Технология приобщения детей к истокам русской народной культуры
учебно-методический материал

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл titulnyy_list.docx17.14 КБ
Файл soderzhanie.docx16.62 КБ
Файл aktualnost.docx19.05 КБ
Файл tseli_i_zadachi.docx19.98 КБ
Файл perspekt._plan_sred._gr.docx24.4 КБ
Файл perspekt._plan_starsh.gr_.docx27.96 КБ
Файл perspekt._plan_podgot.gr_.docx27.97 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

администрации Сергиево-Посадского городского округа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 28»

114313, Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Железнодорожная д.22 «б».

Тел: 8(496)548-08-84. Email: mdou.dc28@mail.ru

ТЕХНОЛОГИЯ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗВАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

                                                       

                                                       Воспитатель: Лембинен Татьяна Анатольевна

2019 г.



Предварительный просмотр:

Содержание

1. Актуальность

2. Перспективное планирование по приобщению к истокам русской      народной культуры

3. Работа с детьми

- конспекты НООД

- развлечения

4. Работа с родителями

- консультации

- анкеты

5. Представление педагогического опыта

- консультации для воспитателей

- выступление на педсовете

6. Приложение



Предварительный просмотр:

«Русский народ не должен терять

своего нравственного авторитета

среди других народов - авторитета,

достойно завоёванного русским

искусством, литературой.

Мы не должны забывать о своём

культурном прошлом, о наших

памятниках, литературе, языке, живописи...

Народные отличия сохранятся и в XXI

веке, если мы будем озабочены воспитанием

души, а не только передачей знаний».

(Д. С. Лихачёв)

 Актуальность проблемы приобщения детей к русской народной культуре.

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель -  как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.

Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.  

Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А.С.Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.

В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы. Поэтому-то я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре и истории своего края.



Предварительный просмотр:

Цель.  Воспитывать у дошкольников любовь к Родине;  развивать  творческие способности, коммуникативные навыки  и интегративные качества дошкольников через приобщение к истокам русской народной культуры.

   

Задачи.

1. Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.

2.  Развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.

3. Воспитание у дошкольников патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций.

4. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха.

5.   Создание разнообразной речевой среды соответственно возрасту.

Основные направления работы с детьми по приобщению к истокам русской народной культуры.

  1. Экологическое и трудовое воспитание (циклы познавательных занятий, целевые прогулки, наблюдения, совместная с родителями деятельность, субботники).
  2. Связная речь (развивающие занятия, рассказывание и инсценирование сказок, использование стихов, загадок, пословиц, былин).
  3. Художественно-творческая деятельность (рассказы педагога, рассматривание иллюстраций и образцов народного творчества, выставки и галереи, открытки к праздникам, конструирование).
  4. Социально-нравственное развитие (познавательные беседы, экскурсии в музеи и к историческим местам нашего края, встречи с ветеранами, рассматривание альбомов).
  5. Мир музыки (развлечения, ярмарки, праздники, разучивание хороводов и музыкальных игр).
  6. Физическое развитие (подвижные игры, соревнования).
  7. Игры (подвижные, словесные и сюжетно-ролевые).

В работе используем следующие методы:

- наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий);

- словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям);

- игровой метод (игры – драматизации, игры – инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры). Речевые и музыкальные народные игры, танцы, попевки, песни находят отклик в душе каждого ребенка;

- практический метод (упражнение в проговаривании, звукоподражании, имитация действия).



Предварительный просмотр:

Перспективный план работы с детьми средней группы

по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Тема

Содержание

Сентябрь

«Во саду ли, в огороде»

Дидактическая игра «Что растет в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах и о фруктах.  Разучивание потешки «Наш козел».

«У бабушки в деревне»

Знакомство с русскими народными загадками о домашних  животных

«Коровушка и бычок»

Знакомство детей с  домашними животными – коровой и бычком.  Разучивание потешек про  корову и  бычка

«Бычок – черный бочек»

Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой «Бычок – черный бочек, белые  копытца»

Октябрь

«Приглашаем в гости к нам »

Игра-упражнение «Вежливое обращение к  гостям». Повторение потешек о козле, коровушке, бычке.

«Гуси – лебеди»

  Знакомство со сказкой «Гуси – лебеди».  Разучивание потешки «А тари, тари, тари».

«Сошью Маше сарафан»

  Знакомство с женской русской народной одеждой.  Повторение пготешки «А тари, тари, тари».

«Матрешки»

Использование на занятии русского народного костюма.  Проведение русских народных игр «Кошки-мышки», «Салки-догонялки».

«Золотое веретено»

 Знакомство  с предметами обихода -  прялкой и  веретеном.  Знакомство со сказкой «Золотое веретено»

Ноябрь

«Волшебные спицы»

Знакомство со спицами и вязанием на них.  Беседа о шерстяных изделиях и о том , откуда берется шерсть (козья, овечья)

«Лисичка со скалочкой»

Знакомство с предметами обихода – скалкой. Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой»

«Петушок - золотой гребешок»

 Упражнение в вежливом обращении к гостю. Дидактическая игра «Похвали петушка». Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зернышко»

«Чудесный сундучок»

Дидактическая игра «Кто спрятался?»(отгадывание загадок о домашних животных). Повторение  потешек и попевок о домашних животных.

Декабрь

«Здравствуй зимушка- зима»

Загадки о зиме.  Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок»

«Зимовье зверей »

 Знакомство со сказкой «Зимовье зверей ». повторение песенки «Как на тоненький ледок»

«Одень зверей»

 Занятие аппликацией по готовым формам.  Самостоятельный пересказ детьми сказки «Зимовье зверей»

«Сею, сею, посеваю,

с Новым годом поздравляю!»

Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание  колядки «Щедровочка»

Тема занятия

Содержание

Январь

«Сундучок Деда Мороза»

 Беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не  морозь мой нос»

«Лиса и  козел»

Дидактическая игра «Похвали лису». Повторение потешек о домашних животных.  Знакомство со  сказкой «Лиса и  козел».

«Веселые ложки»

Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками. Загадывание загадок о животных.

«Заюшкина избушка»

Самостоятельный пересказ детьми сказки «Заюшкина избушка».

Февраль

«Кто же в гости к нам пришел?»

Знакомство с домовенком Кузей. Игра «Аюшки»

«Русская балалайка »

Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о  балалайке.

«Лисичка-сестричка»

 Знакомство со сказкой «Лисичка – сестричка и серый волк».

«Масленица дорогая – наша  гостюшка годовая»

Знакомство с Масленицей. Разучивание песенок блины.

Март

«При солнышке - тепло  при матушке – добро».

Беседа о  маме с  включением пословиц и  погоаворок.  Самостоятельный рассказ «Какая  моя мама». Пение песенок о маме.

«Весна, весна, поди сюда!»

Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне.  Заучивание заклички о весне.

«Пасха»

Рассказ воспитателя о праздновании Пасхи.  Проведение русских народных игр. «Верба-вербочка», «Солнышко-ведрышко»

«Пасхальное яичко»

Использование на занятии сюжета  русской народной сказки «Курочка Ряба». Проведение русских народных игр с яйцами.

Апрель

«Шутку шутить – людей насмешить»

Знакомство с   потешным фольклором -  дразнилками, скороговорками.

«Небылица- небывальщина»

Знакомство с  небылицами. Разучивание и  самостоятельное придумывание небылиц.

«Русская свистулька».

 Рассказ о  глиняной свистульке. Лепка свистулек.

«Чудесный сундучок»

 Раскрашивание свистулек. Дидактическая игра  «Угадай по звуку». Слушание народных мелодий.

Май

«Времена года »

Рассказать о временах ода с использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года.

«Волшебная палочка»

Узнавание знакомых сказок по  отрывкам из них, иллюстрациям, предметам.

«Игра с Колобком»

Самостоятельное  творческое развитие сюжета сказки «»Колобок

«Прощание с избой »

Знакомство детей с новой сказкой (по выбору хозяйки). Прощальное чаепитие.



Предварительный просмотр:

Перспективный план работы с детьми в старшей группе по

приобщению детей к истокам русской народной культуры

№ занятий

Тема занятия

Цель задачи

Материал

Литература

1.

«Что летом родиться – зимой пригодиться»

Продолжать знакомить детей с народными приметами, пословицами, поговорками, песенками о лета. Учить детей загадывать и отгадывать загадки о летних явлениях природы. Развивать речь, память.

1 . Подбор загадок,

  пословиц, поговорок.

2. Волшебный сундучок.

3.Призы.

2.

«Гуляй, да присматривайся»

Продолжать знакомить детей с первым осенним месяцем, его приметами. Познакомить детей с дидактической игрой «С какого дерева, детки?» (плоды, листья). разучить песенку – попевку «Восенушка – осень».

Желуди, рябина, шиповник, шишки, листья клена, липы и т.д

Загадки, пословицы, приметы.

3.

«Вершки да корешки»

Познакомить детей с первой сказкой «Мужик и медведь», помощь детям понять содержание сказки, ее идею, учить детей делать выводы из сказки. Познакомить детей с новой игрой «Вершки да корешки». Учить детей загадывать загадки.

1. Овощи: картофель, морковь, капуста

2. Угощение – картошка в «мундире»

Сказка «Мужик и медведь»

4.

«Хлеб - всему голова»

Побеседовать с детьми на тему: «Откуда хлеб пришел?» познакомить со старинными орудиями труда – молотом и серпом. Выучить пословицы и поговорки.

1.Иллюсирации молота и серпа.

2. Каравай.

Пословицы и поговорки о хлебе.

5.

«Октябрь пахнет капустой»

Побеседовать о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день). Познакомить детей с предметами обихода – деревянным корытцем, тяпкой.

Повторить попевку «Весенушка – осень»

1.  Деревянное корытце.

2. Тяпка.

3. Кочан капусты.

Пословицы и поговорки об октябре, о Покрове.

6.

«Зайчишка – трусишка»

Познакомить детей со сказкой «Заяц хваста», используя игровые персонажи. Разучить песенку «Зайчишка – трусишка» и помочь ее запомнить.

Игрушки: зайца, ворона, собака.

Потешка о зайчишке – трусишке, сказка «Заяц хваста».

7.

«У страха глаза велики»

Побеседовать с детьми о страхе. Познакомить с новой сказкой «У страха глаза велики».

Иллюстрации к сказке.

Сказка (хрестоматия), пословицы о страхе.

8.

«Друг за дружку держаться, ничего не бояться»

Познакомит детей с новой сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный». Побеседовать о взаимовыручке  и поддержке.

Шапочки для игры драматизации (воробей, блин, мышь).

Друг за дружку держаться, ничего не бояться; где дружба да совет – там свет; нет друга –ищи, а нашел – береги. Сказка (хрестоматия)

9.

«Знаешь ли ты сказки»

Организовать литературную викторину по сказкам: «Заяц хваста», «У страха глаза велики», «Крылатый, мохнатый да масляный».

Коромысло, ушат, чугунок, иллюстрации к сказкам.

Песенки, пословицы, поговорки из сказок.

10.

Гончарные мастеровые

Познакомить детей и дидактической игрой «Что как называется?», рассказать детям о гончарном промысле. Познакомить со сказкой «Лисица и кувшин».

Глиняная посуда; кувшин, крынка, плошка, миска.

Сказка (хрестоматия)

11.

Дикие животные

Познакомить детей с новой сказкой «Лиса и рак». Разучить песенки – потешки о лисе. Побеседовать о диких животных  с помощь загадок о них.

Кукла лисы

Загадки о диких животных. Сказка «Лиса и рак».

Пословица: заяц глупый, а следы петляет.

12.

«Что нам осень принесла»

Побеседовать об осени с использованием народных примет, песенок, загадок, пословиц.

1. Домовенок Кузя.

2. Аппликация из осенних листьев.

Песенки, загадки об осени.

13.

«Здравствуй зимушка зима»

Побеседовать о характерных особенностях декабря с использованием пословиц, поговорок. Разучить закличку «Ты, Мороз, Мороз, Мороз!».

Иллюстрации о морозе, холоде, стуже.

Пословицы и поговорки. Стр.73.

14.

«Проказы старухи зимы»

Учить детей загадывать загадки о зиме, повторить закличку «Ты, Мороз, Мороз, Мороз!». Познакомить со сказкой К.Д. Ушинского «Проказы старухи зимы»

Иллюстрации о зиме.

Загадки, стр.73, сказка, стр. 253.

15.

«Лиса – обманщица»

Викторина по сказкам. Учить детей проигрывать сюжет из сказки «Лисичка сестричка и серый волк»

«Чудесный сундучок» от Кузи (лапоть, кувшин, скакалка, волчий хвост).

Пословицы, поговорки стр. 73, сказка стр. 216.

16.

«Пришла коляда – отворяй ворота»

Рассказать детям о рождественских праздниках и колядовании. Разучить колядки.

Угощение (печенье)

Колядка стр. 75.

17.

«С новым годом со всем родом!»

Рассказать детям о традициях празднования Нового года. Пение колядок.

Вода, миска, воск, свеча, тесто, плюшки.

Загадка стр. 75.

18.

«Гуляй да присматривайся»

Беседа о характерных особенностях января. Познакомить детей со сказкой «Морозко».

Иллюстрации о зиме, (январь).

Пословицы стр. 76, сказка стр. 226.

19.

«Хороший город Городец»

Рассказать о городе Городце и городецкой росписи. Пение частушек.

Доски с городецкой росписью.

Пословицы стр. 77, частушки.

20.

Городецкая роспись

Продолжение рассказа о городецкой росписи. Составление узоров из готовых форм. Повторение пословиц и поговорок о мастерстве.

Составление узоров из готовых форм.

Пословицы стр. 77.

21.

«Гуляй, да присматривайся»

Побеседовать о характерных особенностях февраля. Познакомить детей со сказкой «Два Мороза».

Иллюстрации о зиме (февраль).

Поговорки стр. 78, сказка стр. 229.

22.

Сказка для Кузи

Самостоятельное рассказывание детьми сказок. Словесная игра «Аюшки».

Иллюстрации к различным сказкам.

Хрестоматия.

23.

Город Сергиев Посад.

Знакомство детей с родным городом и его достопримечательностями.

Иллюстрации, набор открыток о городе, альбом.

Алешина.

24.

«Ой, ты Масленица!»

Рассказ о Маслинице. Пение обрядовых песен.

Самовар с горячим чаем, блины.

Стр. 79 Князева.

25.

«Нет милее дружка, чем родная матушка»

Беседа о маме. Изготовление подарков маме.

Поделки, сделанные детьми.

Пословицы стр. 79.

26.

«Мудреному и счастье к лицу»

Познакомить детей со сказкой «Семилетка». Учить детей загадывать и разгадывать загадки.

Игрушки – свистульки.

Загадки стр. 80, сказка стр. 231 Князева.

27.

«Гуляй, да присматривайся»

Побеседовать с детьми о характерных признаках начала весны. Разучить закличку о весне «Жаворонки, прилетите».

Иллюстрации о весне.

Поговорки, стр. 81, заклички стр. 81.

28.

«Весна, весна, поди сюда!»

Попеть с детьми заклички о весне. Словесное упражнение, «Какие краски? И для чего они нужны весне».

Испечь из теста «жаворонки» (булочки).

Заклички стр. 81.

29.

2Шутку шутить – людей насмешить».

Познакомить детей с потешным фольклором. Предложить детям составить потешный рассказ. Загадывание загадок о весенних явлениях.

Сундучок домовенка Кузи; рисунки детей.

Потешки, небылицы, скороговорки, стр.82.

30.

«Небылица в лицах небывальщина»

Познакомить детей с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание  детьми небылиц.

Игрушки домашних птиц и животных.

Небылицы стр.83.

31.

Красная горка

Познакомить детей традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек.

Крашенные пасхальные яйца.

Игры, частушки стр. 84.

32.

«Апрель ленивого не любит, проворного голубит»

Рассказать детям о весенних полевых работах. Самостоятельный посев семян детьми.

Иллюстрации о полевых работах, весной, семена укропа, редиса.

Поговорки, пословицы стр. 85.

33.

«Весна красна цветами»

Повторить с детьми заклички, песенки, пословицы о весне. Отгадывание загадок. Знакомство со сказкой Н.Павлова «Под кустом»

Иллюстрации о весне, цветы (мак, одуванчик, колокольчик и т.д.)

Сказка стр. 254,заклички, песенки о весне стр.85.

34.

«Победа в воздухе не вьется, а руками достается»

Рассказать о войнах – защитниках Отечества. Знакомство со сказкой «Каша из топора».

Грамзаписи (старинные солдатские песни), игрушка топорик, кастрюлька с кашей.

Поговорки о храбрости и смелости стр. 85, сказка стр.234.

35.

«А за ним такая гладь – ни морщинки не видать»

Познакомить детей с различными способами глажения белья. Загадывание загадок о предметах обихода.

Утюг на углях, рисунок детей; изображение  - самовар, веник, прищепка, дверь, кочерга, решето.

Загадки стр. 87 Князева.

36.

«Прощание с избой»

Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок. Пение частушек.

Самовар, чай, баранки, бублики.

Словесные игры (Бондаренко), частушки стр. 84.



Предварительный просмотр:

п/п

     Тема

       Цели, задачи

            Материал

                        Литература

1.

«Что летом родится – зимой пригодится»

Повторить пословицы, поговорки, песенки о лете, о трудолюбии. Вспомнить народные приметы.

Домовёнок  Кузя(игрушка или взрослый),корзина с овощами(свёкла, морковь, капуста, картошка, огурец, помидор, лук)

  1.  Аникин В. П. «Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок»
  2. Русские пословицы и поговорки.

2.

«Восёнушка-осень – сноп последний косим»

Дать детям знания о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Повторить закличку «Восёнушка-осень»

Сноп из колосьев ржи, овса, пшеницы (можно картинки)

  1. Пословицы и поговорки: В сентябре и лист на дереве не держится; В сентябре лес реже и птичий голос тише; Холоденёк батюшка сентябрь, да кормить горазд; Сентябрь – время боровиков, груздей, рыжиков; Гром в сентябре предвещает тёплую осень; Много паутины на бабье лето – к ясной осени, холодной зиме; Листопад проходит скоро - зима будет холодная.
  2. Шорыгина Т. А. «Какие месяцы в году» стр.4

3.

«Хлеб – всему голова»

Познакомить детей со старинными способами уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием.

Иллюстрации с современными и старинными способами уборки хлеба. Жернова. Каравай.

Пословицы и поговорки о труде, о хлебе.

4.

«К худой голове своего ума не приставишь»

Показать детям значение знаний в жизни человека. Учить самостоятельно придумывать проблемные ситуации и решать их.

Книга со сказкой «Про Филю-простофилю»

1)Пословицы и поговорки о труде и лени, уме и глупости: Умная голова сто голов кормит; Без муки – нет науки; Красна птица перьем, а человек – ученьем; Ученье - свет, а не ученье – тьма.

2)Текст сказки «Про Филю-простофилю».

п/п

        Тема

       Цели, задачи

             Материал

                                             Литература

5.

«Сергиев – град»

Познакомить детей с историей Сергиева Посада.

Иллюстрации с видами Сергиева Посада (старого и современного)

  1. «Загорск».
  2. «Загорский музей-заповедник»
  3. Материалы из интернета.

6.

«Октябрь-грязник – ни колеса, ни полоза не любит»

Рассказать детям о характерных приметах октября, о народном празднике – Покров.

Домовёнок Кузя (игрушка или взрослый), овощи для винегрета.

  1. Народные приметы и поговорки: Октябрь холоден, да сыт; Быстро тает октябрьский день – не привяжешь за плетень; Если в октябре лист с берёзы и дуба опал не чисто – жди суровой зимы; Октябрь – сбор последних плодов.
  2. Шорыгина Т. А.«Какие месяцы в году» стр. 9

7.

«Злое истребление»

Рассказать детям о монголо-татарском нашествии. Познакомить со старинным оружием.

Иллюстрации: одежда и оружие русского и татарского воина.

Сборник легенд «У озера Светлояра».

8.

«Троице-Сергиевская лавра»

Рассказать детям о строительстве Троице- Сергиевой лавры.

Иллюстрации с видами лавры(старые и современные)

  1. «Загорск» (памятники архитектуры)
  2. Болдин В. И. «Загорск»

9.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

Целевая прогулка на смотровую площадку, для знакомства с панорамой Троице-Сергиевой Лавры.

п/п

       Тема

       Цели, задачи

             Материал

                       Литература

10.

«Синичкин день»

Провести с детьми итоговую беседу об осени. Рассказать о праздниках: Синичкин день, Кузьминки.

Домовёнок Кузя (игрушка или взрослый), коробки из-под молока и сока для изготовления кормушек.

  1. Народные приметы, пословицы, поговорки, загадки.
  2. Шорыгина Т. А.»Какие месяцы в году», стр.17

11.

«Где живёт перо Жар-птицы?»

Познакомить детей с хохломской росписью.

Предметы с хохломской росписью(посуда, мебель и   т. д.), иллюстрации с элементами хохломской росписи.

1) Приобщение детей к истокам русской народной культуры», стр. 131

2) Альбом «Хохломская роспись».

12.

«Чудо-чудное, диво-дивное – Золотая Хохлома»

Познакомить детей с традициями хохломской росписи, с её основными элементами («кудрина», «травка» и т. д.)

Иллюстрации с элементами хохломской росписи. Плоскостные формы, изображающие какой-либо предмет (вазу, тарелку и т. д.) Баночки, краски. Кисти. Салфетки.

  1. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», стр. 131
  2. Альбом «Хохломская роспись»

13.

«Зима – не лето - в шубу одета»

Побеседовать с детьми о характерных особенностях зимы. Разучить русскую народную песню «Как на тоненький ледок …»

Иллюстрации с зимними пейзажами. Бумага для вырезания снежинок, ножницы.

  1. Народные приметы, пословиц и поговорки о зиме: Зимой солнце сквозь слёзы улыбается; Растёт день – растёт и холод; Зимнее тепло – летний холод; Холодная зима – жаркое лето.
  2. Шорыгина Т. А.»Какие месяцы в году», стр. 20

п/п

       Тема

       Цели, задачи

             Материал

                     Литература

14.

«Светит, да не греет»

Рассказать детям о разных источниках освещения. Познакомить с теневым театром.

Домовёнок Кузя(кукла или взрослый), лучина, свеча, керосиновая лампа, «волшебный сундучок» с плоскостными фигурками для теневого театра.

  1. «Энциклопедия для малышей»
  2. «Моя первая энциклопедия»

15.

«Пришёл мороз – береги ухо, да нос»

Повторить песню «Как на тоненький ледок …». Учить отгадывать загадки. Рассказать о русских морозах (никольских, крещенских). Познакомить со сказкой «Мороз Иванович»

Книга со сказкой «Мороз Иванович» (в обработке Одоевского В. Ф.)

Народные приметы, пословицы и поговорки: На Николу зима с гвоздём ходит; После Рождества цыган шубу продаёт; Снег под Крещенье падёт – хлеба прибудет; Ясная и холодная погода в этот день к засушливому лету, пасмурная и снежная - к обильному урожаю.

16.

«Снегурочка – внучка Деда Мороза»

Познакомить детей со сказкой «Снегурочка». Прослушать отрывки из оперы Н. А. Римского – Корсакова «Снегурочка»

Книга со сказкой «Снегурочка», опера Н. А. Римского – Корсакова «Снегурочка», леденцы для угощения детей.

Сказка «Снегурочка»

17.

«Пришла Коляда накануне Рождества»

Рассказать детям о рождественских праздниках, святочных гаданиях.

Тесто, для изготовления печенья «козульки»

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры», стр. 120

п/п

     Тема

       Цели, задачи

               Материал

                       Литература

18.

«Зимние узоры»

Познакомить детей с творчеством городецких кружевниц, с народным промыслом – плетение кружев.

Морозные узоры, снежинки, изделия кружевниц (салфетки, скатерти и т. д.), крючок и нитки для вязания детьми косички.

Альбом «Кружевная сказка»

19.

«Гжель – прекрасная»

Познакомить детей с гжельским художественно-прикладным промыслом.

Иллюстрации и гжельские изделия, глина для лепки посуды детьми.

  1. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,     стр. 128
  2. Альбом «Сказочная гжель»

20.

«Цветы севера»

Самостоятельное рисование детьми гжельских узоров.

Баночки, краски, кисти, салфетки, изделия, вылепленные детьми, самовар для чаепития.

Альбом «Сказочная гжель»

21.

«Дело мастера боится»

Повторить пословицы о труде и мастерстве. Познакомить со сказкой «Семь Симеонов». Закрепить знания детей о профессиях (стрелец, плотник, хлебороб) и орудиях труда (лук, стрелы, колчан, серп)

Домовёнок Кузя (игрушка или взрослый), книга со сказкой «Семь Симеонов»

  1. Пословицы и поговорки о труде и мастерстве.
  2. Сказка «Семь Симеонов»

п/п

     Тема

      Цели, задачи

                Материал

                      Литература

22.

«Живёт в народе песня»

Познакомить детей с русской народной песней. Познакомить с пословицами  и поговорками о песне.  Разучить русскую народную песню «Ой, вставала я ранёшенько».

Записи русских народных песен. Шумовые инструменты (стиральная доска, валик, ложки, свистульки, трещотки) для аккомпанемента.

Пословицы и поговорки: Где песня поётся, там счастливо живётся; С песней и труд спорится; Петь хорошо вместе, а говорить порознь; Хорошо живётся, хорошо и поётся.

23.

«На героя и слава бежит»

Рассказать детям о русских воинах героях.

Легенды и сказания о подвигах и героизме русских воинов разных поколений. Иллюстрации с битвами и сражениями.

Былины о русских воинах-героях (по выбору воспитателя)

24.

«Масленица-прасковейка встречаем тебя хорошенько!»

Рассказать детям о традиционном народном празднике – Масленице.

Домовёнок Кузя (игрушка или взрослый), блины, для угощения детей. Игры: «Путаница», «Да и нет не говорите».

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры», стр. 124

25.

«Сердце матери – лучше солнца греет»

Воспитывать любовь к маме, желание сделать ей подарок.

Материал для изготовления подарка (на усмотрение воспитателя)

Рассказы из книги Сухомлинского В. А. «Хрестоматия по этике»

26.

«Русская матрёшка»

Закрепить знания детей о матрёшке. Упражнять в росписи фигурки матрёшки.

Образцы разных матрёшек (семёновская, загорская и т. д.) или иллюстрации. Плоскостные силуэты матрёшек. Краски, фломастеры, карандаши.

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры», стр. 139

п/п

     Тема

       Цели, задачи

                Материал

                     Литература

27.

«Поэзия народного костюма»

Рассказать детям о народном костюме.

Образцы костюмов или иллюстрации (праздничного и повседневного). Записи русских народных песен «Валенки», «Красный сарафан»

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры», стр. 93

28.

 «Грач на горе – весна на дворе»

Познакомить детей с русскими обычаями встречи весны. Разучить заклички о весне.

Домовёнок Кузя (игрушка или взрослый), тесто для изготовления печенья «жаворонки»

«Хрестоматия по детской литературе»

29.

«Шутку шутить – людей насмешить»

Познакомить детей с народным юмором (докучные сказки, дразнилки, скороговорки)

Домовёнок Кузя (игрушка или взрослый), словесная игра «Путаница»

Докучные сказки, дразнилки, скороговорки (по выбору воспитателя)

30.

«Наши земляки»

Познакомить детей с работами посадских художников: Багрова В., Захарова Е., Пузырёва М., Свердлова С., Дёмина Л., Леонова Ю., Секрет В., Астальцова М., Тихановского М. и др. (по выбору воспитателя)

Иллюстрации с картин художников.

По выбору воспитателя.

31.

«Красная горка»

Рассказать детям о празднике – Пасха.

Словесные игры «Садовник», «Бирюльки». Пасхальные яички для росписи.

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры», стр. 117

п/п

       Тема

       Цели, задачи

                  Материал

                     Литература

32.

«Путешествие на златогривой чудо-тройке»

Рассказать детям об образе коня в русском народном декоративно-прикладном творчестве (городецкой, палехской, хохломской росписи). Рассказать о мастерах старинного русского города Палеха.

Предметы декоративно-прикладного творчества или иллюстрации. Записи народных песен, прославляющих русскую тройку.

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

33.

«Человек без Родины, что соловей без песни»

Обобщить и закрепить знания детей о прошлом родного края и героях-земляках.

Иллюстрации с видами города и портреты земляков-героев. Записи песен о Родине.

Стихи и рассказы о Сергиевом Посаде.

34.

«Литературная викторина»

Закрепить знания детей о литературных произведениях, фольклоре. Учить узнавать знакомые произведения по иллюстрациям, отдельным фразам из текста.

Домовёнок Кузя (игрушка или взрослый), шапочки и костюмы для драматизации.

Подборка литературных произведений, знакомых детям.

35.

«Знакомство с библиотекой»

Экскурсия в библиотеку.

36.

«Прощание с избой»

Заключительная беседа сдетьми о русской избе и национальной кухне.

Мешковина и лоскутки для изготовления панно. Самовар, баранки. Бублики для чаепития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ ПО  ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ  В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...

Доклад к методическому объединению "Использование современных образовательных технологий в ДОУ по приобщению детей к истокам русской народной культуры в условиях реализации ФГОС"

Большое значение для развития личности ребенка имеет русская народная культура. Именно она благотворно влияет на развитие нравственности и духовности детей. Русское народное творчество воспринимается ...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

      Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что н...