Проект "Внедрение ТРИЗ технологии в образовательный процесс"
проект

Шумова Юлия Борисовна

Долгосрочный

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vnedrenie_triz_tehnologii.docx904.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 1 «Сибирячок»

633011, Новосибирская область, город Бердск, м-он Северный,20/1

тел.(8-383-41) 3-70-34, е-mail: bsk du01@mail.ru

Q:\Коллаж и эмблема новые\Эмблема новая\эмблема.jpg

Проект «Внедрение ТРИЗ технологии в образовательный процесс»

Для средней группы №4

Выполнила: воспитатель

Шумова Юлия Борисовна

2022

Обоснование проекта:

Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.

Действительно, для него все впервые: страх и радость, солнце и дождь. Пятилетних детей называют «почемучками», так как в этом возрасте познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы.

Современное общество предъявляет к человеку все более высокие требования, это и высокие информационные технологии, ритм жизни, конкуренция, и поэтому, человек должен, вовремя применить свои знания и навыки которыми он обладает. В связи с этим необходимо уделять особое внимание развитию творческой активности уже с дошкольного возраста. Продуктивность мыслительной и особенно творческой активности детей, их творческой деятельности, к сожалению, остается далеко позади их возможностей.

С введением ФГОС ДО и реализации Федерального закона «Об Образовании» произошли изменения в содержании образования. Перед нами встал вопрос о создании в ДОУ таких условий, которые способствовали бы полноценному развитию у воспитанников таких качеств, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и находить связи и зависимости, закономерности.

К сожалению, практика современной системы образования пока еще далека от совершенства. Ежедневно выполняя свои профессиональные обязанности, педагог утрачивает способности к нестандартному мышлению, к поиску чего-то нового, он идет проторенной дорожкой, не ищет новых эффективных путей решения возникающих проблем.

ТРИЗ - педагогика формирования сильного логического мышления, развития творческих способностей и творческого воображения, самореализации, самовыражения личности, интересна и детям и взрослым, которая отвечает ФГОС ДО. Данная технология обеспечивает не только качественный, но и увлекательный образовательный процесс.

Актуальность проекта: формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, самостоятельно делать выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за рамки, предписанные стандартными требованиями. Между тем в большинстве случаев образовательные программы дошкольного образования не обеспечивают последовательного и систематического развития творческих способностей детей, которые развиваются в основном лишь стихийно и в результате часто не достигают даже среднего уровня своего развития. ТРИЗ- РТВ технология поможет изменить процесс обучения, придаст занятиям развивающий характер, активизирует у детей познавательный потенциал, что в целом позволит получить положительную динамику в развитии познавательной активности воспитанников.

Проблема проекта: противоречие между необходимостью формирования личности, умеющей работать с проблемой в различных областях знаний и реально сложившейся практикой обучения.

Новизна: создание конструктора (комбинации) методов и приёмов технологии ТРИЗ, обеспечивающего развивающий эффект и творческий характер деятельности дошкольников.

Цель проекта: внедрение технологии ТРИЗ – РТВ в образовательный процесс ДОУ как фактор повышения качества дошкольного образования в условияхобразовательной среды.

Задачи проекта:

1. Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих непрерывность образовательного процесса, направленного на развитие способностей, компетенций и творчества воспитанников средствами технологий ТРИЗ.

2.Повышение компетентности педагогов в использовании методов и приёмов ТРИЗ для развития познавательной активности воспитанников.

3. Создание единого социально – образовательного пространства, включающего ДОУ и семью, направленного на поддержку и развитие познавательной инициативности, социальной и творческой активности детей дошкольного возраста.

4.Формирование активной родительской позиции на основе продуктивного сотрудничества ДОУ и семьи.

Методы и приемы:

1. Традиционные методы.

2. Нетрадиционные методы.

3 Объект исследования: процесс внедрения ТРИЗ технологии в образовательный процесс.

Предмет исследования: ТРИЗ технология

Ожидаемые результаты:

- развитие у детей дошкольного возраста изобретательную смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление в разных видах детской деятельности;

- в результате свободной деятельности, занятий с применением элементов ТРИЗ у детей снимется чувство скованности, застенчивости, постепенно разовьется логика мышления;

-речевая и общая инициатива ТРИЗ даст детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить, стремление найтивыход из затруднительного положения;

-повышение профессиональной компетентности педагогов в применении ТРИЗ – технологии в обучении и воспитании детей;

-продуктивное сотрудничество между родителями, детьми и педагогами ДОУ.

Описание проекта: работа над проектом предусматривает тесное

взаимодействие педагогов ДОУ (воспитателей, педагога-психолога и других специалистов) с целью совершенствования воспитательно-образовательного процесса и раскрытия возможностей детей младшего и среднего дошкольного возраста средствами ТРИЗ-РТВ технологии.

Этапы реализации проекта:

I этап, подготовительный: (сентябрь 2021-май 2022г.)

- изучение литературы по теме, тестирование педагогов, анкетирование родителей, анализ условий и имеющихся ресурсов, составление плана работы по проекту, определение основных мероприятий по реализации проекта.

2 этап, практический: (сентябрь 2021-май 2022г.)

-накопление опыта проведения образовательной деятельности с использованием приёмов ТРИЗ, с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.

3 этап, заключительный: (сентябрь 2021г. – май 2022г.): проверка успешности выбранных методов работы для решения поставленных целей и задач, оформление материалов опыта.

 I этап подготовительный

  1. Изучение литературы по теме проекта.
  2. Создание банка методической литературы по ТРИЗ-РТВ технологии
  3.  Анкетирование родителей
  4. Составление плана работы по проекту
  5.  Оформление уголка ТРИЗ

 II этап практический. Работа с детьми сентябрь

1.Совместная (в том числе непрерывная образовательная) деятельность с детьми с применением методов и приёмов ТРИЗ:

-синектика

-метод морфологического анализа

- метод фокальных объектов

- системный оператор

- метод каталога

-метод моделирования маленькими человечками

2. Буклет/памятка для родителей «ТРИЗ для дошколят»

3. ТРИЗ-мастерская: изготовление игр, пособий и оборудования

III этап заключительный

Широкое внедрение технологии ТРИЗ в воспитательно- образовательном процессе. Результаты, достигнутые в процессе реализации проекта:

1. Использование методов и приёмов ТРИЗ способствовало возникновению у детей положительного эмоционального отношения к образовательной деятельности, возросла познавательная активность и интерес, детские ответы стали в большинстве своём нестандартными и раскрепощёнными, у детей появилось стремление к новизне, к фантазированию.

С целью решения изобретательских задач, противоречий и проблемных ситуаций дети свободно применяют такие методы, как морфологический анализ, системный оператор, метод моделирования маленькими человечками, метод фокальных объектов, используя схемы-модели, самостоятельно составляют загадки, работают с морфологическими таблицами, составляют описательные рассказа по картинам, используя приемы фантазирования, с помощью волшебников-преобразователей придумывают новые сказки. При описании объектов используют все 17 признаков и т.д.

2. Непосредственно образовательная деятельность стала носить более развивающий характер, внедрила методы и приемы ТРИЗ,  произошла интеграция в воспитательно-образовательном процессе, что позволило получить положительную динамику в развитии познавательной активности дошкольника.

3. Наряду с воспитанниками я  также повысила свой профессиональный уровень в области использования ТРИЗ-технологии ,через практическое освоение новых форм и методов.

4. Родители стали полноправными участниками образовательных отношений, принимали участие в улучшении развивающей предметно – пространственной среды ДОУ, оказывали помощь при изготовлении пособий и развивающих игр по ТРИЗ технологии.

Дальнейшее развитие проекта: Трансляция накопленного опыта по внедрению ТРИЗ-РТВ технологии в воспитательно-образовательный процесс коллегам .

IMG_20201217_102721.jpg IMG-20200228-WA0017.jpg  IMG_20201202_095400.jpgIMG-20210401-WA0007.jpg  WhatsApp Image 2022-04-20 at 19.15.50.jpeg

IMG_20210401_093732.jpg  WhatsApp Image 2022-04-20 at 19.15.48 (3).jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по использованию инновационной ТРИЗ технологии в образовательном процессе ДОО (для воспитателей подготовительных групп)

В пособии представлены игры и тренинги на формирование у детей системного мышления; игры с элементами ТРИЗ наумение выявлять ресурсы объекта; игровые приемы обучения творческому рассказыванию с исполь...

«Технология ТРИЗ-РТВ в образовательном процессе ДОУ»

Качественные изменения, происходящие в нашем обществе, не могли не затронуть систему общего образования, которая в этих условиях вынуждена и должна изменяться, чтобы быть способной удовлетворит...

Использование ТРИЗ-технологии в образовательном процессе

Внедрение ТРИЗ-технологии в образовательный процесс...

Внедрение ТРИЗ технологии в образовательный процесс

Внедрение ТРИЗ технологии в образовательный процесс...

Использование ТРИЗ-технологии в образовательном процессе. Развитие речи, мышления и творческого воображения детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов "Использование ТРИЗ-технологии в образовательном процессе. Развитие речи, мышления и творческого воображения детей дошкольного возраста"...