Тема по самообразованию «Сюжетно – ролевая игра в развитии речи детей раннего дошкольного возраста». на 2023-2024год
материал (младшая группа)
Еще в древности игры, которые имитировали труд взрослых, были настоящими уроками для детей, они создавали возможность передавать из поколения в поколение необходимые охотничьи, собирательские трудовые навыки. Дети издревле копировали поведение взрослых и благодаря этому приобретали новые умения. Прошло много лет, а ребенок так же продолжает стремиться к активному участию в мире взрослых. Не угасают интерес детей к познанию окружающего мира, потребность в общении друг с другом, со взрослыми, желание быть полезными окружающим. Речь детей формируется в процессе различной деятельности, т.е., играя, общаясь, они активно пользуются речью. И если в этот момент взрослый будет целенаправленно влиять на развитие речи ребенка, то усвоение ребенком связной разговорной речи пройдет быстрее и легче. Сюжетно – ролевая игра дарит возможность педагогам, родителям быть рядом с детьми, когда им это действительно нужно, когда мы все вместе можем помочь ребенку реализовать в игре свои творческие фантазии, развить речевую активность, повысить коммуникативные навыки, обогатить его игровой опыт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie1_2023-2024.docx | 31.14 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
Тема: «Сюжетно – ролевая игра в развитии речи детей раннего дошкольного возраста».
Цель: развитие речи и коммуникативных способностей детей раннего дошкольного возраста посредством участия родителей в сюжетно – ролевых, пальчиковых, речевых играх детей.
Срок работы над темой: 2023- 2024уч. г.
Задачи:
- Создать условия для стимуляции общения детей и родителей во время сюжетно – ролевых игр.
- Знакомить детей с новыми понятиями по теме «Больница», «Салон красоты», «Дом моды», «Семья», «Ферма», «Строители», «Кафе», «Магазин», «Транспорт»; составление простейших предложений через ситуативные диалоги.
- Развивать социально – коммуникативные навыки.
Прогнозируемый результат: дети знакомятся с окружающим миром и собой, сначала все их действия носят манипулятивный характер, но потом они учатся действовать с предметами, одевать и раздевать куклу, полечить зайке ушки, накрыть стол для чаепития и др. В сюжетно – ролевой игре дети используют предметы – заместители: кубик может быть и мылом, и пирожком, и телефоном. Постепенно в совместной игре дети учатся выполнять действия с предметами без помощи взрослого, они узнают о назначении предметов, их функции. У детей возрастает потребность свои замыслы в игре выражать словами.
Актуальность: еще в древности игры, которые имитировали труд взрослых, были настоящими уроками для детей, они создавали возможность передавать из поколения в поколение необходимые охотничьи, собирательские трудовые навыки. Дети издревле копировали поведение взрослых и благодаря этому приобретали новые умения. Прошло много лет, а ребенок так же продолжает стремиться к активному участию в мире взрослых. Не угасают интерес детей к познанию окружающего мира, потребность в общении друг с другом, со взрослыми, желание быть полезными окружающим. Речь детей формируется в процессе различной деятельности, т.е., играя, общаясь, они активно пользуются речью. И если в этот момент взрослый будет целенаправленно влиять на развитие речи ребенка, то усвоение ребенком связной разговорной речи пройдет быстрее и легче. Сюжетно – ролевая игра дарит возможность педагогам, родителям быть рядом с детьми, когда им это действительно нужно, когда мы все вместе можем помочь ребенку реализовать в игре свои творческие фантазии, развить речевую активность, повысить коммуникативные навыки, обогатить его игровой опыт.
Этапы работы по самообразованию:
1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);
2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;
3 этап – практический;
4 этап - подведение итогов.
1 этап (сентябрь)
- Изучение методической литературы по теме «Сюжетно – ролевая игра в развитии речи детей раннего дошкольного возраста»;
- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;
- обобщение материала.
2 этап (сентябрь)
-разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;
-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Сюжетно – ролевая игра в развитии речи детей раннего дошкольного возраста»;
- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме.
3 этап (практический)
Работа с детьми |
Октябрь Сюжетно – ролевая игра «Больница». Сюжетные игры: прием в кабинете врача; работа в процедурном кабинете; аптека; доктор Айболит (ветеринар). Цель: знакомство с новыми понятиями по теме «Больница»; составление простейших предложений через ситуативные диалоги. Мероприятия с детьми (по выбору педагога). Артикуляционная гимнастика: «Покажи горло врачу», «У Оли зуб болит», «Почистим зубки». Игры на звукоподражание: «Укололи пальчик», «Ушибли колено», «Зуб болит», «Покашляй». Игры на обогащение словаря: «Кто с кем?», «Пожалей», «У кого что болит?». Театрализованные игры: «Зайка заболел», «Первая помощь друзьям». Игры с эмоциями: «Твой друг плачет», «Зайка боится укола», «Сладкая витаминка». Конструирование из крупного конструктора «Больница для зверят». Пальчиковые игры: «Лекарства для зверят», «Профессии». |
Ноябрь Сюжетно – ролевая игра «Кафе». Сюжетные игры: «В кафе с лисичкой», «Пьем чай в кафе», «Вкусное угощение для друзей». Цель: знакомство с новыми понятиями по теме «Кафе»; составление простейших предложений через ситуативные диалоги. Мероприятия с детьми (по выбору педагога). Артикуляционная гимнастика: «Водичка», «Вкусный торт». Дыхательная гимнастика: «Чистим лук и плачем», «Кислое яблоко», «Каша кипит», «Пьем сок через трубочку». Игры на звукоподражание: «Съели конфетку», «Разбили чашку», «Позови друга», «Подавились косточкой». Игры на обогащение словаря: «Чудесный мешочек», «Что подают в кафе». Пальчиковые игры: «У Лариски – две редиски», «1,2,3,4 – всю посуду перемыли». |
Декабрь Сюжетно – ролевые игры «Салон красоты», «Дом моды». Сюжетные игры: «Я – парикмахер», «Маникюр для куклы», «Нарядное платье для куклы Маши». Цель: знакомство с новыми понятиями по теме «Салон красоты», «Дом моды»; составление простейших предложений через ситуативные диалоги. Мероприятия с детьми (по выбору педагога). Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Ах, какое красивое платье». Дыхательная гимнастика: «Шитье на швейных машинках», «Застегиваем молнию на куртке». Игры на звукоподражание: «Ляля плачет», «Обрадовались», «Смеемся», «Ножницы». Театрализованные игры: «Животные в парикмахерской», «Прическа для куклы Кати». Игры с эмоциями: «Зеркало», мимическая гимнастика. Конструирование «Ателье для зайчат». |
Январь Сюжетно – ролевая игра «Магазин». Сюжетные игры: «В магазине игрушек», «Купили кукле Оле шляпу», «Вежливый продавец мороженого». Цель: знакомство с новыми понятиями по теме «Магазин»; составление простейших предложений через ситуативные диалоги. Мероприятия с детьми (по выбору педагога). Артикуляционная гимнастика «Часы». Дыхательная гимнастика «Барабан», «Неваляшка», «Мяч». Игры на звукоподражание: «Дудочка», «Часики», «Купи конфету», «Гармошка», «Колокольчик». Игры на обогащение словаря: «Что мама принесла из магазина?», «Какой подарок купить для петушка?». Конструирование «Заборчик у магазина». Пальчиковые игры: «Профессии», «Помогаем нашей Тане мы игрушки убирать». |
Февраль Сюжетно – ролевая игра «Семья». Цель: знакомство с новыми понятиями по теме «Семья»; составление простейших предложений через ситуативные диалоги. Мероприятия с детьми (по выбору педагога). Артикуляционная гимнастика: «Гости», «Сестренка заблудилась в лесу». Дыхательная гимнастика: «Мама кормит малыша», «Старая бабушка», «малыш плачет». Игры на звукоподражание: «Откусили конфетку», «У тебя есть мама?», «Телефон не отвечает», «Колыбельная». Конструирование «Диван для дедушки». Пальчиковые игры: «Поможем сестричке застегнуть пуговицы», «Научим дочку шнуровать ботинки», «1,2,3,4 – много мебели в квартире». Игры с эмоциями: «Назови маму ласково», «Передай чувства по кругу». Игры на обогащение словаря: «Что мама принесла из магазина?», «Какой подарок купить для петушка?». |
Март Сюжетно – ролевая игра «Строители». Сюжетные игры: «Я построю птичкам дом», «Высокая башня для наших друзей», «Строители в городе детства». Цель: знакомство с новыми понятиями по теме «Строители»; составление простейших предложений через ситуативные диалоги. Мероприятия с детьми (по выбору педагога). Артикуляционная гимнастика «Молоточки». Дыхательная гимнастика: «Дровосек», «Молоток», «Пила». Игры на звукоподражание: «Рубим дрова», «Перепрыгнули», «Гремит ведро». Игры на обогащение словаря: «Для кого построим дом?», «Чей домик?», «Назови, какой дом выше». Театрализованные игры: «Строим домик для Катиных друзей», «Я – строитель». Конструирование «Домик для зайчат». Пальчиковые игры: «Дом для семьи», «У оленя дом большой», «Строим дом». |
Апрель Сюжетно – ролевая игра «Ферма». Цель: знакомство с новыми понятиями по теме «Ферма»; составление простейших предложений через ситуативные диалоги. Мероприятия с детьми (по выбору педагога). Артикуляционная гимнастика «Покатаемся на лошадке», «Собака», «Дождик и курочка». Дыхательная гимнастика: «Кошка мяукает», «Собака рычит», «Баран», «Лошадка». Игры на звукоподражание: «Лает собачка», «Гуси гогочут», «Петух кукарекает», «Корова», «Лошадка». Игры на обогащение словаря: «Чья мама?», «Какой? Какая? Какое?» Театрализованные игры: «Веселая лошадка прокатит всех друзей», «Птичий двор». Игра с эмоциями «Слушай хлопки». Конструирование «Домик для петушка и курочки». Пальчиковые игры: «Кто где живет?», «Определи на ощупь резиновых животных». |
Май Сюжетно – ролевая игра «Транспорт». Сюжетные игры: «Гараж», «Автобус», «Такси», «Ремонтная мастерская». Цель: знакомство с новыми понятиями по теме «Транспорт»; составление простейших предложений через ситуативные диалоги. Мероприятия с детьми (по выбору педагога). Артикуляционная гимнастика: «Автомобиль», «Паровоз». Дыхательная гимнастика: «Послушай тишину и подыши», «Дверь у машины скрипит». Игры на звукоподражание: «Поезд», «Полицейская машина», «Машина сигналит». Игры на обогащение словаря: «Один – много», «Что есть у автомобиля?», «Что везет грузовик?». Игра с эмоциями «Грустная машинка». Конструирование «Гараж для машины». |
4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.
Работа с родителями.
По теме «Больница»:
- Фотовыставка «Я – доктор».
- Тренинг «Игровая артикуляционная гимнастика».
- Консультация «Лекарственные травы в сезон простуд».
- Сюжетно – ролевая игра «Доктор мама» (совместная игра родителей и детей).
По теме «Салон красоты», «Дом моды»:
- Экскурсия в парикмахерскую.
- Сюжетно – ролевая игра «Прическа для мамы и папы».
По теме «Семья»:
- Лепка из соленого теста «Конфеты к чаю».
- Совместная сюжетно – ролевая игра детей и родителей «Игрушки в гостях у детей».
По теме «Ферма»:
- Фотовыставка «Весна у бабушки в деревне».
- Сюжетно – ролевая игра «Лошадка катает ребят».
По теме «Строители»:
- Совместная конструктивная деятельность «У оленя дом большой».
- Консультация «Пусть не сердятся родители, что измажутся строители».
По теме «Кафе»:
- Круглый стол в группе «Сюжетно – ролевая игра как средство сближения детей и родителей.
- Сюжетно – ролевая игра «Поварята готовят обед».
По теме «Магазин»:
- Сюжетно – ролевая игра «Чудесный магазин» (роли продавца и покупателя играют дети и родители).
По теме «Транспорт»:
- Фотовыставка для родителей «Би-би-би-ка, поехали кататься».
- Игра с папами «Ремонтная мастерская в нашей группе».
Изучение литературы по теме:
- Брозаускас Л.Г. «Развиваем пальчики».
- Кольцова М.М. «Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг».
- Михайленко Н.Я. «Организация сюжетной игры в детском саду».
- Эльконин Д.Б. «Психология игры».
- Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа».
МДОУ ИРМО «Малоголоустненский детский сад».
Тема по самообразованию
«Сюжетно – ролевая игра в развитии речи детей раннего дошкольного возраста».
на 2023-2024год
Работу выполнила:
Абрамова Ю.О
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие креативности детей старшего дошкольного возраста.
СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………..3ГЛАВА I. Теоретические основы развития творчества в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………..……..71.1. П...
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА В РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
статья для воспитателей...
РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проблема самосознания является одной из центральных в психологии, представляя интерес для научных исследований уже много десятилетий подряд.Изучение свойств самосознания, адекватности самооценок, стру...
Роль сюжетно-ролевой игры в развитии представлений детей среднего дошкольного возраста о гендерной принадлежности.
Роль сюжетно-ролевой игры в развитии представлений детей среднего дошкольного возраста о гендерной принадлежности.Для начала хотелось бы напомнить что же такое гендерная принадлежность. Многие люди пр...
Роль сюжетно-ролевой игры в развитии взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
Первые шесть-семь лет жизни ребенка — наиболее ответственный период его развития, когда формируются умственные способности, нравственные качества, эстетические чувства. Все эти стороны личности ...
Статья на тему «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».
Статья на тему «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»....
Отчет по самообразованию «Сюжетно – ролевая игра, как средство социализации детей младшего дошкольного возраста»
Тема самообразования: «Сюжетно – ролевая игра, как средство социализации детей младшего дошкольного возраста»Анализ затруднений, постановка проблемы: Социализация – это процесс...