Проект «Внедрение STEAM – технологий в образовательный процесс ДОУ»
проект

Гусейнова Кристина Игоревна

Проект «Внедрение STEAM – технологий в образовательный процесс ДОУ»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stim2.docx39 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Внедрение STEAM – технологий в образовательный процесс ДОУ»

Аннотация проекта:

Проект разработан на основе парциальной модульной программы развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество «STEM образование детей дошкольного и младшего школьного возраста». Авторы: Волосовец Т. В.: кандидат педагогических наук, профессор, директор ФГБНУ

«Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», Маркова В. А.: кандидат педагогических наук, почётный работник общего образования РФ, главный методист АО «ЭЛТИ-КУДИЦ», ведущий научный сотрудник лаборатории дополнительного профессионального образования и инновационной деятельности ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», директор ОП АО «ЭЛТИ-КУДИЦ» в Краснодаре, Аверин С. А.: кандидат физико- математических наук, доцент Института педагогики и психологии образования.

Что такое STEM?

Если расшифровать, то получится следующее: S – science, Ttechnology, E

– engineering, M – mathematics (естественные науки, технология, инженерное искусство, математика).

Данная парциальная модульная программа направлена на развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения     в      научно-техническое      творчество      детей      дошкольного и    младшего    школьного    возраста.   Образовательные    модули,    входящие в состав программы, могут включаться в программу образовательной организации и по отдельности.

Данный проект предполагает внедрение в воспитательно - образовательный процесс ДОУ новой STEAM – технологии, обеспечивающей развитие у дошкольников интереса к науке, технике, образованию. Способствует формированию творческого мышления, инициативности, способности к принятию нестандартных решений у детей.

Реализация проекта позволит систематизировать эту деятельность и поднять ее на более высокий качественный уровень.

Сегодня STEAM-образование развивается, как один из основных мировых трендов и основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода. Обязательными условиями такого обучения являются его непрерывность и возможность взаимодействия детей в рабочих группах, где они могут аккумулировать идеи и обмениваться размышлениями.

Основная проблема:

В настоящее время наблюдается технологическая революция. Высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества.

В детских образовательных учреждениях, школах и институтах ведущее место начинает занимать робототехника, конструирование, моделирование и проектирование.

Проблема развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста отражена в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности».

Современному обществу необходим активный, инициативный, креативно мыслящий и доброжелательный гражданин. Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. Поэтому возникла необходимость внедрения STEAM – технологии в образовательный процесс детского сада, что дает возможность создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к научно-техническому творчеству и формированию творческого мышления и воображения, так же первоначальных технических навыков.

Актуальность проекта:

По словам Президента РФ В. В. Путина, инженерное образование в РФ нужно вывести на новый более высокий уровень. Министр образования и науки Д. Ливанов подчеркнул: «В целях повышения конкурентоспособности нашей страны требуется усиление технической подготовки кадров». Для решения данной задачи требуется утверждение STEM образования в России. Это позволит подготовить высококвалифицированных специалистов, которые внесут большой вклад в развитие нашего общества и государства.

Инновационные продукты и прогрессивные технологии являются базовой составляющей современной образовательной системы. Они позволяют специалистам наилучшим образом подготовить подрастающее поколение к возможным трудностям взрослой жизни, которые могут возникнуть при выборе подходящей профессиональной деятельности.

Внедрение STEM образования в ДОУ помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка.

Что же такое СТЕМ образование в ДОУ? Это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук. К ним относится инженерия, математика, технология. Дети учатся видеть взаимосвязь происходящих событий, лучше начинают понимать принципы логики и в процессе создания собственных моделей открывают для себя что-то новое и оригинальное. Комплексный подход способствует развитию их любознательности и вовлечению в образовательный процесс.

Благодаря STEM подходу дети могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и тем самым вырабатывать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций, вырабатывают навык командной работы и осваивают основы менеджмента и самопрезентации, которые, в свою очередь, обеспечивают кардинально новый уровень развития ребенка.

Реализация образовательных модулей в приоритетных видах деятельности детей дошкольного возраста

Игра.

Конструирование.

Познавательно-исследовательская деятельность.

Различные виды художественно-творческой деятельности. Освоение технологий ХХI века (цифровые технологии).

Основные ориентиры проекта:

Срок реализации проекта: 1 учебный год (с 01.10. 2023 по 31. 05.2024)

Участники проекта: воспитатели, воспитанники средней, старшей и подготовительной к школе группы, родители.

Адресация проекта: проект предназначен для педагогов ДОУ, родителей и воспитанников старшей возрастной группы.

Типовые особенности проекта:

  • По характеру создаваемого продукта: информационный, творческий
  • По количеству участников: групповой.
  • По продолжительности: долгосрочный.

Цель: внедрение образовательных модулей STEM-технологии: «LEGO - конструирование», «Математическое развитие», «Экспериментирование с живой и неживой природой» в образовательное пространство ДОУ для развития интеллектуальных способностей дошкольников и вовлечение в научно-техническое творчество.

Задачи проекта:

  1. Создать в ДОУ педагогически целесообразную, научно-творческую развивающую среду.
  2. Организовать работу образовательных модулей STEM-технологии:

«LEGO        -        конструирование»,        «Математическое        развитие»,

«Экспериментирование с живой и неживой природой»

  1. Заинтересовать        и        подключить        родителей        к        совместному        детско- родительскому познавательному исследовательскому творчеству.
  2. Формировать у детей исследовательские и инженерные навыки; качества, необходимые для работы в команде; умение анализировать результаты проделанных мероприятий.
  3. Развивать умения сотрудничества и взаимодействия с другими участниками проекта.

Новизна: Комплексное использование элементов ранее известных и современных методик и STEM - технологии c учетом интеграции образовательных областей основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ.

Для достижения цели и решения задач были выбраны следующие модули:

Модуль «LEGO - конструирование»

Данный модуль в игровой форме позволяет познакомить детей c моделированием при помощи конструктора ЛЕГО. Через образовательный модуль «LEGO - конструирование» - развивается способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности; - свободное овладение родным языком (словарный состав, грамматический строй речи, фонетическая система, элементарные представления о семантической структуре); - умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию.

Образовательный модуль «Математическое развитие»

Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, счёты, математические конструкторы, шнуровки, игры В.В. Воскобовича и др. Через образовательный модуль «Математическое развитие»

- реализуется комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет. Математическое развитие осуществляется в играх и познавательно исследовательской деятельности.

Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы, оптическими явлениями.

Дошкольники любят экспериментировать — эта деятельность отвечает возрастным особенностям их        мышления: наглядно-образного и наглядно- действенного.        Их                        экспериментирование                        сходно                с                игрой,                а                также                с манипулированием                предметами,        которые                являются                        основными        способами познания окружающего мира в дошкольном детстве. Экспериментирование дает        детям        реальные        представления        о        различных                сторонах        предметов        и явлений, об их взаимоотношениях с другими предметами, явлениями и со средой,                        в                                которой                                они                                находятся. У детей формируются представления об окружающем мире в опытно- экспериментальной деятельности; происходит осознание единства всего живого

в процессе наглядно-чувственного восприятия; формируется экологическое сознание.

Практическая значимость проекта

Проект поможет на основании положительного опыта внедрения STEAM

- образования в воспитательно-образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста осуществить проецирование элементов данной технологии в работу с детьми младшего возраста.

Ресурсное обеспечение проекта:

Кадровое: старший воспитатель, воспитатели.

Информационное: доступ к сети Интернет, сайт ДОУ.

Материально-техническое: развивающие центры (центр занимательной математики, центр конструирования, центр экспериментирования), компьютер, принтер.

Этапы реализации проекта: (октябрь 2023-май 2024 учебный год). Данный проект предполагается реализовать в три этапа:

  1. этап - подготовительный (ноябрь 2023г.)
  2. этап - практический, основной (декабрь 2023 – апрель 2024г.) 3 этап – итоговый (май 2024г.)

План реализации проекта

Этап

Содержание этапа

Направление работы

I этап подготовительный: ноябрь 2023года

Изучение литературы по данной теме. Создание педагогически целесообразной        развивающей среды.

Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике. Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования. Обогащение                предметно развивающей среды для реализации на практике STEM-технологии. Создание условий, стимулирующих детскую        инициативу, творчество для совместной деятельности взрослых и

детей на основе STEM- технологии.

II этап Практический, основной:

декабрь-апрель        2023-

2024 гг.

Работа с родителями

  1. Родительское собрание. «STEM образование в ДОУ» Памятка для родителей «STEM-образование: игры для развития инженерного мышления у ребенка»
  2. Консультация        «Веселая

Информационное

сопровождение родителей воспитанников                по применению        STEM технологии.

Родители        становятся активными участниками

математика дома».

Цель: познакомить родителей с игровыми способами развития навыков счета, логического мышления, воображения.

  1. Консультация «Математические игры по дороге домой».

Цель: учить родителей играм, направленным на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, речи ребенка.

  1. Анкетирование

"Исследовательская активность вашего ребенка в семье".

Цель: изучить мотивацию и особенности        детского экспериментирования в семье.

  1. Консультация "Организация детского экспериментирования в домашних условиях".

Цель: помогать родителям развивать мышление, логику, творчество ребёнка, учить способам, позволяющим показать связи между живым и неживым в природе.

  1. Консультация

«Экспериментирование с водой». Цель: учить детей и родителей наблюдать за явлениями природы.

  1. Консультация                «Как влияет LEGO на развитие детей» Цель: познакомить с пользой LEGO конструирования        для        развития детей.
  2. Консультация «Освоение ИКТ в дошкольном возрасте. Плюсы и минусы».

Работа с педагогами:

  1. Консультация        для        педагогов

«Использование STEM образования в ДОУ»

  1. Информационный        стенд: буклеты, памятки по данной теме.
  2. Педсовет        «Развитие

познавательного        интереса, интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка через STEM – образование в формате ФГОС».

образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.

Дать представления о STEM- технологии и методах работы в дошкольном образовательном

учреждении

Информационное

сопровождение педагогов по данной теме.

Подбор, накопление и систематизация материалов для реализации задач образовательных модулей.

Работа с детьми:

Модуль        «LEGO        - конструирование»: (конструирование        из        различных видов конструкторов)

Модуль        «Математическое развитие» (игры и занятия с математическим содержанием в течение года)

Модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» (экскурсии, наблюдения, опыты, эксперименты, игры-эксперименты, игры-путешествия, игры с моделированием,        проблемные

ситуации)

Внедрение элементов STEM- технологии в работу с дошкольниками.

III этап аналитический: май 2024 г.

Подвести итоги работы по проекту в виде:

  • диагностика детей, анкетирование родителей «Применение STEM - технологии в воспитании ребенка в ДОУ и семье»;
  • родительского собрания «STEAM технология        как        развитие интеллектуальных способностей и вовлечение в научно-техническое творчество дошкольников»;
  • презентации на основе материалов по данному проекту на педсовете ДОУ.

Производить        обмен материалами из опыта работы по проекту через информационные ресурсы.

Анализ результатов работы по внедрению технологии в организацию образовательной

деятельности.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  1. Создание в ДОУ педагогически целесообразной, научно-творческой, развивающей среды.
  2. Организация работы образовательных модулей STEM-технологии:

«LEGO        -        конструирование»,        «Математическое        развитие»,

«Экспериментирование с живой и неживой природой».

  1. Обеспечение максимально свободного эмоционального контакта детей друг с другом и педагогом их взаимного доверия, эмоциональной раскованности, уверенности в себе.
  2. Увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации совместных мероприятий.
  3. Знакомство родителей воспитанников с информацией по STEM образованию.

Предполагаемые продукты:

  1. Создание        буклетов        с        содержанием        информации        об        организации образовательного процесса в ДОУ на основе STEM технологии.
  2. Разработка проектов по образовательным модулям.
  3. Конспекты НОД.

Перспективы распространения проекта:

Трансляция педагогического опыта на различных уровнях.

Возможности дальнейшего развития проекта:

Обогащение        материально-технической        базы;        внедрение        модулей

«Робототехника», «Мультстудии»; повышение профессиональной компетенции педагогов по STEM технологиям.

Трудности в реализации проектной деятельности:

Слабое обеспечение необходимой материальной базой; недостаток методических знаний и практических умений у педагогов, необходимых для полной реализации STEM технологий.

Литература:

  1.         Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.
  3. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 4-е изд., перераб. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 352 с.
  4. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А., STEM –образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ - учебно – методическое пособие. –М.:2017. -111с
  5. Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Старшая группа. - - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016 г.- 64  с.
  6. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 5 - 6 лет. Сценарии занятий по развитию математических представлений (изд. 2-е, доп. и перераб.) – М.: ТЦ Сфера, 2004.- 80 с.
  7. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 6 – 7 лет. Сценарии занятий по развитию математических представлений (изд. 2-е, доп. и перераб.) – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 88 с.
  8. О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова. Вправо – влево, вверх – вниз: Развитие пространственного восприятия у детей 6 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  9. Колесникова Е.В. Я решаю логические задачи. Рабочая тетрадь для детей 5 – 7 лет» - М.: ТЦ Сфера, 2005.
  10. Колесникова Е.В. Я считаю до двадцати. Математика для детей 6 – 7 лет»

- 2-е изд., перераб. и допол. - М.: ТЦ Сфера, 2014.

  1. Колесникова Е.В. Я уже считаю. Математика для детей 6 – 7 лет» - 2-е изд., испр. - М.: ТЦ Сфера, 2014.
  2. Математическое развитие детей 4-7 лет: игровые занятия/авт.-сост. Л.В. Колесникова. – Волгоград: Учитель, 2013;ДЕТСТВО-ПРЕСС». – 2012;
  3. Котова        Е.В.,        Кузнецова        С.В.,        Романова        Т.А.        Развитие        творческих способностей дошкольников: Методическое пособие.М.: ТЦ Сфера, 2010; 14.Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.;

Просвещение» 1990.

  1. С.И. Гин, «Занятия по ТРИЗ»
  2. Оберемок С. М. Метод проектов в дошкольном образовании. / – Новосибирск, 2005.
  3. Проснякова, Т. Забавные фигурки. Модульное оригами / Т. Проснякова. - М.: АСТ-Пресс, 2011. - 197 cтр.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс для педагогов "Применение STEAM технологий в образовательном процессе ДОО"

Мастер- класс для педагогов"Применение STEAM технологий в образовательном процессе ДОО"...

Межрайонный семинар"Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ, как условие повышения качества образования" от 22.09.2017г. Тема выступления: "Использование инновационных технологий в дошкольных образовательных организациях района"

Применение педагогических технологий в дошкольном учреждении имеет свою специфику. Образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен не на обучение детей дошкольного возраста, а на развитие и ...

Проект "Внедрение бережливых технологий в оптимизацию процесса организации образовательной деятельности"

На сегодняшний день мы видим, что система образования в Росси нуждается в обновлении и модернизации. Поэтому я считаю необходимым внедрять технологии бережливого производства в дошкольную образователь...

Проект «Внедрение STEAM – технологий в образовательный процесс ДОУ»

Внедрение STEAM-технологий в дошкольном образовании заставляют нас переосмысливать свою деятельность, искать новые направления в работе с детьми. Перед воспитателями открываются огромные возможности р...

«Внедрение STEAM – технологий в образовательный процесс ДОУ»

laquo;Конструирование» - реализуется комплексное решение задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет. ...

«Внедрение STEAM – технологий в образовательный процесс ДОУ»

Сегодня STEAM-образование развивается, как один из основных мировых трендов и основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода. Одним из обязательных условий является его непрерывность ...