Самообразование 2025
методическая разработка

Развитие творческих способностей детей ОВЗ как средство социализации личности»

 

 

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2025.docx15.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема по самообразованию воспитателя Чешуиной Е.В.

ГКУ СРЦН «Огонёк» г.Макаров Сахалинской области

«Развитие творческих способностей детей ОВЗ как средство социализации личности»

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.( чешский педагог-гуманист, писатель, религиозный и общественный деятель, епископ Чешско братской церкви, основоположник педагогики как самостоятельной дисциплины- Ян Амос Коменский).

В современных условиях гуманизма общества особую актуальность приобретают предметы художественно-эстетического цикла, способствующие воспитанию гармонически развитой, творческой личности. Проблема эстетического воспитания детей и юношества сегодня стоит крайне остро. Большую часть художественной информации дети получают через аудиовизуальные каналы (телевидение, радиовещание, кино, видеозаписей «тик тока»).

Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослых, нередко лишены широкого круга общения, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычных детей. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания в процессе общения приводит к возрастанию эмоционального напряжения, и, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» ребёнку погружение в общество - это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые. Что мы понимаем под словом, «социализация», это путь приобщения человека к обществу, становление его неотъемлемой частью. Как же это можно совершить? Каким образом? Именно через развитие творческих, индивидуальных способностей. В процессе творческой деятельности у ребенка с ОВЗ усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме того, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Развитие творческих способностей дает реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”. Оказывая сильное эмоциональное воздействие, занятия творчеством являются одним из наиболее привлекательных видов деятельности для ребенка с ОВЗ, способствуя развитию эстетических чувств, эстетического восприятия, а именно это делает человека -  человеком. Занятия творчеством значительно осложняется в силу присущих особенностей данной категории детей с ОВЗ: недостатков познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сфер. Огромный потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной и декоративной деятельности. Материал для занятий необходимо подбирать с учетом темы, а также возрастных и индивидуальных особенностей детей. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. Для этого эффективно используются разнообразные техники: квиллинг, рисование, работа с пластилином, оригами, аппликация, коллаж с применением круп, семян, пуговиц, скорлупы, ткани, тесьмы и пряжи. Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «я не умею», «у меня не получается», «я не сделаю правильно». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей. Занимаясь декоративно – прикладным искусством, дети знакомятся с различными материалами, с их свойствами и выразительными возможностями, учатся работать с различными инструментами, они овладевают многими практическими навыками, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. У детей развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых (самообслуживание) до развития личностных качеств: самостоятельности, аккуратности, трудолюбия, комплекса качеств, связанных с основами безопасности жизнедеятельности. На каждом занятии я стараюсь увеличивать социальную активность детей, развивать доверие к воспитателю, создаю ситуации, или даю такие задания, решение которых требует от ребёнка проявления самостоятельности. Через такое познание окружающего мира и взаимодействие со взрослыми и происходит получение ребёнком первого положительного опыта социализации. Поскольку работа требует большой концентрации внимания и усидчивости, то работу можно разделить на несколько этапов, которые энергично будут сменять друг друга с проведением физ-минуток и пальчиковой гимнастики.  Для релаксации можно использовать музыкальное сопровождение, которое сопутствует созданию атмосферы творчества, взаимной эмпатии и восхищения любыми успехами детей. Обязательный просмотр и анализ детских работ – важное условие успешного развития детского творчества. Во-первых, детям это нравится, а во-вторых, позволяет ребёнку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задумываться над тем, что у него получилось, как его работа выглядит среди работ других детей и как оценивается. Создавая красивые аппликации, поделки, рисунки своими руками, видя результат своей работы, дети с ОВЗ испытывают положительные эмоции. В целом, наша работа  позволяет каждому ребёнку с ОВЗ получать свой первый положительный опыт социализации, мы даём им возможность войти в современное общество в качестве полноценных его членов, обеспечиваем информацией самореализации в обществе. Мы,  воспитатели, не имеем возможность помочь детям с ОВЗ решить проблемы со здоровьем, но в наших силах помочь им решить вторую проблему – расширить круг их общения, научить их реализовать себя, не дать им замкнуться в себе,  показать детям широту внешнего мира. Из выше  изложенного, могу с уверенностью сказать, что занятия творчеством дают положительные эмоции, формируют трудовые навыки, социальные отношения, адаптируют и социализируют ребёнка в современной жизни и обществе. Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, создаем условия для успешной адаптации их в социуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план самообразования на 2020 - 2025 гг

План повышения профессиональной деятельности педагога-психолога Никифорова Вера Глебовна...

План работы по самообразованию на 2020\2025 учебные года. «Оздоровление детей с тубинтоксикацией»

В плане  самообразования   тему: "Оздоровление детей с тубинтоксикацией" представлен план работы по освоению и введению в образовательный процесс  методик-развития двигат...

Индивидуальный план самообразования на 2020-2025

Индивидуальный план по самообразованию по теме "Развитие речи младших дошкольников посредством народного фольклора"...

Индивидуальный план самообразования по теме «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах» на 2020-2025 уч.год

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя по теме "Формирование у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах"...

План по самообразованию воспитателя по обучению русскому и татарскому языкам МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №1» НМР РТ Набиуллиной Розы Раифовны на 2020-2025 учебные годы

Тема самообразования:«Использование игровых технологий в ДОУ при обучении детей русскому, татарскому и родному языкам». Цель:Применение современных игровых технологий по обучени...

План по самообразованию на 2020-2025

План по самообразованию на 2020-2025 гг....