Технология приобщения детей к истокам русской народной культуре
методическая разработка

Татьяна Михайловна Киреева

Технология приобщения детей к истокам русской народной культуре очень важна, так как в настоящее время малые фольклорные формы недостаточно широко используются в работе с детьми. К сожалению, в последние годы происходит деформация малых форм фольклора, падения интереса к нему. В то время, как развивается наука и техника, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять свою яркость, самобытность, эмоциональность.

Многие люди напрочь забыли о традициях и ценностях, издавна присущих русскому народу. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты на работе, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, компьютерных играх сомнительного содержания (стрелялках).

Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды народного творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема : « Приобщение детей к истокам русской народной культуры

Актуальность

Дети дошкольного возраста достаточно эмоциональны и восприимчивы к слову. Именно поэтому любовь к русскому языку можно воспитывать только через интерес к нему. В детском саду основной формой обучения является игра, поэтому только игровой и занимательный материал поможет сделать первые шаги детей в познании родного языка творческими. Ребенок постепенно будет становиться маленьким языковедом, что поможет его успешному обучению в школе.

Одной из формы работы будут являться беседы, речевые праздники –развлечения. Целью речевых праздников является развитие внимания к родному языку, его красоте и благозвучию, развитие познавательных интересов, лингвистического мышления, повышение уровня языкового развития детей. Актуальна и воспитательная сторона речевых развлечений. От детей требуется проявление сообразительности, внимания, выдержки, настойчивости, умения находить правильное решение. Участие в командной игре воспитывает чувство коллективизма. Дух поисков и открытий создает положительную эмоциональную обстановку.

Полноценное владение речью предполагает, прежде всего, богатый словарный запас. В старшем дошкольном возрасте формируется основа словаря. Рамки занятий в детском саду зачастую не позволяют широко показать детям богатство родного языка. Поэтому дополнительное время вне занятий по уточнению и обогащения словаря будет как не зря кстати.

На таких беседах-заседаниях дети учатся вслушиваться в слово, размышлять над его смыслом и этимологией, анализировать и составлять слова. Они проводят маленькие научные исследования, цель которых выяснить историю образования конкретной единицы языка; знакомятся с переносным значением слов, знакомятся с пословицами, учатся понимать их смысл, учатся употреблять в речи фразеологические обороты. Все это способствует формированию у ребенка стремления изучать родной язык, развитию точности, яркости и выразительности речи. Эти праздники обладают особой привлекательностью и притягательностью, в основе которых лежит русских фольклор. Яркие, живые, образные, они легко запоминаются и оставляют радостное впечатление. Сколько живет человек, столько живут пословицы и прибаутки. На протяжении веков создал их народ, из глубины времен фольклор донес до нас мудрость могучей Руси .

С помощью поговорок, потешек, пословиц, поговорок, можно просто и красочно выразить себя, свой мир, свое отношение к окружающему, явлениям природы, животным и птицам. Их язык предельно лаконичен, понятен даже детям. Каждая новая встреча со стариной превращается в желаемый, запоминающийся праздник, обязательно находя живой отклик в душе не только каждого ребенка, но и взрослого. Подобные инсценировки вызывают огромный эмоциональный отклик, переживания и, конечно же, детям хочется поделиться своими эмоциями, рассказать о происходящем. Однако они еще не владеют разговорной речью. Но дома они делятся с родителями о происходящем в детском саду и отрадно слышать от родителей отзывы о том, что дети услышали на занятии, празднике, т.к. родители понимают своего ребенка лучше всех .

Знакомство с происхождением слов, с устаревшими словами с фразеологическими оборотами исследование происхождения имен и фамилий развивает интерес к истокам русской народной культуры, дети узнают о неразрывной связи с историей народа. До понимания детей доводится, что язык- наследие многих поколений.

Задачи педагога:

1)Вызвать эмоциональный отклик у детей и их родителей ;

2)воспитывать уважительное отношение к русскому слову, к своему народу, к Родине,

3)познакомить детей с народными праздниками и играми,

4)создать условия для приобщению детей к декоративно-прикладному искусству;

5)духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста, формирование у них культурных ценностей, развитие интеллектуальных и личностных качеств.

6)развивать воображение, артистизм, смелость при выступлении перед зрителями; формировать творческое начало личности ребенка;

7)создание творческой атмосферы, обстановки доброжелательности,

8)поддержка воспитательных систем, создающих условия для участия детей в творческой целенаправленной совместной деятельности, их нравственного и эстетического воспитания, развития эмоциональной сферы, формирования уверенности в своих силах;

9)укрепление культурных связей между педагогами и семьями воспитанников, поддержка организации содержательного досуга в семье.

Ожидаемые результаты:

Речь ребенка является ключевым моментом в его развитии. Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу. Развитие речи через художественное слово дает возможность научиться подбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи. Культура речи невозможна без русских пословиц и поговорок, без знания своей истории и фольклора. Как показывает практика и личный опыт дети очень любят занятия , игры, праздники творческого характера, позволяющие им раскрываться как творческая самостоятельная личность.



Предварительный просмотр:

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

СЕНТЯБРЬ 1-2 неделя

По дорожке Валя шла.

Все дети ходят по кругу, а кто–нибудь один (Валя), кого заранее выбирает воспитатель, находится в центре и выполняет движения, соответствующие следующим словам:

По дорожке Валя шла,

Валя тапочки нашла.

(дети, держась за руки, идут по кругу вправо, а Валя, находясь внутри круга, - влево).

Валя тапки примеряла,

Чуть надела – захромала.

(Валя изображает, что надевает тапки, поднимая то одну, то другую ногу, а затем прыгает на одной ноге, будто хромает).

Стала Валя выбирать,

Кому тапочки отдать.

Коле тапки хороши,

На, надень и попляши.

(хоровод останавливается. Все смотрят на Валю. Валя выбирает ребенка, который выходит на середину круга).

Все напевают плясовую мелодию, прихлопывая в ладоши, а Валя и Коля пляшут внутри круга. Затем Валя возвращается в круг, а выбранный ею Коля остается в кругу, и игра начинается сначала.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

СЕНТЯБРЬ 3-4 неделя

Бабушка Маланья.

Дети берутся за руки, а взрослый становится в круг и начинает напевать песенку, сопровождая ее выразительными движениями.

У Маланьи, у старушки дети движутся по кругу

Жили в маленькой избушке в одну сторону,

Семь дочерей, держась за руки.

Семь сыновей,

Все без бровей. Останавливаются

С такими глазами, и с помощью жестов

С такими ушами, и мимики изображают то,

С такими носами, о чем говорится в тексте:

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой…

Ничего не ели,

Целый день сидели,

На нее (на него) глядели,

Делали вот так… присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за ведущим любое смешное движение.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ОКТЯБРЬ 1-2 неделя

Воевода.

Катилось яблоко

В круг хоровода.

Кто его поднял

Тот воевода.

-Воевода, воевода

Выбегай из хоровода!

Раз, два, не воронь

Беги, как огонь!

(Слова народные)

Играющие стоят по кругу. На первые 4 строки перекатывают мяч от одного к другому. Получивший мяч со словами «воевода» выбегает из круга, на строки 5 – 6 бежит за спинами играющих и кладет мяч на пол между двумя игроками. На последние две строки они разбегаются в разные стороны и, обежав круг, должны взять мяч. Остальные в это время хлопают в ладоши. Выигрывает тот, кто первым добежит до мяча. Он начинает новую игру (катит мяч по кругу). Вместо мяча можно взять кольцо.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ОКТЯБРЬ 3-4 неделя

Подковка

Звонкою подковкой

Подковали ножку.

Выбежал с обновкой

Ослик на дорожку.

Новою подковкой

Звонко ударял

И свою обновку

Где-то потерял…

В.Данько

Дети образуют круг. В середине – ослик с подковкой в руке. После декламации первых четырех строк звучит музыка «Лошадка» Н. Потоловского. Ослик галопом скачет внутри круга. По окончании музыки останавливается. Все произносят 5 – 8-ю строки, а ослик с последним словом кладет подковку между двумя стоящими в кругу детьми. По сигналу ведущего эти двое бегут в разные стороны. Обежав круг, они должны быстро взять подковку. Выигравший становится осликом. Игра повторяется.


ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

НОЯБРЬ 1-2 неделя

Мы топаем ногами.

Воспитатель вместе с детьми становится по кругу на расстояние выпрямленных в стороны рук. В соответствии с произносимым текстом дети выполняют упражнения:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем.

С этими словами дети дают друг другу руки, образуя круг, и продолжают:

И бегаем кругом,

И бегаем кругом.

Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой!». Дети, замедляя движение, останавливаются. Игра повторяется.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

НОЯБРЬ 3-4 неделя

Сокол.

Пролетал высоко сокол.

Обронил перо в осоку.

Соколиного пера

Не найти нам до утра.

Снова солнышко взойдет –

Ира (Вова) перышко найдет.

Дети сидят на стульях по кругу. Выбирается сокол. С началом стихотворения, которое произносят все дети, за кругом пробегает сокол и роняет перо за спиной одного из детей. С началом 5-й строки сокол садится на свободный стул в кругу с детьми. На две последние строки ребята называют имя того ребенка, за спиной которого оказалось перо сокола. Он поднимает перо и становится соколом. Игра повторяется.

Вариант 2 – дети стоят в кругу, в остальном действия, как и в 1 варианте.


ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ДЕКАБРЬ 1-2 неделя

Медведь.

Как под горкой снег, снег,

И на горке снег, снег,

И под елкой снег, снег,

И на елке снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише, тише,

Не шуметь!

(И.Токмакова)

Дети стоят по кругу. Выбирается медведь. Он садится на стульчик в середине круга и «засыпает». На 1-ю и 3-ю строки дети идут к середине круга (4 шага), на 2-ю 4-ю строки идут назад, от центра (4 шага), на 5-ю строку осторожно приближаются к спящему медведю. Две последние строки произносит кто-либо из детей, назначенных педагогом. Медведь должен по голосу узнать этого ребенка. Игра повторяется с новым ребенком.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ДЕКАБРЬ 3-4 неделя

Подарки.

В центре круга стоит ребенок. Дети идут вокруг него хороводом, произнося слова:

Принесли мы вам подарки

Кто захочет, тот возьмет.

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет.

Ребенок выбирает одну из названных игрушек.

Кукла. Дети выставляют ногу на пятку и машут лентой, произносят слова: Кукла, кукла попляши,

Яркой лентой помаши. (2 раза)

Потом замирают на месте в позе куклы и ребенок выбирает понравившуюся куклу.

Конь. Дети скачут по кругу прямым галопом, произнося слова:

Скачет конь наш - цок да цок

Слышен цокот быстрых ног. (2 раза)

Дети замирают в позе коня. Ребенок выбирает себе коня.

Волчок. Дети кружатся на месте, произнося слова:

Вот как кружится волчок

Прожужжал и на пол лег. (2 раза) (в конце слов присаживаются на корточки) Ребенок выбирает себе волчок.

Самолет. Дети расставляют руки в стороны, бегут по кругу, произнося слова: Самолет летит, летит

Смелый летчик в нем сидит (2 раза)

Дети останавливаются в позе самолета и ребенок выбирает себе самолет.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ЯНВАРЬ 1-2 неделя

Метелица.

Для этой игры дети должны разбиться по парам. Из пар образуют круг.
Игрокам в каждой паре нужно сцепиться руками под локоть, встав, таким образом, друг к другу боком.
Затем пары поочередно начинают кружиться под песню:

Метелица, метелица,

Снег по полю стелется!

Кто кружится, вертится -

Тот заметелится!

Песня повторяется до тех пор, пока играющие кружатся.

Пара, которая дольше всех кружилась, побеждает.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ЯНВАРЬ 3-4 неделя

В льдинку.

Дети встают в круг. На середину круга выходит водящий. Он прыгает на одной ноге, а другой толкает перед собой льдинку. В это время играющие поют:

Капитан, капитан,

Не бей льдинкой по ногам,

По кривым сапогам!

У тебя нос сучком,

Голова лучком,

Спина ящичком!

На это водящий отвечает:

Скачу по дорожке

На одной ножке,

В старом лапоточке

По пенькам, по кочкам,

По холмам, по горам.

Бух! По ногам!

Задача водящего, со словами «Бух! По ногам!» постараться попасть льдинкой по ногам ребят. А ребята должны подпрыгнуть, чтобы льдинка их не коснулась.

Кого льдинка коснется, тот становится новым водящим и продолжает игру.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ФЕВРАЛЬ 1-2 неделя

Чепена.

Дети стоят по кругу. Считалкой выбирается Чепена. Он становится в круг и начинает игру речитативом:

Левой ногой, Чепена Подпрыгивает на левой ноге влево.

Гой, гой, Чепена Отзываются дети и повторяют движения водящего.

Правой ногой, Чепена Подпрыгивает вправо

Гой, гой, Чепена на правой ноге.

Пойдем вперед, Чепена Идет вперед,

Гой, гой, Чепена. подняв вверх руки

Дети идут мелкими шагами вперед, подняв вверх руки.

Пойдем назад, Чепена Мелкими шагами идет назад с опущенными руками

Гой, гой, Чепена

Все мы спляшем, Чепена

Кругом, кругом, Чепена

Дети повторяют то же

Начинается танец

Дети начинают круговой танец под осетинскую музыку.

Игру проводят под любую народную мелодию.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ФЕВРАЛЬ 3-4 неделя

Бабка Ежка.

В середине круга встает водящий – Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

Бабка Ежка,

Костяная ножка

С печки упала,

Ногу сломала,

А потом и говорит:

У меня нога болит.

Пошла она на улицу

Раздавила курицу.

Пошла на базар –

Раздавила самовар.

Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется – тот и замирает.


ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

МАРТ 1-2 неделя

Каблучок.

(1)За руки друзе берём, вместе хоровод ведём
(2)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок
(3)За руки друзе берём, вместе хоровод ведём

(4)Прыгай-прыгай веселей, прыгай - ножек не жалей
(5)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок
(6)Прыгай-прыгай веселей, прыгай - ножек не жалей

(7)Гляньте - пальчики у нас, тоже все пустились в пляс
(8)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок
(9)Гляньте - пальчики у нас, тоже все пустились в пляс

(10)И опять идёт-идёт наш весёлый хоровод…


Встаём в хоровод.
1 - идём по кругу хороводным шагом.
2, 5, 8 - поворачиваемся лицом в круг и, не отпуская рук, выставляем ножки на каблук.
3, 10 – ведём хоровод
4, 6- подпрыгиваем на месте.
7, 9 - выполняем движение «фонарики» или сжимаем-разжимаем кулачки.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

МАРТ 3-4 неделя

Колпачок.

В центре круга сидит на корточках ребенок. Дети идут хороводным шагом, произнося слова:

Колпачок, колпачок,

Маленькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя поили (грозят пальцем)

Мы тебя кормили (грозят другой рукой)

На ноги поставили (поднимают руки вверх, ребенок в центре встает)

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь (ребенок выполняет танцевальные движения)

Выбирай, кого захочешь,

Поклониться не забудь

Выбирай кого-нибудь. (ребенок подходит к выбранному ребенку, кланяется ему и выводит в центр круга.)

Игра повторяется с другим ребенком.


ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

АПРЕЛЬ 1-2 неделя

Родничок.

Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся гуськом вдоль весеннего ручья. Все поют:

Разлился родничок,
Золотой рожок.
У-ух!
Разлился ключевой,
Белый, снеговой.
У-ух!
По мхам. По болотам,
По гнилым колодам.
У-ух!

Затем боком стараются перепрыгнуть ручей, не коснувшись воды. Но при этом мешает своему соседу. Тот, кто коснется воды, из игры выбывает.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

АПРЕЛЬ 3-4 неделя

Грушка.

Играющие образуют круг, в середине которого становится ребенок – это будет грушка. Все ходят вокруг грушки по кругу:

Мы посадим грушку – вот, вот!

Пускай наша грушка растет, растет!

Вырастай ты, грушка, вот такой вышины;

Вырастай ты, грушка, вот такой ширины;

Вырастай ты, грушка, вырастай в добрый час!

Потанцуй, Марийка, покрутись ты для нас!

А мы эту грушку все щипать будем.

От нашей Марийки убегать будем!

Грушка в середине круга должна изображать все то, о чем поется в песне (танцевать, крутиться).

На слова «Вот такой вышины» дети поднимают руки вверх, а на слова «Вот такой ширины» разводят их в стороны.

Когда поют: «А мы эту грушку все щипать будем», все приближаются к грушке, чтобы дотронуться до нее, и быстро убегают, а грушка ловит детей.

Все игровые действия должны быть согласованы со словами.


ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

МАЙ 1-2 неделя

Березка.

Дети ставновятся в круг и поют:

Березка белена,
Маковка зелена,
Летом мохнатенькая,
Зимой сучковатенькая,
Где она стоит,
Там и шумит.

Девочка «березка», стоящая в кругу, под песню отбирает у всех играющих платки, поднимает их над головой и, когда запевают:

Березка зелененькая,
Весной веселенькая,
Среди поля стоит,
Листочками шумит,
Гремит, гудит,
Золотым венчиком звенит,-

«березка» изображает шум листьев, движение веток, — она шуршит платьем, машет над головой платками.

Под приговор:

А осенью корни у березки усыхают,

листочки опадают!

девочка «березка» обходит хоровод и каждому на плечо кладет его платок.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

МАЙ 3-4 неделя

Пчёлы.

Играющие по считалке выбирают Цветок, а затем делятся на две группы: Сторожей и Пчёл. Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг Цветка и поют:

Пчёлки яровые,

Крылья золотые,

Что вы сидите,

В поле не летите?
Аль вас дождичком сечёт,
Аль вас солнышком печёт?
Летите за горы высокие,

За леса зелёные

На кругленький лужок,

На лазоревый цветок.

Пчёлы стараются забежать в круг, а Сторожа, то подымая,

то опуская руки, мешают им. Как только одной из Пчёл

удастся проникнуть в круг и коснуться Цветка, Сторожа,

не сумевшие уберечь Цветок, разбегаются. Пчёлы бегут за

ними, стараясь «ужалить» и «пожужжать» в уши.


ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ИЮНЬ 1-2 неделя

Гуси и волк.

Один участник игры в середине хоровода изображает «волка», другой — «мамку», все остальные — «гуси».

«Мамка» переговаривается с «гусями»:

-Гуси, мои гуси,
А где, гуси, были?
-А мы были в поле,
На синем на море.
-Кого, гуси, видели?
-А серого волка.
Унес волк гусенка,
«волк» выбегает их хоровода.
Вместо поросенка,
«Гуси» становятся в ряд,
За ручку, за ножку,
обхватывая друг друга за пояс.
За белый рукавчик!
Впереди встает «мамка».

«Волк» пытается вытянуть одного «гуся» из ряда, но «мамка» мешает ему — она поворачивается к «волку», а за ней весь ряд. «Мамка» кричит:
-
Гуси, мои гуси,
Щиплите волка!
Да гоните:
По мхам, по болотам,
По крутым оврагам!

«Гуси» набрасываются на «волка» и щиплют его.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ИЮНЬ 3-4 неделя

Огородник и воробей.

Выбираются Огородник и Воробей. Остальные участники игры, взявшись за руки, образуют круг. На середину круга кладут орехи (яблоки, сливы и т. д.) — это «огород». В стороне, шагах в десяти, чертят кружок — «гнездо». Хоровод медленно движется по кругу, все поют:

Воробей маленький.
Серенький, удаленький,
По двору шныряет,
Крошки собирает;
В огороде ночует,
Ягоды ворует.

Воробей бежит в круг (ребята, подымая и опуская руки, впускают и выпускают его), берёт один орех и старается унести его в «гнездо». Огородник сторожит за кругом и, как только Воробей выбегает из круга, начинает его ловить. Если Воробью удастся положить орех в «гнездо», он снова играет. Пойманный же Воробей меняется ролью с одним из участников. Но перед этим он должен откупиться от Огородника и выполнить желания хоровода, например спеть, сплясать и т. д. При этом ему поют

Уж век воробышку не лётывать,
В огороде ягод не клёвывать,
На дубовой тычинке не сиживать.
А ты, воробышек, садись на лужочек,
А ты, серенький, садись во кружочек.
Не пора ли тебе встать и полетать,
В хороводе нашем поплясать!

В конце игры подсчитывают, какой воробей принёс больше всех орехов в «гнездо». Его объявляют победителем и отдают все орехи.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ИЮЛЬ 1-2 неделя

Каравай.

Составив круг, играющие поют:

Шел павлин горою,

Все люди за мною

Одного нет у нас (имя одного из играющих)

У его маменьки печка истопленная,

Блины испеченные,

Каравай состряпанный,

Этакий высокий,

Этакий широкий,

Этакий низенький.

Играющие поднимают руки кверху, разводят в стороны, опускают к полу, сжимают круг, показывая вышину, ширину и т.д.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ИЮЛЬ 3-4 неделя

Дедушка Водяной.

Дедушка Водяной

Что сидишь ты под водой

Выгляни на чуточку

На одну минуточку.

В центре круга сидит на корточках ребенок. Он - Водяной. Дети идут вокруг него хороводным шагом, тихо произносят слова, по окончании слов останавливаются. Ребенок встает, закрывает глаза, воспитатель подводит его к другому ребенку и он на ощупь определяет, к кому подошел, называет его имя. Если угадал, то садится угаданный ребенок. Игра начинается снова.

Вариант для девочки:

Бабушка Водяная

Что сидишь ты и моргаешь

Выгляни на чуточку

На одну минуточку.


ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

АВГУСТ 1-2 неделя

Лето

Дети стоят по кругу. С началом чтения стихотворения двигаются поскоком в одну сторону, а Лето скачет противоходом внутри круга.

По лужайке,

Босиком,

Солнышком согрето,

За цветистым мотыльком

Пробежало лето.

Искупалось в реке, круг останавливается

Полежало на песке, Лето выполняет прыжки

на месте с маховыми движениями рук («мельница»).

Загорело, Лето выбегает за круг

Пролетело и присаживается за кем-либо

И исчезло вдалеке. из играющих

В.Данько

С окончанием текста дети ищут, куда спряталось Лето. Кто найдет его за своей спиной, выходит в середину. Это новое Лето.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

АВГУСТ 3-4 неделя

Колпачок и палочка

Один из детей выходит в центр круга с палкой в руках,

надевает на голову колпачок так, чтобы он спускался до

самого носа, прикрывая глаза. Остальные дети держаться за

руки, образуя круг. Идут по кругу, говоря:

Раз, два, три, четыре, пять

Будет палочка стучать, Ведущий стучит палочкой. Показывает палочкой на одного из детей, стоящего в кругу. – Тот говорит три последних слова

Скок, скок, скок.

Угадай, чей голосок Говорят все дети, после этого ведущий отгадывает.

Если угадал, выбирает, кто пойдет в середину.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русские матрешки – история создания

Слайд 2

Автор презентации: у читель изобразительного и скусства Глушкова Л.П. (первая квалификационная к атегория) МБОУ « Усть – Удинская СОШ №2»

Слайд 3

Народный костюм наших предков был удивительно красив. Каждая его деталь являлась свидетельством жизненного уклада, той или иной волости. Одежда и праздничная, и повседневная соответствовала образу жизни, благосостоянию и семейному положению. Цветовая гамма была разнообразна – сочетания красных, синих, жёлтых и зелёных цветов, с ярким растительным миром, вышитом на передниках, платках, на рукавах и подоле рубах.

Слайд 4

Всё это придавало праздничный вид любой женщине, даже в хмурый зимний день. Как-то гостивший у русского помещика иностранный путешественник, посмотрев в окно, увидел необыкновенное зрелище: «Что это?» - только и мог вымолвить он. Помещик несколько с недоумением воскликнул: «Да это же бабы из моей деревеньки в церковь на воскресную службу идут». Иностранный гость был изумлён красочным зрелищем, празднично разодетых крестьянских женщин. Он доселе не видывал, чтобы простая женщина была так нарядно одета.

Слайд 6

Вот и знаменитая русская матрёшка видимо позаимствовала эти наряды у русских красавиц и умельцев – мастеров, которые с удовольствием фантазировали и раскрашивали разными узорами деревянных куколок.

Слайд 8

А где же родина этой всеми любимой деревянной игрушки, которая стала одним из лучших сувениров из России. Именно Московский уезд является родиной знаменитой русской матрёшки. Хотя, если подробнее, – в конце ХIХ века Александра Мамонтова привезла на московскую фабрику «Детское воспитание» фигурку японского старичка-мудреца Фукурумы . Игрушка была интересна тем, что в ней было несколько фигурок, которые вкладывались одна в другую, по размерам всё меньше и меньше, пока самая последняя не оказывалась совсем маленькой. История создания р усской матрешки

Слайд 9

Вот и решили местные мастера повторить эту забаву для своих детей. Василий Звёздочкин выточил игрушку, которая состояла из восьми фигурок, а художник Сергей Малютин расписал фигурки. Но первая игрушка состояла не из одних русских красавиц. В ней чередовались образы русской красавицы, наряженной в сарафан, передник и платок, с образами статных молодцов, а самая маленькая была крошка – младенец.

Слайд 11

Назвали куклу «Матрёшкой» - очень популярно тогда было женское имя – Матрёна (Матрона). В 1900 году производство переехало в уездный городок Сергиев Посад.

Слайд 12

Сергиевский уезд, названный так ещё при Екатерине II, находился в дремучих лесах, и во всех сёлах издавна процветал промысел деревянных игрушек. Матрёшек вырезали из осины, берёзы, липы, ольхи, раскрашивали яркими красками их наряды: дешёвых кукол – клеевыми красками, а дорогих – эмалями, акварелями. Народ любил этих ярких красавиц и покупал не только для детей, но и для своих коллекций. А в вашей коллекции кукол найдётся семейство матрёшек или хотя бы одна из них?

Слайд 15

Коллекция матрешек

Слайд 21

Г ламурные Русские матрешки

Слайд 22

Сумка от Дома Шанель в виде русской матрешки

Слайд 23

Гламурные русские матрешки фото Дизайнерские матрешки, созданные к юбилею журнала VOGUE, предназначенные для продажи с аукциона, с начальной стоимостью от 5000 евро. Каждая матрешка посвящается творчеству одного Дома моды. (аукцион благотворительный)

Слайд 24

Гламурные русские матрешки фото Дизайнерские матрешки, созданные к юбилею журнала VOGUE, предназначенные для продажи с аукциона, с начальной стоимостью от 5000 евро. Каждая матрешка посвящается творчеству одного Дома моды. (аукцион благотворительный)

Слайд 36

Благодарю з а в нимание!



Предварительный просмотр:

Картотека «Дидактические игры по народной культуре»

(старший дошкольный возраст)

Фото-0011

Д/И «Найди вещь»

Цель. Совершенствовать умение описывать разные предметы.

Игровое задание. Совместно описать предмет.

Правила игры. Описать предмет как можно точнее.

Игра проходит в «избе». Предложите ребёнку описать предмет, не называя его, например: «Ручка длинная, деревянная, сам из металла, длинный, острый, как нож». Тот, кто правильно отгадал, получает фишку. Следующий предмет описывает другой ребёнок.

Д/И «Выставка старинных вещей»

Цель. Совершенствовать представления детей о способах классификации предметов по типовым признакам. Учить детей сопереживать успехам и неудачам сверстников.

Игровое задание. Интересно и понятно для других описать предмет.

Правила игры. Рассказать о назначении предмета. Участвовать в конкурсе.

Материал. Экспонаты «избы» или карточки с их изображением.

Игра. Дети делятся на «гостей» и «хозяев» избы. «Хозяин» должен так описать предмет, чтобы «гость» сразу догадался, о чём идёт речь.

Вариант. Предложить детям устроить конкурс, описывая вещи с помощью стихов и загадок. Картинку получит тот, чьё описание будет всеми признано лучшим.

Д/И «Одень куклу в национальный костюм»

Цель. Закрепить знания детей о предметах русского национального костюма (летнего и зимнего, мужского и женского).

Игровое задание. Правильно одеть куклу.

Правила игры. Подбирать одежду для мужчин и женщин по сезону.

Материал. На каждого ребенка комплект: картонные плоские куклы и одежда из плотной бумаги.

Игра. Детям предлагается одеть кукол в национальные костюмы (в летний и зимний). Воспитатель задает вопросы на закрепление обобщающих понятий «одежда», «обувь», «головные уборы».

Д/И «Подбери предметы по картинке»

Цель. Развить интерес к рассматриванию предметов, отмечая их красоту. Вызвать желание составить натюрморт, располагая предметы в определенной последовательности.

Игровое задание. Подобрать предметы по большим карточкам.

Материал. Большие карточки, изображающие различные натюрморты с предметами, представленными в мини-музее народного быта.

Игра. Дети берут карточки, рассматривают их, обмениваются впечатлениями. Затем подбирают предметы, хранящиеся в музее, и составляют натюрморты в соответствии с карточкой.

Д/И «Составь узор»

Цель - упражнять в составлении узоров из геометрических фигур, ритмично соблюдая линию орнамента, расширять представления о композиционном построении узоров на квадратной и круглой формах.

Игровое задание: составить узор на «полотенце», «тарелке», «платке».

Правила игры: выкладывать геометрические фигуры, чередуя по цвету, величине, используя композиционные схемы.

Материал: наборы геометрических фигур, основы для выкладывания узоров, композиционные схемы.

Игра. Воспитатель предлагает рассмотреть крупные геометрические фигуры, какого цвета, на что похоже: круг-тарелка, квадрат-платок и т.д. Предлагает детям составить на них узор.

Д/И «Русский сувенир»

Цель - закрепить знания об особенностях изделий Филимоново, Дымково, Хохломы, Гжели (назначение, игрушки, посуда, форма, цвета росписи), учить самостоятельно создавать выразительный образ.

Игровое задание: изготовить русский сувенир для гостей.

Правила игры: создать сувенир по мотивам одной из росписей.

Материал: шаблоны дымковских, филимоновских игрушек, посуды, набор цветных полосок, набор полосок с элементами росписей.

Дополнительный материал: гуашь, кисточки, ножницы, бумага.

Игра: Детям предложить узнать по шаблонам вид игрушек, посуды. Рассказать какими элементами, какими цветами и на каком фоне можно украсить их (с опорой на образцы фонов и росписей). Предложить сделать русский сувенир: обвести шаблон на бумаге, расписать, вырезать, рассказать, какую роспись использовали.

Д/И «Укрась избу»

Цель - закрепить знания об элементах украшения избы: причелина, полотенце,

наличник, ставни; о назначении узоров - «оберег»; развивать мелкую моторику пальцев.

Игровое задание: украсить избу, «защитить от злых сил»

Правила игры: выкладывать узор на элементах украшения избы.

Материал: шаблоны «избы», (на месте «полотенца», «причелины», «ставен», «наличников» приклеены кусочки фланели); наборы геометрических фигур.

Игра: предложить детям украсить избу узорами - оберегами, после выполнения рассказать о значении элементов.

Д/И «Что сначала - что потом»

Цель - учить сравнивать предметы разных видов, вычленяя сходство и различие (по времени возникновения, по материалу, по функции);

закрепить обобщающие понятия: мебель, посуда, обувь, одежда.

Игровое задание: подобрать пару.

Правила игры: подбирать пару по определенному признаку.

Материал: набор карточек предметов русского быта, одежды, обуви и современных (лапти-кроссовки; горшок-кастрюля; понёва-юбка и т.д).

Игра: предложить детям рассмотреть картинки и разложить по парам.

#1063;то сначала было, что потом придумали люди (горшок-кастрюля и т.д.) - у предметов одна и та же функция;

#1048;з одного материала (горшок-кувшин и т.д.);

#1054;бъединить в группы (мебель, одежда, обувь, посуда)

Дети должны объяснить свой выбор.

Д/И «Узнай, что это?»

Цель. Развитие внимания, воображения.

Правила. Узнать предмет из «избы» по контурному изображению на карточке.

Материал. Карточки с контурным изображением предметов из «избы».

Игра. Каждый ребенок получает карточку со схематичным изображением предмета быта. Воспитатель предлагает детям узнать предмет, назвать его, и отыскать среди экспонатов.

Д/И «Четвёртый лишний»

Цель. Научить детей объединять предметы в группы по определенному свойству, различать результаты труда мастеров - гончара, кузнеца, плотника и швеи. Развивать логическое мышление.

Правила игры. Определить предмет, не подходящий к другим как результат труда человека определенной профессии.

Материал. Наборы картинок (кувшин, миска, чашка и стул и т.д.)

Игра. Положите перед ребенком четыре картинки с изображением предметов, три из которых относятся к результатам труда кузнеца. Определив «лишнюю», т.е. не подходящую к остальным, картинку, ребенок получает фишку.

Д/И «Обед для матрешек»

Цель. Развивать слуховое внимание.

Игровое задание. Накормить матрешек.

Правила игры. Хлопнуть в ладоши, когда услышишь название продуктов питания.

Материал. Матрешки.

Игра. Предложить детям накормить матрешек, воспитатель называет вперемешку продукты питания и несъедобные предметы, а дети должны хлопать в ладоши, когда услышат названия продуктов питания.

Д/И «Какие предметы сделал кузнец, а какие гончар?»

Цель. Уточнить знания детей о различных материалах, из которых сделаны предметы: металле, глине. Учить осваивать способы изучения предметов.

Игровое задание. Найти предметы, сделанные из одного материала.

Правила игры. Называть признаки материалов, не повторяя уже названные.

Материал. Группы старинных и современных предметов повседневного употребления из металла-ложка, вилка, коса и т.д.; из глины - кринка, ваза, свистулька и т.д.

Игра. Все предметы лежат на столе, на отдельных столах картинки с изображением кузницы и гончарной мастерской. Воспитатель предлагает детям назвать профессии людей, работающих в этих мастерских. Просит найти изделия, созданные этими мастерами, и расставить их на столы. Сначала предметы сравниваются по общим признакам, затем выявляются отличия между двумя группами предметов.

Д/И «Что изменилось?»

Цель. Закрепить знания о назначении игрушек, бытовых предметов (старинных), их классификации. Развивать память, сообразительность.

Игровое задание. Угадать, что изменилось.

Правила игры. Не подсматривать. Хранить секрет о перемещении игрушек.

Материал. Тематические подборки игрушек, предметов.

Игра. Разложить игрушки за ширмой, отодвинуть её и предложить детям запомнить порядок расположения предметов. За ширмой поменять их местами (сначала одну, затем две, три). Дети должны отгадать, что изменилось, и восстановить прежний порядок.

ALIM7009

ALIM7084

ALIM7099

на


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Критерии определения уровня знаний по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры.

Проводится 2 раза в год: сентябрь, май.

Вторая младшая группа:

Высокий уровень Имеет представление о русской печке; имеет представление о народной игрушке, игрушке из глины; имеет представление о видах женского рукоделия; знает и объясняет значение слов: музей, экспонаты, выставка, экскурсовод; имеет представление о народных праздниках ярмарка, Капустница, Рождество, Масленица, Пасха и их традициях.

Средний уровень Ребенок в основном правильно называет народные игрушки, виды женского рукоделия. После дополнительных вопросов взрослого: объясняет значение слов: музей, экспонаты, выставка, экскурсовод; называет народные праздники ярмарка, Капустница, Рождество, Масленица, Пасха и их традиции. В отдельных случаях затрудняется ответить на дополнительный вопрос.

Низкий уровень Ребенок допускает значительные ошибки. Затрудняется при ответе на вопрос, часто обращается за помощью взрослого.

Средняя группа:

Высокий уровень Имеет представление о русской народной глиняной игрушке; имеет представление о предметах народного быта; имеет представление о характерных особенностях русского костюма; имеет представление о старинной обуви; имеет представление о народных праздниках Осенины, Масленица.

Средний уровень Ребенок в основном правильно называет предметы быта, особенности русского народного костюма, старинной обуви. После дополнительных вопросов взрослого называет народные праздники Осенины, Масленица, и их традиции. В отдельных случаях затрудняется ответить на дополнительный вопрос.

Низкий уровень Ребенок допускает значительные ошибки. Затрудняется при ответе на вопрос, часто обращается за помощью взрослого.

Старшая группа:

Высокий уровень Имеет представление о русской избе; имеет представление об устном народном творчестве; имеет представление об истории возникновения предметов быта; знает и объясняет значение слов: ремесло, рукоделие, промыслы; имеет представление о народных праздниках ярмарка, Капустница, Рождество, Масленица.

Средний уровень Ребенок в основном имеет представление о русской избе; об устном народном творчестве; об истории возникновения предметов быта. После дополнительных вопросов взрослого объясняет значение слов: ремесло, рукоделие, промыслы; называет народные праздники ярмарка, Капустница, Рождество, Масленица. и их традиции. В отдельных случаях затрудняется ответить на дополнительный вопрос.

Низкий уровень Ребенок допускает значительные ошибки. Затрудняется при ответе на вопрос, часто обращается за помощью взрослого.

Подготовительная к школе группа:

Высокий уровень имеет представление о русской печке; имеет представление о народной игрушке, игрушке из глины; имеет представление о видах женского рукоделия; знает и объясняет значение слов: музей, экспонаты, выставка, экскурсовод; имеет представление о народных праздниках ярмарка, Капустница, Рождество, Масленица, Пасха и их традициях.

Средний уровень Ребенок в основном имеет представление о русской избе народной игрушке, игрушке из глины; о видах женского рукоделия. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет значение слов: музей, экспонаты, выставка, экскурсовод; называет народные праздники ярмарка, Капустница, Рождество, Масленица, Пасха и их традиции. В отдельных случаях затрудняется ответить на дополнительный вопрос.

Низкий уровень Ребенок допускает значительные ошибки. Затрудняется при ответе на вопрос, часто обращается за помощью взрослого.



Предварительный просмотр:

oberegi-drevnih-slavjan-znachenie-slavjanskaja-kukla-travnica

Все славянские куклы изготавливаются техникой мотания, потому и называются куклы-мотанки Куколок крутили руками из ниток и лоскутов, без применения иголок или ножниц. Изготавливать их нужно было только в хорошем расположении духа, иначе оберег мог в будущем навредить своим хозяевам. Перед тем, как начать крутить кукол, женщины убирались в жилище и надевали на себя красивые наряды. Таинство осуществлялось в полной тишине. Славянские куклы-обереги не имеют лица. И это не случайно. Согласно поверьям наших предков, именно через лицо в куклу мог вселиться злой дух. Таких кукол плетут и в наше время. Причем, значение разных оберегов отличается:

oberegi-drevnih-slavjan-znachenie-slavjanskaja-kukla-kubyshka-travnica

Кукла Травница

– это оберег, который поможет больному человеку. В древности такую куклу наполняли лекарственным травами – душицей, мятой, чабрецом, ромашкой и прочими.

oberegi-drevnih-slavjan-znachenie-slavjanskaja-kukla-kormilica

Кукла Кормилица

– символизирует плодородие, крепкое здоровье и семейный достаток. Этот оберег изготавливали взрослые женщины для своих беременных дочерей. Когда рождался младенец, оберег клали в детскую люльку. В этом случае ребенок рос крепким и здоровым.

oberegi-drevnih-slavjan-znachenie-slavjanskaja-kukla-krestovushka

Кукла Крестовушка

– оберег, который наши предки делали в канун Святой Троицы. Причем, его всегда ставили на самое видное место в доме. Оберег олицетворял собой единство креста, березы и молодой девушки.

oberegi-drevnih-slavjan-znachenie-slavjanskaja-kukla-kuvadka

Кукла Кувадка

– оберегает маленьких детей. Её крутили из ярких ниточек и вешали над люлькой малыша. Кувадка для ребенка была не только оберегом, но и первой игрушкой в его жизни. Как правило, таких куколок изготавливали несколько штук. При этом их общее количество должно было быть нечетным.

Первоисточник:

oberegi-drevnih-slavjan-znachenie-slavjanskaja-kukla-pokosnica

Кукла Покосница

– яркий, нарядный и праздничный оберег древних славян, который изготавливали к периоду сбора урожая. Руки Покосницы, как правило, обвязывали красной нитью, чтобы усилить защитные свойства куклы. Покосница оберегала работников от ран во время сенокоса

oberegi-drevnih-slavjan-znachenie-slavjanskaja-kukla-zernovushka

Кукла Зерновушка

– способствовала богатому, хорошему урожаю. Этот оберег крутили уже после сбора зерна с полей и ставили в доме подле икон. Куклу Зерновушку как символ плодородия также крутили для молодых женщин, которые не могли забеременеть.

oberegi-drevnih-slavjan-znachenie-slavjanskaja-kukla-nerazluchniki

Кукла Неразлучники

– семейные обереги древних славян. Они предназначались для защиты счастья и благополучия конкретной семьи, укрепления их внутренних уз. Куклу Неразлучники дарили молодоженам во время свадебного торжества. В первую очередь, она олицетворяла неразрывную связь жениха и невесты – будущей основы крепкой семьи. Неразлучники всегда были красного цвета. По мере рождения у пары детей, к кукле-оберегу добавляли новые кисточки.

Первоисточник:

oberegi-drevnih-slavjan-znachenie-slavjanskaja-kukla-lihomanka-lihoradka

Кукла Лихорадка (Лихоманка)

– оберег, который символизирует двенадцать основных болезней человека и оберегает его от всех этих недугов. Такую куклу плели всем семейством на Сильвестров день, и вывешивали её над входной дверью дома. Куклы плели из цветных нитей, каждая из которых символизировала конкретный недуг или же недостаток человека. Таких нитей должно было быть 12, и у каждой из них было свое имя: Дремлея, Ленея, Авея, Дряхлея, Агнея, Глядея, Ледея, Глухея, Ветрея, Немея, Трясея и Желтея. По поверьям наших предков, именно в Сильвестров день в дом проникали злые духи (лихорадки). Как раз кукла-оберег Лихорадка защищала дом и его жильцов от непрошенных гостей.

При подготовке данного материала использовала материал из интернета

Первоисточник: #h2_4

Распечатать,вырезать карточки,сложить пополам,склеить,при желании заламинировать или обработать скотчем


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация на тему: «Русская народная игрушка» Презентация на тему: «Русская народная игрушка»

Слайд 2

История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.

Слайд 3

Изделия народных мастеров из дерева Богородская игрушка Пестрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя- потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне… Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времён, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское .

Слайд 4

Изделия народных мастеров из дерева Городецкая игрушка Другой старинный игрушечный промысел зародился возле Городца. Эта игрушка известна под названием городецкая топорщина . Больше всего здешние кустари делали коньков в упряжке – по одному, паре или тройке, затем ставили их с возчиками на колёса и получался экипаж. Городецкая роспись это фантастические цветы, кони, птицы, украшающие детскую мебель, игрушки, прялки, посуду, разного рода сувениры .

Слайд 5

Изделия народных мастеров из дерева Полхов - Майданские таратушки Одним из широко известных промыслов расписной деревянной игрушки является Полхов – Майдан Нижегородской области. Мастера делают самые разнообразные игрушки- свистульки, матрёшки, пирамидки, каталки на палочке, детские балалайки и называется всё это забавным словом – « таратушки ».

Слайд 6

Изделия народных мастеров из дерева Семёновские игрушки Изготовлением токарных игрушек в Семёнове занимались с незапамятных времён. Мастера делали яблоки, груши, паровозики, ведёрочки. Позже появилась матрёшка. Семёновская матрешка отличается от других своей многоместностью . В неё вкладывают до 15-18 разноцветных кукол. В основе композиций лежит фартук, на котором изображен большой букет пышных цветов.

Слайд 7

Изделия народных мастеров из дерева Сергиево-Посадская матрёшка Игрушечная столица России, где несколько веков развивались игрушечные промыслы- это Сергиев - Посад. Славится Сергиев-Посад своей матрешкой. Я из Сергиева- Посада Встрече с вами очень рада. Мне художниками дан Яркий русский сарафан. Я имею с давних пор На переднике узор. Знаменит платочек мой Разноцветною каймой.

Слайд 8

Изделия народных мастеров из дерева Золотая Хохлома Хохломская роспись – русский народный художественный промысел; возник в 17 веке в селе Хохлома. Декоративная роспись на деревянных изделиях (игрушки, посуда, мебель) отличается тонким растительным узором, выполненным красным и чёрным (реже зелёным) тонами и золотом по золотистому фону.

Слайд 9

Изделия народных мастеров из дерева Федосеевская топорщина Промысел сложился в конце 19 века в деревне Федосеево . Яркая раскраска, нанесённая по жёлтому фону стала характерной для федосеевской игрушки. Делалась эта игрушка из щепы, вырубалась топором и отличалась исключительным разнообразием. Кораблик не просто катился на колёсах, а ещё и приводил в движение другие детали внутри. Карусель закручивалась и раскручивалась обратно сама. Сейчас уже нет таких мастеров.

Слайд 10

Изделия народных мастеров из глины Дымковская игрушка Дымковская игрушка одна из самых старинных промыслов России, ей более 400 лет. Начиналось всё со свистулек для забавы детей. Женщины слободы Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась в барашка, лошадку, всадника на коне, барыню, в фигуры зверей и птиц. Каждая игрушка уникальна и единственна. Не может быть двух одинаковых изделий. Расписывают игрушки геометрическим рисунком (кругами, точками, овалами, полосами и волнами), используют много красного, желтого, синего, зелёного цветов.

Слайд 11

Изделия народных мастеров из глины Гжельские розы Все изделия, что ты видишь на этой странице, расписаны всего одной краской — синей. Это гжельские игрушки и посуда. Как можно догадаться по названию, делают ее в небольшой деревеньке Гжель, расположенной недалеко от Москвы с середины 18 века. Гжельский край — это известный центр народного керамического искусства. А дело это не простое — нужно правильно замесить глину, придать ей нужную форму, раскрасить и обжечь в печи при высокой температуре. Гжельские художники изображают цветочные гирлянды, сказочных птиц, пейзажи, картинки из народной жизни.

Слайд 12

Изделия народных мастеров из глины Филимоновская свистулька Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими. Они имеют характерную форму и раскраску. У всех игрушек вытянутые шеи и маленькие головки. А раскраска такая, что ни с чем не спутаешь — чередующиеся полоски красного, желтого и зеленого цветов. Бывают и более сложные узоры, особенно на юбках у барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка» или «солнышко». И еще одно важное отличие от других глиняных игрушек — филимоновские игрушки всегда свистульки. Даже барыни и кавалеры — свистульки, свисток находится в хвосте зверей и птиц, которых они держат.

Слайд 13

Изделия народных мастеров из глины Жбанниковская игрушка Промысел возник в начале 20 века, в деревне Жбанниково . Причудливое сочетание красок в росписи создаётся использованием тёмной эмалевой краски в качестве фона, по которому наносятся пятна более светлых тонов. Отдельные детали фигур «серебрятся» . Особенность жбанниковской игрушки в том, что туловище всех фигурок напоминает глиняную пирамиду на трёх ногах-основаниях.

Слайд 14

Изделия народных мастеров из глины Каргопольская игрушка На самом севере России есть красивый старинный русский город Каргополь. Очень интересны глиняные игрушки каргопольских мастеров. Размером игрушки с ладонь, но если долго смотреть на них, то кажутся они великанами, сделанными из большущего куска глины. В них есть что-то загадочное и волшебное. Особенно любопытен Полкан — по- луконь-получеловек — этакое фантастическое существо, пришедшее из старинных народных легенд и преданий. Полкан — крестьянский богатырь. Среди каргопольских игрушек не найти двух одинаковых, потому что игрушки вручную лепят.

Слайд 15

Изделия народных мастеров из бересты Берестяная игрушка Береста- верхний слой берёзовой коры, прочный и красивый материал для плетения. Бересту издревле называют «золотом» России. В домашнем хозяйстве и отхожих промыслах – рыбалке, охоте, строительстве – береста была незаменима как повсеместно распространённый, лёгкий, водоотталкивающий и прочный материал. В берестяных колыбелях наши предки качали младенцев, на берестяных лодках открывали новые земли; в бересту одевались и обувались, хранили продукты и переносили вещи; жилище было наполнено берестяной утварью, да и сам дом покрывали и застилали берестой, а детям изготавливали разнообразные игрушки. Шеркунок - погремушка их берестяных кубиков, внутри каждого горошина.

Слайд 16

Русская –народная игрушка из соломы Соломенная игрушка Эта забавная игрушка родилась в деревне, где вдоволь можно найти соломы, оставшейся после жатвы. Скрутите пучок соломы в жгут, перегните его, свяжите, чтобы не развалилось изделие, приделайте ручки, а из куска ткани сделайте платок или фартук. Платье куклы снизу подстригите. За то, что соломенные юбки у таких куколок подстригали, их прозвали стригушками . Такая игрушка делалась раньше между делом - себе на потеху и детям на забаву. Маленькие девочки верили, что куклы-десятиручки помогают по хозяйству. Многие обряды невозможны без соломенной куклы – из нее мастерили чучело масленицы, оберег семьи(«неразлучники»), с помощью соломенных жаворонков зазывали весну.

Слайд 17

Русская народная игрушка из ткани Тряпичная кукла Самой распространённой игрушкой деревенских девочек была тряпичная кукла: столбушка , кувадка , пеленашка … Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их было до сотни. Дети делали их сами, начинали вертеть куклу лет с пяти. Самой первой малышу давали куклу-оберег пеленашку или пеленашку-полено .

Слайд 18

Русская народная игрушка из ниток Кукла из ниток Мартиничка Мартиничка - маленькая нитяная русская обрядовая кукла, которая использовалась в обряде " закликания весны" (в марте). Кукол вязали парами: из белых и красных ниток- символ весны и жаркого солнца. Такие пары кукол развешивали на ветках деревьев. Мартинички ярким контрастом красок дополняли детские игры. Традиция изготовления таких кукол жива и сегодня. Их делают в виде сувениров. Мартинички дарят на счастье, прикрепляя как украшение к одежде. Кукла подойдёт для кукольного домика и украшения ёлки.



Предварительный просмотр:

Сценарий фольклорного праздника

«Веселая ярмарка»

Цель:

• Формирование у детей артистических навыков через использование речевых средств выразительности, создание праздничной атмосферы у детей и взрослых. Развивать познавательный интерес к народным традициям, воспитывать любовь к своей Родине, к своему народу.

Задачи:

• Воспитывать у дошкольников любовь и глубокое уважение к самому дорогому человеку – к матери, стремление ей помогать, радовать её.

• Расширять представления детей об общественном празднике «День Матери».

• Привлекать родителей к совместному мероприятию, для установления хороших, доверительных отношений с ребёнком.

• Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного празднования мероприятия.

• Побуждать детей и родителей к активному участию

Стимулировать совместную музыкально-игровую деятельность. Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения. Воспитывать доброжелательность, умение правильно оценивать действия персонажей. Развивать эмоциональную отзывчивость детей, побуждая активно участвовать в развлечении.

ХОД СЦЕНАРИЯ.

В. Здравствуйте люди добрые, гости званные и желанные, мамочки любимые, бабушки родимые. Приготовили мы сегодня для вас забавушек на всякий вкус: кому песни, кому пляски, а кому веселы сказки.

Показ сценки «А х ,уж эта муха» .

Действующие лица: царь, 2 скомороха.

Ведущий:

Собирайтесь, наряжайтесь, на ярмарку отправляйтесь!

Приходите! Приезжайте! Все, что надо покупайте!

На ярмарке песни, пляски, шутки, смех да прибаутки!

Спешите! Места хватит для всех!

Запись песни «Ярмарка»

( пританцовывая выходят дети-продавцы)

В. Вот и народ собирается – ярмарка начинается!

Песня «Ой, сад во дворе!»(Зимненко А )

(входят «стайкой» все дети, поют, пританцовывают, с окончанием песни идут, рассматривают товар)

. Ярмарка! Ярмарка! Удалая ярмарка! (Ярослав В)

Только у нас – самый лучший товар!

Товар – высший класс!

Дети-продавцы по очереди:

Гжель

Сине – голубые ( Ваня )

Розы, листья, птицы

Увидев нас впервые

Каждый удивится

Чудо на фарфоре

Синяя капель

Это называется

Просто роспись Гжель


Не ходите никуда, подходите все сюда! (Ульяна)
Диво дивное, чудо - чудное, а не товар!
Гляди не моргай, рот не разевай!
Ворон не считай, товар покупай!
Вот товары хороши! Что угодно для души! Танцуют

  1. На товары погляди!
  2. Тут посуда не простая
  3. А-точно золотая !
  4. С яркими узорчиками
  5. Ягодками и листочками
  6. Называется она -
  7. Золотая хохлома
  8. Красотой своей неравной(Лиза)
  9. Вдохновляет Русь сама;
  10. Птицы, ягоды и травы -
  11. Золотая хохлома (Танцуют)
  12. Дымка
  13. Ах! Чуть жив от восхищенья!(Даня)
    Чудо всем на удивленье:
    Расписные медвежата,)
    Барыни, коньки, утята,
    Расписные даже хрюшки –
    Царство дымковской игрушки!
  14. А вот платки цветные, с каймою по краям.(Кира)
    На них цветы большие растут на диво вам.
    Подходите, покупайте девицы красавицы,
    Наши яркие платки, очень вам понравятся. ( Танцуют с платком)


Подходите, подходите,(Миша)
На товары поглядите.
Привезли издалека
Мы и ситцы, и шелка,
Обереги, кольца, бро
шки
И веселые куклешки!

Эх, топни, нога, топни, правенькая,(Маруся)

Я плясать пойду, хоть и маленькая.

Пойду плясать по соломушке,

Раздайся, народ, по сторонушке! (Танцуют )

Уважаемая публика!(ВАРЯ)

Покупайте у нас бублики!

Только у нас! Только у нас!

Калачи да булочки, курочки да уточки!

Загляните к нам в палатку!(Даша Щ))

Вот конфеты, шоколадки!

Матрешки! Игрушки ! веночки ! !(Лиза)

И красивые платочки!

Подходи, разбирай, с ними пляску начинай

(берем платочки танец «Выйду на улицу....»

Вед : Мы и пели, и плясали,

А играть мы не играли.

У кого там хмурый вид?

Снова музыка звучит!

Собирайся, детвора,

Ждет вас русская игра!

Русско- народная игра «Тетерка»

ВЕД: Есть таланты на Руси, говорю уверенно!

Раз народ еще поет- знать не всё потеряно

А сейчас скорее все (Даша Королькова)

Навострите ушки!

Мы на ярмарке споем

веселые частушки

#1053;ачинаем петь частушки,(Алиса)

Просим не смеяться.

Тут народу очень много,

Можем растеряться.


2.
Пропоем мы вам частушки (Лера)
Замечательны таки,
Что пойдут плясать старушки,
Затанцуют старики!

3. Не глядите на меня,(Сережа)

Глазки поломаете.

Я не вашего села,

Вы меня не знаете.

4. Вы послушайте, девчата,(Максим Ф)
Н
ескладушку буду петь.
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь!

5. На весёлое гулянье(Илья)

Я пришел без ремешка

90 песен знаю,

Еще дома два мешка.

6. Чтобы печка разгорелась, (Аким)

Надо жару поддавать,

Чтоб частушка лучше пелась,

Надо пляской помогать.

-------------------------------------------

7. Выйду, выйду я плясать(Ульяна)

В новеньких ботинках.

Все ребята говорят,

Что я как картинка.


Ставлю ногу на носок,(Максим)
А потом на пятку.
Стану русскую плясать,
А потом вприсядку!

Дети танцуют: мальчик вприсядку, девочка вокруг него.

Исполнители частушек кланяются, цепочкой убегают в разные стороны под русскую народную мелодию «Калинка».

Вед: В низенькой светёлке огонёк горит .

Молодая пряха у окна сидит

Молодая, красива,карие глаза ,

По плечам развита русская коса

«Дуняша –тонкопрялка» ПЕСНЯ

1 Скоморох.

Нынче праздник у нас ,

Скаморошина для вас !

Мы потешить вас спешим ,

Небылицей рассмешим .

2 Ехала деревня мимо мужика,
А из-за собаки лают ворота.
«Караул, деревня, мужики горят!»
Бабы сарафаном заливать хотят.
Чепуха, чепуха, это просто враки!
Куры съели петуха, - говорят собака.

Вед: Хороши небылицы

Но пора нам порезвиться.

Становись честной народ

Коробейник к нам идёт

Самовар покупать -себя людям показать!

Здесь хорош любой товар .

Но мне нужен самовар ! (Ваня покупает самовар)

Танец «Самовар и чашки»

Ведущий; Закрой глаза, прислушайся. Ты услышишь мамин голос. Он живет в самом тебе, такой знакомый и родной. Его не спутаешь. Даже, когда станешь взрослый, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки. Ты еще не умел говорить, а мама понимала тебя без слов. Она знала, что ты хочешь. Мама научила тебя ходить, говорить, спела первую колыбельную. Мама всегда была рядом. Все, что ты видел, все, что тебя окружало, начиналось с мамы…

И так наши мамы ! Конкурс «Баюкалки»

Ай, люли-люленьки.(ПОЛИНА)

Прилетели гуленьки,

Сели гули на кровать.

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать,

Стал наш Тема засыпать

Баю-баюшки-баю,(Лера)

Баю, Сашеньку, баю!

Приди котик ночевать,

Мою детоньку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

Спи, моя радость, усни!(МАМА Лизы)

В доме погасли огни;

Пчелки затихли в саду,

Рыбки уснули в пруду.

Месяц на небе блестит,

Месяц в окошко глядит...

Глазки скорее сомкни,

Спи, моя радость, усни!

Усни, усни!

А баиньки-баиньки, ( МАМА Максима )

Купим сыну валенки,

Наденем на ноженьки,

Пустим по дороженьке,

Будет наш сынок ходить,

Новы валенки носить.

Зыбаю-позыбаю, (Даша)

Отец ушел за рыбою,

Мать ушла коров доить,

Сестра ушла пеленки мыть.

Баю-баю-бай!

Баю-баюшки-бай-бай!(МАМА Вари)

Поди, бука, под сарай,

Мою Варю не пугай!

Я за веником схожу,

Тебя, бука, прогоню.

Поди, бука, куда хошь,

Мою Варю не тревожь.

Ай, качи, качи, качи, (МАМА Алисы)

Прилетели к нам грачи,

Прилетели, поглядели,

На ворота наши сели.

Ворота-то скрип, скрип,

Алисочка спит, спит.

А-а-а-а-а-а-а

Ой, люли-люлюшеньки, (МАМА Алисы Зимненки)

Баиньки-баюшеньки...

Сладко спи по ночам,

Да расти по часам.

ВЕД: А нам надо праздник продолжать

буду всех на каруселе катать (Карусель)

Коробейник

Мы по ярмарке ходили,

Всем подарки накупили

Плясали, пели, да чайку попить захотели.
У нас угощение, всем на удивление!

Фильм –сюрприз для мам « Пусть всегда будет мама»

(Поздравим мам , дети подарят сувенирчики )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

      Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что н...