Консультация для воспитателей «Нетрадиционные приемы снятия детского психоэмоционального напряжения»
консультация

Яковлева Зоя Валериевна

Здесь собраны упражнения, направленные на снятие напряжения, снижения агрессивности, эмоциональных зажимов, преодоления барьеров в общении, повышения самооценки ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 13» г. Канаш

«Нетрадиционные приемы снятия детского психоэмоционального напряжения»

https://www.clipartmax.com/png/full/149-1490061_child-teacher-cartoon-kindergarten-kindergarten-kids-png.png

 ВОСПИТАТЕЛЬ:

Яковлева Зоя Валериевна

КАНАШ – 2024 год

Одной из важных проблем в работе с детьми -  это сохранение психического здоровья ребенка.

Для этого необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, в результате чего поддерживается душевное равновесие. Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Нагрузки отрицательно сказываются на психическом здоровье детей. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела.

Передается детям и состояние нервного напряжения родителей, вольно или невольно втягивающих детей в круг своих забот, которые им пока еще не по силам.

Негативные эмоции и чувства: страх, тревога, беспокойство, обида, раздражение, паника, агрессия – всегда вызывает мышечное напряжение. Вспомните, как у вас сжимаются кулаки, хмурятся брови, напрягается воротниковая зона и плечи, когда вы оказываетесь в негативной, стрессовой ситуации.

А также нерациональное скудное питание, плохо организованный сон, дефицит свободы движений, реакция организма на погоду, неразрешенность детских проблем могут также стать источниками психоэмоционального напряжения.

Признаки стрессового состояния ребенка могут проявляться:

- в трудностях засыпания и беспокойном сне;

- в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;

- в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной      агрессивности;

- в рассеянности, невнимательности;

- в беспокойстве и непоседливости;

- в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;

- в проявлении упрямства;

- в том, что он постоянно сосет палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);

- в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников;

- в игре с половыми органами;

- в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;

- в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;

- в повышенной тревожности;

- в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее.

Как же помочь ребенку в такие моменты?

Самое правильное – это научить его помогать самому себе, то есть познакомить с методами саморегуляции. Некоторые упражнения ребенок сможет выполнить самостоятельно, в других ему должны помочь Вы, дорогие педагоги. Вы можете снизить психоэмоциональное напряжение, тревожность, агрессию детей, используя специальные психологические игровые упражнения. Это упражнения, направленные на снятие напряжения, снижения агрессивности, эмоциональных зажимов, преодоления барьеров в общении, повышения самооценки ребенка.

Я хочу Вам предложить несколько вариантов таких игровых упражнений…

Игровое упражнение «Улыбка»

Детям показывают картинку с улыбающимся солнышком. Взрослый: «Посмотрите, какое красивое солнышко, оно широко улыбается для вас. Давайте улыбнемся солнышку в ответ. Почувствуйте, как улыбка переходит в ваши ручки, доходит до ладошек. Улыбнитесь еще раз и попробуйте улыбнуться шире. Растягиваются ваши губки, напрягаются щечки. Дышите и улыбайтесь. Ваши ручки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка».

Игровое упражнение «Хоботок»

Взрослый рассказывает стихотворение и показывает движения к нему.

Подражаю я слону:

Губы «хоботком тяну». (Взрослый и дети тянут губы «хоботком»)

А теперь их отпускаю                            

И на место возвращаю. (Возвращаются в исходное положение)

Игровое упражнение «Мороженое»

Дети стоят на ковре. Им предлагается поиграть в мороженое. Взрослый: «Вы - мороженое. Вас только что достали из холодильника. Мороженое твердое как камень. Ваши ручки напряжены, ваше тело ледяное. Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, ручки, ножки стали мягкими, расслабленными. Ручки бессильно повисли вдоль тела".  Растаяло мороженое, растеклось сладкой лужицей по полу. Дети потихоньку садятся на пол.

Игровое упражнение «Согреем бабочку»

Дети сидят на стульях. Взрослый показывает воображаемую бабочку, рассказывает, что она замерзла и не может взлететь. Предлагает согреть ее своим дыханием. Дети дышат на ладошки, вдыхая носом и выдыхая ртом. И так несколько раз. Затем взрослый рассказывает, что бабочка согрелась и ее надо сдуть с ладошки. Дети делают глубокий вдох через нос и резкий сильный выдох через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляют под холодные струйки воздуха ладошки.

Игровое упражнение «Воздушный шарик»

Дети стоят в кругу. Взрослый: «У меня в руках воздушный шарик. Посмотрите, как я буду его надувать (надувает настоящий воздушный шарик, а затем сдувает его). А сейчас мы представим, что воздушный шарик находится у нас в животе, и мы должны его надуть. Положите руку на живот. Шарик сейчас не надут. Теперь набираем в него воздух, надуваем животик, будто он большой воздушный шар. Почувствуйте ручкой, как он растет. А теперь сделаем выдох и сдуем животик. Отлично! Давайте повторим еще раз. Вдох – выдох, еще один вдох - выдох. Молодцы!»

Игровое упражнение «Зеркало»

Один ребенок показывает какую-либо гримасу соседу. Тот, в свою очередь “передразнивает” его как можно точнее и передает дальше — своему соседу. “Гримаса” передается по кругу. Упражнение заканчивается, когда она возвращается к первому участнику. Так же “передается” еще несколько эмоций.

Игровое упражнение «Обзывалки»

Дети передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, грибов, рыб, цветов, овощей, фруктов и т.д. Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов “А ты…”. Например: “А ты — морковка!” В заключительном круге упражнения участники обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: “А ты — моя радость!” У детей, получивших возможность выплеснуть, с разрешения взрослого, негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно. Упражнение желательно проводить в быстром темпе. Перед началом следует предупредить, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.

Игровое упражнение «Злая - добрая кошка»

На полу, лежит физкультурный обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу воспитателя (хлопок в ладоши или звук колокольчика) превращается в злую кошку: шипит и царапается. При этом выходить из «волшебного круга» нельзя. Потом предлагает «злой кошке» стать доброй и ласковой. По сигналу дети «превращаются» в добрых кошек, которые жестами, мимикой и голосом показывают добрых кошек.

Игровое упражнение «Ты - лев»

Каждый ребенок представляет себя львом – могучим, сильным, смелым, гордым и уверенным. Затем каждый по - очереди говорит «Я – лев Гоша!» и проходит по кругу уверенной походкой, как ходят львы.

А также есть множество игровых упражнений, которые дети могут выполнить самостоятельно в самостоятельной игровой деятельности. Но для этого нужно подобрать подходящую для этого предметно-развивающую среду.

Детям необходимо место, где можно уединиться, побыть наедине с собой, успокоиться.  Для этого   и нужно создать такое место: тихое, незаметное – «Уголок доверия» - это место, отгороженное небольшой ширмой. На уголке можно повесить значок, «Морковка», - это значит больше одного человека не находится или как бы в шутке деткам сказать «Больше одной морковки не собираться».  

А для этой зоны отдыха можно подобрать несколько игровых пособий для снятия эмоционального напряжения. Например, игрушка – «Зайка-жалейка», с которым ребенок может поговорить о самом сокровенном, пожаловаться, просто выговориться или просто посидеть, прижавшись к нему.

Чтобы снять накопившийся стресс, психологи советуют не держать в себе негатив, необходимо выкричаться, покричать. Для этого можно детям дать «Мешочек для криков», который выдержит любой ор ребенка.

Но есть дети, которым ни «Зайка», ни «Мешочек» не помогают, им свой негатив нужно выплеснуть физически. В таких случаях детям помогает «Волшебная подушка», которую можно побить кулаками, выплеснув всю накопившуюся злость.

Также в группу можно приобрести или сделать красивую коробочку и назвать ее «Коробка переживаний». Воспитатель предлагает детям в утреннее время отправить ее по кругу со словами: «Дорогие ребята, это непростая коробка, а волшебная коробочка, которая, собирает наши неприятные переживания и заботы. Вы можете сказать об этом шепотом, но обязательно в эту коробку. Потом я ее заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши неприятные переживания». Такой ритуал можно проводить каждый день или раз в неделю, по усмотрению воспитателя.

Можно приобрести разнообразные антистрессовые шарики: мягкие и твердые, гладкие и шершавые, которые помогают детям успокаиваться, и при этом еще и дети массажируют свои ручки, пальчики, развивают мелкую моторику рук.

А для того, чтобы педагог и другие дети могли определять настроение детей, можно предложить «Тучки настроения». Это тучки 4-х цветов: голубой – мне грустно; красный – мне радостно; зеленый – я спокоен; черный – я злой. В течение всего дня дети свои «фотографии – капельки» меняют в зависимости от настроения.

А для родителей в приёмной можно положить "Шкатулку добрых посланий", в которой они могут оставить своим детям добрые послания и пожелания. Воспитатель зачитывает их ребенку в течение дня по мере необходимости, таким образом, успокаивая ребенка.

Кроме этого, для снятия психоэмоционального напряжения у детей, можно проводить релаксацию с использованием музыкального сопровождения «Звуки леса», «Шум моря», и другие. Ведь музыка способна уравновесить нервную систему ребенка – успокоить чрезмерно возбужденного и растормошить вялого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные приемы при обучении творческому рассказыванию"

Консультация содержит описание методических приемов при обучении детей творческому рассказыванию по системе ТРИЗ....

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные приемы при обучении творческому рассказыванию"

Консультация содержит информацию о методических приемах при обучении творческому рассказыванию по системе ТРИЗ....

Сообщение для воспитателей: «Профилактика и коррекция состояния психоэмоционального напряжения у дошкольников с помощью сказкотерапии».

Нервное напряжение детям чаще всего передается от родителей, вольно или невольно втягивающих детей в круг своих забот. К тому же некоторые родители, забывая, что возможности ребенка не беспредел...

Консультация для родителей 1 младшей группы Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста

В дошкольном детстве соблюдение права ребёнка на охрану здоровья имеет особое значение.По мнению учёных, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка. Причин для ...

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные приемы рисования"

Педагогу необходимо  использовать  в работе с дошкольниками разнообразные нетрадици­онные приёмы рисования, что помогает обо­гащать и расширять художественный опыт детей, развивать а...

Консультация с элементами тренинга для родителей «Профилактика психоэмоционального напряжения дошкольников»

Консультация с элементами тренинга для родителей «Профилактика психоэмоционального напряжения дошкольников»...

Консультация для педагогов ДОУ "Как бороться с психоэмоциональным напряжением?"

Профессия педагога связана с повышенным уровнем ответственности, самоотдачи и самоконтроля, а значит и с высокой психоэмоциональной нагрузкой. Если долго находиться в состоянии эмоционального напряжен...