в капусте»

Пальчиковая игра «Капуста»

Физкультминутка «Засолка капусты»

Игры малой подвижности «Дедушка и зайчик»,  «Ты катись, катись, капуста»

Ситуативный разговор о безопасности «Осторожно - мама шинкует капусту».

Досуг- развлечение для детей и родителей  «Капустные посиделки»

Побуждать к самостоятельному выполнению небольших поручений. Формировать у детей чувство причастности к духовному наследию прошлого. Продолжить знакомить детей с обычаями и традициями своего народа: рубка капусты и заготовка ее на зиму. Познакомить с разными блюдами из капусты.

- расширять знания детей об овощах;

- учить выделять характерные признаки капусты.

- развивать тактильные ощущения, речь детей.

- расширять представления детей о разнообразии блюд из капусты.

- закреплять знания об овощах и фруктах, учить их различать, называть.

- знакомить детей с разными способами приготовления блюд, побуждать проговаривать действия с продуктами: почистить, нарезать, посолить, перемешать и др.

- развивать игровую деятельность, побуждать соблюдать ролевое поведение, учить вести диалог продавца и покупателя

- знакомить с лечебными свойствами капусты, учить накладывать повязку.

- формировать у детей представления о полезных продуктах, способах их приготовления, прививать полезные пищевые привычки.

- развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования, в подборе материалов, формировать навыки сотрудничества.

Помочь детям находить необычное в обычных окружающих предметах. Расширять представления детей об овощах – разных видах капусты и использовании их в пищу, познакомить с полезными и целебными свойствами капусты. Развивать познавательный интерес, стремление исследовать окружающий мир. Развивать предпосылки поисковой деятельности и познавательной активности детей, формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.

- познакомить детей с разновидностями капусты,  её свойствами, уточнить представления о форме, цвете, размере, вкусе, сочности, запахе.

- развивать познавательный интерес, побуждать детей задавать вопросы об увиденном.

- воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, наглядно показать детям процесс питания растения, движение воды по капиллярам.

Создать условия для активизации творческих способностей детей; совершенствовать навыки работы с пластилином, гуашью; способствовать развитию мелкой моторики, скоординированности действий обеих рук, цветовосприятия, чувства ритма, музыкального слуха, фантазии; воспитывать эмоционально-положительное отношение к творчеству, чувство прекрасного.

- учить передавать внешний вид капусты, совершенствовать приемы лепки: скатывание, сплющивание, примазывание.

- закреплять умение работать с бумагой, клеем, работать сообща, дружно.

- продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования, воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

- знакомить с произведениями русского фольклора, развивать чувство ритма, музыкальный слух,  артистические способности.

- учить вести ролевой диалог, развивать выразительность, эмоциональность речи.

- развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие, воспитывать аккуратность.

- познакомить детей с «крылатым» выражением, прививать интерес к родному языку, приобщать к совместной работе.

Поддерживать стремление детей активно вступать в общение; обогащать словарный запас детей, отрабатывать интонационную выразительность речи; развивать умение понимать смысл прочитанного, услышанного; совершенствовать умение составлять описательные рассказы о капусте. Формировать у детей чувство причастности к духовному наследию прошлого через использование фольклора: пословиц, поговорок, загадок, песен.

- приобщать детей к художественной литературе, побуждать внимательно слушать, отвечать на вопросы по содержанию, развивать память, обогащать словарный запас.

- прививать интерес к устному народному творчеству, учить понимать смысл пословиц и поговорок и заключенную в них народную мудрость.

- развивать умение составлять связный рассказ с помощью наводящих вопросов.

Формировать у детей  представление о необходимости заботиться о своем здоровье, о важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья, побуждать к двигательной деятельности.

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать общую моторику, согласованность движений и речи.

- развивать зрительную память,  внимание

- формировать навыки безопасного поведения при использовании режущих предметов.

Знакомить с осенней традицией русского народа – заготовкой капусты и капустными посиделками. Вызвать положительные эмоции у детей, радость от проделанной работы. Способствовать укреплению детско-родительских отношений.

Работа с родителями

- Консультации: «Здоровье найдете в капусте», «О здоровом питании дошкольников».

- Оформление фотоальбома «Капуста – царица овощей»,  фотогазеты «А меня нашли в капусте».

- Совместный досуг- развлечение «Капустные посиделки»

- Побуждать прививать детям правильные пищевые привычки, ответственно относиться к питанию детей.

- Привлечь родителей к изготовлению дидактических  наглядных  материалов, к оказанию помощи в подготовке костюмов, атрибутов к празднику. Вовлекать родителей в жизнь группы, детского сада.

Фотогалерея проекта

20241207_160703.jpg        20241207_154819.jpg

20241207_164230.jpg  20241207_154134.jpg

20241207_160424.jpg 20241207_155723.jpg

20241207_155401.jpg    20241207_155918.jpg 

  20241207_155122.jpg  20241207_163432.jpg

20241207_154503.jpg20241207_162618.jpg

20241207_163052.jpg 20241207_161019.jpg

20241206_140124.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проектная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста по нравственно - патриотическому воспитанию в рамках опорной площадки по духовно - нравственному развитию и воспитанию дошкольников.

Проектная деятельность  в доу по нравственно - патриотическому развитию на тему "Моя семья"Слайд № 1Добрый день, уважаемые коллеги! Мы   детского сада № 5 «Колокол...

Проектная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста "Еда без вреда"

Представленны основные этапы работы с детьми и родителями по формированию культуры питания, а также приобщению детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни....

Проектная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста

Проектная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста...

«Проектная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста»

Проектная деятельность - это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта.Проектная деятельность - это создание вос...

Проектная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста

Одним из эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования. Метод про...

Проектная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста. Краткосрочный проект "Планета СМЕШАРИКИ"

Мастер   класс  «Готовим торт»Цель:  Научить детей готовить сладкий десерт-торт.Задачи: - Учить детей готовить десерт;            ...

Программа самообразования на тему "Проектная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста".

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктив...