Проект "Внедрение ТРИЗ технологии в образовательный процесс"
проект
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 1 «Сибирячок»
633011, Новосибирская область, город Бердск, м-он Северный,20/1
тел.(8-383-41) 3-70-34, е-mail: bsk du01@mail.ru
Проект «Внедрение ТРИЗ технологии в образовательный процесс»
Для средней группы №4
Выполнила: воспитатель
Шумова Юлия Борисовна
2022
Обоснование проекта:
Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.
Действительно, для него все впервые: страх и радость, солнце и дождь. Пятилетних детей называют «почемучками», так как в этом возрасте познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы.
Современное общество предъявляет к человеку все более высокие требования, это и высокие информационные технологии, ритм жизни, конкуренция, и поэтому, человек должен, вовремя применить свои знания и навыки которыми он обладает. В связи с этим необходимо уделять особое внимание развитию творческой активности уже с дошкольного возраста. Продуктивность мыслительной и особенно творческой активности детей, их творческой деятельности, к сожалению, остается далеко позади их возможностей.
С введением ФГОС ДО и реализации Федерального закона «Об Образовании» произошли изменения в содержании образования. Перед нами встал вопрос о создании в ДОУ таких условий, которые способствовали бы полноценному развитию у воспитанников таких качеств, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и находить связи и зависимости, закономерности.
К сожалению, практика современной системы образования пока еще далека от совершенства. Ежедневно выполняя свои профессиональные обязанности, педагог утрачивает способности к нестандартному мышлению, к поиску чего-то нового, он идет проторенной дорожкой, не ищет новых эффективных путей решения возникающих проблем.
ТРИЗ - педагогика формирования сильного логического мышления, развития творческих способностей и творческого воображения, самореализации, самовыражения личности, интересна и детям и взрослым, которая отвечает ФГОС ДО. Данная технология обеспечивает не только качественный, но и увлекательный образовательный процесс.
Актуальность проекта: формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, самостоятельно делать выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за рамки, предписанные стандартными требованиями. Между тем в большинстве случаев образовательные программы дошкольного образования не обеспечивают последовательного и систематического развития творческих способностей детей, которые развиваются в основном лишь стихийно и в результате часто не достигают даже среднего уровня своего развития. ТРИЗ- РТВ технология поможет изменить процесс обучения, придаст занятиям развивающий характер, активизирует у детей познавательный потенциал, что в целом позволит получить положительную динамику в развитии познавательной активности воспитанников.
Проблема проекта: противоречие между необходимостью формирования личности, умеющей работать с проблемой в различных областях знаний и реально сложившейся практикой обучения.
Новизна: создание конструктора (комбинации) методов и приёмов технологии ТРИЗ, обеспечивающего развивающий эффект и творческий характер деятельности дошкольников.
Цель проекта: внедрение технологии ТРИЗ – РТВ в образовательный процесс ДОУ как фактор повышения качества дошкольного образования в условияхобразовательной среды.
Задачи проекта:
1. Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих непрерывность образовательного процесса, направленного на развитие способностей, компетенций и творчества воспитанников средствами технологий ТРИЗ.
2.Повышение компетентности педагогов в использовании методов и приёмов ТРИЗ для развития познавательной активности воспитанников.
3. Создание единого социально – образовательного пространства, включающего ДОУ и семью, направленного на поддержку и развитие познавательной инициативности, социальной и творческой активности детей дошкольного возраста.
4.Формирование активной родительской позиции на основе продуктивного сотрудничества ДОУ и семьи.
Методы и приемы:
1. Традиционные методы.
2. Нетрадиционные методы.
3 Объект исследования: процесс внедрения ТРИЗ технологии в образовательный процесс.
Предмет исследования: ТРИЗ технология
Ожидаемые результаты:
- развитие у детей дошкольного возраста изобретательную смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление в разных видах детской деятельности;
- в результате свободной деятельности, занятий с применением элементов ТРИЗ у детей снимется чувство скованности, застенчивости, постепенно разовьется логика мышления;
-речевая и общая инициатива ТРИЗ даст детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить, стремление найтивыход из затруднительного положения;
-повышение профессиональной компетентности педагогов в применении ТРИЗ – технологии в обучении и воспитании детей;
-продуктивное сотрудничество между родителями, детьми и педагогами ДОУ.
Описание проекта: работа над проектом предусматривает тесное
взаимодействие педагогов ДОУ (воспитателей, педагога-психолога и других специалистов) с целью совершенствования воспитательно-образовательного процесса и раскрытия возможностей детей младшего и среднего дошкольного возраста средствами ТРИЗ-РТВ технологии.
Этапы реализации проекта:
I этап, подготовительный: (сентябрь 2021-май 2022г.)
- изучение литературы по теме, тестирование педагогов, анкетирование родителей, анализ условий и имеющихся ресурсов, составление плана работы по проекту, определение основных мероприятий по реализации проекта.
2 этап, практический: (сентябрь 2021-май 2022г.)
-накопление опыта проведения образовательной деятельности с использованием приёмов ТРИЗ, с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.
3 этап, заключительный: (сентябрь 2021г. – май 2022г.): проверка успешности выбранных методов работы для решения поставленных целей и задач, оформление материалов опыта.
I этап подготовительный
- Изучение литературы по теме проекта.
- Создание банка методической литературы по ТРИЗ-РТВ технологии
- Анкетирование родителей
- Составление плана работы по проекту
- Оформление уголка ТРИЗ
II этап практический. Работа с детьми сентябрь
1.Совместная (в том числе непрерывная образовательная) деятельность с детьми с применением методов и приёмов ТРИЗ:
-синектика
-метод морфологического анализа
- метод фокальных объектов
- системный оператор
- метод каталога
-метод моделирования маленькими человечками
2. Буклет/памятка для родителей «ТРИЗ для дошколят»
3. ТРИЗ-мастерская: изготовление игр, пособий и оборудования
III этап заключительный
Широкое внедрение технологии ТРИЗ в воспитательно- образовательном процессе. Результаты, достигнутые в процессе реализации проекта:
1. Использование методов и приёмов ТРИЗ способствовало возникновению у детей положительного эмоционального отношения к образовательной деятельности, возросла познавательная активность и интерес, детские ответы стали в большинстве своём нестандартными и раскрепощёнными, у детей появилось стремление к новизне, к фантазированию.
С целью решения изобретательских задач, противоречий и проблемных ситуаций дети свободно применяют такие методы, как морфологический анализ, системный оператор, метод моделирования маленькими человечками, метод фокальных объектов, используя схемы-модели, самостоятельно составляют загадки, работают с морфологическими таблицами, составляют описательные рассказа по картинам, используя приемы фантазирования, с помощью волшебников-преобразователей придумывают новые сказки. При описании объектов используют все 17 признаков и т.д.
2. Непосредственно образовательная деятельность стала носить более развивающий характер, внедрила методы и приемы ТРИЗ, произошла интеграция в воспитательно-образовательном процессе, что позволило получить положительную динамику в развитии познавательной активности дошкольника.
3. Наряду с воспитанниками я также повысила свой профессиональный уровень в области использования ТРИЗ-технологии ,через практическое освоение новых форм и методов.
4. Родители стали полноправными участниками образовательных отношений, принимали участие в улучшении развивающей предметно – пространственной среды ДОУ, оказывали помощь при изготовлении пособий и развивающих игр по ТРИЗ технологии.
Дальнейшее развитие проекта: Трансляция накопленного опыта по внедрению ТРИЗ-РТВ технологии в воспитательно-образовательный процесс коллегам .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие по использованию инновационной ТРИЗ технологии в образовательном процессе ДОО (для воспитателей подготовительных групп)
В пособии представлены игры и тренинги на формирование у детей системного мышления; игры с элементами ТРИЗ наумение выявлять ресурсы объекта; игровые приемы обучения творческому рассказыванию с исполь...
«Технология ТРИЗ-РТВ в образовательном процессе ДОУ»
Качественные изменения, происходящие в нашем обществе, не могли не затронуть систему общего образования, которая в этих условиях вынуждена и должна изменяться, чтобы быть способной удовлетворит...
Использование ТРИЗ-технологии в образовательном процессе
Внедрение ТРИЗ-технологии в образовательный процесс...
Применение игровых технологий в образовательном процессе в ДОУ в условиях реализации ФГОС. ТРИЗ технологии. Для реализации потенциала каждого воспитанника.
Цель: Вызывать интерес у детей к занятиям....
ТРИЗ технология в образовательном процессе ДОУ как фактор повышения качества дошкольного образования.
Описание технологии ТРИЗ и её влияние на качество образования....
Внедрение ТРИЗ технологии в образовательный процесс
Внедрение ТРИЗ технологии в образовательный процесс...
Использование ТРИЗ-технологии в образовательном процессе. Развитие речи, мышления и творческого воображения детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов "Использование ТРИЗ-технологии в образовательном процессе. Развитие речи, мышления и творческого воображения детей дошкольного возраста"...