Консультация «Формы и методы краеведческой работы в ДОУ»
консультация

Иванова Людмила Геннадьевна

Раскрываются интересные формы и методы по краеведению в ДОУ из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_o_kraevedenii.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Формы и методы краеведческой работы в ДОУ»

  Краеведение - прекрасная школа воспитания гражданственности. Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности.

  Так что же такое краеведение? Краеведение -это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быту, культуре того или иного края. Это - живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края. Это то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, развивая и распространяя среди потомков.

  Цель краеведческой работы с детьми дошкольного возраста состоит в том, чтобы сформировать у воспитанников целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к родной природе, к селу, в котором живем, помочь осознать значение родного края в жизни большой страны, роль каждого жителя в жизни своего села, района, а, значит, и страны.

  Задачи краеведческой работы в ДОУ:

– формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему;

– развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, району, городу, краю, стране;

– воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому;

– развивать бережное отношение к городу (природа);

– формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

  Краеведческая деятельность как средство приобщения детей к культуре родного края может развиваться по ряду направлений:

- историческое краеведение

- естественно-научное краеведение (географическое, экологическое, биологическое и др.).

- этнокультурное и социолого-демографическое краеведение (фольклорное, художественное, литературное и др.)

- туристско-краеведческая деятельность (краеведческие исследования во время прогулок, туристических походов).

- музейное краеведение (изучение родного края на базе краеведческого музея)

- экскурсионное краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения экскурсий)

- семейное краеведение. (Большую значимость для формирования представления у детей о нравственных ценностях в семье имеют этические беседы и познавательные занятия по темам: «Какая у тебя семья!»«Как хорошо играть всем вместе»«Домашние обязанности»«Моя дружная семья!», где закреплялись представления детей о семье как о дружном, любящем, заботливом коллективе, а также беседы о семейных увлечениях, играх. Дети с удовольствием рассказывали о своей семье.

Большой интерес и отклик у родителей, вызвала работа по составлению родословной своей семьи. Так выяснилось, что большинство, столкнувшись с понятием родословная, начали активный поиск в установлении контактов с прадедушками и прабабушками, дальними родственниками.

Составление родословной – это такой вид деятельности, который способен увлечь не только детей, но и захватить всех членов их семьи. Родители и другие родственники активно включаются в такую работу, подбирают материалы. У детей расширился кругозор и обогатился словарный запас. У них сформировались представления о дружной, крепкой семье, возникло добрые чувства к людям преклонного возраста, углубились знания о своей родословной.

Многих родителей, заинтересовала эта тема и они с воодушевлением принялись за дело, каждая семья постаралась приложить максимум стараний и умений, творческую фантазию, используя различные средства художественного дизайна при создании семейного герба. Дети были активными помощниками своим родителям, они помогали раскрашивать детали семейного герба, украшали элементами аппликации в итоге у нас получилась прекрасная выставка. (Ценно то, что каждая семья подошла к созданию своего герба творчески, все гербы отличаются самобытностью, стилем, содержанием).

  Формы и методы работы в направлении краеведения разнообразны.

– тематические занятия, где у дошкольников формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей;

– беседы, которые используются в качестве словесного метода на занятиях, и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы; – познавательный рассказ, его необходимо сопровождать наглядным материалом: фотографиями, иллюстрациями, слайдами и т. п.

 -  экскурсии, обеспечивающие знакомство детей с социальным и культурным разнообразием родного города;

 -  праздники, развлечения — на которых дети знакомятся с культурой и традициями народа, населяющего родной край;

 - чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края;

– краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе;

– прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка — эти формы незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир. Данная форма организации занятия дает образец гуманного отношения ко всему живому.

– виртуальные экскурсии, которые позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников. Она имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями: Погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме. У виртуальных экскурсий нет границ, что позволяет посетить различные места, родного края, не покидая здания детского сада; дает возможность неоднократно повторять материал в нужном темпе; улучшает качество образовательного процесса.

Вовлечение дошкольников в самостоятельную поисковую деятельность повышает познавательную и эмоциональную активность детей. Наибольший эффект дает такой метод, как постановка проблемы или создание проблемной ситуации. Занятие, начатое с проблемной ситуации, взятой из реальной жизни, требует от детей умение использовать имеющие знания для ее решения.

Значимым в работе методом является метод проектов. Проекты по краеведению позволяют не только сформировать представления о малой и большой Родине, но и способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости, креативности, помогают ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Общеизвестно огромное значение игровых методов и приемов. Их достоинство заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, содействуют концентрации внимания на учебной задаче. Игровая мотивация присутствует на каждом занятии. Особое место занимают краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе.

 Краеведческие игры можно использовать как форму проверки знаний детей по данной теме или на итоговых занятиях.

Например:

«Найди герб».

Цель: научить узнавать герб села (района, округа г. Псков); развивать мелкую моторику, внимание, память; воспитывать чувство гордости за свою малую Родину.

Ход игры: Ребенку предлагается найти герб г. Псков и рассказать, что он обозначает.

«Собери герб, флаг».

Цель: закрепить знания о символике; развивать мелкую моторику;

Ход игры: Предложить собрать картинки, на которых изображены герб и флаг г. Псков. Рассказать о символе, который получился.

«Угадай национальный костюм».

Цель: Приобщить детей к знанию национального костюма и национальных костюмов народов родного края. Закрепить знания об особенностях костюма и его элементах. Учить детей находить сходство и отличие.

Ход игры: Перед ребенком выкладываются карточки с изображением людей в национальных костюмах. Среди всех предложенных ребенку необходимо выбрать названный национальный костюм. После того как ребенок отгадал национальный костюм, можно задать ему несколько вопросов: как ты узнал национальный костюм? Какие сходства и отличия есть между костюмами.

«Красный огонек».

Цель: закрепить знания о растениях и животных Смоленской области, занесенных в Красную книгу.

Ход игры: Дети выбирают из всего растительного и животного мира растения и животных, которые в опасности, рассказывают о них.

«Знаешь ли ты?».

Цель: знакомить детей со знаменитыми людьми родного края.

Ход игры: Воспитатель показывает портреты известных соотечественников, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и, рассказать, чем он знаменит.

 Еще одно важное условие в работе по краеведению — создание предметно-развивающей среды в ДОУ. Специально организованные уголки краеведения в детском саду должны соответствовать определенным требованиям:

- хорошая освещенность в дневное и вечернее время;

· целесообразность размещения «экспонатов», доступность, эстетичность, научность, достоверность представленного материала; работа в таких уголках развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю, России.

Центры краеведения в группах. Содержание материалов в уголках краеведения зависит от возраста детей.

Младший дошкольный возраст (4-й год жизни):

· Альбомы«Наша семья»«Наш детский сад»«Праздники дома и в детском саду»«Моя Россия».

· Художественная литература: стихи о родном крае.

· Папки - передвижки с иллюстрациями«На природе»«Растительный и животный мир»«Наш край во все времена года»”.

- Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.

· Совместные работы из бросового и природного материала.

- Куклы в русских костюмах.

Средний дошкольный возраст (5-й год жизни):

· Папки - передвижки«Праздники нашего района».

· Листки активности «Мое настроение»«Моя улица»«Моя семья»

· Атрибуты музыкально - театральной деятельности: тексты песен, прибауток, музыкальные инструменты (ложки, трещётки и т. д.).

- Аудио и видеокассеты о природе родного края.

-  Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.

Старший возраст (6-7 годы жизни):

· Альбомы«Наш детский сад»«Наша семья»«Наш город» (города, костюмы, песни, национальная кухня).

· Художественная литература (стихи, рассказы).

-  Флаг, гербы и другая символика района, поселка, России.

- Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и др.

· Выставки работ родителей и детей «Моя Родина - Россия».

Важным условием успеха в эколого-краеведческом образовании детей дошкольного возраста является тесная связь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Ведь бабушки и дедушки воспитанников — это живые участники истории города. Старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь с родной землей.

Начиная работу по воспитанию у дошкольников любви к родному краю, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его историю, он должен продумать, что целесообразно показать и о чём рассказать детям, особо выделив то, что характерно, только для данной местности, что есть только здесь. Надо помнить, что ознакомление с темой должно проходить системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения и узнавания материала. При этом нельзя забывать, что дошкольники еще не владеют многими понятиями. Привычные для взрослых слова и выражения могут быть им не знакомы, поэтому их надо в доступной форме расшифровывать.

Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирование нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной. Каждый момент ознакомления с родным краем должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку — труженику, защитнику, достойному гражданину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"

В ФГОС ДО одним из психолого- педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми....

Консультация "Формы и методы работы по воспитанию патриотизма у дошкольников на основе с родным городом". Уровень ДОУ 2018 г.

Цель: закрепить и обобщить  знания педагогов о формах и методах работы по воспитанию патриотизма у дошкольников на основе ознакомления с родным городом....

Консультация для педагогов "Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе"

Формы и методы воспитательной работы могут быть различными и зависеть от характера и направленности творческой деятельности коллектива....

Консультация "Формы и методы работы по развитию словесного творчества дошкольников"

Консультация "Формы и методы работы по развитию словеского творчества дошкольников"...

Консультация :"Условия, формы и методы профориентационной работы с дошкольниками"

Цель ранней профориентации: дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях....

Консультация "Формы и методы работы по приобщению детей с ОВЗ к здоровому образу жизни"

Что такое здоровье?- Это то, чем живет человек.- Это когда человек не болеет.- Это когда легкие работают.- Это когда растешь, спишь, занимаешься зарядкой.- Это когда кушаешь фрукты....

Консультация. Формы и методы педагогической работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром

В соответствии с ФГОС ДОО, ознакомление с окружающим миром входит в образовательную область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ».«Познавательное развитие предполагает развитие интерес...