Рабочая программа кружка по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа (старшая группа) на тему
Рабочая программа кружка по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_razvivayka_znayki_st.gr_.docx | 37.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Абакана «Детский сад «Иванушка»
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ Педагогическим советом протокол от « » августа 2017 г. №
| УТВЕРЖДЕНО Приказом МБДОУ «Д/с «Иванушка» от « » августа 2017 г. № |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка по развитию логического мышления детей старшей группы компенсирующей направленности «Развивай-ка»
Разработали:
Каребо И.Г.., воспитатель
Мусихина Л.В., воспитатель.
Абакан, 2017
Содержание
1. Целевой раздел…………….…………………………………………………………………...3
1.1. Пояснительная записка …….………………………………………………………..3
1.2. Цель и задачи программы……………………………………………………………3
1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса………………..3
1.4. Планируемые результаты освоения Программы…………………………….……..4
2. Содержательный раздел
2.1. Учебный план………………………………………………………………………....4
2.2. Примерный комплексно – тематический план..…………………………………….4
3. Организационный раздел……………………………………………………………...6
3.4. Методическое обеспечение Программы………………………………………….....6
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
В развитии способностей дошкольников особое место занимает интеллектуальное развитие, а именно математика, направленная на развитие логики, мышления, любознательности, самостоятельности. Это дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.
Слово логика происходит от древнегреческого logos, что значит мысль, слово, разум. В современном мире логикой называют науку о правилах, которым подчиняется процесс мышления.
Правила эти сложны, их много, поэтому осваивать их нужно постепенно. Особенно тяжело логические задания даются детям с общим недоразвитием речи, т. к. речь и мышление тесно связаны между собой.
Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии малыша, тем быстрее осуществиться плавный переход от конкретного мышления к абстрактному. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников, как при норме развития, так и в условиях патологии.
Условия реализации кружка.
Кружок «Развивай-ка» предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
• Возрастная категория детей –5- 6 лет.
• Срок обучения -1 год.
• Количество занятий в год – 72.
• Форма организации – кружок.
• Режим -2 раза в неделю.
• Объем времени в неделю: 40 мин, по 20 минут.
• Время проведения - вторая половина дня.
• Условия приема детей: по желанию.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: создание социальной ситуации развития детей в процессе ознакомления и проигрывания логических игр и упражнений.
Задачи Программы:
- создавать условия для овладения детьми существенными признаками предметов, умения сравнивать, обобщать;
- создавать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- обеспечивать развитие математических способностей каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;
- способствовать развитию инициативности, самостоятельности, формированию предпосылок учебной деятельности;
1.3. Принципы к формированию образовательного процесса
- принцип индивидуализации, учета возможностей, возрастных особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
- принцип признания каждого ребенка полноправным субъектом образовательного процесса;
- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов воспитанников;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, систематичности и взаимосвязи в соответствии требованиям.
1.4. Планируемые результаты освоения Программы
Целевые ориентиры освоения Программы
детьми старшего дошкольного возраста
Ребенок:
- владеет основными логическими операциями.
- способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
- находит закономерности в явлениях, умеет их описывать.
- владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
- способен доказывать свою точку зрения.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Учебный план
Сроки | Тема | Часы |
Сентябрь | «Математика-логика» | 8 |
Октябрь | «Путешествие в лес» | 8 |
Ноябрь | «Путешествие в страну Логику» | 8 |
Декабрь | «Одежда» | 8 |
Январь | «Путешествие в Простоквашино» | 6 |
Февраль | «Страна математики» | 8 |
Март | «В зоопарке» | 8 |
Апрель | «Космическое путешествие» | 8 |
Май | «Поможем зайчатам» | 8 |
Всего: 70 часов |
2.2 Примерный комплексно – тематический план
Сроки | Тема | Задачи |
Сентябрь | «Математика-логика» | 1. Найди закономерность 2. Кто это? Что это? 3. Подумай и реши задачи 4. Найди варианты 5. Волшебники 6. Собери цветок 7. Логические концовки 8. Орнамент |
Октябрь | «Путешествие в лес» | 1. Полезно – вредно 2. Что я загадала? 3. Посади цветы 4. Группируем по признакам 5. Вспомни быстрее 6. Все, что летает 7. Что бывает... 8. Где ты живешь? |
Ноябрь | «Путешествие в страну Логику» | 1. Путаница 2. Моя линия – твой рисунок 3. Муха 4. Что нарисовано невидимым карандашом? 5. Шифровальщик 6. Друзья 7. Рассеянный художник 8. Найди предмет |
Декабрь | «Одежда» | 1. Найди пару 2. Продолжи ряд 3. Заплатка 4. Лоскутки 5. Раз, два, три-ищи! 6. Цветные шнурочки 7. Модельеры 8. Ателье |
Январь | «Путешествие в Простоквашино» | 1. Хочу всё знать 2. Местные жители 3. Собери карту 4. Матроскин путает 5. Логические цепочки 6. Сколько нас? 7. Назови одним словом 8.Дорисуй элементы |
Февраль | «Страна математики» | 1. Сосчитай и назови 2. Геометрическое лото 3. Туда-обратно 4. Реши задачи 5. Найди лишний предмет 6. Головоломка 7. Найди ошибку 8. Считаем палочки |
Март | «В зоопарке» | 1. Где чья тень? 2. Кто близко? Кто далеко? 3. Для кого клетка? 4. Кто лишний? 5. Что общего? 6. Что сначала, что потом? 7. Ищем животных 8. Фантастическое животное |
Апрель | «Космическое путешествие» | 1. Космическая машина 2. Считаем планеты 3. Млечный путь 4. Кто быстрее? 5. Хвост кометы 6. Угадай по описанию 7. Продолжи ряд 8. Логические цепочки |
Май | «Поможем зайчатам» | 1. Сколько всех? 2. Дорисуй вторую половину 3. Реши задачки 4. Найди отличия 5. Что кому принадлежит? 6. Соедини по точкам 7. Найди двух одинаковых зайчат 8. Куда спрятались зайчата? |
3.2. Методическое обеспечение Программы
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения.
- Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи у детей 5-8 лет.М.: Сфера,2005.
- Бузунов В. Подумай, отгадай, нарисуй, раскрась! АОЗТ Издательская группа НЭКО, 1994.
- Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.: АСТ,2006.
- Вагурина Л.М. Готовимся к школе. Логические операции. Тестовые задания. М.: Линор, 1999.
- С.Е.Гаврина. Большая книга тестов для детей 6-7 лет. Счет, чтение, знакомство с окружающим миром, развитие речи памяти, внимания, мышления, мелкой моторики руки. Академия развития, 2007
- Девина И.А., Петраков А.В. Развиваем логику. М.: Линор, 1999.
- Заводнова Н.В. Развитие логики и речи у детей. Ростов н/Д: Феникс,2005.
- Карпенко М.Т. Сборник загадок. М.: Просвещение, 1988.
- Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6-9 лет. Практикум для психологов и логопедов. Москва, 2000.
- Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей чтению, математике, русскому языку. - М., АСТ: Хранитель, 2008.
- Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку. СПб: Речь, 2006.
- Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей. - М.: Сфера, 2003.
- Тихомирова Л.Ф. Логика для дошкольников. Ярославль.:Академия развития,2006.
- Фоппель К. Как научить детей сотрудничать (1-4 части). М.,1998.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему я. М.,2001.
- Чистякова Г.И. Психогимнастика. М., 1990.
- Череманкина Л.В. Развитие внимания детей. -Ярославль, 1999.
- Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе. М.2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование на математических занятиях и в свободной деятельности дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»
технология опыта и результативность...
«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логических игр и упражнений" (обобщение педагогического опыта)
Каким образом построить систему педагогической работы по развитию логических приемов мышления старших дошкольников на основе использования логических игр и упражнений? Будет ли данная деятельность име...
Программа для одаренных детей "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"
В этой программе отражена деятельность педагогов по выявлению детей с одаренными математическими способностями. Разраработаны цели, задачи, перспективный план работы с одаренными детьми на один учебны...
Опыт работы "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»".
Краткое описание работы:· Основные противоречия, решаемые в опыте: Обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень интеллектуального развити...
Консультация на тему: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр»
В данной консультации рассмотрены игры на развитие логического мышления, которые могут использовать воспитатели, студенты и родители для работы с детьми старшего дошкольного возраста....
Презентация к опыту работы: "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста по средствам игр, упражнений, логических задач и головоломок."
Конкурсный материал заочного конкурса "Лесенка успеха -2018"...
Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».
Чтобы повысить компетентность родителей в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье, научить их организовать интересную, увлекательную игровую деятельность в се...