Тема по самообразованию «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования и развития дошкольников»
учебно-методический материал (старшая группа)

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования и развития дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_hairova.docx34.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение№15 «Югорка»

Тема по самообразованию на 2022-2023 учебный год

«Сюжетно-ролевая игра как средство формирования и развития дошкольников»

Воспитатель: Хаирова И.А.

План самообразования на тему:

«Сюжетно-ролевая игра как средство формирования и развития дошкольников»

Актуальность

Нашему обществу нужны люди с активной жизненной позицией, пользующиеся авторитетом, умеющие работать в коллективе. Закладывать основу этих качеств можно и нужно в дошкольном возрасте

Именно в дошкольном периоде находятся истоки формирования личности человека. Группа детского сада для большинства детей является первой организованной малой группой, в которой начинают складываться у ребенка его первые отношения со сверстниками и одновременно определяются первые контуры детского коллектива.

Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей - все это представляет исключительный интерес для исследователей (ученых).

Сегодня происходит смена воспитательной парадигмы - на первый план выдвигаются гуманистические идеи и ориентиры, пронизанные уважением к личности каждого дошкольника, учащегося и заботой о развитии их способностей.

В связи с устойчивой тенденцией демократизации педагогической системы появляется необходимость исследования психолого-педагогических предпосылок формирования

умений межличностного общения на основе гуманного отношения у детей. Формирование гуманных чувств начинается в детстве, с самых первых контактов ребенка с окружающими людьми - взрослыми, сверстниками. В совместной деятельности, в общении, если они правильно построены, возникает общность эмоциональных переживаний, появляется возможность обогащения чувствами другого. Однако на сегодняшний день особенности проявления гуманных чувств у детей и формирование их гуманных отношений в детском саду и семье еще недостаточно изучены.

Сюжетно-ролевая игра - это, прежде всего, речевая деятельность, игровая и воспитывающая одновременно. С точки зрения детей, ролевая игра- это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность- игра, мотив которой лежит в содержании деятельности, а не вне ее, воспитательный характер игры дошкольниками не осознается. Также отметим воспитательное значение ролевой игры, ее всестороннее влияние на ребенка. Игра помогает сплотить детский коллектив. В активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие ребята, и это способствует самоутверждению в коллективе.

Ведущими в условиях детского сада являются сюжетно-ролевые игры со сверстниками. Это, прежде всего, самодеятельные сюжетно-ролевые игры, которые возникают по инициативе самих детей. В них дети оговаривают общую тему игры (поиграем в больницу, в продавцов и т. п.). В этих играх формируется воображение, творческие возможности, социальные, коммуникативные способности.

Для игр очень важна такая предметно-развивающая среда, которую дети могут легко, по своему желанию, трансформировать в зависимости от поворота сюжета игры.

Обсуждение с детьми различных ситуаций, возникающих в игре, характера общения между ее участниками выносить за рамки самой игры, чтобы не разрушать ее замысел. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту.

На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам. У младших дошкольников преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть, возить и пр. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями: я - мама, я - шофер, я - врач. Взятая роль придает определенную направленность, смысл действиям с предметами: мама выбирает для игры игрушки или предметы, необходимые для приготовления обеда, купания ребенка; врач подбирает для лечения карандаш-градусник, рвет бумажки для горчичников, наливает воображаемое лекарство и т. п. Таким образом, разыгрывая роль, дети используют игрушки, реальные предметы (ложка, тазик и т. д., а также предметы-заместители (карандаш или палочка становится в игре ножом, ложкой, градусником, шприцем и т. д.).

В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослыми сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития детям старшего дошкольного возраста уже недостаточно общаться только со взрослыми. В ситуации общения со сверстниками ребенок более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетентность.

Цель моего профессионального развития:

Повышение педагогической компетентности. Повышение собственной профессиональной подготовки по внедрению сюжетно-ролевой игры в работе с детьми дошкольного возраста, с целью формирования у детей позитивных межличностных отношений в процессе игры и развития диалогической речи дошкольников на основе сюжетно-ролевых игр.

 Задачи:

  • изучить литературу о сюжетно-ролевой игре;
  • создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности;
  • освоить современные технологии и методы организации игры;
  • разработать перспективное планирование и проведение сюжетно – ролевых игр по старшей и подготовительной группам.

Форма самообразования:

Индивидуальная – через индивидуальный план и участие в деятельности ДОУ.

Этапы работы:

1 этап – планирование работы, формулирование целей и задач, определение средств, форм и методов работы, изучение научно-методической литературы и посещение вебинаров:

2 этап – составление перспективного плана по формированию межличностных отношений посредством сюжетно-ролевых игр;

3 этап:

1. Работа с детьми по перспективному плану.

2. Анкетирование родителей.

3. Родительское собрание «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка». Встреча с родителями за круглым столом. Выступление родителей об опыте организации игр детей дома.

4.Оформление папки передвижки по формированию игровой деятельности дошкольников.

5. Составление консультационного материала для родителей: «Подборка игр с детьми в кругу семьи»; «Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?»; «Особенности и виды игры у дошкольников»; «Почему ребенок играет” и др. Рекомендации для родителей.  Анкеты.

6. Изготовление картотеки по сюжетно-ролевым играм.

7. Разработка конспектов по сюжетно-ролевой игре.

8. Оформление папки-передвижки.

4 этап -  Форма отчета по проделанной работе: сообщение на педагогическом часе.

Перспективный план по самообразованию

Форма и этапы работы

Сроки выполнения

Форма отчетности

Изучение методической и познавательной литературы по данной теме.

Поиск полезных ссылок в сети Интернет.

Сентябрь 2022г.

Составитьбиблиографическийсписок необходимой

литературы,каталог полезныхссылок.

Изучение методики и технологий педагогов в Интернете.

Подбор художественной литературы, материалов для работы с детьми.

Октябрь

2022г.

 1. Пополнение предметно-развивающей среды по сюжетно-ролевым играм.

2. Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте».

3. Подборка детских художественных произведений.

Разработка мероприятий по данной теме.

Ноябрь 2022г.

1.Игровая ситуация«Кто такой друг? и почему с ним нужно делиться».

2. Консультация для родителей «Воспитание нравственных качеств у младшего дошкольника через семью».

3. Драматизация русской народной сказки «Теремок».

4. Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к сказке.

Разработка мероприятий по данной теме.

Декабрь

2022г.

1.Беседа-рассуждение с детьми«Что такое хорошо и что такое плохо».

2.Разучивание с детьми игры-упражнения на создание безконфликтной обстановки в группе«Обратись к товарищу вежливо».

3. Сюжетно-ролевая игра: «Магазин игрушек»

 Разработка мероприятий по данной теме.

Январь 2023г.

1.Беседа на тему«В тесноте, да не в обиде».

2. Моя любимая сказка. Воспитывать любознательность к русским народным сказкам. Драматизация сказки «Теремок» детьми группы.

3. Фото-выставка «Играют наши дети».

 Разработка мероприятий по данной теме.

Февраль

2023 г.

1. Взаимодействие с родителями.Выставка книжек-малышек«Играем все вместе».

2. Сюжетно-ролевая игра: «Дочки-матери».

3 Семинар-практикум для родителей «Игры, в которые мы играем». Тестирование родителей «Знаете ли вы своего ребёнка».

 Разработка мероприятий по данной теме.

Март 2023 г.

1. Сюжетно-ролевая игра: «Спасатели». Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к игре.

Интервью с детьми«Каким должен быть вежливый человек».

 Разработка мероприятий по данной теме.

Апрель 2023г.

1.Беседа - размышление«Кому важно быть внимательным на дороге?»

2. Просмотр мультипликационного фильма по ПДД «Уроки тетушки Совы».

3. Сюжетно-ролевая игра: «Я - шофер, вы – пешеходы». Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к игре.

4.Выставка детских работ «Я-шофер, вы-пешеходы».

Отчет по самообразованию.

Май 2023г.

Итоговый анализ результатов работы по социализации детей через сюжетно-ролевую игру.

Выступление на педагогическом часе по теме: «Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры».

Правила игры для детей:

1. Прежде чем начать игру, подумай, во что ты будешь играть.

2. Подумай, чем ты будешь играть.

3. Игру доводи до конца с тем, с кем начал играть.

4. Играй дружно.

5. Бережно относись к игрушкам.

6. Содержи игрушки в порядке.

7. Говори с другом спокойно и ласково.

8. Не мешай играть товарищу.

9. Играй самостоятельно.

Руководство игрой:

1. Не подавлять инициативу и творчество детей.

2. Способствовать развитию сюжетно-ролевой игры, не разрушая замысел детей.

3.Побуждать к взаимопониманию, чуткости, справедливости, взаимопомощи.

4. Приучать детей к самостоятельному употреблению в играх строительного материала, конструкторов, игрушек-самоделок, игрушек- заменителей.

5. Учить использовать навыки, полученные на занятиях по развитию речи, рисованию, аппликации, музыкальных.

6. На занятиях учить вступать в диалог от имени действующих лиц.

7. Побуждать детей задавать больше вопросов по содержанию игры.

8. Помогать детям договариваться в игре.

9. Не заставлять играть в то, что они не видели.

10. Брать роль в игре на себя только тогда, когда ребенок попросит.

11. Наблюдать за играми детей.

12. Анализировать увиденное в игре.

13. Учить ставить в ситуации, но не указывая конкретные способы, действия.

14. Обучать всех детей брать главную роль на себя.

15. Беседа перед началом игры о ее ходе.

16. Предварительный показ выполнения действий детей, выполняющих неизвестную ранее роль.

17. Подведение итогов игры.

18. Дальнейшее планирование развития игры (напоминание, советы, предложения по использованию в игре знаний, полученных на занятиях, указания, поручения, задания).

Общение воспитателя с детьми:

1. Включаться в игру детей осторожно, не разрушая замысел детей.

2. Побуждать задавать больше вопросов по содержанию игры.

3. Помогать договариваться в игре.

4. Учить вступать в диалог от имени действующего лица.

5. Брать роль в игре на себя только тогда, когда ребёнок сам попросит.

6. Наблюдать за играми детей.

7. Анализ увиденного в игре.

8. Учить детей ставить в ситуации, но, не указывая конкретные способы действия.

Вывод:

Таким образом, через сюжетно-ролевые игры, и предварительную работу решаются образовательные, воспитательные, развивающие задачи. В процессе сюжетно-ролевых игр и подготовки к ним у ребенка дошкольного возраста проявляется следующая деятельность: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы и продуктивная.

В процессе сюжетно-ролевых игр и общения с детьми, воспитатель:

1. Дает информацию детям о социальной жизни человека через чтение художественной литературы, беседы, использование ИКТ-технологий просмотр видео и мультфильмов и их обсуждение, дидактические игры и так далее.

2. Помогает ребенку определиться с ролью в игре, что в дальнейшем позволит делать это ребенку самостоятельно.

3. Помогает ребенку устанавливать и усваивать правила и нормы социального поведения через игру, контролировать свое поведение, регулировать эмоциональное состояние.

4. Постепенно от совместной деятельности ребенок переходит к самостоятельной деятельности со сверстниками умея договориться, выбрать игру, распределять роли, создавать сюжет и развивать его в совместной деятельности со сверстниками.

5. В дальнейшем игра должна проходить в режиме реального времени сочетая в себе реальную жизнь (например: трудовая деятельность) и игру, что позволяет ребенку чувствовать себя не просто ребенком а составной частью общества, который может приносить пользу и радость окружающим.

Таким образом, схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.

Построение игровой деятельности должно происходить на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Выделены признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).

Опираясь на эти примерные схемы подготовки проведения сюжетно-ролевых игр, воспитатель может разработать план работы с детьми и родителями на год в соответствии с комплексно-тематической рабочей программой своей группы.

Литература:

1. Виноградова Т. А. Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников [Текст] : практическое пособие Н. А. Виноградова, Позднякова. -М. : Айрис-пресс, 2008.-128с.

2. Антонова Т. В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками

.Дошкольное воспитание. -1995.-№10.-С 45-47.

1. Программа воспитания и обучения в детском саду. - ред. Васильевой М. А. ,М 2004г.

2. Воспитание с любовью и логикой. — Барнаул 1998 г.

3. Дошкольное воспитание — Журнал. — № 4-8, 1989 г.

4. Дошкольная педагогика — Журнал. — №4-5, 2004 г.

5. Дошкольная педагогика. — М., 2000. — Козлова С. А., Куликова Е. А.

6. Организация сюжетной игры в детском саду. — М., 2001. — Михайленко Н. Я., Короткова Н. А.

7. Как развивать таланты ребёнка от рождения до 5 лет. Фридман Д. — М. : Центр «ПРО» 1995 г.

8. Н. В. Краснощёкова. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. — 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный опыт работы на тему «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования ранней профориентации дошкольников на профессии железнодорожников»

Дошкольное детство-это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские игры преобладает над всеми другими делами ребенка. Именно поэтому п...

Выступление на тему:"Игра как средство формирования любознательности у дошкольников"

Выступление на тему:"Игра как средство формирования любознательности у дошкольников"...

Тема по самообразованию: «"Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально-коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста"

Изучить способы, методы и приёмы формирования социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. создание  условий, позволяющих развертывать ...

Тема по самообразованию «Сюжетно – ролевая игра в развитии речи детей раннего дошкольного возраста». на 2023-2024год

Еще в древности игры, которые имитировали труд взрослых, были настоящими уроками для детей, они создавали возможность передавать из поколения в поколение необходимые охотничьи, собирательские трудовые...