Проект «Метод макетирования как средство развития речи детей с тяжелыми нарушениями речи»
проект по логопедии

Аносова Наталия Бейбулатовна
Подготовила: учитель-логопед
МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад №30
города Железногорска Курской области
Аносова Наталия Бейбулатовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anosova_-_proekt_-_metod_maketirovaniya.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Метод макетирования как средство развития речи детей с тяжелыми нарушениями речи»  

Подготовила: учитель-логопед

МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад №30

города Железногорска Курской области

Аносова Наталия Бейбулатовна

Актуальность проекта.

В настоящее время требования к уровню развития связной речи воспитанников на момент поступления в школу значительно возросли, что требует от педагога поиска новых технологий обучения. У детей с общим недоразвитием речи отмечается несформированность связной речи: нарушения структуры повествования, пропуск смысловых звеньев, в речи либо отсутствие, либо ошибки в построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, что создает серьезные проблемы на пути их развития и обучения. У детей с ОНР существенно нарушен лексико-грамматический компонент речи: словарь детей беден, ошибки в словоизменении и словообразовании. И как итог - по результатам диагностики дети с ОНР имеют недостаточный уровень сформированности монологической и диалогической связной речи.

В наш динамичный век значительно увеличился поток разнообразной информации, которую человек получает со всех сторон. Соответственно, усложняются процессы восприятия этой информации, а детям с нарушениями речи это сложно вдвойне. Поэтому в сфере образования процесс обучения должен стать более наглядным и динамичным. Одним из эффективных способов обучения является метод моделирования (реального, наглядного, символьного, мысленного). Моделирование исключает формальную передачу знаний – изучение объекта или явления происходит в ходе интенсивной практической и умственной деятельности, развивая мышление и творческие способности ребенка дошкольного возраста. Одним из методов наглядного моделирования является макетирование. Данный метод развивает пространственное воображение, позволяя воспринимать информацию и зрительно представить абстрактные понятия.

Наилучшее педагогическое общение – это общение педагога и детей, способствующее творческому характеру учебной деятельности. Это особенно важно в обучении детей с тяжелыми нарушениями речи, когда на занятиях необходимо создать наиболее благоприятный эмоциональный климат. Учитель-логопед является одновременно источником информации и организатором, как коллективной деятельности, так и взаимодействия детей. Для эффективного усвоения знаний одной наглядности недостаточно - нужна активная деятельность детей. Здесь на помощь может прийти наглядное моделирование – макет. Главной характеристикой макета является то, что он содержит в себе существенные особенности предмета, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки макетируемого объекта. Значит, макет – это современное средство познания окружающего мира, содержащее в себе признаки и наглядности и моделирования.

Метод макетирования.

К макету должны предъявляться следующие требования:

Макет – фиксированная конструкция, он должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.

Макет должен содержать игрушки и фигурки по лексической теме (животные, фигурки человека и т.д.), маркеры пространства (деревья, строения, дорожные знаки и т.д.), предметы, связанные с событиями (модели транспорта, кормушки для животных и т.д.).

Все предметы должны переставляться и меняться легко. Необходимо накапливать материал разнообразный по содержанию и в зависимости от особенностей детей.

Важно не забывать об эстетическом и гигиеническом аспекте оформления макета.

Преимущественно макеты рассматриваются детьми как игровая среда, в которой можно развернуть различные игровые сюжеты. Макеты могут иметь различную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач:

В процессе таких игр развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Игры с макетами способствуют развитию волевого усилия: дети обозначают в игре конкретную цель, самостоятельно дополняют макеты по своему желанию, применяя продуктивную деятельность. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений данного макета, развивается способность к сюжетосложению. Тем самым развивается логическое мышление, память, внимание, воображение.

Метод использования макета положительно влияет на развитие интегративных качеств личности: эмоциональную отзывчивость и доброжелательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, умение работать в коллективе и другие.

Макетирование способствует развитию речи детей: при работе с макетом дети описывают, сравнивают, повествуют об объекте сюжета, рассуждают, тем самым пополняют и активизируют свой словарный запас и развивают грамматический строй речи, идет закрепление и обобщение знаний по той или иной теме, происходит развитие монологической и диалогической речи. Чтение стихов, рассказов, загадывание загадок способствует развитию выразительности речи.

Тесна связь макетирования и математики: в процессе работы закрепляются такие математические понятия, как пространство, количество, размер и т.д.

Макетирование создает благоприятные условия для сенсорного развития детей: работа с разными по фактуре, качеству, форме материалом способствует развитию внешних чувств, активизирует мелкую моторику рук.

Существуют приемы, способствующие повышению интереса детей к играм с макетами:

Это, прежде всего, чтение художественной литературы, которая создает в воображении детей разнообразные сюжеты с персонажами.

Персонажи, объекты макета могут быть сделаны в процессе продуктивной деятельности детей с воспитателем.

Презентация дополнительного материала для макета.

Совместное придумывание детьми рассказа или сказки, которые в дальнейшем послужат игровым сюжетом.

Придумывание нового сюжета, объединяя два – три макета, соединяя в сюжет реалистические и фантастические события.

Беседа после игры: выделить интересный сюжет, ролевое поведение детей.

Содержание проекта.

Вид проекта: познавательно-речевой.

Цель: Коррекция речевого развития детей средствами макетирования.

Задачи:

Развитие связной речи детей: активизация и расширение словаря, совершенствование грамматического строя речи, умение планировать связное высказывание.

Обобщение знаний и представлений по лексическим темам.

Формирование позитивного опыта взаимодействия детей с окружающим миром.

Активизация мелкой моторики рук.

Развитие интегративных качеств личности: коммуникативной инициативы, эмоциональной отзывчивости и активности, любознательности и др.

Участники проекта: учитель-логопед, дети, воспитатели, родители воспитанников.

Предполагаемые результаты проекта:

Повышение познавательной активности детей.

Овладение связной речью.

Заинтересованность родителей в участии по реализации проекта.

Ресурсное обеспечение проекта:

Макеты.

Наглядный материал (игрушки, фигурки животных и др.).

Маркеры пространства (деревья, дома и др.).

Дидактический материал.

Пути реализации проекта.

  1. Предварительная работа.

Ознакомление с лексической темой, обогащение знаний об окружающем мире. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций. Беседы, просмотр видеоматериалов по теме. Наполнение материала для макета.

  1. Ознакомление с макетом.

Расширение, активизация словаря по лексической теме. Формирование и развитие грамматического строя речи. Планирование связного высказывания (составление описательного рассказа, пересказа).

  1. Сюжетная игра.

На основании имеющегося макета придумать и развить сюжет одному ребенку или с партнерами.

  1. Режиссерская игра.

Придумывание на макете своего сюжета, используя готовые игровой материал и предметы-заместители.

Взаимодействие с родителями.

Работа по созданию макетов предполагает взаимодействие с родителями воспитанников, что повышает эффективность коррекционного процесса от их непосредственного участия. Следует активно подключать родителей к подбору материалов и изготовлению макетов в домашних условиях, участию в конкурсах на лучший семейный макет.

Итог проекта.

Защита проекта с использованием мультимедийной презентации.

Изготовление макета в семье.

Применение макетирования позволяет эффективно осуществлять логопедическую коррекцию развития детей с ОНР. Представленный проект может быть использован и в работе с детьми, не имеющими недостатков в речевом развитии, как средство повышения интереса к данному виду деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план самообразования"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи"

план самообразования направлен на повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога....

Актуальный педагогический опыт: Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством метода наглядного моделирования.

АПО - Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством метода наглядного моделирования....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

В материале раскрывается методика ТРИЗ в контексте работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной к школе группах...

Развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи с применением технологии ТИКО-моделирования.

Одной из актуальных задач педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений речевого развития детей дошкольного возраста.    Повысить интерес к занятиям, избежать...

Развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством малых фольклорных форм.

Развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством малых фольклорных форм....

"Маленькие рассказы". Практический материал для развития связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи.

Методическая разработка для развития экспрессивной речи детей с ТМНР...

Авторское дидактическое пособие: «Вместе с мамой, вместе с папой» (по формированию лексико-грамматических средств языка для детей с тяжелыми нарушениями речи)

Цель: вовлечение родителей в обучающий процесс, расширение Их компетентности в вопросах развития речи дошкольников. Обучать, играя, а не просто играть – главная цель учителя-логопеда в проц...