Консультация для воспитателей "Нетрадиционные приемы при обучении творческому рассказыванию"
консультация

Кравченко Юлия Васильевна

Консультация содержит информацию о методических приемах при обучении творческому рассказыванию по системе ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное Образовательное Автономное Учреждение

Детский сад № 2 общеразвивающего вида.

Доклад

«Нетрадиционные приемы при обучении творческому рассказыванию».

Подготовил: 

воспитатель

Кравченко Ю.В.

Благовещенск, 2012г.

Введение.

Творческие рассказы - это рассказы о вымышленных событиях. Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму.

Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» - условное название рассказов, которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание ( сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку.  Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.

Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов – новообразований).

В формировании детского художественного творчества выделяется три этапа (Н.А.Ветлугина).

1этап - происходит накопление опыта. Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего.

2 этап – собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Процесс детского творчества не очень развернут во времени. Возникновение замысла у ребенка проходит успешно, если создана установка на новую деятельность (придумаем рассказ). Большое значение здесь имеют творческие задания.

3 этап – появляется новая продукция, которую ребенок пытается завершить, оценить ее. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность.

Виды творческого рассказа: 

4-5 лет-Придумывание окончания к вновь прочитанным сказкам и рассказам;

           -Придумывание рассказов по аналогии с литературным текстом( Бишка – другое животное).

5-7 лет-Тоже самое, а также:

            -Придумывание продолжения и завершения литературных текстов (рассказов и сказок);

            -Придумывание рассказов, сказок, историй по плану;

            -Придумывание сказок по аналогии со сказками;

            -Придумывание рассказов, сказок, историй по теме (что было бы если…либо темой выбирают пословицу).

Приемы обучения творческому рассказыванию.

Приемы зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа:

1. Рассказывание детей вместе с воспитателем по вопросам.

2. Вспомогательные вопросы, являются одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием.

3.План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Для плана целесообразно использовать 3-4 вопроса, большее их количество ведет к излишней детализации действий и описания, что может тормозить самостоятельность детского замысла.

Систему занятий по обучению рассказыванию по готовым сюжетам разработала Э.П.Короткова.

Дети сочиняют не только рассказы и сказки, но и стихи, загадки, считалки, небылицы. Словесное творчество детей проявляется как после длительных размышлений, так и спонтанно в результате какого-то эмоционального всплеска.

Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались О.С.Ушаковой, Н.А.Орлановой, Т.А.Сидорчук,, Н.Н.Хоменко и рядом других                        ученых.

По словам Вихровой Н.Н., Шариковой Н.Н., Осиповой В.В. особенность творческого рассказывания в том, что ребенок должен самостоятельно придумать содержание, опираясь на тему, свой прошлый опыт и облекая его в связное повествование.

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточный запас знаний об окружающем мире. У них возникает возможность действовать по замыслу. По определению Л.С.Выготского их воображение из репродуктивного превращается в творческое.

Творческое рассказывание в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям.

Рассмотрим нетрадиционные приемы обучения творческому рассказыванию по ТРИЗ, применяемые в нашей группе.

Обучение детей созданию образных характеристик объектов.

(Сравнений, загадок, метафор)

Составление сравнений, загадок:

По данному направлению целесообразно действовать по ряду моделей:

Модель 1 (Какой?-Что бывает таким же?) Загадки можно составить на основе сравнения на «занижение» или «завышение» свойств объектов.

Модель 2 (Что делает?-Что(кто) делает так же?)

Модель 3 (На что похоже?-Чем отличается?)

Составление метафор

Обучение детей созданию рифмованных текстов.

Данное направление целесообразно реализовывать через ряд последовательных игровых заданий и упражнений, таких как:

«Складные картинки»

«Придумай рифмованное слово»

«Придумываем рифмованные строчки»

«Составление лимериков»

«Сочиняем разные лимерики»

«Стишок про нас»

«Придумаем стишок про занятие»

Так же  дети с удовольствием принимают участие в таких играх, как: «Доскажи словечко», «Склад-несклад», «Чистоговорки», «Сочини дальше», «Дразнилка» и т.д., которые так же помогают достичь намеченной цели в данном направлении.

Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.

Текст реалистического  характера

Текст фантастического характера

Первый этап «Определение состава картины». (Приемы: «подзорная труба», «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный».)

Второй этап «Установление взаимосвязей между объектами картины». (Приемы: «Волшебник «Объединяй», «Ищу друзей», «Ищу недругов» и т.д.)

Третий этап  «Описание на основе возможного восприятия объектов разными органами чувств». (Приемы: «Вхождение в картину», речевая зарисовка ощущений)

Четвертый этап «Составление загадок и метафор по картине» (описано выше)

Пятый этап «Преобразование объектов во времени» (Прием: «Машина времени»)

Шестой этап «Описание местонахождения объектов на картине» «Приемы: игры «Да-нет», «Ожившая картина»)

Седьмой этап «Составление рассказов от лица разных объектов» (Прием: эмпатии)

Восьмой этап «Смысловая характеристика картины». (Приемы: «Найди самое удачное название картины» и т.п)

Девятый этап «Составление рассказов-фантазий». (Приемы: «Увеличение-уменьшение», «Деление-объединение», «Оживление-окаменение», «Наоборот» и т.д)

Для обучения детей составлению рассказов по картине используется прием «Пришел в гости волшебник....»( Увеличение-уменьшение, Деление-объединение, Оживление-окаменение и т.д.)

Десятый этап «Составление сказок нравственно-этического характера»

Так же  дети с удовольствием принимают участие в таких играх и творческих заданиях, как: игры с «Подзорной трубой», «Ожившие предметы», «Волшебный гость», «Да-нет» и т.д., которые так же помогают достичь намеченной цели в данном направлении.

Обучение детей составлению текстов сказочного содержания.

Данная работа организована по двум направлениям:

Игры и творческие задания

Создание педагогических условий для усвоения детьми некоторых моделей составления сказок (с помощью метода «Каталога»(прием «Волшебный мешочек»),

с помощью метода «Морфологического анализа», с помощью метода «Системного оператора»(прием «Чудесый экран»),  с помощью метода «Волшебного треугольника»)

Так же  дети с удовольствием принимают участие в таких играх и творческих заданиях, как: «Назови героя», «Действия героя», «Волшебник», «Сказочные слова», «В какой сказке», которые так же помогают достичь намеченной цели в данном направлении.

В нашей группе речевые задачи решаются в ходе организованной образовательной деятельности, на которой используются игровые методы развития воображения и элементы ТРИЗ. При таком подходе результат является достаточно гарантированным: умение составлять творческий рассказ на фоне устойчивого интереса ребенка к этому виду деятельности. Использовать такие игры и творческие задания можно, начиная со средней группы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные приемы при обучении творческому рассказыванию"

Консультация содержит описание методических приемов при обучении детей творческому рассказыванию по системе ТРИЗ....

Игровые приемы обучения творческому рассказыванию

Данный материал содержит игровые приемы, которые помогут вам обучить ребенка творческому рассказыванию, в интересной и занимательной форме....

Приемы обучения творческого рассказывания.

Приемы обучения творческого рассказывания....

Приемы обучения творческого рассказывания.

Приемы обучения творческого рассказывания....

Консультация для педагогов на тему: «ОБУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Консультация для педагогов на тему: «ОБУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

Консультация для воспитателей «Использование творческих приемов при обучении детей рассказыванию по картине»

Консультация для воспитателей «Использование  творческих приемов при обучении детей рассказыванию по картине»...

Выступление на педсовете «Нетрадиционные приемы при обучении творческому рассказыванию».

Творческие рассказы - это рассказы о вымышленных событиях. Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических расск...