Проект «Метод макетирования как средство развития речи детей с тяжелыми нарушениями речи»
проект по логопедии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anosova_-_proekt_-_metod_maketirovaniya.docx | 20.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Метод макетирования как средство развития речи детей с тяжелыми нарушениями речи»
Подготовила: учитель-логопед
МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад №30
города Железногорска Курской области
Аносова Наталия Бейбулатовна
Актуальность проекта.
В настоящее время требования к уровню развития связной речи воспитанников на момент поступления в школу значительно возросли, что требует от педагога поиска новых технологий обучения. У детей с общим недоразвитием речи отмечается несформированность связной речи: нарушения структуры повествования, пропуск смысловых звеньев, в речи либо отсутствие, либо ошибки в построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, что создает серьезные проблемы на пути их развития и обучения. У детей с ОНР существенно нарушен лексико-грамматический компонент речи: словарь детей беден, ошибки в словоизменении и словообразовании. И как итог - по результатам диагностики дети с ОНР имеют недостаточный уровень сформированности монологической и диалогической связной речи.
В наш динамичный век значительно увеличился поток разнообразной информации, которую человек получает со всех сторон. Соответственно, усложняются процессы восприятия этой информации, а детям с нарушениями речи это сложно вдвойне. Поэтому в сфере образования процесс обучения должен стать более наглядным и динамичным. Одним из эффективных способов обучения является метод моделирования (реального, наглядного, символьного, мысленного). Моделирование исключает формальную передачу знаний – изучение объекта или явления происходит в ходе интенсивной практической и умственной деятельности, развивая мышление и творческие способности ребенка дошкольного возраста. Одним из методов наглядного моделирования является макетирование. Данный метод развивает пространственное воображение, позволяя воспринимать информацию и зрительно представить абстрактные понятия.
Наилучшее педагогическое общение – это общение педагога и детей, способствующее творческому характеру учебной деятельности. Это особенно важно в обучении детей с тяжелыми нарушениями речи, когда на занятиях необходимо создать наиболее благоприятный эмоциональный климат. Учитель-логопед является одновременно источником информации и организатором, как коллективной деятельности, так и взаимодействия детей. Для эффективного усвоения знаний одной наглядности недостаточно - нужна активная деятельность детей. Здесь на помощь может прийти наглядное моделирование – макет. Главной характеристикой макета является то, что он содержит в себе существенные особенности предмета, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки макетируемого объекта. Значит, макет – это современное средство познания окружающего мира, содержащее в себе признаки и наглядности и моделирования.
Метод макетирования.
К макету должны предъявляться следующие требования:
Макет – фиксированная конструкция, он должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.
Макет должен содержать игрушки и фигурки по лексической теме (животные, фигурки человека и т.д.), маркеры пространства (деревья, строения, дорожные знаки и т.д.), предметы, связанные с событиями (модели транспорта, кормушки для животных и т.д.).
Все предметы должны переставляться и меняться легко. Необходимо накапливать материал разнообразный по содержанию и в зависимости от особенностей детей.
Важно не забывать об эстетическом и гигиеническом аспекте оформления макета.
Преимущественно макеты рассматриваются детьми как игровая среда, в которой можно развернуть различные игровые сюжеты. Макеты могут иметь различную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач:
В процессе таких игр развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Игры с макетами способствуют развитию волевого усилия: дети обозначают в игре конкретную цель, самостоятельно дополняют макеты по своему желанию, применяя продуктивную деятельность. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений данного макета, развивается способность к сюжетосложению. Тем самым развивается логическое мышление, память, внимание, воображение.
Метод использования макета положительно влияет на развитие интегративных качеств личности: эмоциональную отзывчивость и доброжелательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, умение работать в коллективе и другие.
Макетирование способствует развитию речи детей: при работе с макетом дети описывают, сравнивают, повествуют об объекте сюжета, рассуждают, тем самым пополняют и активизируют свой словарный запас и развивают грамматический строй речи, идет закрепление и обобщение знаний по той или иной теме, происходит развитие монологической и диалогической речи. Чтение стихов, рассказов, загадывание загадок способствует развитию выразительности речи.
Тесна связь макетирования и математики: в процессе работы закрепляются такие математические понятия, как пространство, количество, размер и т.д.
Макетирование создает благоприятные условия для сенсорного развития детей: работа с разными по фактуре, качеству, форме материалом способствует развитию внешних чувств, активизирует мелкую моторику рук.
Существуют приемы, способствующие повышению интереса детей к играм с макетами:
Это, прежде всего, чтение художественной литературы, которая создает в воображении детей разнообразные сюжеты с персонажами.
Персонажи, объекты макета могут быть сделаны в процессе продуктивной деятельности детей с воспитателем.
Презентация дополнительного материала для макета.
Совместное придумывание детьми рассказа или сказки, которые в дальнейшем послужат игровым сюжетом.
Придумывание нового сюжета, объединяя два – три макета, соединяя в сюжет реалистические и фантастические события.
Беседа после игры: выделить интересный сюжет, ролевое поведение детей.
Содержание проекта.
Вид проекта: познавательно-речевой.
Цель: Коррекция речевого развития детей средствами макетирования.
Задачи:
Развитие связной речи детей: активизация и расширение словаря, совершенствование грамматического строя речи, умение планировать связное высказывание.
Обобщение знаний и представлений по лексическим темам.
Формирование позитивного опыта взаимодействия детей с окружающим миром.
Активизация мелкой моторики рук.
Развитие интегративных качеств личности: коммуникативной инициативы, эмоциональной отзывчивости и активности, любознательности и др.
Участники проекта: учитель-логопед, дети, воспитатели, родители воспитанников.
Предполагаемые результаты проекта:
Повышение познавательной активности детей.
Овладение связной речью.
Заинтересованность родителей в участии по реализации проекта.
Ресурсное обеспечение проекта:
Макеты.
Наглядный материал (игрушки, фигурки животных и др.).
Маркеры пространства (деревья, дома и др.).
Дидактический материал.
Пути реализации проекта.
- Предварительная работа.
Ознакомление с лексической темой, обогащение знаний об окружающем мире. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций. Беседы, просмотр видеоматериалов по теме. Наполнение материала для макета.
- Ознакомление с макетом.
Расширение, активизация словаря по лексической теме. Формирование и развитие грамматического строя речи. Планирование связного высказывания (составление описательного рассказа, пересказа).
- Сюжетная игра.
На основании имеющегося макета придумать и развить сюжет одному ребенку или с партнерами.
- Режиссерская игра.
Придумывание на макете своего сюжета, используя готовые игровой материал и предметы-заместители.
Взаимодействие с родителями.
Работа по созданию макетов предполагает взаимодействие с родителями воспитанников, что повышает эффективность коррекционного процесса от их непосредственного участия. Следует активно подключать родителей к подбору материалов и изготовлению макетов в домашних условиях, участию в конкурсах на лучший семейный макет.
Итог проекта.
Защита проекта с использованием мультимедийной презентации.
Изготовление макета в семье.
Применение макетирования позволяет эффективно осуществлять логопедическую коррекцию развития детей с ОНР. Представленный проект может быть использован и в работе с детьми, не имеющими недостатков в речевом развитии, как средство повышения интереса к данному виду деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план самообразования"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи"
план самообразования направлен на повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога....
Актуальный педагогический опыт: Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством метода наглядного моделирования.
АПО - Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством метода наглядного моделирования....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
В материале раскрывается методика ТРИЗ в контексте работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной к школе группах...
Развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи с применением технологии ТИКО-моделирования.
Одной из актуальных задач педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений речевого развития детей дошкольного возраста. Повысить интерес к занятиям, избежать...
Развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством малых фольклорных форм.
Развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством малых фольклорных форм....
"Маленькие рассказы". Практический материал для развития связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи.
Методическая разработка для развития экспрессивной речи детей с ТМНР...
Авторское дидактическое пособие: «Вместе с мамой, вместе с папой» (по формированию лексико-грамматических средств языка для детей с тяжелыми нарушениями речи)
Цель: вовлечение родителей в обучающий процесс, расширение Их компетентности в вопросах развития речи дошкольников. Обучать, играя, а не просто играть – главная цель учителя-логопеда в проц...
- Мне нравится (1)