Тема по самообразованию «Сюжетно – ролевая игра в развитии речи детей раннего дошкольного возраста». на 2023-2024год
материал (младшая группа)

Абрамова Юлиана Олеговна

Еще в древности игры, которые имитировали труд взрослых, были настоящими уроками для детей, они создавали возможность передавать из поколения в поколение необходимые охотничьи, собирательские трудовые навыки. Дети издревле копировали поведение взрослых и благодаря этому приобретали новые умения. Прошло много лет, а ребенок так же продолжает стремиться к активному участию в мире взрослых. Не угасают интерес детей к познанию окружающего мира, потребность в общении друг с другом, со взрослыми, желание быть полезными окружающим. Речь детей формируется в процессе различной деятельности, т.е., играя, общаясь, они активно пользуются речью. И если в этот момент взрослый будет целенаправленно влиять на развитие речи ребенка, то усвоение ребенком связной разговорной речи пройдет быстрее и легче. Сюжетно – ролевая игра дарит возможность педагогам, родителям быть рядом с детьми, когда им это действительно нужно, когда мы все вместе можем помочь ребенку реализовать в игре свои творческие фантазии, развить речевую активность, повысить коммуникативные навыки, обогатить его игровой опыт. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie1_2023-2024.docx31.14 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию

Тема: «Сюжетно – ролевая игра в развитии речи детей раннего дошкольного возраста».

Цель: развитие речи и коммуникативных способностей детей раннего дошкольного возраста посредством участия родителей в сюжетно – ролевых, пальчиковых, речевых играх детей.

Срок работы над темой: 2023- 2024уч. г.

Задачи:

  1. Создать условия для стимуляции общения детей и родителей во время сюжетно – ролевых игр.
  2. Знакомить детей с новыми понятиями по теме «Больница», «Салон красоты», «Дом моды», «Семья», «Ферма», «Строители», «Кафе», «Магазин», «Транспорт»; составление простейших предложений через ситуативные диалоги.
  3. Развивать социально – коммуникативные навыки.

Прогнозируемый результат: дети знакомятся с окружающим миром и собой, сначала все их действия носят манипулятивный характер, но потом они учатся действовать с предметами, одевать и раздевать куклу, полечить зайке ушки, накрыть стол для чаепития и др.  В сюжетно – ролевой игре дети используют предметы – заместители: кубик может быть и мылом, и пирожком, и телефоном. Постепенно в совместной игре дети учатся выполнять действия с предметами без помощи взрослого, они узнают о назначении предметов, их функции. У детей возрастает потребность свои замыслы в игре выражать словами.

Актуальность: еще в древности игры, которые имитировали труд взрослых, были настоящими уроками для детей, они создавали возможность передавать из поколения в поколение необходимые охотничьи, собирательские трудовые навыки. Дети издревле копировали поведение взрослых и благодаря этому приобретали новые умения. Прошло много лет, а ребенок так же продолжает стремиться к активному участию в мире взрослых. Не угасают интерес детей к познанию окружающего мира, потребность в общении друг с другом, со взрослыми, желание быть полезными окружающим. Речь детей формируется в процессе различной деятельности, т.е., играя, общаясь, они активно пользуются речью. И если в этот момент взрослый будет целенаправленно влиять на развитие речи ребенка, то усвоение ребенком связной разговорной речи пройдет быстрее и легче. Сюжетно – ролевая игра дарит возможность педагогам, родителям быть рядом с детьми, когда им это действительно нужно, когда мы все вместе можем помочь ребенку реализовать в игре свои творческие фантазии, развить речевую активность, повысить коммуникативные навыки, обогатить его игровой опыт.  

Этапы работы по самообразованию:

1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);

2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;

3 этап – практический;

4 этап - подведение итогов.

1 этап (сентябрь)

- Изучение методической литературы по теме «Сюжетно – ролевая игра в развитии речи детей раннего дошкольного возраста»;

- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;

- обобщение материала.

2 этап (сентябрь)

 -разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;

-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Сюжетно – ролевая игра в развитии речи детей раннего дошкольного возраста»;

- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме.

3 этап (практический)

Работа с детьми

Октябрь

Сюжетно – ролевая игра «Больница».

Сюжетные игры: прием в кабинете врача; работа в процедурном кабинете; аптека; доктор Айболит (ветеринар).

Цель: знакомство с новыми понятиями по теме «Больница»; составление простейших предложений через ситуативные диалоги.

Мероприятия с детьми (по выбору педагога).

Артикуляционная гимнастика: «Покажи горло врачу», «У Оли зуб болит», «Почистим зубки».

Игры на звукоподражание: «Укололи пальчик», «Ушибли колено», «Зуб болит», «Покашляй».

Игры на обогащение словаря: «Кто с кем?», «Пожалей», «У кого что болит?».

Театрализованные игры: «Зайка заболел», «Первая помощь друзьям».

Игры с эмоциями: «Твой друг плачет», «Зайка боится укола», «Сладкая витаминка».

Конструирование из крупного конструктора «Больница для зверят».

Пальчиковые игры: «Лекарства для зверят», «Профессии».

Ноябрь

Сюжетно – ролевая игра «Кафе».

Сюжетные игры: «В кафе с лисичкой», «Пьем чай в кафе», «Вкусное угощение для друзей».

Цель: знакомство с новыми понятиями по теме «Кафе»; составление простейших предложений через ситуативные диалоги.

Мероприятия с детьми (по выбору педагога).

Артикуляционная гимнастика: «Водичка», «Вкусный торт».

Дыхательная гимнастика: «Чистим лук и плачем», «Кислое яблоко», «Каша кипит», «Пьем сок через трубочку».

Игры на звукоподражание: «Съели конфетку», «Разбили чашку», «Позови друга», «Подавились косточкой».

Игры на обогащение словаря: «Чудесный мешочек», «Что подают в кафе».

Пальчиковые игры: «У Лариски – две редиски», «1,2,3,4 – всю посуду перемыли».

Декабрь

Сюжетно – ролевые игры «Салон красоты», «Дом моды».

Сюжетные игры: «Я – парикмахер», «Маникюр для куклы», «Нарядное платье для куклы Маши».

Цель: знакомство с новыми понятиями по теме «Салон красоты», «Дом моды»; составление простейших предложений через ситуативные диалоги.

Мероприятия с детьми (по выбору педагога).

Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Ах, какое красивое платье».

Дыхательная гимнастика: «Шитье на швейных машинках», «Застегиваем молнию на куртке».

Игры на звукоподражание: «Ляля плачет», «Обрадовались», «Смеемся», «Ножницы».

Театрализованные игры: «Животные в парикмахерской», «Прическа для куклы Кати».

Игры с эмоциями: «Зеркало», мимическая гимнастика.

Конструирование «Ателье для зайчат».

Январь

Сюжетно – ролевая игра «Магазин».

Сюжетные игры: «В магазине игрушек», «Купили кукле Оле шляпу», «Вежливый продавец мороженого».

Цель: знакомство с новыми понятиями по теме «Магазин»; составление простейших предложений через ситуативные диалоги.

Мероприятия с детьми (по выбору педагога).

Артикуляционная гимнастика «Часы».

Дыхательная гимнастика «Барабан», «Неваляшка», «Мяч».

Игры на звукоподражание: «Дудочка», «Часики», «Купи конфету», «Гармошка»,

«Колокольчик».

Игры на обогащение словаря: «Что мама принесла из магазина?», «Какой подарок купить для петушка?».

Конструирование «Заборчик у магазина».

Пальчиковые игры: «Профессии», «Помогаем нашей Тане мы игрушки убирать».

Февраль

Сюжетно – ролевая игра «Семья».

Цель: знакомство с новыми понятиями по теме «Семья»; составление простейших предложений через ситуативные диалоги.

Мероприятия с детьми (по выбору педагога).

Артикуляционная гимнастика: «Гости», «Сестренка заблудилась в лесу».

Дыхательная гимнастика: «Мама кормит малыша», «Старая бабушка», «малыш плачет».

Игры на звукоподражание: «Откусили конфетку», «У тебя есть мама?», «Телефон не отвечает», «Колыбельная».

Конструирование «Диван для дедушки».

Пальчиковые игры: «Поможем сестричке застегнуть пуговицы», «Научим дочку шнуровать ботинки», «1,2,3,4 – много мебели в квартире».

Игры с эмоциями: «Назови маму ласково», «Передай чувства по кругу».

Игры на обогащение словаря: «Что мама принесла из магазина?», «Какой подарок купить для петушка?».

 Март

Сюжетно – ролевая игра «Строители».

Сюжетные игры: «Я построю птичкам дом», «Высокая башня для наших друзей», «Строители в городе детства».

Цель: знакомство с новыми понятиями по теме «Строители»; составление простейших предложений через ситуативные диалоги.

Мероприятия с детьми (по выбору педагога).

Артикуляционная гимнастика «Молоточки».

Дыхательная гимнастика: «Дровосек», «Молоток», «Пила».

Игры на звукоподражание: «Рубим дрова», «Перепрыгнули», «Гремит ведро».

Игры на обогащение словаря: «Для кого построим дом?», «Чей домик?», «Назови, какой дом выше».

Театрализованные игры: «Строим домик для Катиных друзей», «Я – строитель».

Конструирование «Домик для зайчат».

Пальчиковые игры: «Дом для семьи», «У оленя дом большой», «Строим дом».

Апрель

Сюжетно – ролевая игра «Ферма».

Цель: знакомство с новыми понятиями по теме «Ферма»; составление простейших предложений через ситуативные диалоги.

Мероприятия с детьми (по выбору педагога).

Артикуляционная гимнастика «Покатаемся на лошадке», «Собака», «Дождик и курочка».

Дыхательная гимнастика: «Кошка мяукает», «Собака рычит», «Баран», «Лошадка».

Игры на звукоподражание: «Лает собачка», «Гуси гогочут», «Петух кукарекает», «Корова», «Лошадка».

Игры на обогащение словаря: «Чья мама?», «Какой? Какая? Какое?»

Театрализованные игры: «Веселая лошадка прокатит всех друзей», «Птичий двор».

Игра с эмоциями «Слушай хлопки».

Конструирование «Домик для петушка и курочки».

Пальчиковые игры: «Кто где живет?», «Определи на ощупь резиновых животных».

Май

Сюжетно – ролевая игра «Транспорт».

Сюжетные игры: «Гараж», «Автобус», «Такси», «Ремонтная мастерская».

Цель: знакомство с новыми понятиями по теме «Транспорт»; составление простейших предложений через ситуативные диалоги.

Мероприятия с детьми (по выбору педагога).

Артикуляционная гимнастика: «Автомобиль», «Паровоз».

Дыхательная гимнастика: «Послушай тишину и подыши», «Дверь у машины скрипит».

Игры на звукоподражание: «Поезд», «Полицейская машина», «Машина сигналит».

Игры на обогащение словаря: «Один – много», «Что есть у автомобиля?», «Что везет грузовик?».

Игра с эмоциями «Грустная машинка».

Конструирование «Гараж для машины».

4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.

Работа с родителями.

По теме «Больница»:

  1. Фотовыставка «Я – доктор».
  2. Тренинг «Игровая артикуляционная гимнастика».
  3. Консультация «Лекарственные травы в сезон простуд».
  4. Сюжетно – ролевая игра «Доктор мама» (совместная игра родителей и детей).

По теме «Салон красоты», «Дом моды»:

  1. Экскурсия в парикмахерскую.
  2. Сюжетно – ролевая игра «Прическа для мамы и папы».

По теме «Семья»:

  1. Лепка из соленого теста «Конфеты к чаю».
  2. Совместная сюжетно – ролевая игра детей и родителей «Игрушки в гостях у детей».

По теме «Ферма»:

  1. Фотовыставка «Весна у бабушки в деревне».
  2. Сюжетно – ролевая игра «Лошадка катает ребят».

По теме «Строители»:

  1. Совместная конструктивная деятельность «У оленя дом большой».
  2. Консультация «Пусть не сердятся родители, что измажутся строители».

По теме «Кафе»:

  1. Круглый стол в группе «Сюжетно – ролевая игра как средство сближения детей и родителей.
  2. Сюжетно – ролевая игра «Поварята готовят обед».

По теме «Магазин»:

  1. Сюжетно – ролевая игра «Чудесный магазин» (роли продавца и покупателя играют дети и родители).

По теме «Транспорт»:

  1. Фотовыставка для родителей «Би-би-би-ка, поехали кататься».
  2. Игра с папами «Ремонтная мастерская в нашей группе».

Изучение литературы по теме:

  1. Брозаускас Л.Г. «Развиваем пальчики».
  2. Кольцова М.М. «Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг».
  3. Михайленко Н.Я. «Организация сюжетной игры в детском саду».
  4. Эльконин Д.Б. «Психология игры».
  5. Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа».

МДОУ ИРМО «Малоголоустненский детский сад».

Тема по самообразованию

«Сюжетно – ролевая игра в развитии речи детей раннего дошкольного возраста».

 на 2023-2024год

Работу выполнила:

Абрамова Ю.О


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие креативности детей старшего дошкольного возраста.

СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………..3ГЛАВА I. Теоретические основы развития творчества в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………..……..71.1. П...

РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблема самосознания является одной из центральных в психологии, представляя интерес для научных исследований уже много десятилетий подряд.Изучение свойств самосознания, адекватности самооценок, стру...

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии представлений детей среднего дошкольного возраста о гендерной принадлежности.

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии представлений детей среднего дошкольного возраста о гендерной принадлежности.Для начала хотелось бы напомнить что же такое гендерная принадлежность. Многие люди пр...

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.

Первые шесть-семь лет жизни ребенка — наиболее ответственный период его развития, когда формируются умственные способности, нравственные качества, эстетические чувства. Все эти стороны личности ...

Статья на тему «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

Статья на тему «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»....

Отчет по самообразованию «Сюжетно – ролевая игра, как средство социализации детей младшего дошкольного возраста»

Тема самообразования: «Сюжетно – ролевая игра, как средство социализации детей младшего дошкольного возраста»Анализ затруднений, постановка проблемы: Социализация – это процесс...