«Тестопластика- как метод лечебно-педагогической коррекции и как средство развития речи у детей с нарушением речи»
методическая разработка
Речь является ярким показателем развития ребенка. Исследования показывают, что все психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, воображение – развиваются через речь (Л. С. Выгодский, А. Л. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.)
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешности его школьного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тестопластика | 19.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Важную роль в создании современной образовательной среды начинают сегодня выполнять инновационные технологии, направленные на развитие интересов детей, строящиеся на принципе фантазирования в игровой деятельности.
Речь является ярким показателем развития ребенка. Исследования показывают, что все психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, воображение – развиваются через речь (Л. С. Выгодский, А. Л. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.)
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешности его школьного обучения.
Рядом исследований установлено, что на становлении детской речи сказывается развитие мелкой моторики пальцев рук, положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Выполнение упражнений пальцами стимулирует развитие речи детей.
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Развитию мелкой моторики способствует:
-Работа с ножницами
-лепка из глины, пластилина, соленого теста
-конструирование и работа с мозаикой
-выкладывание фигур из палочек
-вышивание, работа с бисером и др.
Лепка из соленого теста - древняя забава. В старину наши предки лепили из теста фигурки- обереги, вкладывая в них магический смысл. Хлеб считался символом богатства, а соль – защитницей от воздействия злых сил. В последнее время поделки из соленого теста набирают всё большую популярность. Возрождая эту традицию, мы можем дать волю своей фантазии. При работе с соленым тестом многие придумывают красивые названия - тестопластика, биокерамика и т.д.
Мука, соль и вода – уникальное сочетание продуктов. Из них можно сделать самые разнообразные поделки.
Мука и соль - это природные, экологически безопасные продукты, при соединении которых получается чудесный материал для лепки и моделирования. Соленое тесто прекрасно сочетает в себе достоинство глины и пластилина. Оно очень пластичное «живое» и, что особенно нравится детям, после лепки изделие требует раскрашивания. Вот тут могут проявиться и художественные способности детей. Формируется навык реализаций замысла, дети учатся доводить начатую работу до конца. Соленое тесто оказалось прекрасным материалом для детского творчества. Лепить из него – большое удовольствие.
Лепка-это не только интересно, но и полезно. Когда малыш лепит – развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что в свою очередь влияет на развитие речи и мышления.
Лепка благотворно влияет на нервную систему в целом, именно поэтому шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой. Кроме того, после подобной деятельности ребёнку будет проще совладать с ручкой или карандашом, а значит можно избежать лишних слёз и переживаний при подготовке к школе.
Для детей с повышенным или пониженным тонусом рук особенно полезна тестопластика - лепка из соленого теста. При лепке задействованы все 10 пальцев, а так же обе ладони. Происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, что играет положительную роль в развитии речи.
Экспериментирование с соленым тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания ребенка об их свойствах и возможностях применения, стимулирует к поискам новых способов действий, дает прекрасную возможность для развития творчества, фантазии, воображения, абстрактного и логического мышления. Никаких скучных заданий. Напротив! Игра, фокус, чудо! Такое впечатление производит на детей лепка из соленого теста.
Работа с соленым тестом полезна детям со страхами, тревожностью, а так же с агрессией. Пластичность материала позволяет вносить изменения в работу и этим ребенок подправляет свое эмоциональное самочувствие. Необщительный и замкнутый ребенок может реализовать себя, проявить фантазию. Смекалку, изобретательность.
Использование тестопластики позволяет решать воспитательные задачи: самостоятельность, настойчивость, усидчивость, аккуратность т. е. все те качества, которые слабо выражены у детей с общим недоразвитием речи.
Работа с тестом - это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации тактильных ощущений. Продуктивная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей.
Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие, что так же оказывает положительное влияние на развитие речи.
Для усвоения слов-названий большое значение имеют действия самих детей с предметами. Дети с трудом связывают слово с предметом или действием, воспринятым только зрительно. Когда детям дают предмет в руки и предлагают действовать с ним, при этом называют так же действия и признаки, в таких условиях новые слова усваиваются значительно быстрее и прочно запоминаются.
Готовые изделия применяются в НОД.
Игра «Спроси и ответь», цель: согласование прилагательного с вопросительным словом.
Игра «Один - много», цель: различение и правильное употребление слов в единственном и множественном числе.
Игра «Большой - маленький», цель: употребление существительных и прилагательных в уменьшительно-ласкательной форме.
Игра «Испеки пирог», цель: согласование числительных с существительными.
На занятиях с применением тестопластики можно успешно развивать речевые средства: обогащать словарь детей, уточнять значения слов, их грамматические формы.
Продуктивная деятельность выступает как образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи. Формируются образные представления, развиваются мышление, воображение и все это легче и эффективнее передаются через тестопластику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестопластика - как метод лечебно - педагогической коррекции
Методическая рекомендация...
Игра на свирели - как средство развития музыкальных способностей детей с нарушением речи.
Конспект содержит материалы опыта работы по обучению детей логопедической группы игре на свирели....
Презентация на тему: "Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в работе по коррекции произносительной стороны речи и развитие основных движений детей с нарушениями речи."
Как построить работу по звукопроизношению, чтобы дети успешно преодолевали свои дефекты? Учитель – логопед работает над исправлением произношения у детей, инструктору по физвоспитанию надо научить дет...
МНЕМОТЕХНИКА - как средство развития речевой активности детей с нарушениями речи.
Дошкольный возраст – это уникальный период, когда формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие. И его визуальное (зрительное) восприятие...
Различные музыкальнно-ритмические приемы развития речи для детей с нарушениями речи. «Знакомые насекомые»
в конспекте отражена взаимосвязь учителя-логопеда и музыкального руководителя по теме: "Насекомые".сюда включены музыкальные и ритмические упражнения по дыхательной гимнастике, пальчиковых и...
Проект «Метод макетирования как средство развития речи детей с тяжелыми нарушениями речи»
Подготовила: учитель-логопедМДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад №30города Железногорска Курской областиАносова Наталия Бейбулатовна...
Памятки и буклеты для родителей. "Кинезиология и её виды, как средство развития речи старших дошкольников, имеющих нарушения речи".
Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и ад...