Консультация для воспитателей "Нетрадиционные приемы при обучении творческому рассказыванию"
консультация
Консультация содержит информацию о методических приемах при обучении творческому рассказыванию по системе ТРИЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Дошкольное Образовательное Автономное Учреждение
Детский сад № 2 общеразвивающего вида.
Доклад
«Нетрадиционные приемы при обучении творческому рассказыванию».
Подготовил:
воспитатель
Кравченко Ю.В.
Благовещенск, 2012г.
Введение.
Творческие рассказы - это рассказы о вымышленных событиях. Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму.
Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» - условное название рассказов, которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание ( сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.
Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов – новообразований).
В формировании детского художественного творчества выделяется три этапа (Н.А.Ветлугина).
1этап - происходит накопление опыта. Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего.
2 этап – собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Процесс детского творчества не очень развернут во времени. Возникновение замысла у ребенка проходит успешно, если создана установка на новую деятельность (придумаем рассказ). Большое значение здесь имеют творческие задания.
3 этап – появляется новая продукция, которую ребенок пытается завершить, оценить ее. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность.
Виды творческого рассказа:
4-5 лет-Придумывание окончания к вновь прочитанным сказкам и рассказам;
-Придумывание рассказов по аналогии с литературным текстом( Бишка – другое животное).
5-7 лет-Тоже самое, а также:
-Придумывание продолжения и завершения литературных текстов (рассказов и сказок);
-Придумывание рассказов, сказок, историй по плану;
-Придумывание сказок по аналогии со сказками;
-Придумывание рассказов, сказок, историй по теме (что было бы если…либо темой выбирают пословицу).
Приемы обучения творческому рассказыванию.
Приемы зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа:
1. Рассказывание детей вместе с воспитателем по вопросам.
2. Вспомогательные вопросы, являются одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием.
3.План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Для плана целесообразно использовать 3-4 вопроса, большее их количество ведет к излишней детализации действий и описания, что может тормозить самостоятельность детского замысла.
Систему занятий по обучению рассказыванию по готовым сюжетам разработала Э.П.Короткова.
Дети сочиняют не только рассказы и сказки, но и стихи, загадки, считалки, небылицы. Словесное творчество детей проявляется как после длительных размышлений, так и спонтанно в результате какого-то эмоционального всплеска.
Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались О.С.Ушаковой, Н.А.Орлановой, Т.А.Сидорчук,, Н.Н.Хоменко и рядом других ученых.
По словам Вихровой Н.Н., Шариковой Н.Н., Осиповой В.В. особенность творческого рассказывания в том, что ребенок должен самостоятельно придумать содержание, опираясь на тему, свой прошлый опыт и облекая его в связное повествование.
Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточный запас знаний об окружающем мире. У них возникает возможность действовать по замыслу. По определению Л.С.Выготского их воображение из репродуктивного превращается в творческое.
Творческое рассказывание в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям.
Рассмотрим нетрадиционные приемы обучения творческому рассказыванию по ТРИЗ, применяемые в нашей группе.
Обучение детей созданию образных характеристик объектов.
(Сравнений, загадок, метафор)
Составление сравнений, загадок:
По данному направлению целесообразно действовать по ряду моделей:
Модель 1 (Какой?-Что бывает таким же?) Загадки можно составить на основе сравнения на «занижение» или «завышение» свойств объектов.
Модель 2 (Что делает?-Что(кто) делает так же?)
Модель 3 (На что похоже?-Чем отличается?)
Составление метафор
Обучение детей созданию рифмованных текстов.
Данное направление целесообразно реализовывать через ряд последовательных игровых заданий и упражнений, таких как:
«Складные картинки»
«Придумай рифмованное слово»
«Придумываем рифмованные строчки»
«Составление лимериков»
«Сочиняем разные лимерики»
«Стишок про нас»
«Придумаем стишок про занятие»
Так же дети с удовольствием принимают участие в таких играх, как: «Доскажи словечко», «Склад-несклад», «Чистоговорки», «Сочини дальше», «Дразнилка» и т.д., которые так же помогают достичь намеченной цели в данном направлении.
Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.
Текст реалистического характера
Текст фантастического характера
Первый этап «Определение состава картины». (Приемы: «подзорная труба», «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный».)
Второй этап «Установление взаимосвязей между объектами картины». (Приемы: «Волшебник «Объединяй», «Ищу друзей», «Ищу недругов» и т.д.)
Третий этап «Описание на основе возможного восприятия объектов разными органами чувств». (Приемы: «Вхождение в картину», речевая зарисовка ощущений)
Четвертый этап «Составление загадок и метафор по картине» (описано выше)
Пятый этап «Преобразование объектов во времени» (Прием: «Машина времени»)
Шестой этап «Описание местонахождения объектов на картине» «Приемы: игры «Да-нет», «Ожившая картина»)
Седьмой этап «Составление рассказов от лица разных объектов» (Прием: эмпатии)
Восьмой этап «Смысловая характеристика картины». (Приемы: «Найди самое удачное название картины» и т.п)
Девятый этап «Составление рассказов-фантазий». (Приемы: «Увеличение-уменьшение», «Деление-объединение», «Оживление-окаменение», «Наоборот» и т.д)
Для обучения детей составлению рассказов по картине используется прием «Пришел в гости волшебник....»( Увеличение-уменьшение, Деление-объединение, Оживление-окаменение и т.д.)
Десятый этап «Составление сказок нравственно-этического характера»
Так же дети с удовольствием принимают участие в таких играх и творческих заданиях, как: игры с «Подзорной трубой», «Ожившие предметы», «Волшебный гость», «Да-нет» и т.д., которые так же помогают достичь намеченной цели в данном направлении.
Обучение детей составлению текстов сказочного содержания.
Данная работа организована по двум направлениям:
Игры и творческие задания
Создание педагогических условий для усвоения детьми некоторых моделей составления сказок (с помощью метода «Каталога»(прием «Волшебный мешочек»),
с помощью метода «Морфологического анализа», с помощью метода «Системного оператора»(прием «Чудесый экран»), с помощью метода «Волшебного треугольника»)
Так же дети с удовольствием принимают участие в таких играх и творческих заданиях, как: «Назови героя», «Действия героя», «Волшебник», «Сказочные слова», «В какой сказке», которые так же помогают достичь намеченной цели в данном направлении.
В нашей группе речевые задачи решаются в ходе организованной образовательной деятельности, на которой используются игровые методы развития воображения и элементы ТРИЗ. При таком подходе результат является достаточно гарантированным: умение составлять творческий рассказ на фоне устойчивого интереса ребенка к этому виду деятельности. Использовать такие игры и творческие задания можно, начиная со средней группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/21/picture-127981-1669062060.jpg)
Консультация для воспитателей "Нетрадиционные приемы при обучении творческому рассказыванию"
Консультация содержит описание методических приемов при обучении детей творческому рассказыванию по системе ТРИЗ....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/07/picture-587986-1423296186.jpg)
Игровые приемы обучения творческому рассказыванию
Данный материал содержит игровые приемы, которые помогут вам обучить ребенка творческому рассказыванию, в интересной и занимательной форме....
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/25/picture-439660-1524643676.jpg)
Консультация для педагогов на тему: «ОБУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Консультация для педагогов на тему: «ОБУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/14/picture-1149394-1560529528.jpg)
Консультация для воспитателей «Использование творческих приемов при обучении детей рассказыванию по картине»
Консультация для воспитателей «Использование творческих приемов при обучении детей рассказыванию по картине»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/27/picture-346287-1645983134.jpg)
Выступление на педсовете «Нетрадиционные приемы при обучении творческому рассказыванию».
Творческие рассказы - это рассказы о вымышленных событиях. Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических расск...