Методическая разработка "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей в нравственно — патриотическом воспитании дошкольников ."
консультация (подготовительная группа)

Консультация для воспитателей дошкольных групп по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.odt58.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка:

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей в нравственно — патриотическом воспитании дошкольников .

Нравственно-патриотическое воспитание детей становится главным элементом внеклассной работы образовательных учреждений.

Развитие детей согласно стандартам включает в себя гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое и экологическое воспитание. Ставится задача сформировать у учащихся системные знания о месте России в мире, ее исторической роли и территориальной целостности. В этой связи особенно актуальными становятся мероприятия патриотической и духовно-нравственной тематики.

Патриотическое воспитание дошкольников

Патриотическое воспитание дошкольников является в настоящее время одной из главных целей российского образования. Именно в детском возрасте закладывается чувство любви к Родине. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников — основа всей последующей воспитательной работы.

Воспитание гражданина начинается с любви к малой Родине- это к дому, семье, детскому саду, родному городу. Воспитание любви к самому близкому- это основа из основ нравственно- патриотического воспитания, это первая и самая важная ступень. Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом гражданином России и только потом - жителем планеты. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья - источник любви, привязанности, уважения, то на чем строится любое цивилизованное общество. Успех патриотического воспитания во многом зависит от родителей, от семьи, от атмосферы, которая царит в семье. Поэтому необходимо объединить усилия детского сада и семьи, чтобы достигнуть успеха.

Нравственно-патриотическим воспитанием необходимо заниматься с младшего дошкольного возраста. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. От того, как она будет сформирована в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться такие черты характера, которые незримо связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.

От того, насколько успешно осуществляется процесс формирования основ моральных качеств, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Через совместную деятельность формируются такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим.

Формы и методы развития патриотизма в ДОУ.

В детских садах используются следующие формы и методы развития патриотизма: организация тематических мероприятий, проведение бесед, разучивание пословиц, стихов и песен о Родине.

Организация тематических мероприятий.

В дошкольных организациях мероприятия приурочены к государственным праздникам: День Победы, День народного единства, День защитника Отечества, День России, День Государственного Флага Российской Федерации и другим. Воспитатели рассказывают об истории праздников, дети узнают, кому или чему они посвящены. Например, в преддверии Дня Победы ребята в рамках мероприятия «Голубь мира» изготавливают из бумаги белых голубей, разучивают военные песни и танцы («Катюша», «День Победы»). Также организовываются встречи с ветеранами войны, где дети общаются с защитниками Родины. Дошкольники учат стихотворения соответствующей тематики, готовят рисунки для выставки «Нам нужен Мир».

Проведение бесед.

Важную роль в патриотическом воспитании дошкольников играют беседы. Они могут быть разнообразными, но обязательно должны соответствовать возрасту детей. Воспитатели дошкольных образовательных учреждений часто проводят следующие патриотические беседы:

«Москва — столица нашего Отечества»

Целю такой беседы является воспитание любви к Москве и стране в целом, расширение кругозора, изучение исторических традиций.

«День матери»

Цель: является формирование теплых чувств и благодарности к самому дорогому человеку для ребенка.

«Наша армия»

Цель — сформировать первые представления о родах войск, о защитниках Отечества.

«Первый космонавт»

Цель — познакомить детей с подвигом Ю. А. Гагарина, развивать познавательный интерес к космосу.

«Мой любимый детский сад»

Цель — воспитать любовь к своему детскому саду, доброжелательное отношение к воспитателям и своим сверстникам.

День пожилого человека

Цель:расширение контакта между педагогами ДОУ и семьями воспитанников, выразить признательность старшему поколению, содействовать в установлении контактов между молодыми родителями и представителями старшего поколения.

Разучивание пословиц, стихов и песен о Родине.

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях.

Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. С музыкальным фольклором дети знакомятся на занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги - словом, обеспечивает эмоционально - психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые в слушании и ритмической деятельности для детей дошкольного возраста, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. Органично вплетенные в жизнь детей мудрые народные пословицы и поговорки, забавные частушки, загадки и потешки вызывают у детей интерес к творчеству народов России, желание продолжать знакомство с ним. В нашей работе очень важно, чтобы искусство помогало восприятию окружающего, развивало у детей чувство прекрасного, создавало у них определенное настроение, воспитывало любовь к родному городу и уважение к людям, живущим в нем.

Пословицы и поговорки отражают традиции народа, поэтому являются важным элементом патриотического воспитания. Они в краткой и емкой форме выражают чувство любви к Отчизне и приобщают детей к истории России. Для этого можно использовать следующие пословицы и поговорки: «Нет в мире краше Родины нашей», «Родина мать — всем матерям мать», «Родная земля и в горести мила» «Родной край — сердцу рай», «Одна у человека мать, одна и Родина», «Человек без Родины, что соловей без песни», «Нет сына без отчизны», «Береги Родину, как зеницу ока», «В своем доме и стены помогают», «И пылинка родной земли — золото», «Жить — Родине служить».

Стихотворения передают поэтическое настроение, связанное с любовью к Родине. В воспитательной работе можно использовать патриотические стихи, написанные известными поэтами: С. Есениным, К. Симоновым, Р .Гамзатовым, В. Боковым, С. Михалковым и многими другими.

Детские песни о Родине также необходимо использовать в нравственно-патриотическом воспитании. Среди них: «Бородино», «Россия — корабль», «Держава», «Потому что Родину люблю», «Россия и я», «Песня для России», «Дети России», «Родина Мать»», «Моя дорогая Россия», «Россию обниму», «Россия Божественный край», «Моя Россия».

Осуществляя музыкальное воспитание детей, стараемся работать в тесном контакте с воспитателями и специалистами. Для этого был составлен тематический план по нравственно-патриотическому воспитанию, который охватил бы деятельность всех педагогов ДОУ.

На занятиях по физической культуре знакомятся с играми различных народов, проводят музыкально-спортивные развлечения: «День Защитника», Военно-патриотические игры.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация из опыта работы воспитателя по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Презентация из опыта работы воспитателя по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....

Консультация для воспитателей по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демок...

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Мы живем в необыкновенно сложное и интересное время. Ломаются устаревшие стереотипы, переоцениваются давно установленные ценности, обновляется наше общество. Мы все чаще обращаемся к истокам духовност...

Выступление пед час "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников " (из опыта работы музыкального руководителя) Музыкальный руководитель: ПоповаЛ.С..

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников  (из  опыта  работы  музыкального  руководителя)Музыкальный  руководитель: ПоповаЛ.С. Дошкольный   возра...