Программа самообразования на тему "Проектная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста".
учебно-методический материал (средняя группа)
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Метод проектов можно представить как- способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели (Киселева Л.С., Данилина Т.А.,Пахомова Н.Ю.), т.е. это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды. Проектная деятельность ребенка дошкольного возраста –это «деятельность по созданию по инициативе ребенка совместно со взрослыми социально-значимого продукта» (Н.Е. Веракса).
Таким образом, цель организации проектной деятельности дошкольников- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе проектной деятельности.
Выбор темы проектной деятельности не случаен, так как в среднем возрасте у детей отсутствует жизненный опыт, недостаточен уровень развития интеллектуально-творческих способностей, что не позволяет им в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и ее решении. Познавательный интерес повышен и только через организацию проектной деятельности можно удовлетворить потребности ребенка в самостоятельной деятельности.
А также проектная деятельность делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 38 «СЕМИЦВЕТИК» П. ЖДАНОВСКИЙ
607684, Нижегородская обл., Кстовский р-он, п. Ждановский, ул. Майская д. 4, e-mail: ds38cem@yandex.ru
_____________________________________________________________________________________________
ПРОГРАММА по самообразованию
воспитателя средней группы
на 2021-2022 гг.
ТЕМА: «Проектная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста».
Воспитатель:
Сулынина Елена Александровна
2021-2022 г. г.
Актуальность.
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Метод проектов можно представить как- способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели (Киселева Л.С., Данилина Т.А.,Пахомова Н.Ю.), т.е. это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды. Проектная деятельность ребенка дошкольного возраста –это «деятельность по созданию по инициативе ребенка совместно со взрослыми социально-значимого продукта» (Н.Е. Веракса).
Таким образом, цель организации проектной деятельности дошкольников- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе проектной деятельности.
Выбор темы проектной деятельности не случаен, так как в среднем возрасте у детей отсутствует жизненный опыт, недостаточен уровень развития интеллектуально-творческих способностей, что не позволяет им в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и ее решении. Познавательный интерес повышен и только через организацию проектной деятельности можно удовлетворить потребности ребенка в самостоятельной деятельности.
А также проектная деятельность делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.
Направление: социально-личностное
Группа: средняя (4 -5лет)
Форма самообразования: индивидуальная.
Цель: изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, работы с банком педагогической информации в системе Интернет;
- Разработать и реализовать стратегию взаимодействия с родителями, систему работы с детьми, перспективный план работы с детьми и т. д.);
- Подготовить и провести педагогическую диагностику на начало и конец учебного года;
- Создать современную предметно- пространственную среду в группе;
- Разработать проекты по познавательному развитию детей, создать банк краткосрочных и долгосрочных проектов;
- Обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством выступления на педагогическом совете, участия в семинарах, проведения мастер-класса для педагогов, открытых занятий с детьми, участия в Интернет –конкурсах.
Ожидаемые результаты:
У воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
- умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
- овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста (проектная деятельность);
- умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике;
- пополнение копилки профессиональных достижений, создание портфолио воспитателя средней группы.
У детей сформируются:
- творческие способности, коммуникативные навыки, умение экспериментировать, применять полученные знания на практике;
- социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт исследовательски - творческой деятельности;
- повысится степень самостоятельности, инициативности и познавательной мотивированности.
У родителей воспитанников:
- появится интерес к совместному проведению исследования, подготовке к предстоящему творчеству и изготовлению конечного продукта;
- заинтересованность в презентации семейных проектов, которые обеспечивают ситуацию успеха каждой семье.
Основные вопросы:
- история и сущность проектной деятельности;
- актуальность применения проектно-исследовательской деятельности в ДОУ;
- цели и задачи проектной деятельности детей среднего дошкольного возраста;
- методика организации исследований и экспериментирования детей дошкольного возраста;
- этапы работы над проектом;
- прогнозируемые результаты;
- группы умений, формируемые проектным методом;
- особенности исследовательских проектов детей среднего дошкольного возраста;
- роль родителей в проектной деятельности;
- практическая реализация проектов;
- дальнейшее развитие проекта.
Изучение учебно-методической литературы.
Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность, как средство развития детей и взрослых // Развитие личности 2000 № 1.
Белая, К.Ю. Самообразование педагогов ДОУ / К.Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя. - 2007. - № 2.
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений — М.: Мозаика — Синтез, 2008.
Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).
Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013 г.
Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994.
Дыбина О.В., Еник О.А. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5 / Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007.
Захарова М.А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. Издательство: Школьная пресса, 2010 г.
Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011.
Маханёва, М.Д. Самообразование педагогов / М.Д. Маханёва // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. - № 1.
Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Волгоград, 2008.
Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Рыжова Н.А. Программа «Наш дом - природа» блок занятий «песок, глина, камни». карапуз - дидактика Москва 2005.
Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении // методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2010.
Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: программ - метод. обеспечение: пособие для рук. и адм. работников / И.А. Урмина, Т.А. Данилина. – М.: Линка-Пресс, 2009.
Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.
Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайтах: http://nsportal.ru,www.maam.ru,http://doshvozrast.ru,
https://portalpedagoga.ru, http://dohcolonoc.ru, т.д.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД.
1 Этап: Организационно-теоретический (подготовительный).
Срок: август.
Содержание работы:
Повышение своего профессионального уровня, развитие любознательности и познавательной активности:
- Изучение нормативных документов.
- Детальное изучение методической литературы по данной проблеме.
- Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
- Прогнозирование результатов
Форма отчетности: Консультации для родителей «Основные цели и задачи метода проектов. Организация проектной деятельности в средней группе».
2 этап: накопительно-практический (основной).
Срок: сентябрь – апрель.
Содержание работы:
- Использование метода проектов в практике дошкольного образовательного учреждения как инновационной педагогической технологии:
- Изучение методики технологии проектирования педагогов в сети –Интернет.
- Проведение цикла краткосрочных (долгосрочных) проектов с детьми средней группы
- Привлечение родителей к организации проектов в группе.
Форма отчетности:
- Консультации для педагогов ДОУ.
- Участие в конкурсах и выставках различного уровня (в ДОУ и в сети Интернет).
- Освещение данной темы на своем сайте, пополнение электронного портфолио и публикации на персональной страничке в социальной сети.
3 этап: Заключительный (итоговый)
Срок: май.
Содержание работы:
- Повышение познавательного интереса педагогов ДОУ, дошкольников и их родителей к методу проектов:
- Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе.
- Обобщение результатов на родительском собрании ДОУ (отчет о проделанной работе).
- Планирование деятельности и перспектив развития на следующий учебный год.
Форма отчетности:
- Презентации проектов и фотоотчет.
- Публикация собственного опыта педагогической деятельности на педагогических сайтах (требуется письменное согласие родителей) с целью участия в конкурсах.
БАНК ПРИМЕРНЫХ ПРОЕКТОВ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.
Классификация проекта | Продолжительность | Тема | Месяц |
Познавательно-исследовательский | среднесрочный | «Эти удивительные ракушки». | Сентябрь |
Познавательно – исследовательский, творческий. | краткосрочный | «Время урожая» | Октябрь |
Игровой, информационный. | кратковременный | «Неделя по пожарной безопасности» | Октябрь |
Информационно-игровой | кратковременный | «Светофор – наш друг» | Ноябрь |
Познавательно-творческий | краткосрочный | «В стране геометрических фигур» | Январь |
Учебно-игровой | долгосрочный | «В мире звуков и букв» | Март-Май |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА
«Эти удивительные ракушки».
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Вид проекта: среднесрочный, семейный, групповой.
Сроки реализации: с 01.09.2021 – 24.09.2021 гг.
Участники проекта: воспитанники средней группы, родители, воспитатели.
Итоговое мероприятие: создание мини-музей «Эти удивительные ракушки», поделки детей и их родителей.
Актуальность проекта: каждый год дети с моря привозят ракушки. Им стало интересно: что такое ракушка, откуда они берутся, какие виды бывают, их принадлежность в мире природы. Так стал появляться наш музей, где дети стали его авторами.
Цель проекта: расширение и закрепление знаний детей о ракушках, о выполняемых ими функциях. Вызвать интерес к окружающему миру.
Задачи проекта:
Для детей – расширение кругозора; развитие стремления к познавательной деятельности; развитие творческих способностей.
Для педагогов - создать условия для знакомства детей с разными видами ракушек, местами их обитания; развивать любознательность, наблюдательность, воображение, мышление, творческие способности; формировать навыки исследовательской деятельности; установление доброжелательных взаимоотношений педагогов, родителей в процессе реализации проекта.
Для родителей - привлечение к проблеме развития познавательной сферы ребенка; включение в совместную деятельность с детьми при создании продуктов мини - музея; установление партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитании детей.
Ожидаемый результат:
• расширение познавательного интереса и эмоционального восприятия;
• пополнение мини – музей новыми экспозициями;
• расширение словарного запаса путём подбора картотеки к экспозициям: загадок, стихов, фильмов и других интересных материалов;
• обогащение предметно – развивающей среды группы, путем создания в группе мини-музея «Сокровища морских глубин».
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА
«Время урожая».
Тип проекта: Познавательно – исследовательский, творческий.
Вид проекта: среднесрочный, семейный, групповой.
Сроки реализации проекта: 29.09.2021- 13.10.2021 гг.
Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатель.
Итоговое мероприятие: Оформление выставки «Чудесное превращение овощей». Оформление фотоальбома «Урожай мы собираем!». Приготовление овощного салата.
Цель проекта: обобщить и расширить знания детей об овощах и фруктах через разные виды деятельности, осуществляя преемственную связь ДОУ и семьи, закрепление знаний о витаминах, их пользе для здоровья человека и о содержании тех или иных витаминов в овощах, фруктах.
Задачи проекта:
1. Расширять знания о признаках осени, об овощах и фруктах.
2. Формировать умения самостоятельно использовать знания.
3. Развивать эмоционально-доброжелательное отношение к объектам природы в процессе общения с ними.
4. Воспитывать бережное отношение к труду человека.
5. Дать представление о пользе овощей и фруктов.
Ожидаемый результат:
- Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта.
- Расширение знаний о пользе овощей, фруктов, ягод.
- Становление речи.
- Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.
Разработка проекта: создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА
«Неделя пожарной безопасности»
Срок реализации: кратковременный (одна неделя)
Вид проекта: игровой, информационный.
Участники проекта: воспитанники группы, воспитатель, родители.
Цель проекта: дать представление о том, что огонь может приносить не только пользу человеку, но и вред; закрепить знания детей о профессии пожарного и технике, помогающей человеку тушить пожар; углубить и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожара; познакомить детей с номером «01»; закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности
Задачи:
1. формировать у детей интерес к проблемам собственной безопасности;
2. формировать основы пожарной безопасности у дошкольников, положительное отношение к правилам поведения дома и правилу «Нельзя!»;
3. формировать правила пожарной безопасности; сформировать чувство опасности огня;
4. воспитывать у детей ответственное отношение к своей безопасности;
5. распространить педагогические знания о правилах пожарной безопасности среди родителей.
Итоговое мероприятие: Игра-соревнование «Посвящение в пожарные», выставка рисунков «Пожарная безопасность».
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА
«Светофор – наш друг»
Вид проекта: среднесрочный (4 недели), познавательный, игровой.
Участники проекта: дети средней группы «Одуванчики», родители, воспитатель.
Продолжительность: с 11.10.2021 по 12.11.2021 гг.
Продукт проектной деятельности:
Спортивное мероприятие «Отряд юных инспекторов движения».
Поделка «Светофор» - родители совместно с детьми.
Оформление уголка по безопасности дорожного движения.
Развлечения «Светофор – наш друг!»
Цель: Формирование и развитие у детей дошкольного возраста необходимых навыков безопасного поведения на дорогах; закрепление знаний правил уличного движения и поведения на улице, в транспорте; пополнение знаний детей о правилах дорожного движения.
Задачи:
Личностно-ориентированные задачи:
- закрепить и уточнить правила дорожного движения, назначение светофора;
- развивать внимание, самостоятельность, осторожность;
- развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
п0ривлечение внимания родителей к воспитанию у детей навыков безопасного поведения
ЭЪвна дорогах.
Развивающие:
- Расширить представление детей о правилах дорожного движения.
- Развивать внимательность, память, мышление, осторожность, способность к ориентировке в окружающей обстановке, наблюдательность; познавательный интерес;
- Развивать умение творчески мыслить, воплощать идеи в практической деятельности – рисунках, поделках, театрализованной деятельности.
- Развивать способность практически применять полученные знания в дорожно-транспортной среде.
Образовательные:
- Познакомить детей с историей создания светофора и его назначением.
- Обогащать и активизировать словарь детей при помощи слов: пешеход, пешеходный переход, перекресток, сигналы светофора, регулировщик, дорожные знаки, наземный, водный и воздушный транспорт.
- Познакомить детей с назначением дорожных знаков, формировать умение их понимать схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
Воспитательные:
- Воспитывать навыки личной безопасности;
- Воспитывать в детях грамотных пешеходов;
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Ожидаемые результаты:
- Снижение уровня детских ДТП и повышение у детей навыков и умений безопасному поведению на дорогах.
- Наличие знаний и развитие навыков поведения детей в непредвиденных опасных ситуациях, умение обходить их.
- Повышение научно-методического обеспечения профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в условиях образовательных учреждениях.
- Усовершенствование предметно-развивающей среды в обучении детей правилам дорожного движения.
- Повышение уровня знаний педагогов и родителей по ознакомлению детей с основами дорожной грамоты.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА
«В стране геометрических фигур»
Тип проекта: краткосрочный, познавательно- творческий, групповой.
Срок реализации: 2 недели (с 11.01.2022 – 31.01.2022 гг.)
Участники: Воспитатель, дети средней группы, родители
Итоговый продукт: поделки из геометрических фигур.
Цель: Создание условий для развития математических и творческих способностей детей в процессе реализации проекта «В стране геометрических фигур».
Задачи:
• Упражнять детей в узнавании и назывании геометрических фигур по трем признакам - цвет и форма и размер.
• Находить геометрические фигуры в окружающих предметах.
• Развивать зрительное и слуховое восприятие, образное мышление, формировать коммуникативные навыки.
• Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.
• Побуждать взрослых включаться в совместную деятельность с детьми.
Ожидаемые результаты:
Дети успешно:
• изучат геометрические фигуры;
• научатся сравнивать и выделять между фигурами сходство и отличие;
• обогатят словарь математическими терминами;
• научатся использовать полученные знания в практической деятельности (при создании наглядных образов, в продуктивной деятельности);
Родители:
• смогут овладеть необходимыми приемами работы с детьми, которые позволят им решать вопросы развития у детей пространственного мышления и воображения ребенка, для его способности видеть мир в целостных образах.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА
«В мире звуков и букв»
Тип проекта: учебно - игровой
Срок реализации: 3 месяца (март-апрель-май).
Участники: воспитатели, дети старшей группы, родители
Итоговый продукт: выставка «Буква».
Цель: проектно-исследовательской деятельности – формирование положительной мотивации и интереса у детей к изучению букв русского языка.
Задачи:
- Уточнение графического образа букв.
- Развитие пространственного восприятия при рассматривании расположения элементов букв.
- Развитие у детей фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза через осознание звукового строя языка.
- Развитие познавательной активности, мышления, воображения, коммуникативных навыков.
- Развитие творческих способностей у детей.
- Ознакомление детей со стихами, рассказами о буквах. Пробудить у детей желание научиться читать художественную литературу.
- Совершенствование умения работы с карандашами при письме букв.
- Формирование навыков общения и сотрудничества в коллективе с детьми и взрослыми.
Ожидаемые результаты: Повышение у детей познавательной активности к ознакомлению с буквами, запоминание их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста посредством проектной деятельности «Ходит Капелька по свету»
В данном проекте говорится о важности развития у детей интереса к познанию и личностного стремления к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – воды....
Рабочая программа психологического сопровождения образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет «Через игру к познанию» в ходе освоения основной общеобразовательной программы МБДОУ ДС №7 «Жар-птица» на 2020-2021 уч.г.
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ДО....
План по самообразованию воспитателя "Экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"
План по самообразованию воспитателя " Экспериментальная деятельность с детьми старшего возраста"...
Рекомендации родителям по работе с детьми. Непосредственно образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста "Как краски белый лист лечили".
Закрепить навыки работы с кистью, обучать рисованию тремя основными цветами, развивать у детей фантазию и самостоятельность....
План работы по самообразованию на тему: Позновательно-экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста»
самообразование...
Дополнительная общеразвивающая программа по опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «МАЛЕНЬКИМИ ШАГАМИ В БОЛЬШОЙ МИР ЭКСПЕРИМЕНТОВ»
Актуальность и педагогическая целесообразность программыДошкольное детство - это важнейший период в жизни ребенка, так как именно в этом возрасте наступает радостная пора открытий. Познание окружающег...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по познавательно - исследовательской деятельности на тему: «Удивительный воздух »
Цель:развивать у детей представления о свойствах воздуха путём эксперентирования....