Статья "Волонтерство в условиях ДОУ"
статья
Проведение волонтерских мероприятий в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_volonterstvo_v_usloviyah_dou.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОЛОНТЕРСТВО В УСЛОВИЯХ ДОУ
О.В. Чагина
(г. Красноярск)
«Все начинается с детства, потому что душа ребенка распахнута навстречу добру и любви, и так важно посеять в ней имена любви к ближнему, великодушия, милосердия».
С.В. Михалков
Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых, а также сверстников, они чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности и пренебрежения. Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели сострадать взрослым, своим сверстникам, «братьям нашим меньшим» – животным.
Что такое милосердие? Само слово говорит само за себя – иметь доброе, милое сердце. Быть готовым всегда помочь кому-нибудь, не посмеяться над чьей-то бедой, а суметь пожалеть, помочь, простить, просто из чувства сострадания и человеколюбия. Формировать гуманные представления у детей с помощью замечаний, наставлений и порицаний невозможно. Важно воспитывать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого.
В чем же должна проявляться эта способность? В умении относиться к другому как к самому себе, понимать, что другому может быть больно и неприятно, когда его обижают. В готовности прощать нечаянно причиненную боль, извиняться, если виноват. В умении считаться с желаниями и интересами друзей. В чуткости к настроению другого. Мы все стремимся к тому, чтобы наши дети выросли честными, добрыми, отзывчивыми. И очень хочется, чтобы воспитанное в детстве чутье к добру и злу навсегда осталось в человеке.
Многие родители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными, особенно мальчиков. Им кажется, что, когда дети вырастут, им будет трудно, они не сумеют дать сдачи. Но опыт показывает, что добрым и милосердным легче жить, потому что их все любят. А злоба сжигает сердце.
А как же, как научить детей любить, быть добрыми, приходить на помощь? Сейчас во многих семьях беспроблемная жизнь и большинство детей не знает правды, что в мире есть не только здоровые и красивые люди, но и одинокие, пожилые и беспомощные, дети у которых нет родителей, ветераны, и все они очень нуждаются в нашем с вами внимании и сострадании.
Правильно ли, что милосердные дети растут только у милосердных родителей? В основном, да. А как же помочь другим детям? Что можем сделать мы, педагоги, в условиях детского сада?
Наверное, самым главным в данном воспитательном процессе является вдохновение и пример педагогов детского сада и родителей.
Во время проведения волонтерских мероприятий маленькие детки являются инициаторами, а также организаторами в развитии деятельности своего дошкольного учреждения, что влечет за собой изменения в его ближайшем окружении. Волонтерство позволяет дошкольникам взаимодействовать с окружающими людьми, при этом решать возникающие вопросы без конфликтов и ссор.
К основным задачам организации волонтерства в детском саду относятся:
● формирование желания у дошкольников в доставлении радости как малышам, так и людям старшего поколения, а также детям своего возраста;
● разъяснение детям и формирование в их голове правильных понятий о доброте и заботе; объяснение, зачем и как их проявлять;
● формирование желания в совершении нравственных поступков. Объяснить детям, как важно и нужно помогать другим людям, оказывать помощь более слабым.
Конечно, в данном вопросе не стоит забывать и о воспитании традиционных духовных ценностей.
В нашем детском учреждении был составлен проект «Детское волонтерство, как средство развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста». Проект начинался с акции «Неделя добрых дел» Цель этого мероприятия – показать детям, насколько важно делать добро и помогать остальным. «Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе». На простых примерах они научились и поняли, что означает слово «помощь», что ее нужно оказывать человеку любого возраста. Дети старшего возраста помогали малышам одеваться на прогулку, учили делать подарки своими руками для мам. Для людей пожилого возраста показали концерт. Важно объяснить детям, что помощь нужна не только людям, но и «братьям нашим меньшим». Также была проведена акция «Килограмм каши», ее итогом стала поездка в приют для бездомных животных. Дети с родителями отвезли животным собранный корм.
Одним из направлений волонтерства в детском саду является привитие, объяснение и воспитание у дошкольников чувства бережного отношения к окружающей его среде и природе. Чтобы ребенок не ломал молодые деревья и ветки, не срывал зеленые листочки, была проведена акция «Сохрани дерево». Сначала детям объяснили в доступной форме, что на производство бумаги губят много деревьев. Пришли к решению, чтобы сохранить деревья, нужно собрать макулатуру. В акции приняли участие дети совместно с родителями.
Наши мероприятия имеют сезонный характер. В зимние холода особенно трудно птицам. Родители с воодушевлением откликнулись на акцию «Помоги птицам» и изготовили кормушки, которые были размещены на территории детского сада. Дети с удовольствием подкармливают зимующих птичек пшеном, крошками хлеба, семечками и наблюдают, как стайки птиц дружно прилетают к кормушкам, склевывая приготовленный для них корм. А весной ребята с родителями делали скворечники. В теплое время года каждый ребенок привнес частичку тепла, добра, заботы при посадке цветов. Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь. Дети на практике узнают о том, что растения живые и могут расти, если для них создаются специальные условия: вода, свет, тепло.
Обострение экологических проблем в нашей стране привело к тому, что впервые на территории Красноярского края был объявлен «режим черного неба». С этой целью была проведена акция «Мы за голубое небо, мы за чистый воздух!» с изготовлением плакатов и расклеиванием их на информационных досках, прилегающих к детскому саду жилых домов.
Еще одной очень важной традицией нашего детского сада являются встречи с ветеранами, во время которых дети узнают о героическом прошлом людей старшего поколения. Дети приняли участие в акции «Бессмертный полк» и с гордостью пронесли по улице города портреты своих прадедов, участников ВОВ.
Не стоит забывать и о развитии физической активности воспитанников. Детям прививается такое понятие, как «здоровый образ жизни». Объясняется, насколько это важно в любом возрасте. В рамках проекта прошла акция «Тхэквандо – добрая дорога к здоровью». Где участвовали родители, которые показали преимущества здорового образа жизни на личном примере.
Итогом проекта «Детское волонтерство как средство развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста» стало мероприятие «Спешите творить добро», там состоялось посвящение детей в волонтеры. Кроме того, совместно с детьми был создан девиз волонтерского отряда – «Помогаторы». В детском саду была организована выставка детско-взрослых рисунков.
Используемая литература.
- Барадачев И. «Волонтерское движение»
- Л.Васильева «Волонтерская журналистика: социальные и коммуникативные аспекты»
- И.А.Потапова Г.Р.Джумагалиева «Волонтерское движение: прошлое и настоящее»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие с родителями, как условие положительной динамики коррекционной работы с дошкольниками в условиях логопункта.
В материале представлено обобщение опыта взаимодействия с родителями детей, посещающими коррекционные занятия с логопедом....
Взаимодействие педагогов и родителей - важное условие социально-нравственного воспитания и развития детей. Педагогическая поддержка семьи как условие гуманизации пространства детства. Материалы районных педагогических чтений, Омутнинск, 2008г.
Статья раскрывает опыт работы педагогов детского сада по работе с семьей....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ДИНАМИКИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГТ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ, КАК УСЛОВИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ДИНАМИКИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИВ УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГТ «Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприи...
Разработка и реализация концепции воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ как условие взаимодействия вуза и общеобразовательной практики
Федеральными государственными требованиями определен принцип партнёрского взаимодействия с родителями. ФГТ ориентирует родителей на участие в реализации программы, в создании условий для полноценного ...
Условия успешной организации образовательной, коррекционной и лечебно-оздоровительной деятельности в условиях начальной школы-детского сада
В статье раскрывается опыт работы коллектива в условиях комплекса: начальная школа - детский сад для детей с нарушениями зрения....
Управленческий проект "Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ в условиях перехода к ФГТ"
Данный проект предусматривает управленческие действия по повышению профессиональных компетенций всех педагогов ДОУ в зависимости от опыта работы, заинтересованности в самообразовании и развитии....
Профессиональная компетентность педагога как необходимое условие повышения качества педагогического процесса в условиях реализации ФГТ
Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности...