Рабочая программа кружка "Сказочные пальчики" по пластилинографии для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа
Рабочая программа кружка «Сказочные пальчики»
для детей старшего дошкольного возраста
Цель программы – укрепление мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники – пластилинографии.
Основные задачи:
Образовательные:
- Формировать устойчивый интерес к художественной лепке;
- Формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;
- Обучать основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
Развивающие:
- Способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого мышления, воображения, фантазии;
- Способствовать развитию пространственного представления и цветового восприятия;
- Совершенствовать навыки работы с пластилином;
- Развивать умение ориентироваться на листе бумаги;
- Совершенствовать мелкую моторику, глазомер, координацию движения рук;
- Развитие фантазии и эстетических чувств.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность;
- Воспитывать усидчивость, самостоятельность;
- Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности друг друга, доброжелательное отношение и взаимопомощь, формировать навыки сотрудничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка "Сказочные пальчики" | 112.64 КБ |
Предварительный просмотр:
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ КРАСНОТУРАНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕЛЛЫКСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»
662664, Красноярский край, Краснотуранский район, село Беллык, улица Ленина, дом 47, тел (3913) 474290,
E-mail: ugleva.ol@yandex.ru
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ
«Беллыкский детский сад»
________ О.А. Углева
Рабочая программа кружка
«Сказочные пальчики»
для детей старшего дошкольного возраста
Руководитель кружка: Крикунова О.Н.
Беллык 2022
СОДЕРЖАНИЕ
Страницы | |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | 3 |
1.1. Пояснительная записка | 3 |
| 4 |
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы | 5 |
1.1.3.Ожидаемые результаты освоения программы | 5 |
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 6 |
| 6 |
| 8 |
| 9 |
2.4. Особенности проведения НОД | 10 |
2.5. Взаимодействие с семьями воспитанников | 12 |
3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 12 |
3.1. Возрастные психофизические особенности развития детей | 12 |
3.2. Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка | 15 |
3.2.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» | 15 |
3.2.2. Образовательная область «Познавательное развитие» | 15 |
3.2.3. Образовательная область «Речевое развитие» | 15 |
3.2.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | 16 |
3.2.5. Образовательная область «Физическое развитие» | 16 |
3.3. Ожидаемые образовательные результаты освоения программы | 16 |
3.4. Описание материально-технического обеспечения образовательной программы | 17 |
3.5. Учебно-методический материал | 18 |
3.6. Календарно-тематическое планирование кружка для детей старшей группы | 18 |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства. Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи.
Изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (кисть, карандаш, ножницы).
Пластилинография - новый вид декоративно-прикладного искусства. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид «живописи». Вы практически «рисуете» пластилином. Изготовление пластилиновых картин ярких расцветок с применением различных изобразительных приёмов — увлекательное занятие, дающее радостное и эстетическое удовлетворение от подобного творчества, делая его оригинальным и декоративным. Но, кроме того, это еще и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости. Работа с пластилином развивает мелкую моторику рук, а, следовательно, активизирует мыслительную и речевую деятельность ребенка. Повышает сенсорную чувствительность, т.е. способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Актуальность
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А.
Дополнительная программа «Сказочные пальчики» по пластилинографии для детей дошкольного возраста строится с учетом принципа интеграции образовательных областей и обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
В основе Программы лежит использование нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинография. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью, они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Занятия пластилинографией знакомят детей с формой, свойствами предметов, развивают мелкую моторику рук и пальцев, что в свою очередь способствует развитию речи. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, таким образом, развивается наблюдательность. Эта работа даѐт простор детской фантазии, способствующей развитию творческих способностей. Ничто так не развивает воображение и моторику руки детей, как лепка. Такие занятия будут способствовать не только овладению детьми практическими навыками, но и научат их любоваться природой, бережно к ней относиться, помогут проникнуться любовью даже к самому маленькому, неказистому цветку. И тогда дети никогда бездумно не сорвут, не затопчут, не причинят вреда растению сами и остановят от неразумного шага других.
1.1.1. Цель и задачи реализации программы
Цель программы – укрепление мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники – пластилинографии.
Основные задачи:
Образовательные:
- Формировать устойчивый интерес к художественной лепке;
- Формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;
- Обучать основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
Развивающие:
- Способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого мышления, воображения, фантазии;
- Способствовать развитию пространственного представления и цветового восприятия;
- Совершенствовать навыки работы с пластилином;
- Развивать умение ориентироваться на листе бумаги;
- Совершенствовать мелкую моторику, глазомер, координацию движения рук;
- Развитие фантазии и эстетических чувств.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность;
- Воспитывать усидчивость, самостоятельность;
- Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности друг друга, доброжелательное отношение и взаимопомощь, формировать навыки сотрудничества.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы
- Принцип доступности - простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям;
- Принцип систематичности и последовательности - постановка задач «от простого к сложному», «от хорошо известному к малоизвестному и незнакомому»;
- Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов, опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью;
- Принцип демократичности и гуманизма - взаимодействие воспитателя и дошкольника в социуме, уважение к личности ребенка, реализация собственных творческих потребностей;
- Принцип обратной связи - совместное обсуждение с дошкольниками того, что получилось и что не получилось, изучение их мнения, определение настроения и перспективы работы;
- Принцип стимулирования - поощрение и вознаграждение;
- Принцип интереса - построение или корректировка программы с опорой на интересы детей;
- Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.
- Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
- Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха;
1.1.3. Ожидаемые результаты освоения программы
Интегративные качества | Планируемый уровень развития интегративных качеств (целевые ориентиры) |
Эмоционально- отзывчивый | Проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, на красоту окружающих предметов (игрушки) и объектов природы (растения, животные). |
Любознательный, активный | Принимает активное участие в продуктивной деятельности (пластилинография). Использует нетрадиционную технику и разные способы создания изображения. Знаком с миром разных предметов в процессе частичного использования, так называемого бросового материала. |
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи | Создает элементарные предметы по образцу, проявляет желание создавать выразительные образы посредством объёма и цвета из пластилина с помощью взрослого или самостоятельно. Проявляет аккуратность в работе, доводит начатое дело до конца. Усидчив, терпелив, трудолюбив. Умеет работать совместно, коллективно. |
Овладевший необходимыми умениями и навыками | Умеет раскатывать комок пластилина прямыми и круговыми движениями кистей рук; отламывать от большого комка пластилина маленькие комочки, сплющивать их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу. Умеет пальчиком размазывать пластилин по всему рисунку, пользуется стекой. Проявляет навыки пользования инструментами и материалами необходимыми для работы с пластилином; Владеет различными техническими приемами и способами лепки. Умеет изготавливать из пластилина простейшие картины; украшает их различными природными и декоративными материалами. |
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Методы и приемы организации воспитательно- образовательного процесса
Методы обучения | |
Наглядный |
|
Словесный |
|
Практический |
|
Основные приемы | |
Раскатывание | кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму. |
Скатывание | кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или пальцами скатывается в шарик. |
Оттягивание | слегка потянув щепоткой часть пластилина можно сформировать часть изображения. |
Заглаживание | Прием необходим для подготовки основы будущей картины. Чтобы получить гладкую поверхность, необходимо кончиками пальцев аккуратно разгладить слой пластилина. Можно смочить пальцы водой, тогда дело пойдет быстрее. Работа требует определенных мышечных усилий, поэтому доступна только старшим дошколятам. |
Сплющивание | Наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек, зубчатых колесиков и т. п. |
Прищипывание | Осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь. |
Надавливание и размазывание | Важно научить детей прилагать усилия пальчиками. Воспитатель показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении. |
Примазывание, придавливание | Приемы необходимы для плотного присоединения элементов картины. |
Налепливание | Соединяет одну часть изображения с другой или помогает наносить необходимые детали на уже готовый рисунок, фотографию. |
Смешивание разных цветов пластилина для получения оттенков | Необходимо для декора картины. Детей учат разминать цветные шарики в одном куске или смешивать разные цвета прямо в контуре рисунка в виде аккуратного накладывания одного цветного кусочка на другой. |
Для придания большей выразительности пластилиновым картинам хорошо воспользоваться элементами природного материала: листьями, скорлупой, орешками, семенами, мелкими камешками, бобовыми зернышками и т. д. Красиво будут смотреться бусинки, бисер, мелкие пуговички в украшении изображений.
2.2. Форма организации и структура занятий
Организация работы
Освещение: рабочее место ребенка должно быть хорошо освещено. Свет должен падать равномерно и не давать бликов.
Посадка: во время работы необходимо следить за правильной посадкой детей. Ребенок не должен низко наклоняться над столом, можно чередовать работу сидя и стоя. Обязательно проводятся физкультминутки.
Поддержание чистоты и порядка: при любой творческой деятельности поверхность стола накрывают, для того чтобы она осталась чистой. Учитывая специфические особенности пластилина, в данном случае лучше всего использовать прямоугольник из светлого линолеума или специальные салфетки (пластиковые, тефлоновые).
Форма проведения занятия
Цикл дополнительной непосредственно образовательной деятельности по программе рассчитан на один год обучения для детей старшей возрастной группы. Продолжительность ДОД в старшей группе 20 – 25 минут.
ДОД проходит четыре раза в месяц во второй половине дня в блоке совместной деятельности с детьми.
Для решения поставленных задач, на занятиях максимально используются все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.
Форма работы с детьми – индивидуальная и микро группы.
Разнообразные формы занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, творческих и игровых задач.
Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Структура занятия
- Подготовительный этап: организационный момент (художественное слово), пальчиковая гимнастика.
- Основной этап: объяснение и практическая деятельность.
- Заключительный этап: подведение итогов – похвала детей за труд и красоту созданной композиции.
2.3. Содержание психолого-педагогической работы
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Дополнительные занятия по пластилинографии способствуют более успешному освоению образовательной программы. Реализуется познавательная активность детей. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные ими знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
В интересной игровой форме дети обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизацию словаря, понимание ребенком речи окружающих.
Дети знакомятся с художественными произведениями, стихами, загадками, потешками, пальчиковыми играми.
Развиваются сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии, происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
У детей воспитываются тактильные чувства пальцев. Необходимость тактильного чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
У ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
Также данная программа обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
Образовательная деятельность целиком проходит в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
2.4. Особенности проведения НОД
Виды пластилинографии
- Прямая пластилинография – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.
- Обратная пластилинография (витражная) – изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура).
- Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков».
- Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.
- Модульная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков.
- Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.
Особенности работы с пластилином
Пластилин — мягкий, податливый материал, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов. Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:
- Твердый пластилин разогреть перед занятием в емкости с горячей водой из-под крана (но не на батарее)
- Пластилин — материал объемный, а значит, имеющий вес. Поэтому для работы следуетиспользовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы привыполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей.
- Чтобы картинка со временем не теряла своей привлекательности, следует основу с нарисованным предварительно контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежатьпоявления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снятьлишний пластилин, не оставляя следов. Контуры в данном случае выполняются обычнымфломастером, который также без труда стирается влажной салфеткой, если ребенок вдруг ошибся.
- Если работа выполняется в качестве подарка, например «Букет для мамы», или для комнаты, рекомендуется поверхность выполненной композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой пленкой со временем твердеет, изделие становится более ярким, с лакированной поверхности легче убирать пыль.
- На рабочем столе ребенка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук,чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы первоначальновытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
- Работа с пластилином трудоемкая, требует усилий, поэтому детям необходим минутныйотдых в процессе ее выполнения в виде физкультурных минуток и разминок.
Методика пластилинографии для детей, предполагает следующую пошаговую работу:
- Подбор эскиза. Возможны следующие варианты: детям предлагается готовый эскиз; эскиз выполнен педагогом после обсуждения с детьми; каждый ребенок сам выполняет эскиз по собственному замыслу.
- Перенос эскиза на основу (картон) педагогом в присутствии детей в свободное от занятий время.
- Подбор цвета пластилина, смешивание пластилина для получения необходимых тонов.
- Выполнение фона: выбор цвета неба, земли в соответствии с замыслом картины; выбор приемов на несения пластилиновых мазков. Техника нанесения мазков такова: от куска пластилина отрываем маленький, с горошину, кусочек и, приложив его к основе, размазываем в нужном направлении. Горизонтальное направление выбирается при передаче образа спокойного неба, земли, круговое — при передаче образа кучевых облаков, волн, наклонное — для изображения солнечных лучей. На места, в которых будут располагаться персонажи и детали в технике мазка (деревья, кусты), пластилин на этой стадии не наносится.
- Создание картины начинаем с дальнего плана и постепенно продвигаемся к ближнему плану. Художественные образы выполняются в двух техниках — технике мазка и технике барельефа. Первая используется для передачи образов деревьев, кустов, цветов.
Для придания деталям шероховатости используем различные способы при помощи стеки: наносим рельефные точки, штрихи, полоски, фигурные линии. Чтобы изобразить тонкие пластилиновые нити, незаменимы будут пластмассовые шприцы без игл.
Как правильно подготовить материалы для создания пластилиновых картин
- Чтобы придать картине устойчивость и избежать деформации, используйте для основы рисунка только плотный картон.
- Чтобы избежать появления на основе рисунка неопрятных пластилиновых пятен, покройте ее клейкой пленкой.
- Чтобы избежать ошибок в процессе лепки, нанесите предварительно контур рисунка на картон под пленкой.
- Чтобы картина не портилась длительное время, покройте ее бесцветным лаком.
- Чтобы работа над картиной шла быстро, подготовьте заранее необходимые материалы: картон, контуры рисунков, пластилин, салфетки для рук, стеки, зубочистки, набор природного материала, доску для лепки.
Поскольку сделать картину целиком за один раз сложно, можно разбить работу на несколько этапов.
- Вводное занятие.
- Выполнение подготовительных упражнений.
- Работа с фоном.
- Работа с фрагментами основного изображения.
- Работа с накладными деталями.
- Оформление рамки. Лакирование.
В зависимости от способностей детей любому этапу нужно посвятить столько времени, сколько потребуется для успешной и психологически комфортной творческой работы.
Во время работы всегда нужно помнить, что любую ошибку можно исправить. Пластилин – материал волшебный. Неудачное изображение просто счищается но- жом, потом снова добавляется фон и работа может быть продолжена. Возможность легко исправить ошибку особенно привлекательна для детей.
2.5. Взаимодействие с семьями воспитанников
Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей. Взаимодействие с родителями направленно на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них педагогических умений и др.
Непосредственно индивидуально изучается запрос семьи на воспитательные и образовательные услуги, учитываются их пожелания.
Формы взаимодействия с семьями воспитанников
- Проводятся консультации, беседы с родителями;
- Организовываются выставки детских работ;
- Организация участия детей в интернет – конкурсах.
3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Возрастные психофизические особенности развития детей
Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения (объединения) и умножения (пересечения) классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
3.2. Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
3.2.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Социально-коммуникативное развитие направлено на формирование первичных ценностных представлений, воспитание способности к общению (коммуникативные способности); целенаправленности и саморегуляции (регуляторные способности), формирование социальных представлений, умений и навыков (развитие игровой деятельности, навыков самообслуживания, приобщение к труду, формирование основ безопасности).
Задачи:
- Формировать элементарные способы сотрудничества;
- Воспитывать доброжелательное отношение, доверие к взрослым и сверстникам;
- Создавать условия для эмоционально насыщенного содержательного общения взрослого с ребенком и детей друг с другом;
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
3.2.2. Образовательная область «Познавательное развитие»
Познавательное развитие предполагает развитие познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации, интереса к учебной деятельности и желания учиться; формирование познавательных действий, развитие воображения, внимания, памяти, наблюдательности, умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы; формирование первичных представлений об окружающем мире, формирование элементарных естественнонаучных представлений.
Задачи:
- Формировать представления о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ними;
- Выделять в предметах цвет, величину и делать его объектом специального рассматривания;
- Развивать воображение, внимание, память, наблюдательность;
- Развивать познавательные интересы, любознательность и познавательную. мотивацию, интерес к учебной деятельности.
3.2.3. Образовательная область «Речевое развитие»
Речевое развитие направлено на совершенствование всех сторон речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование предпосылок обучения грамоте; овладение речью как средством общения, развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой.
Задачи:
- Развивать понимание речи и активизировать словарь детей;
- Способствовать развитию речи как средства общения;
- Развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух;
- Знакомить с книжной культурой, детской литературой.
3.2.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие художественно-творческих способностей детей в различных видах художественной деятельности, формирование интереса и предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; развитие эстетического восприятия окружающего мира, воспитание художественного вкуса.
Задачи:
- Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы;
- Становление эстетического отношения к окружающему миру;
- Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
3.2.5. Образовательная область «Физическое развитие»
Физическое развитие направлено на сохранение и укрепление здоровья детей, гармоничное физическое развитие, приобщение к физической культуре, развитие психофизических качеств (сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость), приобщение к спортивным и подвижным играм, развитие интереса к спорту; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами, воспитание культурно-гигиенических навыков, полезных привычек.
Задачи:
- Профилактика нарушений психофизического развития детей;
- Формировать и закреплять полезные навыки, способствующие хорошему самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни;
- Уметь соблюдать меры безопасности при обращении с пластилином и другим оборудованием.
3.3. Ожидаемые образовательные результаты освоения программы
Данное построение дополнительного образования по пластилинографии «Сказочные пальчики» способствует более успешному освоению образовательной программы, особенно по художественно – эстетическому развитию. Реализуется познавательная активность детей. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти.
Дети знакомятся с художественными произведениями, стихами, загадками, потешками, пальчиковыми играми. У детей развиваются математические представления о счете, размере, величине; развиваются сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии, происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
У детей воспитываются тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социо-культурного опыта ребенка.
Программа по пластилинографии «Сказочные пальчики» - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
Программа удобна в использовании и может быть использована другими педагогами.
3.4. Описание материально-технического обеспечения образовательной программы
Материально-техническое обеспечение Программы
- Использование информационных компьютерных технологий (ИКТ) для разработки презентаций, наглядного и раздаточного материала, различных схем;
- Методические пособия и книги по пластилинографии;
- Литературные произведения (тематические).
Материалы и инструменты
Пластилин В настоящее время существует большое разнообразие пластилина по качеству и цветовой гамме. Качеству пластилина надо уделить особое внимание. Некоторые виды пластилина очень мягкие и от этого плохо держат заданную форму, некоторые, наоборот, очень твердые – и маленьким детям трудно с ними данной технике: у детей быстро устают пальцы, и они не получают удовольствия от работы. Оптимальным вариантом можно считать пластилин «Луч» (производство г. Ярославль) и «Гамма» (производство г. Москва), он более твердый, но лучше сохраняет заданную форму.
Кроме пластилина для работы понадобятся
- Набор стеков;
- Пластмассовый нож для резки пластилина;
- Канцелярский нож для резки картона;
- Ножницы;
- Простой карандаш;
- Лак для волос «Прелесть» для лакирования готовой картины;
- Влажные салфетки;
- Хлопчатобумажная ткань и бумажные салфетки для вытирания рук и рабочего места.
Картонная основа для работы
Лучше всего подходит многослойный картон от упаковочных коробок, имеющий внутри гофрированный слой. Такой картон не изгибается, а при надавливании немного амортизирует под пальцами, это создает определенный комфорт для неокрепших детских пальчиков во время работы.
3.5. Учебно-методический материал
- Интернет ресурсы. http://raskras-ka.com/.
- Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2015.
- Давыдова Г.Н. Пластилинография -2. –М.:Издательство «Скрипторий 2003», 2015.
- Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2015.
- Давыдова Г.Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013.
- Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. Пластилиновая картина: Для работы с детьми дошкольного возраста. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012.
- Шкицкая И.О. Аппликация из пластилина. – изд. 7-е, испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
3.6. Календарно-тематическое планирование кружка для детей старшей возрастной группы
Перспективный план по пластилинографии | ||||
Месяц | НОД 1 | НОД 2 | НОД 3 | НОД 4 |
Сентябрь | 16.09.22 Тема: «Вводное занятие» Цель: Ознакомление детей с пластилином, его свойствами: мнется, скатывается, расплющивается, рвется; проведение техники безопасности при работе с пластилином. Материал: Пластилин, доски для лепки. | 23.09.22 Тема: «Овощи» Цель: Создание лепной картины с выпуклым изображением, с использованием метода размазывания. Материал: Картон с силуэтом овоща (помидор, огурец), цветной пластилин, салфетка для рук, доска для лепки, иллюстрация с изображением овощей. | 30.09.22 Тема: «Вишенка» Цель: Формирование у детей навыка создания лепной картины с выпуклым изображением, с использованием знакомых методов работы с пластилином. Материал: Плотный картон на каждого ребенка, цветной пластилин, салфетка для рук, доска для лепки, иллюстрация с изображением веточки вишни. | |
Октябрь | 7.10.22 Тема: «Автомобиль» Цель: Закрепление усвоенных ранее приемов лепки, передавать характерное строение машины, соблюдая относительную величину частей. Материал: Плотный картон на каждого ребенка, цветной пластилин, салфетка для рук, доска для лепки, иллюстрация с изображением машины. | 14.10.22 Мониторинг | 21.10.22 Тема: «Домик» Цель: Закрепление усвоенных ранее приемов лепки – раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов. Материал: Плотный картон на каждого ребенка, цветной пластилин, салфетка для рук, доска для лепки, иллюстрация с изображением домика. | 28.10.22 Тема: «Домик» продолжение Цель: Закрепление усвоенных ранее приемов лепки – раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов. Материал: Плотный картон на каждого ребенка, цветной пластилин, салфетка для рук, доска для лепки, иллюстрация с изображением домика. |
Ноябрь | 4.11.22 | 11.11.22 Тема: «Котенок» Цель: Закрепление усвоенных ранее приемов лепки – скатывание, оттягивание, прищипывание, сглаживание границ соединения. Материал: Плотный картон на каждого ребенка, цветной пластилин, салфетка для рук, доска для лепки, иллюстрация с изображением котенка. | 18.11.22 Тема: «Фиалка» Цель: Формирование у детей навыка создавать композицию из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия работы. Материал: Плотный картон на каждого ребенка, цветной пластилин, салфетка для рук, доска для лепки, стеки, иллюстрация с изображением фиалки. | 25.11.22 Тема: «Фиалка» продолжение Цель: Формирование у детей навыка создавать композицию из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия работы. Материал: Плотный картон на каждого ребенка, цветной пластилин, салфетка для рук, доска для лепки, стеки, иллюстрация с изображением фиалки. |
Декабрь | 2.12.22 Тема: «Клоун» Цель: Закрепление усвоенных ранее приемов лепки, передавать образ веселого клоуна. Материал: Плотный картон на каждого ребенка, цветной пластилин, салфетка для рук, доска для лепки, иллюстрация с изображением клоуна. | 9.12.22 Тема: «Зайка» Цель: Закрепление усвоенных ранее приемов лепки, передавать характерное строение зайца, соблюдая относительную величину частей. Материал: Плотный картон на каждого ребенка, пластилин, салфетка для рук, доска для лепки, иллюстрация с изображением зайца. | 16.12.22 Тема: «Снеговик» Цель: Формирование у детей навыка создавать композицию из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия работы. Материал: Плотный картон на каждого ребенка, пластилин, салфетка для рук, доска для лепки, иллюстрация с изображением снеговика. | 23.12.22 Тема: «Ёлочка» Цель: Закрепление усвоенных ранее приемов лепки – скатывание, оттягивание, сглаживание границ соединения. Материал: Плотный картон на каждого ребенка, цветной пластилин, салфетка для рук, доска для лепки, стеки, иллюстрация с изображением новогодней ёлочки. |
Январь | 13.01.23 Тема: «Снегири» Цель: Закрепление усвоенных ранее приемов лепки – скатывания, расплющивания, примазывания, деления на части с помощью стеки. Материал: Плотный картон на каждого ребенка, пластилин, салфетка для рук, доска для лепки, иллюстрация с изображением снегирей. | 20.01.23 Тема: «Снегири» продолжение Цель: Закрепление усвоенных ранее приемов лепки – скатывания, расплющивания, примазывания, деления на части с помощью стеки. Материал: Плотный картон на каждого ребенка, пластилин, салфетка для рук, доска для лепки, иллюстрация с изображением снегирей. | 27.01.23 Тема: «Красивый мяч» Цель: Создание лепной картины с выпуклым изображением, с использованием метода размазывания. Материал: Плотный картон на каждого ребенка, цветной пластилин, салфетка для рук, доска для лепки, иллюстрация с изображением мячей. | |
Февраль | 3.02.23 Тема: «Мак» Цель: Формирование у детей навыка создавать композицию из отдельных деталей, использовать в работе возможности пластичного пластилина. Материал: Плотный картон на каждого ребенка, пластилин, салфетка для рук, доска для лепки, стека, иллюстрация с изображением мака. | 10.02.23 Тема: «Жираф» Цель: Закрепление усвоенных ранее приемов лепки – скатывания, расплющивания объемной формы, сглаживание границ соединения частей. Материал: Плотный картон на каждого ребенка, пластилин, салфетка для рук, доска для лепки, стека, иллюстрация с изображением жирафа. | 17.02.23 Тема: «Жираф» продолжение Цель: Закрепление усвоенных ранее приемов лепки – скатывания, расплющивания объемной формы, сглаживание границ соединения частей. Материал: Плотный картон на каждого ребенка, пластилин, салфетка для рук, доска для лепки, стека, иллюстрация с изображением жирафа. | 24.02.23 Тема: «Парашют» Цель: Закрепление усвоенных ранее приемов лепки, передавать характерное строение парашюта, соблюдая относительную величину частей. Материал: Плотный картон на каждого ребенка, цветной пластилин, салфетка для рук, доска для лепки, иллюстрация с изображением парашюта. |
Март | 3.03.23 Тема: «Ромашка» Цель: Формирование у детей навыка создавать композицию из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия работы. Материал: Плотный картон на каждого ребенка, пластилин, салфетка для рук, доска для лепки, иллюстрация с изображением ромашки. | 10.03.23 Тема: «Мамин портрет» Цель: Создание лепной картины с выпуклым изображением, с использованием метода размазывания. Материал: Плотный картон на каждого ребенка, цветной пластилин, салфетка для рук, доска для лепки, иллюстрация с изображением портрета. | 17.03.23 Тема: «Чайник» Цель: Упражнение в выполнении работы в нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии. Материал: Картон с силуэтом чайника, цветной пластилин, салфетка для рук, доска для лепки, иллюстрация с изображением чайника. | 24.03.23 Тема: «Дымковская уточка» Цель: Расписывание готового силуэта пластилином, сочетая оформление однородных по цвету частей с узором в стиле дымковской росписи. Материал: Картон с силуэтом барыни, цветной пластилин, салфетка для рук, доска для лепки, иллюстрация с изображением дымковской игрушки. |
Апрель | 7.04.23 Тема: «Гроздь винограда» Цель: Упражнение в выполнении работы в нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии. Материал: Плотный картон на каждого ребенка, цветной пластилин, салфетка для рук, доска для лепки, иллюстрация с изображением винограда. Материал: | 14.04.23 Тема: «Одуванчик» Цель: Формирование у детей навыка создавать образы растений в нетрадиционной технике исполнения, используя имеющиеся навыки и умения работы с пластилином. Материал: Плотный картон на каждого ребенка, цветной пластилин, салфетка для рук, доска для лепки, стека, иллюстрация с изображением одуванчиков. | 21.04.23 Тема: «Божья коровка» Цель: Закрепление усвоенных ранее приемов лепки, передавать характерное строение божьей коровки, соблюдая относительную величину частей. Материал: Плотный картон на каждого ребенка, цветной пластилин, салфетка для рук, доска для лепки, стека, иллюстрация с изображением божьей коровки. | 28.04.23 Тема: «Кит» Цель: Формирование навыка детей передавать форму, характерные детали внешнего вида животного способом пластилинографии. Материал: Картон с силуэтом кита, цветной пластилин, салфетка для рук, доска для лепки, стека, иллюстрация с изображением кита. |
Май | 5.05.23 Тема: «Письмо солдата» Цель: Упражнение детей в выполнении работы в нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии. Материал: Плотный картон на каждого ребенка, цветной пластилин, салфетка для рук, доска для лепки, иллюстрация с изображением письма. | 12.05.23 Мониторинг |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка « Музыкальная шкатулка» для детей старшего дошкольного возраста
Цели и задачи кружковой работы по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста. Перспективное планирование на год....
Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик»)
Бумага– доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность сами...
Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик»)
Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик») ...
Рабочая программа по синхронному плаванию для детей старшего дошкольного возраста "Русалочка"
Рабочая программа предназначена для дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста....
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни), разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» Под ред. / Т.И. Бабаева, А.Г. Гого
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни),разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного обра...
Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, имеющими логопедическое заключение: ОНР (в условиях дошкольного логопункта)
Данная рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания детей с ОНР от 5 до 7 лет в условиях дошкольного логопункта. В соответствии с Зак...
УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ г. НИЖНЕВАРТОВСКА ДС №38 «ДОМОВЕНОК» НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫ
УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 6 ДО 7 ЛЕТПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ г. НИЖ...