тезисы - Гражданское - патриотическое воспитание дошкольников
статья (подготовительная группа)

Озорнина Ирина Анатольевна

Воспитание патриотических чувст у детей дошкольного возраств к символам России. Изготовление -  "Брошь Триколор" своими руками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Озорнина И.А.

Воспитатели МАДОУ детский сад 1 ГО Красноуфимск

Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников

Патриотизм- любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу.

Патриотическое воспитание – это воспитание любви к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, начинает формироваться уже в дошкольном возрасте.

Гражданско-патриотическое воспитание—это система мероприятий, направленных на воспитание любви к отечеству. ответственного отношения к окружающей природе и людям. становления устойчивой связи поколений.

Триколо́р — флаг, состоящий из трёх полос разных цветов.

Мастер-класс- эффективная форма распространения собственного педагогического опыта

Проблема гражданско - патриотического воспитания подрастающего поколения в истории отечественной педагогики всегда занимала достойное место. В.А Сухомлинский, А.С. Макаренко и др. в своих работах подчеркивали необходимость воспитания гражданско-патриотических чувств у детей, начиная с дошкольного возраста. В связи с этим проблема гражданского и патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Это чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания. В последнее время появился термин «новый патриотизм». Он включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.

В нашем детском саду при организации гражданско-патриотического воспитания детей ставятся следующие цели : воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные цели достигаются во всех видах детской деятельности.

Гражданско-патриотическое воспитание детей включает в себя 5 блоков. Первый блок: «Я и моя семья». Мир ребенка начинается с его семьи. Дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления о занятиях близких людей, семейных историях, традициях.

Второй из блоков: «Детский сад». В младших и средней группах через игры, экскурсии, прогулки, занятия учим ориентироваться в помещениях детского сада, здороваться с педагогами и детьми, прощаться, бережно относиться к игрушкам и книгам, поддерживать порядок в группе. В старших и подготовительной к школе группах учим свободно ориентироваться на территории и в помещении детского сада, приобщаем к мероприятиям, которые проводятся в детском саду. Учим соблюдать правила уличного движения и технику безопасности, набирать телефонные номера экстренной помощи, учим быть внимательными к сверстникам и заботиться о младших детях. Воспитываем бережное отношение к детским игровым постройкам.

Следующий блок: «Родная природа». Любовь к природе – одно из проявлений патриотизма. Важно прививать детям умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, поощрять желание детей больше узнать о родной природе.

Четвертый блок: «Родной город. Родная страна». Дети получают краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, учреждениях, знаменитых земляках. Из этого блока дети получают географические сведения о территории нашей страны (глобус, карта). В средней группе знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. В старшей группе расширяют представления о значении государственных символов России, воспитывается уважительное отношение к ним, знакомятся со столицей нашего государства, другими городами России, знаменитыми россиянами. У детей формируется представление о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. Формируются также основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к России.

Последний пятый блок: «Родная культура». Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока мы знакомим детей с устным народным творчеством: сказками, праздниками, народным декоративно-прикладным искусством. Стараясь сформировать у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте регулярно устраиваем виртуальные экскурсии в музеи, где воспитанники знакомятся с историей, с предметами русского быта. Участвуем в народных праздниках.

Формами работы по гражданско – патриотическому воспитанию дошкольников являются досуги, патриотические и спортивные праздники, занятия, выставки детских работ, театрализованные представления. экскурсии, детские проекты, участие в конкурсах.

Помимо специально организованных занятий, бесед, целевых прогулок большая роль в реализации данных блоков отводится совместной деятельности взрослых с детьми. Используются дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые игры с детьми, которые помогают формировать соответствующие знания и навыки. Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия, способствующие развитию патриотических чувств: «Тематический досуг ко Дню матери».  «Новогодний утренник», «День защитников Отечества», «Зарница», «Масленица», «День Победы». «День защиты детей».

Чтобы достичь поставленных целей, мы организуем работу по патриотическому воспитанию, создавая для детей теплую, уютную атмосферу, стараясь, чтобы каждый день ребенка в детском саду был наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной семье, родному детскому саду, родной улице, начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Одной из интересных форм работы с детьми и родителями является проведение мастер-классов на патриотическую тематику

Цель мастер-класса: формирование активной гражданской позиции и самосознания гражданина Российской Федерации, правового самосознания, навыков общественной жизни

Задачи: Способствовать развитию чувства уважения к историческому прошлому Родины, истории города.

Воспитывать уважение к Конституции страны, государственной символике, народным традициям.

Прививать детям чувство гордости за свою страну, город.

Воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни

Хочется верить, что проводимая в нашем детском саду работа по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.

Библиографический список литературы

Агапова Д.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольных образовательных организаций

Бобрикова Е.В. Патриотическое воспитание дошкольников посредством развивающих игр

Меренкова В.П. Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание дошкольников

Туманова Т.Н. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы

Фоменко И.А. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе знакомства с родным городом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по гражданско – патриотическому воспитанию дошкольников

Занятие /социальный мир/«Знакомство с соседями» - Занятие /лепка предметная/ «Угостим новых   знакомых оладушками»- Беседа «Дом, в котором ты живешь»- Проект /социально-ориентиров...

Программа гражданско-патриотического воспитания дошкольников "Мой дом - моя страна"

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Поэтому в настоящее время вопрос о пат...

Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир поло...

Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к труду.

Презентация к выступлению и текст выступления ( отдельным файлом)....

ГРАЖДАНСКО- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ .

В последнее время в условиях реформирования современного российского общества проблема гражданского и патриотического воспитания   чрезвычайно актуальна. Важнейший период становле...

Перспективный план работы по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников во второй младшей группе

Перспективный план работы по гражданско-патриотическомувоспитанию дошкольников во второй младшей  группе...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников на тему: « Наш дом - Россия».

Конспект занятия по патриотическому воспитанию .Тема "Наш дом -Россия.Прививаю любовь к родному краю ....