Педагогическая технология "Умники и умницы"
рабочая программа (средняя группа)
Основным содержанием технологии развивающих игр является эффективное развитие психических процессов внимания, памяти, мышления, воображения, мышления, речи и раннее творческое развитие детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_tehnologiya_umniki_i_umnitsy.docx | 39.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ СЦРР Детский сад «Золотой ключик»
Республика Бурятия, г. Северобайкальск
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружковой деятельности развивающих игр В.В. Воскобовича
Педагогическая технология «Умники и умницы»
Воспитатель: Карпова Т.А.
Содержание программы
1. | Целевой раздел | |
1.1. | Пояснительная записка | |
1.2. | Нормативные документы | |
1.3. | Принципы реализации программы | |
1.4. | Цели | |
1.5. | Задачи | |
1.6. | Краткая характеристика программы | |
1.7. | Показатели эффективности реализации программы | |
2. | Учебный план. Перспективный план | |
2.1. | Учебный план | |
2.2. | Перспективный план | |
3. | Содержательный раздел | |
3.1. | Содержание образовательной работы | |
3.2. | Методы работы с детьми | |
3.3. | Используемые технологии | |
3.4. | Формы организации детской деятельности | |
3.5. | Условия для реализации программы | |
3.6. | Планируемые результаты | |
3.7. | Формы организации обучения | |
3.8. | Список методической литературы | |
1 Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка.
Дошкольное детство-период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становление основ индивидуальности.
Главная задача ДОУ состоит в том, чтобы ребёнок рос здоровым, жизнерадостным, гармонично развитым и деятельным. Общепризнанно, что основной вид деятельности дошкольника - игра. В игре развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни.
Организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно - задача достаточно сложная. Авторский курс развивающих игр В. В.Воскобовича - игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста». У меня возникла идея создания интеллектуально-развивающего кружка для воспитанников нашего ДОУ с использованием игр Воскобовича. Особенно меня привлекли оригинальные решения обыкновенных задач, заложенный в играх творческий потенциал, многовариативность игровых упражнений.
Основным содержанием технологии развивающих игр является эффективное развитие психических процессов внимания, памяти, мышления, воображения, мышления, речи и раннее творческое развитие детей дошкольного возраста.
1.2. Нормативные документы.
Данная дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности (далее Программа) рассматривается как нормативно-правовой документ, разработанный в соответствии с нормативными документами:
- ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 Г. № 1155 "Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования" № 30384,
- Письмо Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования от 28 февраля 2014 года № 08 – 249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»,
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»,
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 №30038),
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Устав МАДОУ СЦРР детский сад «Золотой ключик».
Дополнительная общеобразовательная программа разработана с учетом дидактических материалов и методики развивающих игр Воскобовича В.В
1.3. Принципы реализации программы.
Обучение и развитие основывается на общедидактических принципах и соответствует возрастным особенностям детей:
-Принцип психической комфортности. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса, что позволяет проводить обучения в игровой форме.
-Принцип деятельностного подхода. Введение нового знания не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми. Зачастую сказочные персонажи обращаются за помощью, что требует от дошкольника применять полученные знания в новой ситуации или самостоятельно «добыть» новые знания, что бы выйти из затруднения. А ошибка воспринимается как путь рассмотрения ситуации с другой стороны, особенно если «ошибка» может привести к новому неординарному решению.
-Принцип минимакса. Обеспечение возможности разноуровнего развития детей и развития каждого ребенка в своем темпе.
-Принцип формирования целостного представления о мире. При введение нового знания раскрытия его взаимодействия с предметами и явлениями окружающей природы. Несмотря на сказочность сюжетов, они являются отражением окружающего мира.
-Принцип вариативности. Формировать у детей умение осуществлять собственный выбор.
-Принцип творчества. Принцип обучения на приобретение детьми собственного опыта в творческой деятельности.
1.4 Цель:
Развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет посредством использования развивающих игр Воскобовича в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формирование познавательной активности, социальное и личностное развитие младших дошкольников. Развитие творческих, познавательных данных детей, интеллектуальных, умственных и математических способностей. Стимулирование положительной мотивации к обучению.
1.5 Задачи:
- Оказывать помощь детям для развития сферы общения, их коммуникативных способностей.
- Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать представления об окружающих предметах и явлениях, учить выделять некоторые особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа.
- Способствовать развитию самостоятельности, овладению детьми разными способами действия, приобретению самостоятельной игровой деятельности и общения.
- Развивать интерес детей к сотрудничеству, навыки речевого и деятельного общения со взрослыми и сверстниками, обогащать опыт речевого общения.
- Развитие мелкой моторики рук и координации движений.
- Способствовать развитию творческих проявлений детей, интереса к участию в игровой и художественной деятельности с элементами творчества, радости от реализации своих замыслов и желаний.
- Способствовать согласованности действий родителей и воспитателей, сближению подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду.
1.6. Краткая характеристика программы.
Программа адресована дошкольникам и рассчитана на 4 года.
Организация воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста осуществляется в рамках технологии «Клубный час» - 1 час в неделю. Содержание работы планируется и осуществляется на специально организованных занятиях, в ходе совместной деятельности педагога с детьми. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного усвоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребёнку. Оптимальное количество детей в группе должно быть 12 человек.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю для каждой возрастной группы с сентября по май.
Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности предусматривает раннюю логическую пропедевтику; помогает ребёнку овладеть мыслительными операциями и действиями важными с точки зрения общего интеллектуального развития; даёт возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя, четырьмя. Программа в наибольшей мере отвечает монографическому методу обучения числу и счёту (числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел). Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счёта и измерения. Данная программа предполагает развитие у детей сенсорных и творческих способностей.
Включенные в данную программу развивающие игры Воскобовича решают большое количество образовательных задач. Незаметно для себя дети осваивают цифры и буквы; узнают и запоминают цвет, форму; тренируют мелкую моторику рук; совершенствуют речь, мышление, внимание, память, воображение.
Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности предполагает постоянное и постепенное усложнение игр ("по спирали") за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений, которое позволяет детям продвигаться в развитии самостоятельно и поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то "предметного" результата.
1.7. Показатели эффективности реализации программы
1. Систематичность посещения занятий по дополнительной общеобразовательной программе социально-педагогической направленности детьми.
2. Применение индивидуально-дифференцированного подхода к детям с учётом специфики их развития.
3. Степень сформированности творческих, логических, математических представлений, навыков логико-математического опыта у дошкольников.
4. Сформированность уровня социальной компетенции у дошкольников.
5. Применение дошкольниками полученных знаний и умений в самостоятельной и познавательной деятельности.
2. Учебный план. Перспективный план работы
2.1 Учебный план
Возрастная группа | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в год | Кол-во детей |
Младшая | 1 | 36 | 12 |
Средняя | 1 | 36 | 12 |
Старшая | 1 | 36 | 12 |
Подготовительная | 1 | 36 | 12 |
2.2 Перспективный план работы
Используемые игры в младшей группе.
Месяц | Используемые игры | Задачи |
Сентябрь | 1. «Эталоны формы» (Фонарики). 2. «Чудо крестики-1». | Формировать представления о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина); развивать конструктивные способности, моторику. |
Октябрь | 1 «Эталоны цвета» (Лепестки). 2. «чудо-крестики-2». | Формировать представления о сенсорных эталонах; навыки определения расположения предметов. |
Ноябрь | 1 «Чудо-крестики-2». 2. «Квадрат Воскобовича» (двухцветный) | Формировать навыки расположения предметов; развивать внимание, пространственное мышление. |
Декабрь | 1 «Логоформочки-3» 2. «Прозрачный квадрат». | Развивать творческие способности, моторику; увеличивать объем памяти. |
Январь | 1 «Прозрачный квадрат». 2. «Чудо-крестики-2». | Увеличивать объем памяти; формировать навык выбора фигуры по образцу. |
Февраль | 1 «Теремки». 2. «Кораблик «Плюх-Плюх». | Развивать конструктивные навыки; развивать внимание, смекалку. |
Март | 1 «Геоконт». 2. «Кораблик «Плюх-Плюх». | Развивать конструктивные навыки, внимание, смекалку. |
Апрель | 1 «Теремки». 2. «Геоконт». | Развивать пространственное мышление, воображение. |
Май | 1 «Чудо-крестики-1,2». 2.«Волшебный квадрат Воскобовича» (двухцветный». | Формировать навыки расположения предметов, пространственное мышление. |
Используемые игры в средней группе.
Месяц | Используемые игры | Задачи |
Сентябрь | 1 «Чудо- крестики-1.2». 2. «Волшебный квадрат Воскобовича» (двухцветный, четырехцветный). | Развивать пространственное мышление, воображение; развивать целенаправленное запоминание, внимание, мышление. |
Октябрь | 1 «Эталоны цвета» (Лепестки). 2. «Чудо-крестики-2». | Формировать представление о сенсорных эталонах; развивать пространственное мышление. |
Ноябрь | 1 «Чудо-крестики-2». 2. «Волшебный квадрат Воскобовича» (двухцветный). | Формировать навыки определения расположения предмета; развивать память, творческие способности. |
Декабрь | 1 «Логорифмочки -3». 2. «Прозрачный квадрат». | Развивать произвольное внимание, пространственное мышление. Воссоздавать модель по образцу. |
Январь | 1 «Прозрачный квадрат». 2. «Чудо-крестики-2». | Формировать умение соотносить предметы и объекты. Развивать пространственное мышление. |
Февраль | 1 «Теремки». 2. Кораблик «Плюх-Плюх». | Развивать конструктивные умения, внимание, смекалку. |
Март | 1 «Геоконт». 2. Кораблик «Плюх-Плюх». | Развивать пространственное воображение, внимание, смекалку. |
Апрель | 1 «Теремки». 2. «Геоконт». | Развивать конструктивные умения и навыки, пространственное воображение. |
Май | 1 «Чудо-крестики-1,2». 2. «Волшебный квадрат Воскобовича» (двухцветный). | Развивать внимание, сенсорные способности, мелкую моторику. |
Используемые игры в старшей группе.
Месяц | Используемые игры | Задачи |
Сентябрь | 1 «Эталоны цвета» (Лепестки). 2. «Эталон формы» (Фонарики). 3. «Логоформочки-3». 4. «Чудо-крестики-1,2» | Формировать представление о сенсорных эталонах, развивать умение устанавливать логические связи. |
Октябрь | 1 «Математические корзинки-5». 2. «Чудо-соты». 3. «Теремки». | Развивать произвольное внимание. Формировать навык выбора фигуры по образцу. |
Ноябрь | 1 «Прозрачная цифра». 2. «Волшебный квадрат Воскобовича» (четырехцветный). 3. «Конструктор цифр». | Формировать умение соотносить предметы и объекты. Развивать произвольное внимание, пространственное мышление. |
Декабрь | 1 «Прозрачная буква». 2. «Волшебный квадрат Воскобовича» (двухцветный, четырехцветный). 3. «Геоконт». | Развивать умение воссоздавать модель по образцу, пространственное воображение, умение составлять задачи на преобразование. |
Январь | 1 «Геоконт». 2. «Теремки». 3. «Чудо-соты». | Развивать воображение, фантазию, конструктивные умения и навыки. |
Февраль | 1 «Геоконт». 2. «Шнур-затейник». 3. «Конструктор букв». | Развивать способности конструирования фигур с опорой на схемы. |
Март | 1 «Чудо-цветик». 2. «Парусник». 3. «Ромашка». 4. «Чудо-крестики 1,2». | Формировать навыки определения расположения предметов. Развивать творческое воображение, логику. |
Апрель | 1 «Математические корзинки-10». 2. «Читайка -1». 3. «Теремки». | Развивать мыслительные процессы обобщения, выделения существенных признаков. |
Май | 1 «Счетовозик». 2. «Математические корзинки-10». 3. «Читайка-1». 4. «Теремки». | Развивать мышление, познавательную сферу, произвольное внимание, память. |
Используемые игры в подготовительной группе.
Месяц | Используемые игры | Задачи |
Сентябрь | 1 «Чудо-крестики-1,2». 2. «Чудо-соты». 3. «Чудо- крестики-3». | Формировать навыки определения расположения предметов. |
Октябрь | 1 «Читайка-1». 2. «Шнур-затейник». 3. «Теремки». 4. «Тысячеслов». | Развивать конструктивные умения и навыки, память, мышление, воображение. |
Ноябрь | 1 «Волшебный квадрат Воскобовича». 2. «Прозрачный квадрат». 3. «Прозрачная цифра». | Развивать умение быстро сосредотачиваться, сенсорные способности, мелкую моторику. |
Декабрь | 1 «Геоконт». 2. «Геовизор». 3. «Шнур-затейник». 4. «Волшебный квадрат Воскобовича». | Формировать навыки ориентировки в пространстве, развивать внимание. |
Январь | 1 «Математические корзинки-5,10». 2. «Счетовозик». 3. «Теремки». 4. «Снеговик». 5. «Парусник». | Развивать математические представления (счет), решать логические задачи, пространственные отношения. |
Февраль | 1 «Логоформочки-3,5». 2. «чудо-лукошко». 3. «Геовизор». | Развивать произвольное внимание, пространственное мышление |
Март | 1 «Читайка-1». 2. «Читайка-2» 3. «Конструктор букв». 4. «Тысячеслов». | Развивать зрительную память, объем кратковременной слуховой памяти. |
Апрель | 1 «Геоконт». 2. «Геовизор». 3. «Игровизор». 4. «Счетовозик». | Развивать способность конструирования фигур с опорой на схемы. Формировать навыки ориентировки в пространстве. |
Май | 1 «Чудо-цветик». 2. «Теремки». 3. «Яблонька». 4. «Ромашка». | Развивать творческое воображение, логику, произвольное внимание, память. |
3. Содержательный раздел.
3.1 Содержание образовательной работы
1. Игры и упражнения для преодоления стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду
2. Игры и упражнения для снятия эмоционального и мышечного напряжения
3. Игры и упражнения для формирования восприятия формы и цвета
4. Игры и упражнения для формирования общей и мелкой моторики
6. Игры и упражнения для формирования мыслительных операций
7. Игры и упражнения для формирования общей и мелкой моторики
3.2 Методы работы с детьми:
Организационно-педагогические условия реализации рабочей программы дополнительного образования социально-педагогической направленности «Брызг-Брызг» обеспечены следующими методами:
- наглядный
- исследовательский
- практический
- объяснительно-демонстративный
- проблемно-поисковый
3.3 Используемые технологии:
1. Здоровьесберегающие технологии (подвижные игры, физминутки, сказкотерапия, пальчиковые игры)
2. Игровые технологии
3.4. Формы организации детской деятельности
1.Логико-математические игры.
2.Интегрированные игровые занятия.
3.Совместная деятельность педагога и детей.
4.Самостоятельная игровая деятельность.
3.5. Условия для реализации программы:
1.Организация развивающей предметной среды:
- оснащение комплектами игр и игровых пособий.
2.Организация педагогического процесса с детьми:
- программа предназначена для работы с детьми 3-7 лет.
3.6 Планируемые результаты знание цифр и букв, счёт, знание геометрических фигур, умеют ориентироваться на плоскости; знание и использование в практической деятельности стандартных эталонов формы; знание и использование в практической деятельности стандартных эталонов цвета; умение действовать по образцу; умение действовать по речевому указанию; положительная эмоциональная реакция при выполнении заданий; координация простых движений; умение различать размеры; умение концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца; умение анализировать, сравнивать, сопоставлять; совершенствуется речь, внимание, память, воображение; хорошо развита мелкая моторика рук; навык рисования простых линий.
3.7 Формы организации обучения
Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности рассчитана на 9 месяцев обучения (с сентября по май), по 4 занятия в месяц.
Продолжительность образовательной деятельности: не более 30 минут. Занятия проходят по подгруппам не более 12 человек.
Структура занятия может быть гибкой и изменяться от поставленных задач. Так же возможно изменить и поставленные задачи, если этого требует эмоциональное состояние детей или возникшая ситуация, требующая немедленного разрешения.
Каждое занятие включает в себя три части: вводная, основная, заключительная. В водной части создается эмоциональное настроение у детей (разминка). Основная часть посвящена цели занятия. В заключительной части - релаксация, подводятся итоги занятия. В ходе всех занятий дополнительно закрепляются знания и навыки, полученные дома, в детском саду и на других занятиях.
3.8 Список методической литературы
1. Бондаренко, Т.М. «Развивающие игры в ДОУ» Т.М. Бондаренко. - Изд.: Воронеж, 2009 г. - 192 с.;
2. Воскобович, В.В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты, игры» В.В. Воскобович. - СПб.: НИИ «Гириконд», 2010. – 73 с.;
3. Воскобович, В.В. Развивающие игры В. В. Воскобович, Л.С. Вакуленко. - СПб.: ТЦ «Сфера», 2015 г. - 43 с.;
4. Михайлова, З.А. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста» З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина. - Изд.: Детство-Пресс, 2011 г. - 80 с.: ил.;
5. Никитин, Б.П. Развивающие игры Б.П. Никитин.- Изд.: «Просвещение», 1994. - 160 с.: ил.;
6. Носова, Е.А. Логика и математика для дошкольников Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. - СПб.: Детство – Пресс, 2004. - 79 с.: ил.;
7. Смоленцова, А.А. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей - СПб.: Детство – Пресс: 2010. - 112 с.;
8.Большова Т.В.Учимся по сказке. (Развитие мышления дошкольника с помощью мнемотехники). – Санкт-Петербург, 2005.
9. Лютова Е.К., Монина Г.Б.Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: Речь, 2005. - 145 с.
10. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. – Феникс, 2005.
11. Балацкая технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры». // Санкт – Петербург, 2003.
12. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. - Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2003.
13. Математика от трех до семи. Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов. - Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2006.
14. Методические советы к программе «Детство», СПб «Детство – Пресс», 2006.
15. Михайлова занимательные задачи для дошкольников. - М.: «Просвещение», 1985..
16. Суворова в проблемных ситуациях для маленьких детей. С.- П-б. «Детство – Пресс»: 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мини-интеллектуальная олимпиада "Умники и умницы"
Интеллектуальная мини – олимпиада – это форма интеллектуального соревнования старших дошкольников, позволяющая выявить не только определенные знания детей, но и умение применять их в новых нес...
Конспект детско-родительского досуга по математике "Умники и умницы"
Согласитесь, большое значение для работы с детьми имеет налаженный контакт с родителями. данный конспект этого интересного мероприятия поможет вам в этом....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально–педагогической направленности «Умники и умницы»
Программа «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для воспитанников 5-7 лет и позволяет систематизировать у них знания, сформировать обобщенные спо...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Умники и умницы»
Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Умники и умницы» имеет социально-педагогическую нап...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа. Социально педагогической направленности «Умницы и умники»
СОДЕРЖАНИЕ 1.Пояснительная записка …………………………………........................3 2. Содержан...
Конспект для детей подготовительной группы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Социально педагогической направленности «Умницы и умники» Занятие: «Знакомство со звуком [А]»
Конспект НОД для детей подготовительной группы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе cоциально педагогической направленности «Умницы и умники».Занятие: «Зна...
Паспорт педагогического проекта по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Умники и умницы идут по улице» для детей 6-7 лет.
В нашей стране, как и во всём мире, увеличивается число дорожно-транспортных происшествий. По статистике каждой десятой жертвой ДТП является ребёнок. Часто это связано с несоблюдением правил дорожного...