Технология приобщения детей к истокам русской народной культуры
учебно-методический материал
Методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titulnyy_list.docx | 17.14 КБ |
soderzhanie.docx | 16.62 КБ |
aktualnost.docx | 19.05 КБ |
tseli_i_zadachi.docx | 19.98 КБ |
perspekt._plan_sred._gr.docx | 24.4 КБ |
perspekt._plan_starsh.gr_.docx | 27.96 КБ |
perspekt._plan_podgot.gr_.docx | 27.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования
администрации Сергиево-Посадского городского округа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 28»
114313, Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Железнодорожная д.22 «б».
Тел: 8(496)548-08-84. Email: mdou.dc28@mail.ru
ТЕХНОЛОГИЯ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗВАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
Воспитатель: Лембинен Татьяна Анатольевна
2019 г.
Предварительный просмотр:
Содержание
1. Актуальность
2. Перспективное планирование по приобщению к истокам русской народной культуры
3. Работа с детьми
- конспекты НООД
- развлечения
4. Работа с родителями
- консультации
- анкеты
5. Представление педагогического опыта
- консультации для воспитателей
- выступление на педсовете
6. Приложение
Предварительный просмотр:
«Русский народ не должен терять
своего нравственного авторитета
среди других народов - авторитета,
достойно завоёванного русским
искусством, литературой.
Мы не должны забывать о своём
культурном прошлом, о наших
памятниках, литературе, языке, живописи...
Народные отличия сохранятся и в XXI
веке, если мы будем озабочены воспитанием
души, а не только передачей знаний».
(Д. С. Лихачёв)
Актуальность проблемы приобщения детей к русской народной культуре.
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.
Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А.С.Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.
В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы. Поэтому-то я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре и истории своего края.
Предварительный просмотр:
Цель. Воспитывать у дошкольников любовь к Родине; развивать творческие способности, коммуникативные навыки и интегративные качества дошкольников через приобщение к истокам русской народной культуры.
Задачи.
1. Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.
2. Развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.
3. Воспитание у дошкольников патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций.
4. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха.
5. Создание разнообразной речевой среды соответственно возрасту.
Основные направления работы с детьми по приобщению к истокам русской народной культуры.
- Экологическое и трудовое воспитание (циклы познавательных занятий, целевые прогулки, наблюдения, совместная с родителями деятельность, субботники).
- Связная речь (развивающие занятия, рассказывание и инсценирование сказок, использование стихов, загадок, пословиц, былин).
- Художественно-творческая деятельность (рассказы педагога, рассматривание иллюстраций и образцов народного творчества, выставки и галереи, открытки к праздникам, конструирование).
- Социально-нравственное развитие (познавательные беседы, экскурсии в музеи и к историческим местам нашего края, встречи с ветеранами, рассматривание альбомов).
- Мир музыки (развлечения, ярмарки, праздники, разучивание хороводов и музыкальных игр).
- Физическое развитие (подвижные игры, соревнования).
- Игры (подвижные, словесные и сюжетно-ролевые).
В работе используем следующие методы:
- наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий);
- словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям);
- игровой метод (игры – драматизации, игры – инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры). Речевые и музыкальные народные игры, танцы, попевки, песни находят отклик в душе каждого ребенка;
- практический метод (упражнение в проговаривании, звукоподражании, имитация действия).
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы с детьми средней группы
по приобщению детей к истокам русской народной культуры
Тема | Содержание | |
Сентябрь | «Во саду ли, в огороде» | Дидактическая игра «Что растет в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах и о фруктах. Разучивание потешки «Наш козел». |
«У бабушки в деревне» | Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных | |
«Коровушка и бычок» | Знакомство детей с домашними животными – коровой и бычком. Разучивание потешек про корову и бычка | |
«Бычок – черный бочек» | Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой «Бычок – черный бочек, белые копытца» | |
Октябрь | «Приглашаем в гости к нам » | Игра-упражнение «Вежливое обращение к гостям». Повторение потешек о козле, коровушке, бычке. |
«Гуси – лебеди» | Знакомство со сказкой «Гуси – лебеди». Разучивание потешки «А тари, тари, тари». | |
«Сошью Маше сарафан» | Знакомство с женской русской народной одеждой. Повторение пготешки «А тари, тари, тари». | |
«Матрешки» | Использование на занятии русского народного костюма. Проведение русских народных игр «Кошки-мышки», «Салки-догонялки». | |
«Золотое веретено» | Знакомство с предметами обихода - прялкой и веретеном. Знакомство со сказкой «Золотое веретено» | |
Ноябрь | «Волшебные спицы» | Знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том , откуда берется шерсть (козья, овечья) |
«Лисичка со скалочкой» | Знакомство с предметами обихода – скалкой. Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой» | |
«Петушок - золотой гребешок» | Упражнение в вежливом обращении к гостю. Дидактическая игра «Похвали петушка». Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зернышко» | |
«Чудесный сундучок» | Дидактическая игра «Кто спрятался?»(отгадывание загадок о домашних животных). Повторение потешек и попевок о домашних животных. | |
Декабрь | «Здравствуй зимушка- зима» | Загадки о зиме. Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок» |
«Зимовье зверей » | Знакомство со сказкой «Зимовье зверей ». повторение песенки «Как на тоненький ледок» | |
«Одень зверей» | Занятие аппликацией по готовым формам. Самостоятельный пересказ детьми сказки «Зимовье зверей» | |
«Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!» | Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание колядки «Щедровочка» |
Тема занятия | Содержание | |
Январь | «Сундучок Деда Мороза» | Беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос» |
«Лиса и козел» | Дидактическая игра «Похвали лису». Повторение потешек о домашних животных. Знакомство со сказкой «Лиса и козел». | |
«Веселые ложки» | Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками. Загадывание загадок о животных. | |
«Заюшкина избушка» | Самостоятельный пересказ детьми сказки «Заюшкина избушка». | |
Февраль | «Кто же в гости к нам пришел?» | Знакомство с домовенком Кузей. Игра «Аюшки» |
«Русская балалайка » | Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке. | |
«Лисичка-сестричка» | Знакомство со сказкой «Лисичка – сестричка и серый волк». | |
«Масленица дорогая – наша гостюшка годовая» | Знакомство с Масленицей. Разучивание песенок блины. | |
Март | «При солнышке - тепло при матушке – добро». | Беседа о маме с включением пословиц и погоаворок. Самостоятельный рассказ «Какая моя мама». Пение песенок о маме. |
«Весна, весна, поди сюда!» | Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне. | |
«Пасха» | Рассказ воспитателя о праздновании Пасхи. Проведение русских народных игр. «Верба-вербочка», «Солнышко-ведрышко» | |
«Пасхальное яичко» | Использование на занятии сюжета русской народной сказки «Курочка Ряба». Проведение русских народных игр с яйцами. | |
Апрель | «Шутку шутить – людей насмешить» | Знакомство с потешным фольклором - дразнилками, скороговорками. |
«Небылица- небывальщина» | Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц. | |
«Русская свистулька». | Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистулек. | |
«Чудесный сундучок» | Раскрашивание свистулек. Дидактическая игра «Угадай по звуку». Слушание народных мелодий. | |
Май | «Времена года » | Рассказать о временах ода с использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года. |
«Волшебная палочка» | Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам. | |
«Игра с Колобком» | Самостоятельное творческое развитие сюжета сказки «»Колобок | |
«Прощание с избой » | Знакомство детей с новой сказкой (по выбору хозяйки). Прощальное чаепитие. |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы с детьми в старшей группе по
приобщению детей к истокам русской народной культуры
№ занятий | Тема занятия | Цель задачи | Материал | Литература |
1. | «Что летом родиться – зимой пригодиться» | Продолжать знакомить детей с народными приметами, пословицами, поговорками, песенками о лета. Учить детей загадывать и отгадывать загадки о летних явлениях природы. Развивать речь, память. | 1 . Подбор загадок, пословиц, поговорок. 2. Волшебный сундучок. 3.Призы. | |
2. | «Гуляй, да присматривайся» | Продолжать знакомить детей с первым осенним месяцем, его приметами. Познакомить детей с дидактической игрой «С какого дерева, детки?» (плоды, листья). разучить песенку – попевку «Восенушка – осень». | Желуди, рябина, шиповник, шишки, листья клена, липы и т.д | Загадки, пословицы, приметы. |
3. | «Вершки да корешки» | Познакомить детей с первой сказкой «Мужик и медведь», помощь детям понять содержание сказки, ее идею, учить детей делать выводы из сказки. Познакомить детей с новой игрой «Вершки да корешки». Учить детей загадывать загадки. | 1. Овощи: картофель, морковь, капуста 2. Угощение – картошка в «мундире» | Сказка «Мужик и медведь» |
4. | «Хлеб - всему голова» | Побеседовать с детьми на тему: «Откуда хлеб пришел?» познакомить со старинными орудиями труда – молотом и серпом. Выучить пословицы и поговорки. | 1.Иллюсирации молота и серпа. 2. Каравай. | Пословицы и поговорки о хлебе. |
5. | «Октябрь пахнет капустой» | Побеседовать о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день). Познакомить детей с предметами обихода – деревянным корытцем, тяпкой. Повторить попевку «Весенушка – осень» | 1. Деревянное корытце. 2. Тяпка. 3. Кочан капусты. | Пословицы и поговорки об октябре, о Покрове. |
6. | «Зайчишка – трусишка» | Познакомить детей со сказкой «Заяц хваста», используя игровые персонажи. Разучить песенку «Зайчишка – трусишка» и помочь ее запомнить. | Игрушки: зайца, ворона, собака. | Потешка о зайчишке – трусишке, сказка «Заяц хваста». |
7. | «У страха глаза велики» | Побеседовать с детьми о страхе. Познакомить с новой сказкой «У страха глаза велики». | Иллюстрации к сказке. | Сказка (хрестоматия), пословицы о страхе. |
8. | «Друг за дружку держаться, ничего не бояться» | Познакомит детей с новой сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный». Побеседовать о взаимовыручке и поддержке. | Шапочки для игры драматизации (воробей, блин, мышь). | Друг за дружку держаться, ничего не бояться; где дружба да совет – там свет; нет друга –ищи, а нашел – береги. Сказка (хрестоматия) |
9. | «Знаешь ли ты сказки» | Организовать литературную викторину по сказкам: «Заяц хваста», «У страха глаза велики», «Крылатый, мохнатый да масляный». | Коромысло, ушат, чугунок, иллюстрации к сказкам. | Песенки, пословицы, поговорки из сказок. |
10. | Гончарные мастеровые | Познакомить детей и дидактической игрой «Что как называется?», рассказать детям о гончарном промысле. Познакомить со сказкой «Лисица и кувшин». | Глиняная посуда; кувшин, крынка, плошка, миска. | Сказка (хрестоматия) |
11. | Дикие животные | Познакомить детей с новой сказкой «Лиса и рак». Разучить песенки – потешки о лисе. Побеседовать о диких животных с помощь загадок о них. | Кукла лисы | Загадки о диких животных. Сказка «Лиса и рак». Пословица: заяц глупый, а следы петляет. |
12. | «Что нам осень принесла» | Побеседовать об осени с использованием народных примет, песенок, загадок, пословиц. | 1. Домовенок Кузя. 2. Аппликация из осенних листьев. | Песенки, загадки об осени. |
13. | «Здравствуй зимушка зима» | Побеседовать о характерных особенностях декабря с использованием пословиц, поговорок. Разучить закличку «Ты, Мороз, Мороз, Мороз!». | Иллюстрации о морозе, холоде, стуже. | Пословицы и поговорки. Стр.73. |
14. | «Проказы старухи зимы» | Учить детей загадывать загадки о зиме, повторить закличку «Ты, Мороз, Мороз, Мороз!». Познакомить со сказкой К.Д. Ушинского «Проказы старухи зимы» | Иллюстрации о зиме. | Загадки, стр.73, сказка, стр. 253. |
15. | «Лиса – обманщица» | Викторина по сказкам. Учить детей проигрывать сюжет из сказки «Лисичка сестричка и серый волк» | «Чудесный сундучок» от Кузи (лапоть, кувшин, скакалка, волчий хвост). | Пословицы, поговорки стр. 73, сказка стр. 216. |
16. | «Пришла коляда – отворяй ворота» | Рассказать детям о рождественских праздниках и колядовании. Разучить колядки. | Угощение (печенье) | Колядка стр. 75. |
17. | «С новым годом со всем родом!» | Рассказать детям о традициях празднования Нового года. Пение колядок. | Вода, миска, воск, свеча, тесто, плюшки. | Загадка стр. 75. |
18. | «Гуляй да присматривайся» | Беседа о характерных особенностях января. Познакомить детей со сказкой «Морозко». | Иллюстрации о зиме, (январь). | Пословицы стр. 76, сказка стр. 226. |
19. | «Хороший город Городец» | Рассказать о городе Городце и городецкой росписи. Пение частушек. | Доски с городецкой росписью. | Пословицы стр. 77, частушки. |
20. | Городецкая роспись | Продолжение рассказа о городецкой росписи. Составление узоров из готовых форм. Повторение пословиц и поговорок о мастерстве. | Составление узоров из готовых форм. | Пословицы стр. 77. |
21. | «Гуляй, да присматривайся» | Побеседовать о характерных особенностях февраля. Познакомить детей со сказкой «Два Мороза». | Иллюстрации о зиме (февраль). | Поговорки стр. 78, сказка стр. 229. |
22. | Сказка для Кузи | Самостоятельное рассказывание детьми сказок. Словесная игра «Аюшки». | Иллюстрации к различным сказкам. | Хрестоматия. |
23. | Город Сергиев Посад. | Знакомство детей с родным городом и его достопримечательностями. | Иллюстрации, набор открыток о городе, альбом. | Алешина. |
24. | «Ой, ты Масленица!» | Рассказ о Маслинице. Пение обрядовых песен. | Самовар с горячим чаем, блины. | Стр. 79 Князева. |
25. | «Нет милее дружка, чем родная матушка» | Беседа о маме. Изготовление подарков маме. | Поделки, сделанные детьми. | Пословицы стр. 79. |
26. | «Мудреному и счастье к лицу» | Познакомить детей со сказкой «Семилетка». Учить детей загадывать и разгадывать загадки. | Игрушки – свистульки. | Загадки стр. 80, сказка стр. 231 Князева. |
27. | «Гуляй, да присматривайся» | Побеседовать с детьми о характерных признаках начала весны. Разучить закличку о весне «Жаворонки, прилетите». | Иллюстрации о весне. | Поговорки, стр. 81, заклички стр. 81. |
28. | «Весна, весна, поди сюда!» | Попеть с детьми заклички о весне. Словесное упражнение, «Какие краски? И для чего они нужны весне». | Испечь из теста «жаворонки» (булочки). | Заклички стр. 81. |
29. | 2Шутку шутить – людей насмешить». | Познакомить детей с потешным фольклором. Предложить детям составить потешный рассказ. Загадывание загадок о весенних явлениях. | Сундучок домовенка Кузи; рисунки детей. | Потешки, небылицы, скороговорки, стр.82. |
30. | «Небылица в лицах небывальщина» | Познакомить детей с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц. | Игрушки домашних птиц и животных. | Небылицы стр.83. |
31. | Красная горка | Познакомить детей традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек. | Крашенные пасхальные яйца. | Игры, частушки стр. 84. |
32. | «Апрель ленивого не любит, проворного голубит» | Рассказать детям о весенних полевых работах. Самостоятельный посев семян детьми. | Иллюстрации о полевых работах, весной, семена укропа, редиса. | Поговорки, пословицы стр. 85. |
33. | «Весна красна цветами» | Повторить с детьми заклички, песенки, пословицы о весне. Отгадывание загадок. Знакомство со сказкой Н.Павлова «Под кустом» | Иллюстрации о весне, цветы (мак, одуванчик, колокольчик и т.д.) | Сказка стр. 254,заклички, песенки о весне стр.85. |
34. | «Победа в воздухе не вьется, а руками достается» | Рассказать о войнах – защитниках Отечества. Знакомство со сказкой «Каша из топора». | Грамзаписи (старинные солдатские песни), игрушка топорик, кастрюлька с кашей. | Поговорки о храбрости и смелости стр. 85, сказка стр.234. |
35. | «А за ним такая гладь – ни морщинки не видать» | Познакомить детей с различными способами глажения белья. Загадывание загадок о предметах обихода. | Утюг на углях, рисунок детей; изображение - самовар, веник, прищепка, дверь, кочерга, решето. | Загадки стр. 87 Князева. |
36. | «Прощание с избой» | Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок. Пение частушек. | Самовар, чай, баранки, бублики. | Словесные игры (Бондаренко), частушки стр. 84. |
Предварительный просмотр:
№ п/п | Тема | Цели, задачи | Материал | Литература |
1. | «Что летом родится – зимой пригодится» | Повторить пословицы, поговорки, песенки о лете, о трудолюбии. Вспомнить народные приметы. | Домовёнок Кузя(игрушка или взрослый),корзина с овощами(свёкла, морковь, капуста, картошка, огурец, помидор, лук) |
|
2. | «Восёнушка-осень – сноп последний косим» | Дать детям знания о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Повторить закличку «Восёнушка-осень» | Сноп из колосьев ржи, овса, пшеницы (можно картинки) |
|
3. | «Хлеб – всему голова» | Познакомить детей со старинными способами уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием. | Иллюстрации с современными и старинными способами уборки хлеба. Жернова. Каравай. | Пословицы и поговорки о труде, о хлебе. |
4. | «К худой голове своего ума не приставишь» | Показать детям значение знаний в жизни человека. Учить самостоятельно придумывать проблемные ситуации и решать их. | Книга со сказкой «Про Филю-простофилю» | 1)Пословицы и поговорки о труде и лени, уме и глупости: Умная голова сто голов кормит; Без муки – нет науки; Красна птица перьем, а человек – ученьем; Ученье - свет, а не ученье – тьма. 2)Текст сказки «Про Филю-простофилю». |
№ п/п | Тема | Цели, задачи | Материал | Литература |
5. | «Сергиев – град» | Познакомить детей с историей Сергиева Посада. | Иллюстрации с видами Сергиева Посада (старого и современного) |
|
6. | «Октябрь-грязник – ни колеса, ни полоза не любит» | Рассказать детям о характерных приметах октября, о народном празднике – Покров. | Домовёнок Кузя (игрушка или взрослый), овощи для винегрета. |
|
7. | «Злое истребление» | Рассказать детям о монголо-татарском нашествии. Познакомить со старинным оружием. | Иллюстрации: одежда и оружие русского и татарского воина. | Сборник легенд «У озера Светлояра». |
8. | «Троице-Сергиевская лавра» | Рассказать детям о строительстве Троице- Сергиевой лавры. | Иллюстрации с видами лавры(старые и современные) |
|
9. | «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» | Целевая прогулка на смотровую площадку, для знакомства с панорамой Троице-Сергиевой Лавры. |
№ п/п | Тема | Цели, задачи | Материал | Литература |
10. | «Синичкин день» | Провести с детьми итоговую беседу об осени. Рассказать о праздниках: Синичкин день, Кузьминки. | Домовёнок Кузя (игрушка или взрослый), коробки из-под молока и сока для изготовления кормушек. |
|
11. | «Где живёт перо Жар-птицы?» | Познакомить детей с хохломской росписью. | Предметы с хохломской росписью(посуда, мебель и т. д.), иллюстрации с элементами хохломской росписи. | 1) Приобщение детей к истокам русской народной культуры», стр. 131 2) Альбом «Хохломская роспись». |
12. | «Чудо-чудное, диво-дивное – Золотая Хохлома» | Познакомить детей с традициями хохломской росписи, с её основными элементами («кудрина», «травка» и т. д.) | Иллюстрации с элементами хохломской росписи. Плоскостные формы, изображающие какой-либо предмет (вазу, тарелку и т. д.) Баночки, краски. Кисти. Салфетки. |
|
13. | «Зима – не лето - в шубу одета» | Побеседовать с детьми о характерных особенностях зимы. Разучить русскую народную песню «Как на тоненький ледок …» | Иллюстрации с зимними пейзажами. Бумага для вырезания снежинок, ножницы. |
|
№ п/п | Тема | Цели, задачи | Материал | Литература |
14. | «Светит, да не греет» | Рассказать детям о разных источниках освещения. Познакомить с теневым театром. | Домовёнок Кузя(кукла или взрослый), лучина, свеча, керосиновая лампа, «волшебный сундучок» с плоскостными фигурками для теневого театра. |
|
15. | «Пришёл мороз – береги ухо, да нос» | Повторить песню «Как на тоненький ледок …». Учить отгадывать загадки. Рассказать о русских морозах (никольских, крещенских). Познакомить со сказкой «Мороз Иванович» | Книга со сказкой «Мороз Иванович» (в обработке Одоевского В. Ф.) | Народные приметы, пословицы и поговорки: На Николу зима с гвоздём ходит; После Рождества цыган шубу продаёт; Снег под Крещенье падёт – хлеба прибудет; Ясная и холодная погода в этот день к засушливому лету, пасмурная и снежная - к обильному урожаю. |
16. | «Снегурочка – внучка Деда Мороза» | Познакомить детей со сказкой «Снегурочка». Прослушать отрывки из оперы Н. А. Римского – Корсакова «Снегурочка» | Книга со сказкой «Снегурочка», опера Н. А. Римского – Корсакова «Снегурочка», леденцы для угощения детей. | Сказка «Снегурочка» |
17. | «Пришла Коляда накануне Рождества» | Рассказать детям о рождественских праздниках, святочных гаданиях. | Тесто, для изготовления печенья «козульки» | «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», стр. 120 |
№ п/п | Тема | Цели, задачи | Материал | Литература |
18. | «Зимние узоры» | Познакомить детей с творчеством городецких кружевниц, с народным промыслом – плетение кружев. | Морозные узоры, снежинки, изделия кружевниц (салфетки, скатерти и т. д.), крючок и нитки для вязания детьми косички. | Альбом «Кружевная сказка» |
19. | «Гжель – прекрасная» | Познакомить детей с гжельским художественно-прикладным промыслом. | Иллюстрации и гжельские изделия, глина для лепки посуды детьми. |
|
20. | «Цветы севера» | Самостоятельное рисование детьми гжельских узоров. | Баночки, краски, кисти, салфетки, изделия, вылепленные детьми, самовар для чаепития. | Альбом «Сказочная гжель» |
21. | «Дело мастера боится» | Повторить пословицы о труде и мастерстве. Познакомить со сказкой «Семь Симеонов». Закрепить знания детей о профессиях (стрелец, плотник, хлебороб) и орудиях труда (лук, стрелы, колчан, серп) | Домовёнок Кузя (игрушка или взрослый), книга со сказкой «Семь Симеонов» |
|
№ п/п | Тема | Цели, задачи | Материал | Литература |
22. | «Живёт в народе песня» | Познакомить детей с русской народной песней. Познакомить с пословицами и поговорками о песне. Разучить русскую народную песню «Ой, вставала я ранёшенько». | Записи русских народных песен. Шумовые инструменты (стиральная доска, валик, ложки, свистульки, трещотки) для аккомпанемента. | Пословицы и поговорки: Где песня поётся, там счастливо живётся; С песней и труд спорится; Петь хорошо вместе, а говорить порознь; Хорошо живётся, хорошо и поётся. |
23. | «На героя и слава бежит» | Рассказать детям о русских воинах героях. | Легенды и сказания о подвигах и героизме русских воинов разных поколений. Иллюстрации с битвами и сражениями. | Былины о русских воинах-героях (по выбору воспитателя) |
24. | «Масленица-прасковейка встречаем тебя хорошенько!» | Рассказать детям о традиционном народном празднике – Масленице. | Домовёнок Кузя (игрушка или взрослый), блины, для угощения детей. Игры: «Путаница», «Да и нет не говорите». | «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», стр. 124 |
25. | «Сердце матери – лучше солнца греет» | Воспитывать любовь к маме, желание сделать ей подарок. | Материал для изготовления подарка (на усмотрение воспитателя) | Рассказы из книги Сухомлинского В. А. «Хрестоматия по этике» |
26. | «Русская матрёшка» | Закрепить знания детей о матрёшке. Упражнять в росписи фигурки матрёшки. | Образцы разных матрёшек (семёновская, загорская и т. д.) или иллюстрации. Плоскостные силуэты матрёшек. Краски, фломастеры, карандаши. | «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», стр. 139 |
№ п/п | Тема | Цели, задачи | Материал | Литература |
27. | «Поэзия народного костюма» | Рассказать детям о народном костюме. | Образцы костюмов или иллюстрации (праздничного и повседневного). Записи русских народных песен «Валенки», «Красный сарафан» | «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», стр. 93 |
28. | «Грач на горе – весна на дворе» | Познакомить детей с русскими обычаями встречи весны. Разучить заклички о весне. | Домовёнок Кузя (игрушка или взрослый), тесто для изготовления печенья «жаворонки» | «Хрестоматия по детской литературе» |
29. | «Шутку шутить – людей насмешить» | Познакомить детей с народным юмором (докучные сказки, дразнилки, скороговорки) | Домовёнок Кузя (игрушка или взрослый), словесная игра «Путаница» | Докучные сказки, дразнилки, скороговорки (по выбору воспитателя) |
30. | «Наши земляки» | Познакомить детей с работами посадских художников: Багрова В., Захарова Е., Пузырёва М., Свердлова С., Дёмина Л., Леонова Ю., Секрет В., Астальцова М., Тихановского М. и др. (по выбору воспитателя) | Иллюстрации с картин художников. | По выбору воспитателя. |
31. | «Красная горка» | Рассказать детям о празднике – Пасха. | Словесные игры «Садовник», «Бирюльки». Пасхальные яички для росписи. | «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», стр. 117 |
№ п/п | Тема | Цели, задачи | Материал | Литература |
32. | «Путешествие на златогривой чудо-тройке» | Рассказать детям об образе коня в русском народном декоративно-прикладном творчестве (городецкой, палехской, хохломской росписи). Рассказать о мастерах старинного русского города Палеха. | Предметы декоративно-прикладного творчества или иллюстрации. Записи народных песен, прославляющих русскую тройку. | «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» |
33. | «Человек без Родины, что соловей без песни» | Обобщить и закрепить знания детей о прошлом родного края и героях-земляках. | Иллюстрации с видами города и портреты земляков-героев. Записи песен о Родине. | Стихи и рассказы о Сергиевом Посаде. |
34. | «Литературная викторина» | Закрепить знания детей о литературных произведениях, фольклоре. Учить узнавать знакомые произведения по иллюстрациям, отдельным фразам из текста. | Домовёнок Кузя (игрушка или взрослый), шапочки и костюмы для драматизации. | Подборка литературных произведений, знакомых детям. |
35. | «Знакомство с библиотекой» | Экскурсия в библиотеку. | ||
36. | «Прощание с избой» | Заключительная беседа сдетьми о русской избе и национальной кухне. | Мешковина и лоскутки для изготовления панно. Самовар, баранки. Бублики для чаепития. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...
Доклад к методическому объединению "Использование современных образовательных технологий в ДОУ по приобщению детей к истокам русской народной культуры в условиях реализации ФГОС"
Большое значение для развития личности ребенка имеет русская народная культура. Именно она благотворно влияет на развитие нравственности и духовности детей. Русское народное творчество воспринимается ...
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...
Технология Приобщения детей к истокам русской народной культуры
Методическая разработка...
Технология: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
методическая разработка...
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что н...