Рабочая программа кружка по ПБП «Моя безопасность» для детей старшего дошкольного возраста
материал (старшая группа)
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 50 «Незабудка город Смоленск
Рабочая программа кружка по ПБП
«Моя безопасность»
для детей старшего дошкольного возраста
руководитель: Азарова Е.С.
Цель:
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).
Задачи:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Безопасный отдых на природе
Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.
Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано. Что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.
Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе.
Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.
Безопасность на дорогах
Уточнить знания детей об элементах дороги ( проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора.
Знакомить детей с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.
Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.
Продолжать знакомить детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети»,
«Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».
Безопасность собственной жизнедеятельности
Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.
Продолжать знакомить с правилами поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.) Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.)
Закрепить и расширить знания о правилах езды на велосипеде.
Уточнить знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара.
Знакомить с работой службы спасения – МЧС.
Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами. Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
Закрепить знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефону «01» (при пожаре), «02» (вызов милиции), «03» («Скорая помощь»).
Закреплять умение называть свою фамилию и имя, домашний адрес.
К концу года ребенок:
Соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду.
Соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения.
Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная команда», «Полиция»), объясняет их назначение.
Понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки
«Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи».
Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».
Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей среде).
Перспективный план
по формированию основ безопасности
Месяц | Содержание работы |
Сентябрь |
Беседа по ПДД «Красный. Желтый. Зеленый».
Беседа «Будь осторожен с огнем», П/и «Кто быстрее?», «Пожарные на ученье».
«Если ребёнок потерялся». Цель: Объяснить ребёнку, что если он вдруг потерялся и не знает, куда ему идти, то необходимо стоять на месте, родители сами его найдут.
«Правила поведения на прогулке». Цель: Познакомить с правилами поведения на прогулке, что можно, а что нельзя делать на участке детского сада. Рассказать о поступках, их последствиях; учить серьёзно относится к своим поступкам. |
Октябрь |
«Конфликты и ссоры между детьми. Грубость и драка» Цель: Научить детей положительно относиться друг к другу. Рассказать о поступках, их последствиях; учить серьёзно относится к своим поступкам. Помогать в беде, сопереживать во время неудач.
«О роли лекарств и витаминов» Цель: Напомнить, что лекарства наши спасители и помощники, что |
обращаться с ними надо умело.
Познакомить с номером телефона полиции – 02. Моделирование ситуации «У меня зазвонил телефон» (друг, незнакомец, знакомый.взрослый), «Кто стучится в дверь ко мне?». Настольный театр «Волк и семеро козлят». Д/и «Мы – спасатели». Чтение стихотворений по этой теме. Задание: вспомни, как похищали героев из разных сказок
«Правила поведения в транспорте» Цель: Познакомить с правилами поведения в общественных местах, транспорте. Рассказать, что нельзя толкаться, громко разговаривать. Надо уступать место старшим. Безопасность в общественном транспорте. Чтение стихотворений по теме. С/р игра «Автобус». | |
Ноябрь |
Беседа на тему: «Правила пешехода». Ситуация общения «Что означают цвета светофора?». Д/и «Учим дорожные знаки».
«Восстановление окружающей среды. О пользе воды и её экономном использовании». Цель: Рассказать детям, что одним из факторов экологической безопасности является по восстановлению и улучшению окружающей среды. Рассказать детям о том, что ухудшение экологической ситуации представляет угрозу здоровью человека.
«Здоровье – главная ценность человеческой жизни» Цель: Объяснить детям, что здоровье – одна из главных жизненных ценностей. Поэтому каждый должен думать о своём здоровье. Рассказать, что каждый ребёнок должен знать своё тело, научиться заботится о нем, не вредить своему организму.
- 03. Знакомство с правилами: диалог по телефону, вызов службы спасения на дом, объяснение ситуации. «Тонкий лед» Беседа по теме. Рассматривание иллюстраций, картинок. Моделирование ситуации «На тонком льду…» |
Декабрь |
Рассматривание иллюстраций, картины «Ну и покатался…», научить пользоваться санками, играть в снежки. Д/и «Так – не так»
Чтение, беседа и моделирование ситуаций на тему: «Украшаем |
елку». Беседа с рассматриванием иллюстраций о правилах поведения возле елки, действиях с опасными предметами (хлопушками, бенгальскими огнями и т. д.). Д/и «Горит – не горит». П/и «Пожарные на учении».
Эстафета «Убегу от чужого», Д/и «Доскажи словечко», Д/и «Наблюдайка»(описание человека, приметы, как он выглядит).Чтение сказки Шарля Перро «Красная Шапочка». Беседа о жестокости.
Моделирование ситуации «Тебя зовут на соседнюю улицу…». «Тебя угостил незнакомец» | |
Январь |
Знакомство с правилами. Д/и «Раз, два, три, что может быть опасного, найди». Чтение Е.Казаков «Чик-чик ножницами», Ю. Пермяк «Торопливый ножик».
Беседа «Моя дорожная грамота».Рассматривание картин, иллюстраций, изображающих дорожное движение в зимний период. Д/и «дорожные знаки» Чтение «Красный. Желтый. Зеленый»
Составление рассказа на тему «Откуда может прийти беда?» или «Почему это случилось?» с началом или концом, предложенным воспитателем. Игра-занятие «Чего нельзя делать в отсутствии взрослых». Чтение С.Маршака «Кошкин дом». Беседа «Где работает огонь?»
Рассматривание иллюстраций, картины «Ну и покатался…», научить пользоваться санками, играть в снежки. Объяснение поговорок «Береги нос в большой мороз», «Мороз невелик, да стоять не велит» Д/и «Так – не так» |
Февраль |
Ситуация общения «Как я с мамой перехожу дорогу». Наблюдение за движением машин по зимней дороге. Игровая ситуация «Кто самый грамотный пешеход»
Беседа «О добром и злом огне». Чтение рассказа В.Подольного «Как человек огонь приручил». Д/и «Предметы – источники пожара». Конкурс детских рисунков «Огонь –друг, огонь – враг». |
Развлечение «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды». Чтение С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», П/и «Кто быстрее?»
Знакомство с правилами. Рассматривание иллюстраций, картинок. Практическая деятельность.
«Зарядка поможет быть сильным» Цель: Воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, чтобы противостоять болезням. «Что полезно для зубов?» Цель: учить самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы самооздоровления. | |
Март |
«Детские страхи». Цель: Рассказать детям, что чаще всего страхи возникают из-за просмотров фильмов-ужасов и что не следует им бояться вымышленных персонажей, так как это фантазия, а не реальные факты.
«Загрязнение окружающей среды» Цель: Рассказать детям, что чистота окружающей среды зависит главным образом от нас. Познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить как ухудшение экологических условий сказываются на человеке и живой природе. «Тонкий лед» Беседа по теме. Рассматривание иллюстраций, картинок. Моделирование ситуации «На тонком льду…»
«Открытое окно, балкон как источник опасности». Цель: Рассказать детям, что особую опасность в помещениях представляют открытые окна и балконы. Напомнить, что без взрослого на балкон не выходить, на подходить к окну.
«Чтобы нам не болеть» Цель: Продолжать знакомить детей с трудом врачей. Рассказать о том, что врачей бояться не надо, даже если делают больные уколы – они заботятся о нас. Прививать уважение к труду врачей. |
Апрель |
«Насекомые». Цель: Дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.
Знакомство с правилами. Отгадывание загадок об изучаемых предметах. Рисование отгадок. Д/и «Так – не так» «В мире опасных предметов». Цель: Закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их |
необходимости для человека, о правилах пользования ими.
«Ребёнок и другие дети, в том числе и подростки». Цель: Объяснить, что ребёнок должен уметь сказать «нет» другим детям, прежде всего подросткам, которые хотят втянуть его в опасную ситуацию
Рассматривание иллюстраций, картинок. Практическая деятельность. | |
Май |
Ситуация общения «Мы на улице». Игровые ситуации «Как я знаю правила дорожного движения». Д/и Правила поведения».
Беседа о правилах безопасности в природе с рассматриванием соответствующих иллюстраций. Чтение стихотворений Н.Беляниной «На досуге ребятишки…», «От горящей спички летом…», беседа по содержанию. Д/и «Средства пожаротушения»
Рассматривание иллюстраций. Чтение стихотворения «Рассказ водолаза». Задание: какое правило поведения на воде нарушили герои стихотворения С. Маршака «Три мудреца в одном тазу..»
Рассматривание иллюстраций, картинок. Д/и «Так – не так». Моделирование ситуаций «Мы в лесу…» С/р игра «Едем на дачу» |
Список использованной литературы
- Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для Педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
- Бордачева И. Ю. Дорожные знаки: Для работы с детьми 4–7 лет. Игровая деятельность
- Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Старшая группа. (5–6 лет)
- Саулина Т.Ф. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3 -7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.
- Три сигнала светофора. Из опыта работы дошкольных учреждений – дидактические игры, сценарии вечеров развлечений, литературный материал/ Составитель Т.Ф.
Саулина – М.: Просвещение, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Рабочая программа кружка по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста...
Рабочая программа кружка детского фитнеса «Baby dance» для детей старшего дошкольного возраста
1. Целевой раздел1.1. Пояснительная записка Сегодня одной из важных социальных задач является формирование будущего члена общества, человека с развитым мышлением, эстетическими потребностями, ярк...
Рабочая программа кружка "Почемучки" по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Программа кружка направлена на потребность ребенка в познанииокружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основевозникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой)деятельност...
Рабочая программа кружка "Сказочные пальчики" по пластилинографии для детей старшего дошкольного возраста
Рабочая программа кружка «Сказочные пальчики»для детей старшего дошкольного возраста Цель программы – укрепление мелкой моторики и координации движений рук у детей до...
Рабочая программа кружка «Мой край родной, Башкортостан» для детей старшего дошкольного возраста (срок реализации 1 год, возраст детей с 5-7 лет).
Программа направлена на приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры и истории народов Башкортостана, на воспитание патр...
Рабочая программа кружка «В гостях у сказки» для детей старшего дошкольного возраста
Программа дополнительного образования обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - речевому и худ...
Дополнительная образовательная рабочая программа кружка естественнонаучной направленности «Мега - лего» для детей старшего дошкольного возраста
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старших дошкольников мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способност...